Формирование орфографической зоркости. Виды упражнений обучения орфографии.

При зрительном восприятии необходимо привлекать внимание детей

к отличительным чертам орфограмм , упражнять их в сравнении ,

проводить анализ.

Для выработки орфографической зоркости упражнения располагаю в определенной последовательности в зависимости от сложности и самостоятельности: письмо с проговариванием, списывание, комментированное письмо, письмо по памяти, творческие работы. Хорошо развивает орфографическую зоркость игра « Исправь ошибки». Текстовый материал для диктантов – это рассказы и сказки Н.Сладкова, М.Пришвина, К.Ушинского, И.С. Соколова – Микитова. В. Бианки.

Полезным видом орфографической работы, формирующим орфографическую зоркость, считаю работу по составлению текста на данную орфограмму. Чаще всего это юмористический рассказ.

Например:

Орфограмма “Правописание приставок ПРЕ - ПРИ”

Мы приехали на вокзал. Поезд прибывает вовремя. Наше пребывание на вокзале было прегрустным. Прекрасная прогулка. Никаких преград на пути. Юноша приблизился к нашей компании. Мы пригласили ребят поехать с нами в воскресенье в лес. Мы приближались к лесу. Каждый чувствовал прилив сил, бодрости. Пригревало осеннее солонце. Приятно продувал ветерок. В лесу всё притаилось.

Виды упражнений:

1. Списывание – воспроизведение языкового материала, воспринимаемого зрительно.

Бывает: текстуальное, выборочное, отдельные слова, осложненное разного рода грамматич. задания.

2. Диктант – вид орф. упр. сущность которого для учащихся состоит в записи воспринимаемого на слух предложения, слова, текста.

3. Грамматико-орфагровический разбор – нужен для того чтобы выработать понемание и умение различать задания.

2. Составь фрагмент урока русского языка по формированию понятия “им. сущ”

1.Орг. момент.

2. Чистописание. Речевая разминка

Пословица.

Красна птица оперением, а человек умением.

Прочитай и объясни смысл пословицы.

Какие умения мы приобретаем на уроке русского языка?

3.Проверка домашнего задания.

4. Актуализация знаний

а) Вчитайтесь в свои слова, какие части речи вы можете выделить?

– Какое задание предлагаете? (Сгруппировать по частям речи.)

– Какая часть речи преобладает? (Имена существительные.)

б) Прочитав дома упражнение 147, ответьте на вопрос:

– Почему слова этой части речи получили такое название?

5. Постановка темы, целей

– Какую тему урока мы обозначим? Слайд 2 с темой урока.

На доске тема урока: Имя существительное как часть речи.

– Что мы уже знаем о существительном?

6. Работа над новым материалом

а) Давайте запишем на доске слова, которые я подобрала для вас.

– Какое задание мы сразу будем выполнять? (выделять орфограммы).

– Зачем необходимо выполнять это задание? (развивать орфографическую зоркость, умение видеть орфограммы).

Доброта, снегопад, у Кирилла, голова, дельфин, заморозки, предмет, ввинтил.

Проверка со слайда 3. Слова со всеми выделенными орфограммами.

б) Вчитайтесь внимательно в эти слова. Ваши мысли? Игра “Исключи слово”.

(Лишнее слово ввинтил – глагол, а остальные существительные).

– Какое задание ещё предлагаете? (Группировка по орфограммам: буквенные и не буквенные.)

в) Соотнеси слово и схему. Слайд 4 со схемой слова.

Разбор по составу слова – заморозки.

– Что необходимо знать? Алгоритм разбора слова по составу.

г) – Какое задание можно предложить на пополнение своего словарного запаса? (Подобрать родственные слова.) Устно.

– Какие части слова помогают нам образовывать новые слова? (Суффикс и приставка.)

– Что общего у всех записанных слов? (Они все существительные.)

Докажи, поставь вопросы.

д) Постановка проблемной ситуации и формулировка нового правила.

– Что же обозначают все те слова, к которым подходит вопрос “Кто?” или “Что?” Доброта? Заморозки? Снегопад?

Рассуждения учащихся.

Упр. 212 (2 абзац) – главное значение этих слов: значение предмета.

Попробуем с вами вывести правило, предварительно ответив на вопросы упр. 212.

– Работаем в паре. Какая пара попробует ответить на вопросы?

– Кто может вывести правило по ключевым словам кто? что?

Продолжи: Имя существительное… Проверим по учебнику на странице 148. Правильно у нас получилось? Ваше мнение.

7. Первичное закрепление

а) Расскажи правило своему соседу. Приведи примеры существительных.

– Что же могут обозначать предметы?

Стр. 149. Люди, животные, явления природы, состояние человека, чувства, черты характера и т. д.

8. Самостоятельная работа

Упр. 214. Выпиши, обозначь орфограммы.

1-й ряд – качества человека (доброта, ум, совесть);

2-й ряд – состояние человека (болезнь, радость, печаль);

3-й ряд – явления природы (гроза, землетрясение).

Проверка: индивидуальный опрос.

9. Подведение итогов

– О какой части речи мы сегодня говорили?

– Что нового узнали?

– Каково главное значение имён существительных?

Обращение к пословице в начале урока.

– Какие новые умения приобрели?

– Что получилось? Что порадовало?

– Над чем ещё надо поработать?

10. Задание на дом

Подобрать и записать тематическую группу имён существительных по выбору.

Билет№30

Наши рекомендации