Экологическое воспитание школьников
Экологическая культура представляет собой совокупность требований и норм, предъявляемых к экологической деятельности, готовность человека следовать этим нормам. Экологическая культура характеризует особенностисознания, поведения и деятельности людей во взаимодействии с природой, в оптимизации своих отношений с окружающей средой.
Важнейшим признаком экологической культуры является ответственное отношение личности к окружающей среде.
Экологическое воспитание – формирование экологической культуры во всех видах человеческой деятельности, связанных с познанием, освоением, преобразованием природы.
Цель – формирование экологической культуры.
Экологическая культура– это готовность человека к успешной экологич.деятельности.
Основное средство ЭВ – природа, деятельность направленная на сохранение природы.
Экологическая деятельность – взаимодействие человека, общества с окружающей природной средой.
Основные цели и функции экологической деятельности заключаются в гармонизации отношений человека и природы, устранении всех возможных экологически негативных последствий, сохранении природы и ее позитивного преобразования, создании благоприятных экологических условий для непрерывного ускоренного социального прогресса, устойчивого развития общества и природы.
Задачи:
1) углубить, расширить экологические знания, формировать экологическое сознание.
2) формировать чувство бережного отношения к природе, любовь к природе.
3) развивать экологические навыки и умения
4) формировать общественную активность в ходе экологической деятельности.
Условия:
-диагностика уровня развития экологической культуры
-организация общения детей с природой
-организация экологической деятельности
-организация рефлексии в экологической деятельности
Задачи экологического воспитания решаются в 3-х сферах жизнедеятельности ребёнка:
1) школа (учебная деятельность – прежде всего такие предметы как «Человек и мир», «Вселенная», «Биология», «География», химия, физика, которые дают основные естественно-научные знания о развитии всех форм живых организмов)
2) семья (личный пример родителей, совместная деятельность на садово-дачных участках, походы, пикники).
3) внешкольная деятельность (кружок флористики и т.д.)
Экологическое воспитание тесно связано с эстетическим и нравственным и трудовым воспитанием.
21. Физическое воспитание в школе. Формирование здорового образа жизни.
Физическое воспитание (ФВ) есть процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни. Цель: формирование физической культуры.
Физическая культура – это готовность человека к осуществл. Спортивной деятельности, к выполнению двигательных умений и навыков, приобретению двигательных качеств(сила, ловкость, выносливость,скорость).
Условия:
Диагностика
Организация спортивной деятельности
Организация трудовой деятельности
Организ. Туристско-краеведческой деятельности
Организ. Спортивно-просветительской деятельности
Оздоровление
Двигательные навыки и умения: ходьба, бег, прыжки, метание, плавание.
В культуре и педагогике разных народов физическое развитие и воспитание всегда занимало важное место.
задачи:
- формирование системы знаний об анатомно-физиологических особенностях, функционировании человеческого организма, о физических свойствах и процессах,
- формирование знаний в области здоровья, гигиены, спорта, о мерах по обеспечению безопасности жизнидеятельности,
- обеспечение правильного физического развития, укрепление здоровья, закаливание, повышение работоспособности,
- воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях физической культурой, эмоционально-ценностного отношения к укреплению здоровья, ЗОЖ, занятия физкультурой и спортом,
- формирование взглядов и нравственных качеств, ведущих к пониманию значения физкультуры и пробуждающих стремление к здоровому образу жизни,
Система ФВ - физические упражнения и знания в учебном процессе, на уроках физкультуры, биологии и некоторых других, во внеурочной деятельности.
Средства ФВ - гимнастика, игры, туризм, спорт, природные силы (солнце, воздух и вода), гигиенические факторы (режим труда и отдыха, питание, одежда, санитарные нормы в устройстве помещений).
МетодыФВ - физические упражнения, тренировки, убеждение (разъяснение), инструкции, положительный пример. С помощью последних у учащихся формируются знания, потребности, личные качества, способствующие их правильному физическому и общему развитию. Стимулирующее значение имеют осуждение, одобрение, соревнование и контроль за выполнением режима и норм развития школьника.
ЗОЖ – процесс формирования у детей осознания опасности наркотического, токсического, алкогольно-никотинового отравления организма и психики, развития нравственно-эстетического отвращения и противодействия пьянству, курению и наркотикам.
Средства: программы по антиалкогольному, антиникотиновому, антинаркотическому воспитанию.
Показатели ФВти: развитые двигательные умения и физическое развитие в целом, соответствующие возрасту, систематические занятия физическими упражнениями, играми, спортом, соблюдение норм личной гигиены, выполнение нравственных и медицинских предписаний в половой жизни, следование требованиям ЗОЖ.
Организация ФизВосп в учебной деятельности: урок физкультуры, физминутки, утренняя гимнастика, проведение перемен на свежем воздухе, внеклассная воспитательная работа (спортокиады, олимпиады), внешкольная работа по физическому воспитанию (посещение различных спортивных секций по интересу).