Упражнение 3. Запишите предложения, выделите грамматические основы, определите, каким членом предложения является инфинитив

БИЛЕТ 1

Упражнение 1. Заполните таблицу приведенными ниже словосочетаниями, вставляя пропущенные буквы. Определите, какие части речи выступают в качестве зависимых слов при согласовании, управлении, примыкании.

Согласование Управление Примыкание
     

Здание эл..ватора, легкое пр..к..сновение, к..сательная к окружности, ..десь не курят, качественное прил..гательное, ра..пространенное пр..дл..жение, пр..гласить на танец, в течение дня, пр..дл..гать помощь, пр..спустить флаг, оди(н, нн)надцатая ост..новка, наш пр..подаватель, пр..клонныйвозр..ст, более быстрый, пр..клонитьк..лена, пр..имущество в игре, пр..ехалпр..смотреться, не(за)чем беспокоит(?)ся, пр..одолетьпр..пятствия, его сб..режения, бежал не огляд..ваясь, дом стоит.

Упражнение 2

1. Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения.

2. Из предложения выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

Впервые вижу его днем.

3. Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута, дискуссии, полемики - вы, конечно, убедитесь, что ведут они себя по-разному.

4. Замените словосочетание КУСТЫ ЧЕРНИКИ,построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

5.Замените словосочетание ОГОРЧЁННО ВЗДОХНУЛ, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

6.Замените словосочетание ПУТЬ ЖИЗНИ, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

7. Замените словосочетание СКИФСКИЕ КУРГАНЫ, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

БИЛЕТ 2

Упражнение 1.Выписать подлежащее, указать, чем выражено

1) Колокольчик однозвучный утомительно гремит.

2) Она заботилась нежно о своих родителях.

3) И никто с начала мира не видал такого пира

4) Слезливый слезами обольется, смешливый со смеху надорвётся.

5) Двести двадцать делится на двадцать без остатка.

6) Вышедший протянул мне письмо.

Упражнение 2. Прочтите текст и выполните задания

(1)Снежный барс имеет и другое общепринятое название — ирбис. (2)Оно укоренилось давно. (3)Еще в XVII веке русские купцы, торговцы пушниной, переняли это название у местных азиатских охотников, многие из которых говорили на тюркском наречии. (4)Слово это ими произносилось как «ирбиз», что означало «снежная кошка».

(5) Снежный барс по ряду признаков занимает промежуточное положение между большими и малыми кошками. (6)С большими кошками барса роднит узор на голове, манера держать хвост, когда животное спокойно, и еще ряд анатомических особенностей. (7)Зато барс, как и другие малые кошки, умеет мурлыкать; поза, которую животное принимает, трапезничая. (8)Учитывая эту схожесть и с теми, и с другими кошками, барсов порой называют «средними кошками». (9)Но вот по своим габаритам они ничуть не уступают леопарду, типичному представителю «больших».

Задание 1. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?

1) барс имеет (предложение 1)

2) переняли название (предложение 3)

3) что означало (предложение 4)

4) манера держать (предложение 6)

Задание 2. Какое утверждение ошибочно?

1) в третьем предложении три грамматических основы

2) в шестом предложении две грамматических основы

3) в девятом предложении простое глагольное сказуемое

4) в восьмом предложении одна грамматическая основа

Упражнение 3.В каких предложениях допущены ошибки в определении состава подлежащего?

  1. Жил старик со своею старухой у самого синего моря.
  2. Комендантша с дочерью удалились.
  3. Николай с Денисовым ходили по залам.
  4. Белые шапки надели старые пни
  5. Мать с сыном пошла гулять.
  6. Одна пчела много не натаскает.

БИЛЕТ 3

Упражнение 1. Определить, чем выражено сказуемое

1. Наступила поздняя осень.

3. Лес пуст и гол

4. Ижевск – это столица Удмуртии

5. Дважды два - четыре

6. Сады сажать – жизнь радовать

Упражнение 2. Укажите, какими членами предложения являются выделенные слова:

а) подлежащим;б) сказуемым;в) дополнением;г) определением;д) обстоятельством;

е) не является членом предложения.

1. Льет в окошко зимний месяц золотистый свет.

2. Сменила мудрость молодости пыл.

3. Я начал разыскивать потерянную клюшку.

4. Каждый звук случайный я ловлю пытливо.

5. Желание наказать обидчика было очень сильно.

6. Мы шли в течение всего дня.

7. Врач запретил мне читать лёжа.

8. На столе стояла шкатулка из серебра.

9. Я не видел реки великолепнее Енисея.

10. Вальсы играет гармонь вдалеке.

11. Шепчут губы чье-то имя.

12. Вследствие дождей дороги размыло.

13. Ночь на миг дыханье задержала.

14. Он поторопился, потому иошибся.

15. Он просил нас зайти к нему.

16. Сбылась, мечта увидеть Париж.

17. С горы хорошо видно мой дом и школу.

18. Байкал — самое глубокое в мире озеро.

Упражнение 3. Запишите предложения, выделите грамматические основы, определите, каким членом предложения является инфинитив.

1. Клевать сразу перестало.

2. Жить – Родине служить.

3. Состав, загнанный по ветке, начали разгружать.

4. Охота странствовать напала на него (Грибоедов).

5. Я советую тебе вернуться домой

6. У Мцыри было одно стремление – победить.

7. Рыбаки расположились на берегу реки удить рыбу.

БИЛЕТ 4

Наши рекомендации