Закрепление беспредложных конструкций существительных единственного числа

Закрепление беспредложных падежных конструкций су­ществительных единственного числа проводится в аналогич­ной последовательности с учетом следующих лингвистичес­ких факторов: продуктивности флексий, места ударения и его подвижности, наличия изменений в основе (чередова­ния, появления беглого гласного, супплетивизма, наращи­вания основы и др.).

1. Винительный падеж. В процессе логопедичес­кой работы над данной падежной конструкцией учитывается вариативность окончаний, отличие окончаний одушевлен­ных и неодушевленных существительных мужского рода. Поэтому в начале работы отрабатывается значение одушев­ленности-неодушевленности. Для этого детям предлагается выбрать среди предложенных картинок те, которые отвеча­ют на вопрос: а) «Кто?»; б) «Что?». Затем уточняется, что на вопрос «Кто?» отвечают названия живых предметов, а на вопрос «Что?» — названия неживых предметов.

В дальнейшем проводится работа над каждым окончани­ем формы винительного падежа с учетом последовательнос­ти его появления в онтогенезе (нулевое окончание, -у, -а/-я).

Примерный речевой материал для закрепления винительного

падежа формы

Окончание грамматической формы Речевой материал
Нулевое окончание
  Неодушевленные существительные мужского рода: шкаф, стол, дом, стул, самолет, диван, автобус, по мидор, лимон, карандаш Неодушевленные существительные женского рода 3 склонения: мор-ковь, кровать, тетрадь, медаль
Окончание -о/е
  Существительные среднего рода: пальто, яйцо, кресло, зеркало, дерево
Окончание-у
Ударное окончание-у Существительные женского рода: сосна {сосну), пчела (пчелу), лиса (лису)
Безударное окончание -у Существительные женского рода: кукла (куклу), бабушка (бабуш­ку), бабочка (бабочку), утка (утку), улитка (улитку), береза (березу), рябина (рябину), подуш­ка (подушку) Существительные мужского рода с окончанием -а в именительном падеже: папа (папу), дедушка (де­душку)
Окончание-а/я
Ударное окончание -а/я при сохранении звуковой струк­туры основы начальной фор­мы слова Одушевленные существительные мужского рода: слон (слона), конь (коня); муравей (муравья), врач (врача), петух (петуха), моряк (моряка), еж (ежа), воробей (во­робья)
Безударное окончание -а/я при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова Одушевленные существительные мужского рода: тигр (тигра), волк (волка), медведь (медведя), мальчик (мальчика), рак (рака)
Ударное окончание -а/-я при из­менении звуковой структуры ос­новы начальной формы слова Одушевленные существительные мужского рода: лев (льва), ще­нок (щенка), скворец (скворца)
Безударное окончание -а/-я при изменении звуковой структуры основы начальной формы слова Одушевленные уществительные мужского рода: заяц (зайца), ко­тенок (котенка), утенок (утен­ка), дятел (дятла), теленок (теленка)

Игровые упражнения для закрепления существительных винитель­ного падежа единственного числа

а) Игр а « Кто больше подберет слов».
Логопед предлагает ребенку подобрать как можно больше

слов, отвечая на заданный вопрос. Например: «Что можно шить?» — «Рубашку, шубу, юбку»; «Что можно есть?» — «Яблоко, лимон, помидор, арбуз»; «Кого можно угощать?» — «Девочку, кошку, собаку, мальчика, зайца» и т. д.

б) Дополнение предложения с помощью
предметной картинки.

Предлагается незаконченное предложение и картинка, название которой ребенок должен поставить в определен­ной форме. Например, Оля рисует ...(дом, кошку, щенка).

2. Родительный падеж существительных единственного числа.

Логопедическая работа над данной падежной конструк­цией проводится в следующей последовательности: а) грам­матические формы с окончанием -а/-я; б) грамматические формы с окончанием -и/-ы.

Примерный речевой материал для закрепления родительного падежа формы

Окончание грамматичес­кой формы Речевой материал
Окончание-а/-я
Ударное окончание -а/-я при сохранении звуковой структуры основы началь­ной формы слова Существительные мужского рода: пирог (пирога), карандаш (карандаша), то­пор (топора), конь (коня), стол (сто­ла), хвост (хвоста), моряк (моряка) Существительные среднего рода: перо (пера), крыльцо (крыльца), молоко (молока), ведро (ведра), яйцо (яйца), кольцо (кольца)
Безударное окончание -а/-я при сохранении зву­ковой структуры основы начальной формы слова Существительные мужского рода: маль­чик (мальчика), арбуз (арбуза), медведь (медведя), лимон (лимона), дуб (дуба), стул (стула), апельсин (апельсина) Существительные среднего рода: крес­ло (кресла), платье (платья), поло­тенце (полотенца), облако (облака), яблоко(яблока)
Ударное окончание-а/-я при изменении звуковой структуры основы началь­ной формы слова Существительные мужского рода: скво­рец (скворца), щенок (щенка), пень (пня), лев (льва)
Безударное окончание -а/-я при изменении звуковой структуры основы началь­ной формы слова Существительные мужского рода: по­росенок (поросенка), дятел (дятла), котенок (котенка), ягненок (ягнен­ка), заяц (зайца), теленок (теленка)
Окончание -ы/-и
Ударное окончание-ы/-и при сохранении звуковой структуры основы началь­ной формы слова Существительные женского рода: лиса (лисы), коза (козы), пила (пилы).ов-ца (овцы), сестра (сестры)


Безударное окончание-ы/-и Существительные женского рода: де-
при сохранении звуковой вочка (девочки), собака (собаки), кош-
структурыосновыначаль- ка (кошки), бабочка (бабочки),ручка
ной формы слова (ручки), лопата (лопаты), капуста

(капусты), ваза (вазы)

Задания для закрепления существительных родительного падежа единственного числа

а)Игра «Какой картинки не стало?». Логопед выставляет ряд картинок и убирает картинки по одной. Ребенок говорит, какой картинки не стало.

б)Игра «Кто живет в доме? Кого не стало?».

Логопед предлагает ребенку поиграть в «волшебный» домик.

Он показывает ребенку домик с игрушками животных, а затем убирает по одной игрушке. Ребенок говорит, какой игрушки не стало.

в) Дополнение предложения с помощью
предметной картинки. Например: «В мыльнице ле­
жит кусок ... (мыла)».

г) Игр а «Что без чего?».

Перед ребенком сломанные предметы. Логопед задает вопрос: «Что без чего?» Ребенок отвечает на вопрос. Напри­мер, стол, без ... (ножки); машина без ... (колеса); кастрю­ля без... (ручки); часы без... (стрелки); чайник без... (крыш­ки); чашка без... (ручки).

3.Дательный падеж существительных един­ственного числа.

В дательном падеже у существительных мужского и сред­него рода отмечается окончание -у/-ю, а у существительных женского рода — окончание -е.

Работа начинается с закрепления окончания -у/-ю, за­тем отрабатывается окончание -е.

Примерный речевой материал для закрепления данной падежной формы

Окончание грамматической формы Речевой материал
Окончание -у/-ю
Ударное окончание -у/-ю при сохранении звуковой струк­туры основы начальной фор­мы слова Существительные мужского рода: петух (петуху), конь (коню), еж (ежу), лось (лосю) Существительные среднего рода: крыльцо (крыльцу), яйцо (яйцу), кольцо (кольцу), ведро (ведру), письмо (письму)
Безударное окончание -у/-ю при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова Существительные мужского рода: брат (брату), арбуз (арбузу), орех (ореху), клоун (клоуну), ли­мон (лимону), автобус (автобу­су), медведь (медведю) Существительные среднего рода: солнце (солнцу), дерево (дереву), пла­тье (платью), мыло (мылу), кресло (креслу), полотенце (полотенцу)
Ударное окончание -у/-ю при изменении звуковой структу­ры основы начальной формы слова Существительные мужского рода: пень (пню), скворец (скворцу), лев (льву)
Безударное окончание -у/-ю при изменении звуковой структуры основы начальной формы слова Существительные мужского рода: дятел (дятлу), заяц (зайцу), ко­тенок (котенку), ягненок (ягнен­ку), лисенок (лисенку)
Окончание-е
Ударное окончание -е при со­хранении звуковой структу­ры основы начальной формы слова Существительные женского рода: свинья (свинье), сосна (сосне), оса (осе), пила (пиле), пчела (пчеле), лиса (лисе), коза (козе)
Безударное окончание -е без изменения звуковой структу­ры основы начальной формы слова Существительные женского рода: ворона (вороне), синица (синице), роза (розе), береза (березе), кош­ка (кошке), ромашка (ромашке), чашка (чашке), белка (белке)

Задания для закрепления существительных дательного падежа единственного числа.

а) Дополнение предложенияс помощью предмет­
ной картинки, например: «Петя несет кресло ... (бабуш­ке)»; «Мама шьет юбку ... (дочке)»; «Папа строит буд­ку ... (собаке)»; «Папа купил машинку... (сыну)»; «Девочка
дает молоко... (котенку)»; «Мальчик наливает воду... (по­пугаю)».

б) Игра «Кому приготовили угощенье?».

На столе игрушки животных: белка, коза, корова, мед­ведь, волк, заяц, собака, лиса — и угощенье для них: орехи, шишка, трава, хлеб, мед, малина, мясо, морковь, кость.

Логопед предлагает объединить угощенье и игрушку, для которой это угощенье приготовлено, например: морковь — зайцу.

в) Игра «Кому что дадим?».

Для игры нужны картинки с изображением животных и корма для них. Ребенок отвечает на вопрос: «Кому что дадим?» Например: «Траву дадим корове»; «Мед дадим мед­ведю»; «Овощи дадим свинье» и т. д.

4. Творительный падеж (со значением орудийности).

Главенствующим окончанием существительных в твори­тельном падеже единственного числа является окончание мужского рода -ом/-ем,которое появляется в онтогенезе раньше, чем окончание -ой существительных женского рода.

На начальных этапах логопедической работы даются за­дания на уточнение рода существительных (например: «По­кажи картинку, о которой можно сказать он, она»).

При закреплении каждой грамматической формы в пер­вую очередь отрабатываются ударные окончания, затем — безударные.

Задания и игровые упражнения для закрепления творительного падежа существительных единственного числа а) Дополнение предложения по вопросам с по­мощью предметной картинки. Например: «Траву косят

Примерный речевой материал для закрепления творительного

Падежа формы

Окончание грамматической формы Речевой материал
Окончание -ом/-ем
Ударное окончание -омпри сохра­нении звуковой структуры основы начальной формы слова Существительные мужского рода: жук (жуком), топор (топором), карандаш (ка­рандашом) Существительные среднего рода: ведро (ведром), крыль­цо (крыльцом), перо (пером), кольцо (кольцом)
Безударное окончание -ом/-ем при сохранении звуковой структуры ос­новы начальной формы слова Существительные мужского рода: медведь (медведем), волк (волком), чайник (чайником), клюв (клювом) Существительные среднего рода: полотенце (полотен­цем), море (морем), одеяло (одеялом), зеркало (зерка­лом)
Ударное окончание -омпри изме­нении звуковой структуры основы начальной формы слова Существительные мужского рода: молоток (молотком), сачок (сачком), свисток (сви­стком), крючок (крючком)
Ударное окончание -ойпри сохра­нении звуковой структуры основы начальной формы слова Существительные женского рода: пила (пилой), коса (ко­сой), оса (осой), лиса (лисой), коза (козой)
Безударное окончание -ойпри со­хранении звуковой структуры осно­вы начальной формы слова Существительные женского рода: лапа (лапой), вилка (вилкой), лейка (лейкой), девочка (девочкой), удочка (удочкой), бабушка (бабуш­кой)

(чем?)... (косой)»; «Олялюбуется (чем?)... (морем)»; «Воду несут (чем?) ... (ведром)»; «Хлебрежут (чем?)... (ножом)»; «Сын гордится (кем?) ... (мамой)».

б) Игра «Кто чем работает».

Дидактический материал — картинки с изображением профессий людей и предметные картинки.

Ребенка просят подобрать пары картинок, отвечая на воп­рос: «Кто чем работает?» Например, плотник — топором; дворник — метлой; садовник — лопатой; художник — ка­рандашом и т. д.

Подбор существительных к глаголу. Логопед задает воп­рос: «Чем можно писать, пилить, рисовать и т. д.?» Ребенок отвечает на вопрос и приносит соответствующий предмет. Например: писать можно — ручкой, карандашом; пилить — пилой; рисовать — краской, карандашом; копать — лопа­той, совком; умываться — мылом и т. д.

Образование предложно-падежных конструкций единственного числа Логопедическая работа над предложно-падежными кон­струкциями проходит с учетом последовательности их появ­ления в онтогенезе. Поэтому сначала отрабатываются пред­логи в, на, под, имеющие конкретные значения (I этап); затем предлоги из, за, перед, по, из-за, из-под (II этап).

При проведении логопедической работы учиты­вается, что с предлогами употребляются следу­ющие падежные формы:

1) винительный падеж с предлогами в, на, за, подсо зна­чением направления действия, например: кладет на стол, кладет в стол, кладет под стол, кладет за стол;

2) предложный падеж с предлогами в, на со значением местонахождения, например: стоит на столе, лежит в столе;

3) дательный падеж с предлогом по(значение местонахож­дения), с предлогом к (значение направления действия), например: идет по дороге, подходит к дому;

4) родительный падеж с предлогом у (значение местона­хождения), с предлогами с, из (значение направления действия), например: взял с коробки, взял из стола;

5) творительный падеж с предлогами за, над, под, перед (значение местонахождения предмета), обозначающими часть пространства, в пределах которого совершается действие (лежит за кубиком, перед кубиком), а также с предлогом с со значением совместности, например: си­дит с чашкой.

Один и тот же предлог, который употребляется с разны­ми предложно-падежными конструкциями, может иметь различные значения: значения направления действия, мес­тонахождения предмета, место действия, часть простран­ства, в пределах которого совершается действие; предлог на с винительным падежом обозначает направление действия, а с предложным падежом — местонахождение (кладет на стол, лежит на столе).

В процессе обучения первоначально осуществляется ра­бота над отдельным предлогом, затем проводится диффе­ренциация предлогов. Работа ведется в 3 этапа: выделение пространственных отношений на основе анализа нерече­вой ситуации (I этап); уточнение предлога в импрессивной речи (II этап); употребление предлога в экспрессивной речи (III этап).

На каждом этапе коррекционно-логопедическое воздействие осуществляется по следующим на­правлениям:

1) уточнение значений одного и того же предлога: а) с су­ществительными одного склонения; б) с существитель­ными других склонений;

2) дифференциация различных значений одного и того же предлога;

3) дифференциация понимания и употребления различных предлогов с одинаковым общим значением (местонахож­дения или направления);

4)

4) закрепление связи между приставочным глаголом и пред-ложно-падежной конструкцией, так как значение пред­лога и падежная форма существительного зависят от ха­рактера глагола.

Для уточнения значения предлогов вкоррек-ционной работе используются графические схемы.

Рассмотрим примерный план работы по закрепле­нию значений предлога в.

1. Понимание и употребление предлога в со значением местонахождения предмета (предложный падеж): а) суще­ствительные 1 склонения, 2 склонения (в больнице, в доме); б) существительные 3 склонения (в тетради, в печи).

2. Понимание и употребление предлога в со значением направления действия (винительный падеж): а) существи­тельные 2 склонения, затем существительные 3 склонения (в стол, в шкаф, в тетрадь, в печь); б) существительные 1 склонения (кладет в книгу, в машину).

3. Дифференциация понимания и употребления предло­га в со значением местонахождения предмета и значением направления действия (кладет в стол, лежит в столе).

4. Дифференциация предлога в с другими предлогами: а) значение направления действия (в и из; в и за; в и под; в и на); б) значение местонахождения предмета (в и на; в и у; в и за; в и над; в и под; в и перед).

5. Работа с приставочными глаголами и предложно — падежной конструкцией, включающей предлог в (значение направления действия) (влетела в клетку, входит в дом).

Для уточнения понимания предлогов в им-прессивной речи можно предложить следующие за­дания:

1) ответы на вопросы с опорой на картинки с различным пространственным расположением предметов. Напри­мер, логопед задает вопрос: «Покажи, где мяч на короб­ке? Где мяч в коробке?» Ребенок показывает соответ­ствующую картинку;

2) выполнение действия с предметами в соответствии с за­даниями логопеда, например: Положи мяч на стол (под стол; в стол); положи ручку на альбом; (в альбом; под альбом и т. д.).

Для закрепления правильного употребления предлогов в экспрессивной речи ребенку предлагают:

1) сказать, где расположен предмет на картинке {птичка в клетке, мяч на столе, книга ё шкафу, мяч под дива­ном, мяч за диваном, собака за будкой, кошка у кресла и т. д.);

2) назвать действия с предметами, выполняемые логопедом;

3) придумать предложение с опорой на выполненное дей­ствие или по сюжетной картинке;

4) составить предложение из слов в начальной форме, на­пример: бабушка, собирать, яблоки, в, корзина.

Примерные виды заданий и игровых упражнений

а)Лото «Закрой картинку».

Материал — схемы предлогов, картинки, например: птич­ка в клетке, птичка, на клетке, книга в столе, карандаш под книгой и т. д.

Логопед называет картинки. Ребенок закрывает картин­ку схемой предлога.

б) Игра «Закрой, не ошибись».

Материал — карточки с написанными на них предлога­ми; картинки на различные предлоги, например: синица на ветке, мяч под креслом, ложка в чашке и т. д.

Логопед называет предлог. Ребенок закрывает карточку с предлогом соответствующей картинкой.

в) Добавление предлога и падежной флек­
сии существительного в словосочетания с глаголами, на­
пример: влетела ... (клетка); вылетела ... (клетка); под­
летела ... (клетка); пролетела ... (клетка) и т. д.

г) Дополнение предложения словосочета­
нием с предлогом.

Материал — картинки. Логопед читает начало предло­жения и вместо конца предложения показывает картинку. Ребенок повторяет начало предложения и заканчивает его, добавляя словосочетание с предлогом. Например: Папа кла­дет молоток... (в ящик). Бабушка ставит вазу... (на стол). Мама убирает ботинки ... (под шкаф). Петя поливает цве­ты ... (из лейки). Оля вдевает нитку ... (в иголку). Собака сидит ... (за деревом) и т. д.

д)Игра «Исправь ошибку».

Логопед говорит ребенку: «Послушай, как Незнайка чи­тал книжку: «Дед в печи, дрова на печи». «Это правиль­но?»; «На столе сапоги, под столом пироги». «А как ска­зать правильно?»; «Корова в реке, щука на траве». «Исправь, пожалуйста».

е) Выполнение действий по инструкции.

Логопед предлагает ребенку внимательно послушать ин­струкцию, а затем выполнить ее (например, положи руки в карман; положи руки под колено; положи руки на голову; достань книгу из ящика; достань мяч из-под дивана и т. д.).

Образование форм существительных множественного числа

Образование форм существительных множественного чис­ла проводится в следующем порядке: а) образование беспредложных конструкций существительных множествен­ного числа; б) образование предложно-падежных конструк­ций существительных множественного числа.

Образование форм существительных множественного чис­ла осуществляется в следующей последовательнос­ти: дательный падеж, творительный падеж, родительный падеж, предложный падеж (предложные конструкции).

Последовательность работы внутри каждой падежной формы определяется закономерностями появления отдель­ных форм в онтогенезе. При этом учитывается, является ли продуктивной данная форма, какое окончание (ударное или безударное) она имеет.

Можно выделить следующие этапы образования форм множественного числа существительных:

I этап — продуктивные формы:

а) с ударным окончанием;

б) с безударным окончанием.

II этап — менее продуктивные формы:

а) с ударным окончанием;

б) с безударным окончанием.

III этап — дифференциация грамматических форм.

Особое внимание на всех этапах работы уделялось нали­чию чередования звуков, изменению ударения и звуковой структуры основы слова в процессе формообразования.

Закрепление падежных срорм существительных множественного числа

Примерный речевой материал для закрепления падежных форм существительных множественного числа

Грамматические формы Речевой материал
Дательный падеж
Окончания -ам/-ям
Ударное окончание -ам/-ямпри сохране­нии звуковой структу­ры основы начальной формы слова Безударное окончание -ам/-ямпри сохране­нии звуковой струк­туры основы началь­ной формы слова Существительные всех склонений :руки (ру­кам), ноги (ногам), воробьи (воробьям), жуки (жукам), глаза (глазам), рукава (ру­кавам), дома (домам), носы (носам), гвоз­ди (гвоздям), дубы (дубам), муравьи (мура­вьям), скворцы (скворцам), львы (львам), облака (облакам), врачи (врачам), зеркала (зеркалам), огурцы (огурцам) Существительные всех склонений: вороны (воронам), коровы (коровам), березы (бе­резам), девочки (девочкам),розы (розам), бабочки (бабочкам), кошка (кошкам), ку­рицы (курицам), куклы (куклам), медве­ди (медведям), автобусы (автобусам), котята (котятам), зайцы (зайцам), мальчики (мальчикам), кресла (крес­лам), деревья (деревьям), ведра (ведрам), кольца (кольцам), окна (окнам), поло­тенце (полотенцам), стулья (стульям), собаки (собакам), братья (братьям)

Творительный падеж

Окончания -ами/-ями

Ударное окончание -ами/ -ями при сохранении звуко­вой структуры основы началь­ной формы слова

Безударное окончание -ами/ -ямипри сохранении звуко­вой структуры основы на­чальной формы слова

Существительные всех склонений: столы (столами), ежи (ежами), львы (львами), пни (пнями), овощи (овощами), кусты (кустами), ноги (ногами),руки (руками), дома (до­мами), мячи (мячами), жуки (жу­ками), леса (лесами), врачи (врача­ми), ковры (коврами), карандаши (карандашами)

Существительные всех склонений: куклы (куклами), ведра (ведрами), полотенца (полотенцами), кресла (креслами), платья (платьями), стулья (стульями), березы (береза­ми), коляски (колясками), дятлы, (дятлами), белки (белками), тет­ради (тетрадями)

Родительный падеж

Окончания -ов/-ев

Ударное окончание -ов/-евпри сохранении звуковой структуры основы началь­ной формы слова

Безударное окончание -ов/ -евпри сохранении звуковой структуры основы началь­ной формы слова

Существительные мужского рода: дома (домов), коты (котов), пиро­ги (пирогов), волки (волков), шка­фы (шкафов), дубы (дубов), пауки (пауков), топоры (топоров), платки (платков), щенки (щенков), шары (шаров), воробьи (воробьев), ручьи (ручьев), муравьи (муравьев)

Существительные мужского рода: мальчики (мальчиков), тигры (тиг­ров), стулья (стульев), дятлы (дят­лов), маки (маков), зайцы (зайцев).

Существительные среднего рода: платья (платьев), деревья (деревь­ев), крылья (крыльев)


Нулевое окончание
Нулевое окончание при со­хранении звуковой структу­ры основы начальной фор­мы слова Нулевое окончание при из­менении звуковой структу­ры основы начальной фор­мы слова Существительные женского рода 1 склонения: коровы (коров), розы (роз), вороны (ворон), собаки (со­бак), книги (книг), березы (берез). Существительные среднего рода: зер­кала (зеркал), яблоки (яблок), коле­са (колес), гнезда (гнезд) Существительные женского рода 1 склонения: сумки (сумок), куклы (кукол), ромашки (ромашек), белки (белок), сестры (сестер), скамейки (скамеек), ветки (веток) Существительные среднего рода: крес­ла (кресел), окна (окон), письма (пи­сем), блюдца (блюдец), кольца (колец)
Окончание-ей
Ударное окончание -ей при сохранении звуковой структуры основы началь­ной формы слова Существительные мужского рода: пни (пней), врачи (врачей), шалаши (шалашей), камни (камней), гуси (гусей), кирпичи (кирпичей), ежи (ежей), ножи (ножей) Существительные женского рода • 3 склонения: мыши (мышей), печи (пе­чей), лошади (лошадей), двери (две­рей), свечи (свечей), дочери (дочерей) Существительные среднего рода: уши (ушей), поля (полей), моря (морей)
Безударное окончание -ей при сохранении звуковой структуры основы началь­ной формы слова Существительные мужского рода: медведи (медведей), портфели (пор­тфелей) Существительные женского рода 3 склонения: тетради (тетрадей), кровати (кроватей), медали (меда­лей), ель (елей)

Предложный падеж

Окончание -ах/-ях

Ударное окончание -ах/ -яхпри сохранении зву­ковой структуры основы начальной формы слова

Безударное окончание -ах/-яхпри сохранении звуковой структуры ос­новы начальной формы слова

Существительные всех склонений: рука­ва (рукавах), столы, (столах), ноги (но­гах), дожа (домах), щенки (щенках), карандаши (карандашах), ежи (ежах), поля (полях), мячи (мячах), лошади (ло­шадях), руки (руках), петухи (пету­хах), зеркала (зеркалах), пни (пнях)

Существительные всех склонений: сту­лья (стульях), клетки (клетках), де­вочки (девочках), сумки (сумках), ко­тята (котятах), лопаты (лопатах), мальчики (мальчиках), бабочки (бабоч­ках), книги (книгах),реки (реках), вед­ра (ведрах), деревья (деревьях), кресла (креслах), качели (качелях), вазы (ва­зах), платья (платьях)

Задания и игры, использованные для понимания, закрепления и употребления форм существительных множественного числа.

Первоначально коррекционную работу следует направить на уточнение беспредложных конструкций. В дальнейшем работа проводится с предложными конструкциями в анало­гичной последовательности.

В ходе работы с вышеназванными формами в импрессив-ной речи используются такие задания, как: «Покажи кар­тинку (предмет), принеси картинку (предмет)».

Примерные виды заданий и игровых упражнений для закрепления падежных конструкций существительных множественного числа в экспрессивной речи

а) Дополнение предложенияс опорой на картинку. Дидактический материал — незаконченные предложе­ния, предметные картинки.

Логопед читает начало предложения и показывает кар­тинку. Ребенок заканчивает предложение. Например: Зина шьет юбки ... (куклам). Папа купил мячи ... (сыновьям). Витя рисует ... (карандашами). Мальчики кормят... (щен­ков). Девочка ловит ... (бабочек). Кошки сидят ... (на сту­льях). Заяц убегает ... (от собак). Мальчики стоят ... (за деревьями) и т. д.

б) Ответы на вопросы, требующие постановки дан­ного слова в определенный падеж.

Логопед показывает ребенку картинки и задает вопросы. Ребенок отвечает на вопросы. Например: Кого нарисовал Вова? — Вова нарисовал зайцев. Кем любуется Вова? — Вова любуется зайцами. К кому подбежала собака? — Со­бака подбежала к кошкам. Кого боятся мыши? — Мыши боятся кошек и т. д.

в)Игра «Что кому дадим?».

Закрепление формы дательного падежа существитель­ных множественного числа по теме «Дикие и домашние животные ».

Дидактический материал — картинки с изображением животных и корма для них.

Ребенок отвечает на вопрос: «Кому это дадим?» — и под­бирает соответствующие картинки. Например: Кости да­дим собакам. Грибы дадим белкам и т. д.)

г) Игра «Приготовим обед».

Закрепление формы родительного падежа существитель­ных по теме «Овощи и фрукты».

На доске — картинки с изображением фруктов и ово­щей. Ребенок называет картинки и составляет предложе­ния. Например: Я сварю компот из яблок (груш, слив и т. д.). Я сварю суп из свеклы (моркови, лука, картофе­ля и т. д.). Я сделаю салат из капусты (огурцов, помидо­ров и т. д.]

д)Игра «Что с чем?». (Закрепление формы твори­тельного падежа с предлогом с.)

Дидактический материал — картинки.

Ребенку предлагается назвать картинки, например, чаш­ки с блюдцами; корзины с яблоками; вазы с цветами; клет­ки с птицами и т. д..

Формирование словоизменения глагола

В процессе логопедической работы по формированию си­стемы словоизменения глаголов и закреплению связей гла­гольных форм с существительными придается особое значе­ние. Это связано с тем, что именно глагол выполняет предикативную функцию, являясь организующим звеном предложения.

На I этапе формирования морфологической системы словоизменения глагола проводится работа по дифференци­ации глаголов настоящего времени единственного и множе­ственного числа и их согласованию с существительными. Данные формы являются наиболее простыми и появляются раньше других в онтогенезе.

На II этапе формирования морфологической системы словоизменения глагола осуществляется работа по диффе­ренциации глаголов настоящего времени по лицам, а также по согласованию глаголов прошедшего времени и существи­тельных в роде. Эти формы появляются в процессе онтоге­неза на более поздних этапах и вызывают большие сложно­сти при усвоении их детьми с ЗПР.

Согласование в числе глаголов настоящего времени и существи­тельных

На начальных этапах логопедической работы закрепля­ются глагольные формы без чередования звуков основы, с ударными окончаниями, например, стоит — стоят; го­ворит — говорят; молчит — молчат. В дальнейшем боль­шое внимание уделяется глагольным формам с чередовани­ем звуков в основе, например, бежит — бегут, печет — пекут, течет — текут и т. д.

С целью уточнения согласования глаголов настоящего времени и существительных в числе в импрессивной речи логопед называет глагол, например, читает — читают, стоят — стоит, лежит — лежат и т. д. Ребенок должен догадаться, идет ли речь: об одном предмете или о несколь­ких (например, стоит — ... (ваза), стоят — ... (вазы)).

Примерные виды, упражнений для закрепления правиль­ного употребления глаголов в самостоятельной речи:

а) ответы на вопросы: «Что делает?», «Что делают?»;

б) составление словосочетаний и предложений по кар­тинкам [Девочка читает. Девочки читают и т. д.);

в) добавление слова (существительного или глагола)в словосочетание или предложение (Бежит ... (мальчик).Бегут ... (мальчики). Птицы ... (летят). Птица ... (ле­тит) и т. д.);

г) добавление окончаний глаголов. Логопед называет пер­вый слог глагола, ребенок договаривает слово (Карандаш ле... (жит). Карандаши ле... (жат) и т. д.).

Дифференциация глаголов настоящего времени по лицам Дифференциация глаголов проводится с учетом появле­ния грамматических форм глаголов в онтогенезе в следу­ющем порядке: а) формы глаголов 1 и 2 лица единственного числа; б) формы глаголов 3 лица единственного и множе­ственного числа; в) формы глаголов 1 и 2 лица множествен­ного числа.

Примерные виды заданий на дифференциацию форм глаголов по лицам

а) Дифференциация форм глаголов 1 и 2 лица единствен­ного числа.

Речевой материал — слова (говоришь, говорю, думаешь, думаю, смотрю, смотришь, ухаживаю, ухаживаешь, решаю, решаешь, собираю, собираешь, катаю, катаешь и т. д.).

Логопед предлагает ребенку внимательно послушать на­званное им слово и подставить к нему слова я или ты.

б) Дифференциация глаголов 3 лица единственного и мно­жественного числа.

Материал — картинки с изображением одного и двух мальчиков. Речевой материал — слова (читает, говорят, рисуют, говорит, читают, болеют, пьет, болеет, пьют, ри­сует и т. д.).

Логопед предлагает ребенку внимательно послушать на­званное им слово (глагол) и отгадать, это слово относится к одному мальчику или к двум мальчикам, а затем поднять нужную картинку.

в) Дифференциация форм глаголов 1 и 2 лица множе­ственного числа.

Речевой материал — слова (собираем, катаете, лечи­те, собираете, лечим, думаем, думаете, копаете, копаем и т. д.).

Логопед просит ребенка внимательно послушать слово, а затем подставить к нему слово мы или вы.

Согласование глаголов прошедшего времени и существительных

в роде и числе

Коррекционная работа по дифференциации глагольных форм проводится сначала в импрессивнои речи (I этап), за­тем — в экспрессивной речи (II этап).

На каждом этапе работа над глагольными формами осу­ществляется в следующей последовательности: а) формы мужского рода глаголов прошедшего времени; б) формы женского рода глаголов прошедшего времени; в) формы сред­него рода глаголов прошедшего времени; г) дифференциа­ция глагольных форм прошедшего времени.

В логопедической работе большое внимание уделяется формам среднего рода глаголов прошедшего времени, кото­рые вызывают значительные трудности у дошкольников сЗПР.

Для закрепления понимания глагольных форм прошед­шего времени в импрессивнои речи предлагается показать картинки, принести предметы, о которых говорит логопед (Покажи картинку, о которой скажем «упала», «упал», «упало»; Принеси игрушку, которая на столе «лежала», «лежал» и т. д.).

Примерные виды заданий на дифференциацию глагольных форм в экспрессивной речи

а) Добавление существительного или глагола в предложе­ние с опорой на картинки. (Разбилась .... Разбился .... Разби­лось .... Разбились... .Девочка .... Мальчик.... Облако... и т. д.).

б) Добавление последнего слога слова (глагола).
Логопед предлагает ребенку внимательно посмотреть на

картинку и закончить начатое им слово (например, стул у па...; дерево у па...; кукла у па...).

в) Выбор из предложенных картинок тех, которые соот­ветствуют названной глагольной форме, например, лежа­ло — ... (дерево, яйцо, яблоко); висело — ... (пальто, платье,зеркало); сидел — ... (щенок, папа, кот, мальчик); плыла —
... (лодка, утка, девочка).

г) Исправление ошибок в окончании глагольной формы.

Логопед предлагает ребенку внимательно послушать пред­ложение и исправить ошибку (На поляне выросла дерево. Девочка уже вырос. Около дома выросла дуб. Пошла снег. Река замерзло. Озеро замерз и т. д.).

Формирование системы словоизменения прилагательных Формирование системы словоизменения прилагательных проходит с учетом появления форм прилагательных в про­цессе онтогенеза речи и предполагает работу по следующим направлениям:

1. Согласование прилагательного с существительным в име­нительном падеже единственного и множественного числа.

2. Согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах единственного числа (беспредложные конструкции; конструкции с предлогами).

3. Согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах множественного числа: а) беспредлож­ные конструкции; б) конструкции с предлогами.

Согласование прилагательного с суще­ствительным в именительном падеже осуще­ствляется в следующей последовательности:

1) согласование прилагательного с существительным в <

Наши рекомендации