Упражнение «ИСПРАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ».
Цель:
1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 12-го типа.
2. Развивать слуховое внимание и логическое мышление.
3. Совершенствовать грамматическое оформление фразы.
Ход игрового упражнения.
Логопед просит ребенка исправить предложения.
Логопед: Ребенок:
У Светы на брошке новое платье. У Светы на платье новая брошка.
Дворник сгреб грабли и взял листву. Дворник взял грабли и сгреб листву.
Два гнезда смотрят из дрозда. Из гнезда смотрят два дрозда.
Плотник забил в гвозди бревно. Плотник забил в бревно гвозди.
Хлебные крошки клюют птичку. Птичка клюет хлебные крошки.
Степка отнес спальню в кресло. Степка отнес кресло в спальню.
Пленку накрыли грядкой. Грядку накрыли пленкой.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 12-ГО ТИПА
В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ.
У Ксюшки на платье новая брошка.
На клумбе взошли флоксы.
Птичка в клетке звонко пела.
В травке не видно тропки.
Фрукты не растут на грядке.
Весной дрозды вьют гнезда.
Трудно плыть в шлюпке во время шторма.
Клава читала сказку «Хвосты».
Под пленкой на грядке быстро взошли семена свеклы и брюквы.
Малыш смешно читал стишки.
Степке снился страшный сон, будто в спальне пляшет слон.
На свалке старье, стекла и тряпки.
Гребцы в шлюпке дружно гребли веслами.
Приклей обои и плотно прижми их к стенке.
Слава громко хлопнул дверью.
На шлейфе платья - блестки.
Дружба – дружбой, а служба – службой.
Храбрый дрозд прогнал злого кота.
ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ В НАЧАЛЕ И СЕРЕДИНЕ СЛОВА.
(13 тип слоговой структуры).
Упражнение «ДОБАВЬ СЛОГ «КА».
Цель:
1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 13-го типа.
2.Упражнять в звуковом анализе.
3. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Логопед, бросая мяч ребенку, произносит начало слова. Ребенок, возвращая мяч, заканчивает его слогом «ка», затем называет слово полностью.
Логопед: Ребенок:
Шкатул шкатулка
Хлопуш хлопушка
Площад площадка
Квакуш квакушка
Скакал скакалка
Ступень ступенька
Стамес стамеска
Кладов кладовка
Скамей стамеска
Пропол прополка
Кревет креветка
(Лексическое значение незнакомых слов необходимо объяснить.)
Упражнение «КАКОЕ СЛОВО ПОЛУЧИЛОСЬ?».
Цель:
1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 13-го типа.
2.Упражнять в звуковом анализе.
3.Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Ребенок, бросая мяч логопеду, произносит первый слог. Логопед, возвращая мяч, говорит окончание слова и просит ребенка назвать слово полностью.
Ребенок: Логопед: Ребенок:
мерка примерка
вивка прививка
ческа прическа
ПРИ
щепка прищепка
права приправа
бавка прибавка
ставка приставка
манка приманка
сыпка присыпка
Упражнение «НАЗОВИ ЛАСКОВО».
Цель:
1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 13-го типа при образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование:мяч.
Ход игрового упражнения.
Логопед, бросая мяч ребенку, называет предмет. Ребенок, возвращая мяч логопеду, называет его «ласково».
Логопед: Ребенок:
А) с суффиксом – К -.
Кровать кроватка
Площадь площадка
Ступень ступенька
Сторона сторонка
Б) с суффиксом – ИШК-, -ЫШК-.
Стекло стеклышко
Гнездо гнездышко
Бревно бревнышко
Брат братишка
Трус трусишка
Штаны штанишки
В) с суффиксом – ЧК-, -ЧИК.
Крыльцо крылечко
Блюдце блюдечко
Слово словечко
Сказка сказочка
Цветы цветочки
Блины блинчики
Графин графинчик
Стакан стаканчик
Упражнение «СКАЖИ НАОБОРОТ».
Цель:
1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 13-го типа при употреблении антонимов.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Ход игрового упражнения.
Логопед предлагает ребенку подобрать слово с противоположным значением.
Логопед: Ребенок:
Темная светлая
Трусливая храбрая
Веселая грустная
Шершавая гладкая
Громадный крошечный
Уснуть проснуться
Болезнь здоровье
Упражнение «СКАЖИ О СЕБЕ».
Цель:
1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 13-го типа при употреблении возвратных глаголов прошедшего времени.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: парные картинки.
Ход игрового упражнения.
Логопед показывает ребенку парные картинки и просит подобрать слово, которое обозначает, что человек делает что-то сам.
Логопед: Ребенок:
Прятал прятался.
Сгибал сгибался
Свалил свалился
Крутил крутился
Хвалил хвалился
Светил светился
Спустил спустился