Методика работы по развитию умения определять родственные слова и производить морфологический анализ слов
Система словообразовательных моделей языка усваивается на основе выделения словообразовательных аффиксов, соотнесения их со значением, следствием чего является овладение словообразовательной моделью — типом и словообразование по аналогии. Формирование моделей словообразования и уточнение значений аффиксов осуществляется: а) через сравнение слов с одинаковым аффиксом, что дает возможность выделить общее значение, присущее данному аффиксу; б) через сравнение родственных слов, что позволяет дифференцировать значение словообразующих аффиксов.
В связи с этим, развитие умения определять родственные слова и производить морфологический анализ слов является необходимым условием дифференциации словообразовательных моделей, формирования морфологических обобщений. Работа над родственными словами способствует подготовке к школьному обучению и овладению грамотой детьми с ЗПР.
Дети уже в дошкольном возрасте способны на неосознанном уровне усваивать некоторые грамматические закономерности. В это же время происходит и формирование языковых обобщений (фонематических, морфологических, синтаксических).
Сравнивая лексическое и грамматическое значение словоформ, дошкольники способны определить (выделить) «похожие» и «разные» слова.
С учетом закономерностей онтогенеза и особенностей усвоения детьми с ЗПР грамматических умений и навыков
в процессе коррекционной работы выделяются следующие направления: а) развитие умения определять «лишнее» слово из группы слов; б) развитие умения отбирать родственные слова из ряда слов; в) развитие умения подбирать родственные слова; г) развитие умения находить в словах общую морфему.
Работе по развитию умений производить морфологический анализ слов предшествует работа по формированию у детей представления о родственных словах, их сходстве по лексическому значению.
Примерные задания для развития умения определять родственные слова
а) Определение среди группы сходных по звуковой структуре слов «лишнего» по значению (например, лес, лесной, лесник, лестница; вода, водяной, водный, водить; осина, оса, подосиновик; гора, горный, горе;рис,рисовый, рисунок и т. д.).
б) Определение среди группы слов «лишнего» слова (например, дом, доска, домашний; бег, бегать, брат и т. д.).
в) Определение и называние среди группы слов похожихслов (например, лес, влез, лесник; сахар, лисица, сахарница; море, моряк, морщины, морской; боль, болеть, большой,больница и т. д.).
г) Подбор родственных слов.
Дидактический материал — сюжетные картины «Лес», «Река», «Зима».
Предварительно на занятиях уточняется, какие слова могут называться родственными. Проводится подбор родственных слов с опорой на картинки. Логопед предлагает ребенку посмотреть на сюжетную картинку и подобрать родственные слова к слову лес (гриб, вода, еж, снег и т. д.).
д) Подбор родственных слов с опорой на вопросы.
■Речевой материал — группы слов (например, боль, соль, цвет, зелень и т. д.).
Логопед предлагает ребенку образовать новые слова, отвечая на вопросы. Например: боль (что делает?) — болит; боль — (какой?) — больной и т, д.
е) Образование родственных слов по аналогии.
Речевой материал — группы слов (например, сахар, мыло, суп, хлеб, ворона, гусь, утка и т. д.).
Дидактический материал — предметные картинки (например, сахарница, мыльница, супница, хлебница, вороненок, утенок, гусенок и т. д.).
Логопед предлагает ребенку образовать новые слова с опорой на образец (например, сухарь — сухарница, суп — ...; аист — аистенок, утка — ... и т. д.). В случае затруднений можно использовать картинки.
В процессе коррекционного воздействия для развития умения производить морфологический анализ слов проводится работа по развитию умения выделять в качестве общей морфемы: а) окончание; б) корень; в) приставку; г) суффикс.
Примерные виды заданий
а) Нахождение в словах общего окончания.
Речевой материал — группы слов {коты, столы, вазы, дома; ведра, зеркала, гнезда, собаки; мальчики, лошади, клены, скамейки; мыло, стулья, платья, листья; большой, синий, голубой, дорогой; кот, дом, белка, сок и т. д.).
Логопед просит ребенка внимательно прослушать группу слов и сказать: какие слова похожи друг на друга; какое слово «лишнее» (например, в группе слов: коты, столы, вазы, дома, «лишнее» слово — дома).
б) Нахождение в словах общего корня.
Речевой материал — группы слов (винт, завинтить, пингвин; снег, снеговик, снимать; унес, шел, принес; книжка, книжный, скинул; унес, вынес, пришел; плыл, отплыл, перешел и т. д.).
Логопед просит ребенка внимательно прослушать слова и сказать, какие слова похожи друг на друга.
в) Нахождение в словах обшей приставки.
Речевой материал — группы слов (пришел, перелил, прилетел; отполз, отбежал, зашел; прибежал, зашел, принес; выкинул, вошел, выпрыгнул и т. д.).
Задание выполняется аналогично предыдущему.
г) Нахождение в словах общего суффикса.
Речевой материал — группы слов (столик, печка, домик; каменщик, сахарница, носильщик; носище, водичка, домище; беловатый, зеленый, сероватый; печка, дочка, носик, кочка; бабушкин, дедушкин, дубовый, папин и т. д.).
Задание выполняется аналогично предыдущему.
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
Логопедическую работу по развитию языкового анализа и синтеза у дошкольников с ЗПР следует проводить по следующим направлениям:
1) развитие анализа предложений на слова;
2) развитие слогового анализа и синтеза;
3) развитие фонематического анализа и синтеза.