Тема: Согласные звуки. Звук М
1. Познакомить детей с понятием «согласные звуки» (предложить детям самостоятельно определить различие между гласными и согласными звуками). Предложить детям самостоятельно «прочитать» с помощью символов гласных звуков и согласной буквы М столбики слогов.
2. Анализ и синтез слов (слово УМ). Найти и назвать в столбике маленькое слово О — УМ. Уточнить семантику слова УМ.
3. Учить детей отбирать, придумывать слова с новым звуком М.
4. Подвести детей к пониманию, что все гласные звуки обозначаются красным кружком, а все согласные - синим (в книге соответственно и О). Предложить детям придумать слова со звуком М. С этим словом придумать предложение.
ЧЕТВЕРГ
Общая и специальная артикуляционная гимнастика (см. индивидуальную работу).
Сдуй осенние листочки со стола.
Цепочка слов. Хлопни, когда в слове услышишь звук М: кот, лук, мак, нос, дом, машина, моль, рак, ком.
Я назову слова – ты повтори (развитие слуховой памяти).
Игра с мячом.Назови обратное по смыслу слово.
Предложить по трем картинкам придумать предложение.
Картинки:девочка, лес грибы; куст розы, букет, ваза.
ПЯТНИЦА
Общая и специальная артикуляционная гимнастика (см. индивидуальную работу),
Подуй в колпачок, чтобы он «запел».
На столе картинки — отберите те, в названии которых есть звук М.
Где звенит колокольчик? (Справа, слева, сзади.)
Назови, сколько предметов на картинке (2 мяча, 5 шаров).
Составить рассказ по серии картин «Игры детей».
ДЕКАБРЬ.. I неделя
ПОНЕДЕЛЬНИК
Тема: Звук М
1. Учить различать понятия «гласные и согласные звуки».
2. Учить детей читать ключи и звукосочетания с помощью символов гласных звуков и буквы М.
Анализ и синтез слова УМ.
3. Учить детей отбирать, придумывать слова с заданным звуком (звук М).
4. Работа над связной речью. Предложить детям с названием картинки придумать предложение.
5. Физкультурная минутка. Игра с мячом «Назови обратное по смыслу слово».
Слова: хороший - плохой; больной - здоровый; высоко — низко; ушел — пришел.
ВТОРНИК
Общая и специальная артикуляционная гимнастика (см. индивидуальную работу).
Сдуй со стола бумажки, сдуй бабочку с цветка.
Развяжи большие и маленькие узелки (веревки разной толщины).
Найди две одинаковые снежинки.
Вспомни слова, в которых слышится слово «снег»: снеговик, снегурочка, снегирь.
Придумай предложение со словом «зима».
СРЕДА
Тема: Зима
1. Уточнить знания детей о характерных признаках зимы.
2. Уметь сопоставить характерные признаки зимы с настоящими явлениями в природе, погоде.
3. Учить детей на основе собственного опыта сравнивать, анализировать, делать простейшие выводы. Помочь назвать признаки зимы.
4. Вспомнить зимующих птиц (снегирь, синичка, ворона, сорока, воробей, голубь).
Схема для составления рассказа по теме «3има»
План рассказа:
1) признаки зимы (характерные признаки);
2) зимующие птицы;
3) дикие звери;
4) игры зимой;
5) одежда зимой;
6) эмоции.
ЧЕТВЕРГ
Общая и специальная артикуляционная гимнастика (см. индивидуальную работу).
Подуй на ладошку. Скажи, какие ощущения?
Плетение косичек. Выкладывание из палочек фигур (елочка, забор, дом).
Цепочка слов: хлопни, если в слове есть звук М.
Я назову слоги, а вы назовите маленькое слово.
ма — мо — му — мы;
ам — ом — ум — ым.
Слово: УМ.
Назови сколько. Согласование числительных (2, 5) с существительными. 2 дома — 5 домов.
Придумать предложения по картинке с действием. Картинки: «Зимние забавы».
ПЯТНИЦА
Общая и специальная артикуляционная гимнастика (см. индивидуальную работу).
Сдуй снежинки со стола. Подуй в бутылку, чтобы она «запела».
Игры с пальчиками: Мы писали, мы писали, наши пальчики...
Игра «Разберем картинки» (на звук М). Учить определять место звука в слове, в начале, в конце слова (мак — дом).
Игра «Повтори». Воспроизведение шепотной речи.
Назови ласково. Дом — домик; машина — ...; молоко — ...
Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Что в руке? Тема «Игрушки».
ДЕКАБРЬ. II неделя
ПОНВДЕЛЬНИК-ВТОРНИК
День Конституции.
СРЕДА
Тема: Согласные звуки М, П, Т, К
1. Закрепить знания о понятии «согласные звуки».
2. Учить выделять заданный согласный звук (М, П, Т, К) на фоне слова из»слова (в начале — конце слова).
3. Анализ и синтез слова КОТ.
Составление схемы: О О
4. Работа над связной речью. Учить детей по предметным картинкам составлять рассказ (по образцу логопеда). Вызвать интерес творческую инициативу. (Записать на диктофон.) Предложить прослушать рассказ.
ЧЕТВЕРГ
Общая и специальная артикуляционная гимнастика (см. индивидуальную работу).
Сдуй снежинки со стола. Подуй на ладошку.
Игры с мелкими предметами (карандаш, шарики).
Я назову звук, а вы слово. (М, П, Т, К).
Определить место звука в слове (в начале, в конце слова).
Сравни две картинки - назови 5 отличий.
Что это? Не называя предмета на картинке, подбери нужные слова. Картинки: шар, мишка, кукла, мяч, матрешка. Составление описательного рассказа.
Подойди к окну: расскажи, что за окном.
ПЯТНИЦА
Общая и специальная артикуляционная гимнастика (см. индивидуальную работу),
Надуй воздушный шарик.
Развяжи большие и маленькие узелки.
Разберем картинки по конвертам (М, П, Т, К).
Кто позвал? - Учить менять интонацию, тембр, силу голоса.
Игра «Объяснялки». Дом - это место где живут люди. Машина - игрушка, перевозит людей.
Закончи предложение: Машина — это игрушка. Чашка — это.... Зайчик — это.... Выходной — это....
ДЕКАБРЬ. Ill неделя
ПОНЕДЕЛЬНИК
Тема: Домашние животные и их детеныши
1. Закрепить знания детей о домашних животных: внешний вид; чем питаются; способы ухода; детеныши; какую пользу приносят?
2. Упражнять в согласовании существительных с прилагательными. Котенок - какой? Щенок - какой?
3. Упражнять в согласовании числительные с существительными в роде, числа и падеже. У кошки 5 котят. У собаки 2 щенка.
4. Развитие связной речи. Рассказ о животном.
Схема для составления рассказа о животном
План рассказа:
1) название животных;
2) описание внешнего вида;
3) чем питается?
4) где живет животное?
5) детеныши;
6) почему тебе нравится это животное?
ВТОРНИК
Общая и специальная артикуляционная гимнастика (см. индивидуальную работу).
Сдуй с кончика языка бумажку. Сдуй снежинки со стола.
Продолжи ряд.
Я назову звук, ты слово
А,И,Т О.М.К У.П
Найди два одинаковых щенка, котенка, теленка, козленка, жеребенка
Закончи предложение: Я нашел... 2 котенка, 2 щенка, 2 теленка, 2 жеребенка.
Мой питомец - это.... Не называя, расскажи о нем.
Образец: Мой питомец - это маленький, беленький, ласковый, пушистый, игривый... (котенок).
Примечание. Если ребенок затрудняется отгадать, расскажите, чем питается и что делает животное.
СРЕДА
Тема:Гласные и согласные звуки
1. Учить детей различать понятия «гласные и согласные звуки».
Упражнять в «чтении» слогов по символам звуков с помощью символов гласных звуков и согласных букв. Анализ и синтез слогов (один-два — выборочно)
3. Анализ и синтез слова КОТ; предложить самостоятельно составить схему к слову КОТ.
О О
4. Учить детей придумывать слова к схеме, отбирать картинки.
5. Игра: Я назову звук, а вы слово (кто быстрее?).
6. Связная речь. Рассказ по предметным картинкам – учить детей придумывать предложение, придерживаясь единого сюжета. Например: Картинки — девочка, мяч, дом, дети, парк и т.д. Логопед начинает: Это Маша, она пообедала и решила поиграть. Продолжает ребенок, у которого на картинке мяч. Ребенок: Маша взяла мяч и стала играть в мяч. Следующий ребенок составляет предложение, придерживаясь сюжета рассказа о Маше.
ЧЕТВЕРГ
Общая и специальная артикуляционная гимнастика (см. индивидуальную работу).
Подуй на разноцветные ленточки. Подуй в бутылочку так, чтобы она запела.
Придумайте слово к схеме:
О О
Прослушивание аудиозаписи. «Отгадай, кто это?» (название животного по издаваемым звукам). Ответь на вопросы: Что делала собака? Ответ: Собака лаяла.
Подбери слова: Котенок — какой? Щенок — какой? Собака — какая?
Придумай предложение с названием предметной картинки (домашние животные).
ПЯТНИЦА
Общая и специальная артикуляционная гимнастика (см. индивидуальную работу).
Надуй резинового зайчика.
Читаем слоги
Посмотри, запомни, повтори (картинки с названием животного от 3 до 5).
Игра с мячом. У кошки — котеночек. У собаки — .... У лошади —....
Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Подбери слова так, чтобы мы догадались, что в ладошке. Дать образец: лает, ловит мышей.
Игрушки: домашние животные (собачка, кошечка, корова, лошадь, поросенок, коза).
ДЕКАБРЬ. [V неделя
ПОНЕДЕЛЬНИК
Общая и специальная артикуляционная гимнастика (см. индивидуальную работу).
Подуй на снежинки, полоски.
Изготовление гирлянд на елку (соедини пластмассовые кольца).
Я назову звук, ты - слово. (М П Т К).
Где звенит колокольчик? (Справа, слева, сзади)
Подбери слова к словам: Снегурочка - какая? Дед Мороз — какой?
Составление рассказа по картинкам (елка, снеговик, Дед Мороз, Снегурочка).
ВТОРНИК
Тема: Новый год
1. Уточнить понимание детьми содержания праздника «Новый год».
2. Вспомнить последовательность подготовки к Новому году.
3. Вспомнить, как елка попала к нам в детский сад.
4. Предложить детям рассказать, что они ждут от Нового года.
5. Предложить детям рассказать, как семья готовится к встрече Нового года.
Связная речь: составление рассказа «Встреча Нового года».
СРЕДА
Общая и специальная артикуляционная гимнастика (см. индивидуальную работу),
Сдуй снежинки со стола.
Дорисуй елочку.
Нарисуй:
Примечание. Дети сами с помощью символов гласных звуков, букв рисуют предметы, в названии которых есть эти звуки, постепенно заполняя все клетки.
Найди на елке две одинаковые игрушки.
Игра с мячом «Назови обратное по смыслу слово».
Составление рассказа ло сюжетной картинке «Встреча Нового года».
ЧЕТВЕРГ
Общая и специальная артикуляционная гимнастика (см. индивидуальную работу).
Подуй на игрушки, которые висят на елке.
Нарисуй игрушку, которую ты хотел бы повесить на елку.
Хлопни, если в слове услышишь звук Н (П, Т, К).
Посмотри, запомни, и сделай так же. (от 3 до 5 игрушек).
Большой - маленький (по теме «Игрушки»).
Образец: шар - шарик.
Что ты ждешь от Нового года?
ПЯТНИЦА
Праздник «Встреча Нового года». Игры, песни, пляски, встреча с Дедом Морозом и Снегурочкой. Создать хорошее эмоциональное настроение от ожидания чуда и встречи Нового года.
ЯНВАРЬ. II неделя
ПОНЕДЕЛЬНИК
Каникулы с 31.12 по 09.01.
ВТОРНИК
Общая и специальная артикуляционная гимнастика (см. индивидуальную работу),
Подуй на ладошку. Расскажи, что ты чувствуешь.
Елочки — иголочки. Дорисуй иголочки на ветках.
Разберем картинки в разные конверты: (М, П, Т, К).
Сравни две елки, чем не похожи? Назови 5 отличии.
Различия: елка обыкновенная и пушистая; звезда - пика; снежинки - овечки; бусы - шары; мешок - коробка с подарами.
Чем украшена елка? Отработка падежных окончаний -ом (ем), «ой (ей): мячом, шишкой, слоном,
Рассказ из собственного опыта «Как я провел(а) каникулы».
СРЕДА
1. Вспомнить впечатления от встречи Нового гаде в кругу семьи.
2. Предложить рассказать, где были в каникулы, что видели, что запомнилось больше всего. (Дать образец рассказа.)
3. Предложить рассказать, какие подарки принес Дед Мороз.
4. Вспомнить стихи о зиме, о празднике.
5. Предложить нарисовать рисунок «Как я встречал Новый год».
6. Составление рассказа по рисунку друга о встрече Нового года.
ЧЕТВЕРГ
Общая и специальная артикуляционная гимнастика (см. индивидуальную работу).
Сдуй с ладошки бумажки.
Задание: Нарисуй свою снежинку.
Кто больше придумает слов с заданным звуком: М (П, Т, К).
Игра с мячом. Назови обратное по смыслу слово: хороший -плохой.
Какая была елка? - Каким был праздник Новый год?
Придумать предложение со словосочетанием «Новый год».
ПЯТНИЦА
Общая и специальная артикуляционная гимнастика (см. индивидуальную работу)
Подуй на ленточки. Сдуй с кончика языка бумажку.
Анализ и синтез слова. ДОМ, ДЫМ. Составление схемы.
Составление схемы.
О О
Яназову слова (от 3 до 5). Повторяйте их по порядку: подарок, елка, Снегурочка, зима, праздник.
Что я сказала неправильно? Поправьте меня. Я ем ложка суп.
Рассказ по сюжетной картинке «Новый год в детском саду».
ЯНВАРЬ. III неделя
ПОНЕДЕЛЬНИК
Общая и специальная артикуляционная гимнастика (см. индивидуальную работу).
Подуй на разные маленькие игрушки.
Отгадай, какое слово лишнее: мак, машина» арбуз, малина; пыль, папа, утка, палец, пальто.
Сравни 2 снеговика и найди 5 отличий. Назови их.
Вспомни слова, в названии которых слышится слово «снег», (однокоренные слова).
Снеговик, Снегурочка, снегопад, снегирь — с этими словами придумай предложение.
ВТОРНИК
Тема: Зимние забавы
1. Предложить сравнить игры детей с осенью и зимой.
2. Предложить рассказать о зимних забавах детей с опорой на картину «Зимние забавы».
3. Дидактическая игра «Отгадай, что в мешочке?» (Санки, коньки, лыжи, клюшка.)
4. С названиями предметов из чудесного мешочка придумать предложение.
5. Предложить нарисовать игры детей зимой.
6. Расскажи, что делают дети?
СРЕДА
Общая и специальная артикуляционная, гимнастика (см. индивидуальную работу).
Сдуй бумажки и игрушки со стола.
Продолжи ряд
Я назову звук, ты слово (М, Т, К, П). Поощрять ребенка за новое придуманное слово.
Посмотри и обведи лишний предмет (закрепление пройденных лексических тем).
Игра смячом. Назови обратное по смыслу слово.
Составление рассказа по сюжетным картинкам на тему «Зимние забавы».
ЧЕТВЕРГ
Тема: Звук С
1. Вспомнить понятия «гласные и согласные звуки».
2. Предложить по картинкам определить, с каким звуком мы сегодня познакомимся. Картинки: санки, снежинка, Снегурочка.
Анализ и синтез слова «сок». Предложить самостоятельно составить схему к слову СОК.
4. Предложить детям нарисовать предметы, в названии которых есть звук С. (Определить место звука в слове.)
5. Работа над предложением. С названием предметной картинки придумайте предложение. Картинки: санки, лыжи, снег, снегирь, снегурочка, горка.
ПЯТНИЦА
Общая и специальная артикуляционная гимнастика (см. индивидуальную работу).
Подуй на разноцветные ленточки.
Продолжи ряд.
Нарисуй картинки к схеме.
Цепочка слов: кот — тапки — иголка — арбуз ....
Чего не стало? Шаров, снежинок, санок, снеговика.
Игра в речевое «лото» — составление рассказа по предметным картинкам.
ЯНВАРЬ. IV неделя
ПОНЕДЕЛЬНИК
Тема: Зимующие птицы
1. Закрепить знания о понятии «зимующие птицы».
2. Учить детей составлять загадки описательного характера.
Схема для составления загадки
План
1) это зимующая птица;
2) описание внешнего вида (форма, цвет);
3) чем питается.
Вспомнить способы ухода за птицами. Вспомнить, какие птицы прилешэт весной. Вызвать стремление и желание ухаживать за птицами.
3. Работа над связной речью. Составление рассказа по серии картин «Зимующие птицы» (без образца).
4. Учить детей последовательно и точно передавать увиденное с учетом развития сюжета.
ВТОРНИК
Общая и специальная артикуляционная гимнастика (см.
индивидуальную работу)
Подуй на птичку.
Плетение косичек. Кто быстрее наденет бусинки на ниточку.
Кто больше придумает слов со звуком С. За каждое придуманное слово - фишка.
Найди две одинаковые птички.
Назови ласково: воробей - воробьишко; синица - синичка; снегирь - снегирек; ворона - вороненок.
С названием любой птички придумай предложение.
СРЕДА
Тема; Звук С
1. Закрепить правильное произношение звука С.
2. Учить выделять заданный звук на фоне слова, определять место звука в слове.
3. Учить умению придумывать слова, отбирать картинки с заданным звуком.
4. Предложить детям заполнить клетки. Звук С.
5. Работа над формированием связной речи (на уровне предложения). Предложить с названием картинок, которые нарисовал сам ребенок; придумать предложения.
ЧЕТВЕРГ
Общая и специальная артикуляционная гимнастика (см. индивидуальную работу).
Сдуй птичек со стола, сдуй с кончика языка бумажку.
Игры с пальчиками.
Найдите в группе предметы, в названии которых есть звук С (стол, стул, доска).
Прослушивание аудиозаписи «Пение птиц». Отгадай и назови, какие это птицы.
Назови, сколько птиц прилетело к кормушке (2 синички, 2 вороны, 5 снегирей).
Составление загадок описательного характера (о птицах)
ПЯТНИЦА
Общая и специальная артикуляционная гимнастика (см. индивидуальную работу),
Подуй на свою ладошку.
Игры с мелкими предметами (шарик, карандаш).
Отгадай, что нарисовано? Звук С. Ребенок называет слово со звуком С, логопед переворачивает картинку.
Какая птичка лишняя? Уметь отличать зимующих птиц от перелетных.
Какая птичка улетела?
Придумать предложения по трем предметным картинкам: дети, птицы, кормушка.
ЯНВАРЬ. V неделя
ПОНЕДЕЛЬНИК
Тема: Дикие звери
1. Вспомнить, каких животных называют дикими и почему?
2. Уточнить знания о жизни диких зверей на воле.
3. Вспомнить детенышей диких зверей.
4. Показать иллюстрации диких зверей. Дать краткую информацию об их жизни в неволе.
Игры «Отгадай по описанию». Отгадай, кто это (по частям тела). Волчий хвост, медвежья лапа.
Схема для составления рассказа
ВТОРНИК
Общая и специальная артикуляционная гимнастика (см. индивидуальную работу..
Подуй на ладошку.
Обводка и штриховка диких зверей.
Соедини картинки, в названии которых есть звук И (Ы).
Сравни. Найди сходство и различие. Волк - собака; рысь
- кошка.
Игра с мячом «Один — много»: волк - волки; лиса - лисы.
Составление описательного рассказа. Тема «Дикие звери».
СРЕДА
Тема: Звуки И, Ы
1. Учить детей дифференцировать звуки И, Ы.
2. Учить выделять звуки в середине и конце слова (кИт, сЫр).
3. Игра с мячом. Учить образовывать от существительных единственного числа множественное: коза - козы; сова - совы, лиса — лисы.
4. Дидактическая игра «Разберем картинки»:
И - носки, шапки, платки, майки.
Ы - шары, вазы, весы, бусы.
5. Дидактическая игра. На звук И один раз хлопни, на звук Ы - два раза: маки, косы, шары, совы, платки.
6. Работа над связной речью: с названием картинки придумать предложение.
ЧЕТВЕРГ
Общая и специальная артикуляционная гимнастика (см. индивидуальную работу).
Сдуй снежинки со стола.
Развяжи узелки на веревке.
Анализ и синтез слов (мИр, сЫр). Составление схемы:
О О
Кто так кричит? Узнавание по звукам диких зверей. Рычит -
медведь, воет — волк.
Игра с мячом «Большой - маленький». Лиса - лисенок, медведь - медвежонок.
С названием животного придумай предложение.
ПЯТНИЦА
Общая и специальная артикуляционная гимнастика (см. индивидуальную работу).
Подуй на зверюшек, так, чтобы они стали передвигаться.
Кто быстрее замотает клубок ниток,
Я назову звук — вы слово. Звуки: М П Т К С.
М à мак, П à паук и т. д.
Путаница. У лисы волчий хвост. Что перепутал художник?
Незнайка в зоопарке. Что он забыл нарисовать? Медвежьи лапы.
Рассказ «Прогулка в зоопарк».
ФЕВРАЛЬ. I неделя
ПОНЕДЕЛЬНИК
Тема: Транспорт
1. Закрепить знания детей о транспорте как о средстве передвижения.
2. Познакомить с классификацией: водный; наземный; подземный; пассажирский; грузовой; воздушный; городской.
3. Показать значимость транспорта в больших городах.
4. Дидактическая игра «Путешествие» (составление рассказа по рисунку).
Схема для составления рассказа
ВТОРНИК
Я назову звук - вы слово (М, П, Т, К, С)
Найдите две одинаковые машины: два автобуса, два трамвая.
Согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже. По шоссе едут два автобуса, две машины.
Составление описательного рассказа о транспорте (дать образец).
СРЕДА
Тема: Дифференциация звуков С, 3
1. Учить детей дифференцировать звуки С, 3. Учить выделять звуки на фоне слова и из слова.
3. Учить придумывать слова с заданным звуком, отбирать картинки.
4. Учить определять место звука в слове.
5. Предложить отобрать картинки со звуком С, 3.
6. Работа над предложением. Придумать предложение с названием любой картинки (звук С, 3).
ЧЕТВЕРГ
Анализ и синтез слова (сок, зал). Составить схему к словам:
О О
Хлопни один раз, если в слове услышишь звук С, два раза, если в слове услышишь звук 3.
Игра «Один - много». Машина - машины, трамвай -трамваи.
Расскажи, на каком виде транспорта добираешься до детского сада.
ПЯТНИЦА
Разберем картинки. С - сок, собака, санки, самолет. 3 -змея, завод, забор, зайка.
Расскажи, что изменилось в кабинете? Чего не стало, а что появилось?
Подбери слова: машина — какая? автобус - какой?
Составление творческого рассказа на тему «Отдых на море».
ФЕВРАЛЬ. II неделя
ПОНЕДЕЛЬНИК
Телик Город
1. Знать, в каком городе живут дети.
2. Учить детей по фотографиям узнавать исторические памятники.
3. Воспитывать чувство гордости за свой город.
4. Сравнить старый и новый город.
5. Предложить составить план своей улицы и рассказать, какие дома, магазины и исторические памятники есть на этой улице.
Познакомить с картой города. Отметить звездочкой улицы, на которых живут дети.
ВТОРНИК
Игра «Разберем картинки». Звук С - синий конверт, звук 3 — зеленый конверт.
Найди пять отличий, сравнивая два дома, две улицы.
Измени по образцу: дом - дома; улица -площадь -река - мост - ....
Расскажи о городе, в котором ты живешь (экскурсия по картинной галерее).
СРЕДА
Тема: Дифференциация звуков С, 3
1. Продолжить учить различать звуки С, 3 (по артикуляции).
2. Учить отбирать картинки, придумывать слова с заданным звуком.
3. Учить определять место звука в слове.
4. Игра на развитие фонематических представлений. Хлопни один раз, если в слове услышишь звук С, два раза, если 3.
5. Развитие связной речи. Придумать предложения по предметным картинкам.
ЧЕТВЕРГ
Замени звук С на звук 3: коСа - коЗа; роСа — роЗа; Сайка — Зайка.
Игра «Эхо». Воспроизведение шепотной речи.
Подбери слова к слову. Мой город - какой он? (Красивый, большой...).
Составление рассказа на тему «Моя улица» (по плану учителя-логопеда).
ПЯТНИЦА<