Совершенствование фонетических умений младших школьников.
Билет№1
Совершенствование фонетических умений младших школьников.
Работа по формированию первоначальных фонетических умений.
1. Работа над слогом.
2. Работа над ударением.
При работе над ударением слово произносится целиком, хорошо сочетать эту работу с игровыми ситуациями.
При выделении ударного слога можно позвать, спросить. В слове использовать вопросительную интонацию.
Перестановка ударения в слове. Использование схем (наборы схем демонстрационного характера и индивидуальные).
Методический анализ с. 4-5 учебника “Русский язык”, 3 класс.
План:
1. Определить тему урока, ее место в системе обучения, круг ЗУН, которые следует сформировать у младших школьников.
2. Какой материал для урока вы выберете,( на этих стр), как будете с ним работать.
3. Какую работу по развитию речи, можно провести на уроке.
4. Какие воспитательные задачи вы будете решать.
5. Сколько времени вы отведете устной и письменной работе.
6. Какие виды наглядных и технических свойств, можно использовать на уроке.
7. Какие виды наглядных и технических средств, можно использовать на уроке.
8. Как вы убедитесь в том,что материал усвоен.
Билет№2
Работа по орфографии в период обучения грамоте.
Орфограмма – написание, кот. не устанавливается на слух. В каждой орф-ме не менее 2х вариантов написания.
Орф-кая зоркость – У.видеть орф-мы.
Этапы форм-ния У. по орф-фии:
1. Мотивационный (потребность письменного изложения мысли); жизненная (учебная) ситуация порождает потребность проверять написания слов.
2. Ориентировочный (поиск способа решения задачи).
3. Исполнительский / операционный (работа по алгоритму).
4. Контрольно-оценочный (самопроверка, укрепление безошибочного чтения)
Знакомство с орф-мой:
1. Наблюдение за «звучащими» словами (трава – дрова, суп – зуб).
2. Выделение одинаковых звуков.
3. Обращение к написанным словам и установление факта – одинак. звуки могут обознач. разными буквами.
4. Форм-ние вывода, что звуку в опред. позиции доверять нельзя.
5. Уточнение позиций звуков, когда им при обозначении буквами доверять нельзя.
Этапы решение орф-кой задачи:
1. Увидеть орф-му в слове;
2. Определить ее вид (проверяемая, или нет, если да, то к какой грамматико-орф-кой теме относится; вспомнить правило);
3. Определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орф-мы;
4. Определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т.е. составить алгоритм решения задачи
5. Решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму;
6. Написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить самопроверку.
Билет№3
Приемы звукового анализа, упражнения в слышании звуков в период обучения грамоте.
План изучения звука, буквы.
1. Выделение из речи предложения, из предложения слова.
2. Выделение звука и его характеристика.
3. Упражнения в слышании звуков.
4. Работа с буквой.
- ознакомление
- запоминание
- узнавание
- различение
Звуковой анализ:
1. Скажи слово. Послушай себя.
2. Найдите ударный слог, произнесите слово по слогам.
3. Протяни первый звук в полном слове, назови его и охарактеризуй.
4. Обозначить звук условным значком.
5. Так все звуки.
6. Проверь, получилось ли слово.
Упражнения в слышании звуков:
- Учитель даёт материал (текст, предложение, слова), дети находят данный звук в словах, определяют какой звук, дети называют.
- Построение звуковых схем
(Зелёный – мягкий согласный
Синий - твёрдый согласный
Красный – гласный)
Работа с текстом.
Женщина пошла домой, посадила ячменное зерно в цветочный горшок. Тут же из него вырос большой чудесный цветок. На зеленом стульчике сидела крошечная девочка. Она была такая нежная, маленькая, всего с дюйм ростом, вот ее и прозвали Дюймовочка. (Г.Х.Андерсен)
Каковы возможности использования данного текста при изучении имен прилагательных? Составить варианты заданий младшим школьникам.
Прочитайте 2 текста и сравните их.
Женщина пошла домой, посадила зерно в горшок. Тут же из него вырос цветок. На стульчике сидела девочка. Она была всего с дюйм ростом, вот ее и прозвали Дюймовочка.
Женщина пошла домой, посадила ячменное зерно в цветочный горшок. Тут же из него вырос большой чудесный цветок. На зеленом стульчике сидела крошечная девочка. Она была такая нежная, маленькая, всего с дюйм ростом, вот ее и прозвали Дюймовочка.
О чем первый текст? (о Дюймовочке)
О чём второй текст? (о Дюймовочке)
Можно ли считать эти тексты одинаковыми? Докажите.
Что же отличает первый текст от второго? (наличие прилагательных)
Вывод: Имена прилагательные нужны для точности описания и уточнения.
задание 1
Выписать прилагательные.
задание 2
Составить с 3 прилагательными свои предложения.
Билет№4
Билет№5
Практическое знакомство с речью, предложением, словом, слогом в период обучения грамоте (ОГ).
Порядок и приемы ознакомления первоклассников с важнейшими языковыми понятиями.
1) речь устная и письменная;
2) предложение (составление рассказа по сюжетным картинкам; беседа; сообщение учителя; составление предложений по ситуационным картинкам; знакомство с графической схемой; определение на слух количества предложений; составление рассказов по сюжетам).
Наблюдение над словом, предложением и текстом.
В период ОГ важно привлекать внимание детей к значению слова, работать со звучанием и написанием слов, использовать при объяснении наглядность.
СЛОВО:
- Учитель показывает тетрадь и спрашивает «Что это?»
- Вещь «тетрадь» и слово «тетрадь» одно и то же?
- Что можно сделать с тетрадью, в тетради?
- Попробуем спрятать под парту слово «тетрадь».
- Слово, название вещи и сама вещь – одно и то же.
- Возьмите какую-нибудь вещь с парты и покажите друг другу.
- Спрячьте свою вещь под парту, а сами назовите вслух эту вещь.
- Зачем нам нужны вещи понятно, а зачем нужны слова?
1. составление предложений из 2х слов по ситуативным картинкам;
2. анализ упражнения из 2х слов;
3. определение на слух количества слов в предложении;
4. знакомство с графической схемой;
5. определение на слух количества предложений.
СЛОГ:
1. называние предметов по картинкам;
2. знакомство с графической схемой деления слов на слоги.
Работа с текстом.
Это случилось зимой. У меня запели лыжи! Я бежал на лыжах по озеру, а лыжи пели. Хорошо пели, как птицы.
А вокруг снег и мороз. Лес молчит, озеро молчит. Петухи в деревне! А лыжи поют! И песенка их – как ручеек, так и льется, так и звенит. (По Н.Сладкову)
Каковы возможности использования данного текста при работе над совершенствованием фонетических умений? Составить варианты заданий младшим школьникам.
Возможно чтение с определенной интонацией, которая отражает значение знаков препинания.
Фонетический разбор слов.
1. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подберите, проверочные слова.
Это случилось зимой. У меня запели лыжи! Я б..жал на лыжах по озеру, а лыжи пели. Хорошо пели, как птицы1.
А вокруг снег и мороз. Лес м..лчит, оз..ро м..лчит. Петухи1 в деревне! А лыжи поют! И песенка их – как руч..ек, так и льется1, так и звенит. (По Н.Сладкову)
2. Дайте полный фонетический разбор слов, над которыми стоит цифра фонетического разбора1.
3. Выполните фонетический разбор слова которое отвечает на вопрос кто?
Билет№6
1. Методические принципы обучения родному языку.
1. Принцип внимания к материи языка, к физическому Р. органов речи.
Речь усваивается, если приобретается способность управлять мускулами речевого аппарата, координировать речедвигательные и слуховые ощущения. Данный принцип определяет О. произносительной стороны языка, тренировку механизмов речи.
2. Понимание языковых значений.
Вытекает из закономерности, определяющей единство языка и мышления, из синхронности Р. лексических и грамматических навыков. О. языку не м. б. действенным без семантической работы, без понимания тончайших оттенков значения слова, словосочетания, предложения, текста.
Ознакомление учащихся с лексическим значением для них слов или слов, значение которых они понимают правильно.
3. Принцип, опирающийся на закономерность выразительности речи.
Определяется как принцип различения сообщающей и стилистической функции языковых единиц. Он предполагает дифференциацию функциональных стилей и оценку выразительности слова и др. единиц языка в тексте. Этот принцип определяет необходимость изучения языка на материале его лучших образов, необходимость хорошей языковой среды для успешного О.
4. Развития чувства языка.
Опирается на закономерность, определяющую способность запоминать традиции сочетания языковых единиц, способность внутренне усваивать аналогии, закономерности языка и применять их в речи. Языковое чувство ребенка формируется под влиянием слышимой и читаемой речи, а так же в результате собственной речевой ДД.
Ребёнку предлагается задание самостоятельно подобрать группы синонимов по таблице.
Таблица синонимов
Родина | вьюга | дряхлый | буран |
метель | отчизна | опрятный | караульный |
аккуратный | ветхий | отечество | сторожить |
старый | дозорный | лелеять | пурга |
сторожевой | стеречь | холить | караулить |
охранять | ласкать | скорбеть | нежить |
горевать | печалиться | грустить | тужить |
5. Усвоение письменной речи.
Письменная речь усваивается , если она сопоставляется с уже известной устной речью. Неразрывная связь Р. устной и письменной речи обеспечивает полное и всестороннее овладение языком.
Принципы обучения Занкова.
1. Обучение на высоком уровне трудности, с соблюдением меры трудности для каждого ученика.
Ученику необходимы умственные умения, требуются некоторое умственное напряжение. Уровень трудности достигается не через количество увеличения «дозы» нового материала, а через повышение качества его понимания.
2. Быстрый темп продвижения вперед.
Дело не в торопливости: цель в том, чтобы учащийся постоянно сознавал своё продвижение на пути познания, чтобы его мозг получал новую пищу.
3. Ведущая роль теории в О.
Мышлению младшего школьника свойственно оперирование отвлечёнными, обобщенными понятиями. Формирование понятий идет по разным путям: индукция, переход от абстрактного к конкретному.
4. Осознание школьниками процесса познания, учения.
На каждом уроке идёт осознание целей и задач каждого упражнения, каждого действия, оперативное усвоение правил, осознанное их применение, построение последовательных ступеней решения задачи. Используется закрепление в виде выполнения различных вариантов применения изученного. Ученики ориентируются на осознание своего участия в познании, своей активной роли в нём. Ни приобретают умения в области оценки полученных результатов, их самостоятельной проверки формирования умственных способностей.
2. Методический анализ учебного материала на с. 56-59 “Русской азбуки”
1. На стр 56-59 учебника " Русская азбука" Представлены следующие виды материалов:
-иллюстративный (сюжетные и предметные картины)
-текстовой ( стихотворный текст)
-буква в различных видах (заглавная строчная)
-слоги
-ребусы
2. Художественное значение предметных и сюжетных картин:
-эмоциональное и эстетическое развитие учащихся.
-сюжетная картина способствует развитию речи.
-предметная картина развивает логическое мышление и память.
-изображение буквы в разных видах, способствует узнаванию данной буквы в тексте.
3. На указаных страницах указаны стихотворения.
Предполагаются следующие виды работ:
-Работа с буквой (обведение по контуру, выкладываени из палочек, печатанье)
-работа с текстом (нахождение буквы)
4. Последовательность рабты:
звук-буква-слог-слово-словосочетание-предложение-текст. Этой аботе предшествует работа с иллюстрацией.
5. Потребуются следующие доп. материалы:
-изображение буквы Т
-схемы
-тетрадь для печатанья
-предметные картинки
-тексты с буквой Т
Они нужны для наилучшего усвоения учебного материала, для наглядности, для более доступного объяснения и первичного закрепления темы.
Билет№7
Билет№8
Билет№9
Билет№10
Работа с текстом.
В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное.
(Ф.Тютчев)
Каковы возможности использования данного отрывка из стихотворения Ф.Тютчева при изучении частей речи? Составить варианты заданий младшим школьникам.
1) подчеркните все глаголы, прилагательные, существительные и отметьте окончания.
2) подчеркнуть сравнения.
3) придумать предложение со всеми глаголами из стихотворения.
4) придумать предложение со всеми сущ. из стиха.
5) придумать предложение со всеми прил. из стиха.
6) выделить главное слово в предложении и задать вопрос к придаточному.
Билет№11
Билет№12
Билет№13
Работа с текстом.
Солнце в окошке,
Тень на дорожке,
Крик петушиный,
Мурлыканье кошки.
Птица на ветке,
Цветок у тропинки,
Пчела на цветке,
Муравей на былинке,
И рядышком – жук,
Весь покрытый загаром,
И все это – даром.
(И.Мазнин)
Каковы возможности использования этого стихотворения при изучении имен сущ.? Составь варианты заданий мл. шк.
1) подчеркнуть сущ, и орфограмму в корне
2) подчернуть сущ и распределить их в таблицу. Одушевлённые, не одушевлённые.
3) Написать не большой текст с сущ.
4) придумать к каждому одушевлённому сущ. по 3 прил.
5) распределить сущ на группы, насекомые животные, и все остальные.
6) выписать в колонки рифмующиеся сущ
Билет№14
Билет№15
Билет№16
Работа с текстом.
Прочитать.
… . Ясно поле, весел луг,
Лес проснулся и шумит,
Дятел носом тук да тук!
Звонко иволга кричит…
Л.Н.Модзалевский
Каковы возможности использования данного отрывка из стихотворения Л.Н.Модзалевского “Приглашение в школу” при изучении им. сущ.? Ставь варианты заданий мл. шк.
На какие вопросы отвечает имя сущ.? (кто? Что?)
1. Выпишите отрывок и стихотворения Л.Н.Модзалевского над сущ. поставьте вопрос.
2. Выпишите сущ.
3. подчеркнуть сущ и распределить их в таблицу. Одушевлённые, не одушевлённые.
4. Придумайте предложения с существительными из отрывка.
5.Спиши отрывок поставь ударения в им. сущ.
6. Укажите падеж им. сущ.
Билет№17
Билет№18
Работа с текстом.
Прочитать.
Механик Винтик и его помощник Шпунтик были очень хорошие мастера…
Оба ходили в кожаных куртках. Из карманов их курток вечно торчали гаечные ключи, клещи, напильники и другие железные инструменты…
Н. Носов.
Назвать произведение. Каковы возможности использования данного отрывка из произведения Н.Носова при изучении им. сущ.? Составь варианты заданий мл. шк..
“Приключения Незнайки и его друзей. Как Незнайка катался на газированном автомобиле.”
1. Выпишите в два столбика сущ. отвечающие на вопрос кто? И что?
2. Почему Винтик и Шпунтик написаны с заглавной буквы?
3. Подчеркните орфограммы в словах им. сущ.
4. Выпишите слова сущ.
5. Придумайте 2-3 предложения про Винтика и Шпунтика. Подчеркните в предложениях им. сущ.
6. Определите род и число им. сущ.
Билет№19
Работа с текстом.
Прочитать.
.. . Лена сидела за столом и рисовала. Краски – зеленые, синие, красные – лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой…
В.Осеева.
Назвать произведение. Каковы возможности использования данного отрывка из произведения В. Осеева при изучении окончания? Составь варианты заданий мл. шк..
”Волшебное слово.”
Задания будут различаться по уровню сложности.
2 класс.
1) выделить окончания
2) выделить окончания глаголов задавая вопрос.
3 класс
1) выделить все окончания и подписать часть речи, объяснить написание окончиний.
2)переделать окончание глаголов так, что бы они были в настоящем времени.
4 класс
1) Попросить переделать отрывок так что бы он был в будующем и настоящем времени.
2) выделить окончания задавая вопрос, одписать части речи
3) поменять Павлика и Лену местами, переделать текст.
Билет№20
Билет№21
Билет№22
Работа с текстом.
Прочитать.
… Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котенка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям.
Л.Н.Толстой.
Назвать произведение. Каковы возможности использования данного отрывка из рассказа Л.Н.Толстого при изучении раздела “Состав слова”? Составь варианты заданий мл. шк..
“Котенок.”
1) выписать все сущ разобрать по составу
2) выписать сущ. подобрать глагол поставить вопрос разобрать по составу
3) Разобрать по составу все одущевлённые придметы.
4) разобрать слова с нероверяемой гл. в корне подобрать проверочное
Билет№23
Билет№24
Билет№25
Билет№26
Билет№27
Билет№28
1. Задачи, содержание и организация работы на подготовительном периоде обучения грамоте.
1. Первоначальное знакомство первоклассников с понятиями
«речь», «предложение», «слово», «звуки речи», «слог», «ударение».
2. Ознакомление с отличительными признаками гласных и согласных звуков, согласных твердых и мягких, глухих и звонких. Развитие фонематического слуха детей.
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ К УРОКАМ ПО «АЗБУКЕ» И «МОИМ ПЕРВЫМ ТЕТРАДКАМ»
В соответствии с этим планированием период обучения грамоте завершается к концу февраля – началу марта.
1 Методический комментарий к проведению уроков чтения и письма не ставит своей целью обеспечить учителя готовыми конспектами уроков. Он поможет в организации и проведении основных этапов уроков, даст постраничные разъяснения к упражнениям Азбуки и Прописей, примерный дополнительный дидактический материал.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД
3. Знакомство с действием звукового анализа слов: последовательное выделение всех звуков в слове, их характеристика и обозначение на схеме условными знаками. Знакомство со слогом как удобным способом произнесения звуков слова по частям порциям, слогообразующей ролью гласных, ударением и его смыслоразличительной ролью.
4. Знакомство с гигиеническими правилами письма: правильной посадкой, положением тетради, руки и ручки во время письма. Освоение названий и написания основных элементов букв рукописного шрифта. Знакомство с ориентировочной основой письма: нахождение точки начала и направления движения руки при письме, точки окончания движения. Развитие зрительно-пространственных представлений, умения вычленять основные элементы и их расположение в рукописных буквах. Упражнения в развитии
мелкой моторики руки.
5. Развитие коммуникативно-речевых умений первоклассников, знакомство с основными требованиями к речи: быть понятной и вежливой. Практическое знакомство со стилевыми разновидностями речи в зависимости от условий и задач общения. Работа над звуковой культурой речи: четким звукопроизношением, интонаци*
ей, темпом и силой голоса.
Билет№29
Билет№30
Билет№31
Билет№32
Билет№1
Совершенствование фонетических умений младших школьников.
Работа по формированию первоначальных фонетических умений.
1. Работа над слогом.
2. Работа над ударением.
При работе над ударением слово произносится целиком, хорошо сочетать эту работу с игровыми ситуациями.
При выделении ударного слога можно позвать, спросить. В слове использовать вопросительную интонацию.
Перестановка ударения в слове. Использование схем (наборы схем демонстрационного характера и индивидуальные).