Формирование орфографической зоркости. Виды упражнений обучения орфографии.
При зрительном восприятии необходимо привлекать внимание детей
к отличительным чертам орфограмм , упражнять их в сравнении ,
проводить анализ.
Для выработки орфографической зоркости упражнения располагаю в определенной последовательности в зависимости от сложности и самостоятельности: письмо с проговариванием, списывание, комментированное письмо, письмо по памяти, творческие работы. Хорошо развивает орфографическую зоркость игра « Исправь ошибки». Текстовый материал для диктантов – это рассказы и сказки Н.Сладкова, М.Пришвина, К.Ушинского, И.С. Соколова – Микитова. В. Бианки.
Полезным видом орфографической работы, формирующим орфографическую зоркость, считаю работу по составлению текста на данную орфограмму. Чаще всего это юмористический рассказ.
Например:
Орфограмма “Правописание приставок ПРЕ - ПРИ”
Мы приехали на вокзал. Поезд прибывает вовремя. Наше пребывание на вокзале было прегрустным. Прекрасная прогулка. Никаких преград на пути. Юноша приблизился к нашей компании. Мы пригласили ребят поехать с нами в воскресенье в лес. Мы приближались к лесу. Каждый чувствовал прилив сил, бодрости. Пригревало осеннее солонце. Приятно продувал ветерок. В лесу всё притаилось.
Виды упражнений:
1. Списывание – воспроизведение языкового материала, воспринимаемого зрительно.
Бывает: текстуальное, выборочное, отдельные слова, осложненное разного рода грамматич. задания.
2. Диктант – вид орф. упр. сущность которого для учащихся состоит в записи воспринимаемого на слух предложения, слова, текста.
3. Грамматико-орфагровический разбор – нужен для того чтобы выработать понемание и умение различать задания.
2. Составь фрагмент урока русского языка по формированию понятия “им. сущ”
1.Орг. момент.
2. Чистописание. Речевая разминка
Пословица.
Красна птица оперением, а человек умением.
Прочитай и объясни смысл пословицы.
Какие умения мы приобретаем на уроке русского языка?
3.Проверка домашнего задания.
4. Актуализация знаний
а) Вчитайтесь в свои слова, какие части речи вы можете выделить?
– Какое задание предлагаете? (Сгруппировать по частям речи.)
– Какая часть речи преобладает? (Имена существительные.)
б) Прочитав дома упражнение 147, ответьте на вопрос:
– Почему слова этой части речи получили такое название?
5. Постановка темы, целей
– Какую тему урока мы обозначим? Слайд 2 с темой урока.
На доске тема урока: Имя существительное как часть речи.
– Что мы уже знаем о существительном?
6. Работа над новым материалом
а) Давайте запишем на доске слова, которые я подобрала для вас.
– Какое задание мы сразу будем выполнять? (выделять орфограммы).
– Зачем необходимо выполнять это задание? (развивать орфографическую зоркость, умение видеть орфограммы).
Доброта, снегопад, у Кирилла, голова, дельфин, заморозки, предмет, ввинтил.
Проверка со слайда 3. Слова со всеми выделенными орфограммами.
б) Вчитайтесь внимательно в эти слова. Ваши мысли? Игра “Исключи слово”.
(Лишнее слово ввинтил – глагол, а остальные существительные).
– Какое задание ещё предлагаете? (Группировка по орфограммам: буквенные и не буквенные.)
в) Соотнеси слово и схему. Слайд 4 со схемой слова.
Разбор по составу слова – заморозки.
– Что необходимо знать? Алгоритм разбора слова по составу.
г) – Какое задание можно предложить на пополнение своего словарного запаса? (Подобрать родственные слова.) Устно.
– Какие части слова помогают нам образовывать новые слова? (Суффикс и приставка.)
– Что общего у всех записанных слов? (Они все существительные.)
Докажи, поставь вопросы.
д) Постановка проблемной ситуации и формулировка нового правила.
– Что же обозначают все те слова, к которым подходит вопрос “Кто?” или “Что?” Доброта? Заморозки? Снегопад?
Рассуждения учащихся.
Упр. 212 (2 абзац) – главное значение этих слов: значение предмета.
Попробуем с вами вывести правило, предварительно ответив на вопросы упр. 212.
– Работаем в паре. Какая пара попробует ответить на вопросы?
– Кто может вывести правило по ключевым словам кто? что?
Продолжи: Имя существительное… Проверим по учебнику на странице 148. Правильно у нас получилось? Ваше мнение.
7. Первичное закрепление
а) Расскажи правило своему соседу. Приведи примеры существительных.
– Что же могут обозначать предметы?
Стр. 149. Люди, животные, явления природы, состояние человека, чувства, черты характера и т. д.
8. Самостоятельная работа
Упр. 214. Выпиши, обозначь орфограммы.
1-й ряд – качества человека (доброта, ум, совесть);
2-й ряд – состояние человека (болезнь, радость, печаль);
3-й ряд – явления природы (гроза, землетрясение).
Проверка: индивидуальный опрос.
9. Подведение итогов
– О какой части речи мы сегодня говорили?
– Что нового узнали?
– Каково главное значение имён существительных?
Обращение к пословице в начале урока.
– Какие новые умения приобрели?
– Что получилось? Что порадовало?
– Над чем ещё надо поработать?
10. Задание на дом
Подобрать и записать тематическую группу имён существительных по выбору.
Билет№30