Развитие самосознания и эмоционально личностной сферы в подростковом возрасте.
В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы самосознания: чувство взрослости и «Я-концепция».
Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время. Появляется моральный «кодекс», предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками. Интересно, что подростковый «кодекс» товарищества интернационален, так же как и книга А. Дюма «Три мушкетера», считающаяся подростковым романом, с ее девизом: «Один за всех и все за одного».
Чувство взрослости становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста, а к концу периода, примерно в 15 лет, подросток делает еще один шаг в развитии своего самосознания. После поисков себя, личностной нестабильности у него формируется «Я-концепция» — система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я».
Самоанализ, иногда чрезмерный, переходящий в самокопание, приводит к недовольству собой. Самооценка в подростковом возрасте оказывается низкой по своему общему уровню и неустойчивой. Подростки, изучая себя, представляют, что и другие люди тоже постоянно наблюдают за ними, оценивают их. Это явление в западной психологии называют «воображаемой аудиторией». Имея воображаемую аудиторию, подросток чувствует себя в центре внимания окружающих, иногда даже совершенно незнакомых прохожих на улице. Он все время открыт чужим взглядам, что усиливает его ранимость. Подростки противоречивы, и свойственная им ранимость часто сочетается с грубостью. С развитием самосознания связаны и возникающие в подростковом возрасте склонность к уединению, чувства одиночества, непонятости и тоски.
Эти новые чувства, не свойственные детям младших возрастов, проявляются в аффективных вспышках и появляющейся вдруг на время замкнутости.
Помимо реального «Я» «Я-концепция» включает в себя идеальное «Я». При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей идеальное «Я» может слишком сильно отличаться от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности. Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию. Подростки не только мечтают о том, какими они будут в ближайшем будущем, но и стремятся развить в себе желательные качества.
Эмоциональная сфера характеризуется большой яркостью, силой, устойчивостью. Исследования показали, что подростки чаще испытывают сильные положительные или сильные отрицательные эмоции и реже находятся в нейтральном состоянии (Р. Ларсон, М. Ричардс). Эмоции имеют тенденцию к "самоподкреплению" (неосознанное желание сохранить ту или иную переживаемую эмоцию, как позитивную, так и негативную), что свидетельствует о ригидности эмоций подростка, их инертности. В этот период повышена потребность в эмоциональном насыщении, в жажде ощущений (отсюда - любовь к громкой музыке, рискованные формы поведения). Выражение эмоций бурное и непосредственное, подростки часто не могут сдерживать радость, гнев.
Особенность эмоционального реагирования - сравнительно легкое возникновение эмоциональной напряженности. В этот период наблюдаются достаточно частые и продолжительные аффективные реакции. Особенностью аффекта является полная поглощенность им, своеобразное сужение сознания, когда эмоции полностью блокируют интеллектуальный план и происходит их разрядка в виде выброса. У подростков в кризисный период часто встречается "аффект неадекватности" - эмоциональная реакция большой силы по незначительному поводу, что связано с противоречием между низкой самооценкой подростка и высоким уровнем притязаний.
Оказание помощи подростку в период непосредственного протекания аффекта сводится к следующему: отвести в тихую комнату, на какое-то время оставить одного, предоставить возможность разрядить напряжение (использовать боксерскую грушу, дать возможность выплакаться и др.). После успокоения побеседовать, разобраться в том, что произошло.
Важнейшим моментом развития личности в этот период является то, что предметом деятельности подростка становится он сам. Без полноценного проживания подросткового периода многие качества личности, индивидуальные особенности оказываются неразвитыми или развитыми недостаточно, многое в дальнейшем корректируется с трудом. Кризис перехода к юности связан со становлением человека как субъекта собственного развития (К.Н. Поливанова).
21. Кризис и психологические новообразования подросткового возраста.
Подростковый возраст– этап онтогенеза, охватывающий период от 10–11 до 13–14 лет, совпадающий в современной российской школе со временем обучения детей в 5–8 классах школы. Начало подросткового возраста характеризуется появлением ряда специфических черт, важнейшими из которых являются стремление к общению со сверстниками, утверждению своей самостоятельности, независимости, автономии. Основная особенность подросткового периода – резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Однако необходимо учитывать, что время появления тех или иных психологических особенностей может значительно варьироваться у конкретного школьника: проходить раньше или позже.
Центральное личностное новообразование подросткового возраста–становление нового уровня самосознания, « Я-концепции», характерной чертой которой является чувство взрослости– отношение подростка к самому себе как к взрослому, желание показать свою «взрослость» другим, стремление быть признанным в мире взрослых. Постоянный контроль со стороны взрослых, требование подчинения и послушания, зависимость и опека, от которых подросток всеми силами стремится освободиться, считая себя достаточно взрослым, чтобы принимать самостоятельные решения и действовать по своему усмотрению, – весьма существенные факторы возникновения подросткового кризиса, появления различных форм протеста.
Кризис подросткового возрастапроходит три фазы:
1) негативная, или предкритическая, – фаза ломки старых привычек, стереотипов, распада сформировавшихся ранее структур;
2) кульминационная точка кризиса, которая, как правило, приходится на 13 лет, хотя возможны варианты;
3) посткритическая фаза, т. е. период формирования новых структур, построения новых отношений и т. п.
В психологической литературе описаны два основных пути протекания возрастных кризисов. Первый, наиболее распространенный, – кризис независимости.Его симптомы – строптивость, своеволие, упрямство, негативизм, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, ранее выполнявшимся, протест-бунт, ревность к собственности ( требование подростка не трогать ничего у него на столе, не входить в его комнату, а главное – « не лезть в душу »).
Подросток пытается утвердить позицию « Я уже не ребенок». Он как бы провоцирует взрослых на запреты, специально «принуждает» к ограничительным мерам, чтобы иметь затем возможность проверить свои силы в преодолении этих запретов, отвоевать свою самостоятельность и независимость. Именно через это преодоление преград подросток узнает себя, свои возможности, удовлетворяет потребность в самоутверждении, у него возникает чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, формируются модели поведения, позволяющие ему и в дальнейшем справляться с жизненными трудностями. При этом важно иметь в виду, что интенсивность кризисных симптомов и способы их выражения различны.
Другой тип подросткового кризиса – кризис зависимости.Его симптомы – чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, регресс к старым интересам, вкусам, формам поведения. Кризис зависимости – это возврат назад, к той своей позиции, к той системе отношений, которая гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности и защищенности. Подросток утверждает позицию « Я ребенок и хочу оставаться им». Когда подростковый возраст проходит гладко и бесконфликтно, осуществляясь по типу «кризиса зависимости», впоследствии могут проявиться либо запоздалый, а потому особенно болезненный и бурно протекающий кризис в 17–18лет и даже позже, либо затяжная инфантильная позиция «ребенка», характеризующая человека и в период молодости, а иногда и в зрелом возрасте. С точки зрения развития наиболее благоприятным оказывается протекание подросткового возраста в форме кризиса независимости.