Экологическое воспитание

Существенный поворот в сознании современного человека про­исходит тогда, когда он понимает, что является составной частью круговорота веществ в природе. Когда люди живут на краю леса, пользуются только природными материалами, мусор закапывают в землю или делают из него удобрение — кажется, что и проблемы никакой нет. Но если посмотреть на огромные фабрики и заводы, на свалки, вырастающие около больших городов, и подумать, на­сколько больше мусора стало образовываться в домах, после того как люди стали покупать больше товаров в громоздкой импортной упаковке, то проблема маленькой не покажется. Рост производ­ства, а также частичная его автоматизация приводят к увеличению количества отходов. Мусора так много, что в нем уже можно про­сто захлебнуться. Повлиять на свое будущее могут только сами люди как потребители и производители.

В ряде стран создана развитая отрасль промышленности: утили­зация отходов и мусора. Этого добились тем, что:

— поощряли строительство предприятий по переработке стек­
ла, макулатуры, металлолома, мусора;

— закладывали компостные поля;





- создали систему сбора отходов в городах, установив специ­альные приемники для разных типов мусора, в том числе и для ненужной одежды и обуви;

— отводили участки под депонирование несгораемого мусора,
которые потом превращались благодаря мероприятиям по регене­
рации в природоохранные заповедники;

— регулировали создание экологически правильной упаковки
через специальную налоговую политику.

Все это функционирует только в том случае, если простые граж­дане — производители мусора — серьезно относятся к своим обя­занностям по охране окружающей среды. Новая экологическая идеология доходит до сознания масс через рекламу, средства мас­совой информации, брошюры, листовки. На каждом шагу челове­ка подстерегает вопрос: правильно ли ты выбросил мусор? Добро­детельное поведение состоит в том, чтобы производить как можно меньше мусора, не покупать лишнего, покупать только качествен­ные вещи (желательно из природного сырья), пользоваться ими как можно дольше, сортировать отходы так, чтобы их можно было утилизовать (использовать вторично). Нужно экономно тратить все природные ресурсы: воду, энергию, воздух, древесину и т. д. Из­даются специальные туристические карты, где особыми знаками нанесены экологически важные и интересные объекты: старые деревья, источники, пейзажи, депонии (мусорные свалки, пре­вращенные в леса) и т. п. Здоровый образ жизни, интерес к природе, поддержка партий, ориентирующихся на охрану природы, — не­обходимая составляющая прогрессивного мышления.

Экологический детский сад. Необходимость охраны окружаю­щей среды, интерес к правильному образу жизни, любовь к при­роде — причины, по которым экологических детских садов ста­новится все больше. Если даже не вся деятельность детского сада подчиняется экологическим критериям, то по крайней мере при перестройке старых зданий или закладке новых помещений ста­раются сделать одну стену сплошь стеклянной (дети как бы живут на улице) — лучше ту, которая выходит в сад; строят туалеты, где в бачок поступает дождевая вода; сортируют мусор. В экологи­ческих детских садах воспитанникам рассказывают, как правиль­но совершать покупки, и они становятся в своих семьях побор­никами экономного потребления. Это касается, например, выбо­ра одежды (нужна не новая и модная, а простая и прочная, выс­тиранная безвредными природными моющими веществами). В магазине учат выбирать еду без химических добавок, пользовать­ся многоразовыми холщовыми сумками, а не полиэтиленовыми пакетами, выбирать напитки в бутылках, которые можно сдать, а не в картонно-пластиковой посуде, не носить домой упаковку, а оставлять ее в магазине и т. д. В каждом экологическом детском саду есть компостная куча и свой огородик, цветник и садик. Рас-

саду выращивают заранее, а затем следят за ростом и плодоноше­нием всевозможных растений.

В экологическом детском саду большое внимание уделяется уходу за комнатными растениями, выращиванию растений из семян, борьбе с вредителями при помощи природных средств. Среди иг­рушек — деревянные бруски-кубики, шишки, раковины, камни, песок, овечья шерсть. Мебель сделана столяром из дерева и обра­ботана льняным маслом — она носит индивидуальный характер, с нее легко отмываются пятна и она долго служит. В качестве клея используется натуральный клейстер, приготовленный самими деть­ми. Типографии отдают детским садам обрезки бумаги. Лепят из глины или муки с солью, маслом и водой, окрашенной природ­ными красителями. Чтобы сделать краски, закупаются природные пигменты, которые затем разводят с клейстером и водой.

В таком детском саду взрослые готовят вместе с детьми — пекут хлеб с отрубями, предлагают мюсли, фрукты, овощи, орехи, мо­локо, травяной чай или минеральную воду, из сладкого — мед. Дети сами выбирают себе еду, наливают напитки, а затем моют посуду. Когда празднуют приход весны, варят суп из крапивы, а осенью готовят пищу из тыквы. Воду берут из колонки и берегут ее.

На участке строят шалаши и зеленые беседки, делают дорожки с разным природным покрытием, развешивают кормушки для птиц и скворечники, подвешивают куски старой древесины с просвер­ленными в ней дырками как домики для насекомых. Дети наблю­дают за жизнью малых существ — жуков, бабочек, ящериц, червя­ков, узнают об их образе жизни и о взаимосвязи всего живого на Земле. Сады такого типа особенно распространены в Центральной Европе.

Лесной детский сад. Концепция лесного детского сада выросла в Дании из потребности защитить детей от вредного воздействия города, под которым понимается сидение на одном месте, шум, синтетические материалы, автомобили, телевизор, бетон, отсут­ствие непосредственного контакта с природой, способной гово­рить с ребенком на общем языке — от души к душе. Содержать такие учреждения довольно дешево, но ответственно. Здесь нет заранее заданной программы, потому что все зависит от того, как сложится день, с чем встретятся дети, какая будет погода. На группу из 15 человек приходится два воспитателя. Помещение, где нахо­дится аптечка и другие необходимые вещи, — небольшой строи­тельный вагончик. Оборудование — минимальное или никакого. Весь день дети проводят в лесу, вдыхая его запахи, залезая на стволы деревьев, совершая пешие прогулки, обучаясь разглядывать дета­ли на большом расстоянии, оценивать свои физические силы, наблюдая за ростом растений и поведением животных в природе. Они лепят из глины, строят из веток и шишек, используют листья как кукольную посуду, а вывороченные корни дерева — как швед-

скую стенку или кукольный домик. Лесной ручей становится важ­нейшим местом для творческих игр.

Особое значение придается качеству одежды: она должна быть прочной, теплой, из натурального материала, непромокаемой, не стесняющей движений: Каждый ребенок приносит с собой рюк­зак, где может лежать любимая кукла или машинка и завтрак. Для завтрака каждый день выбирают новое место. Весь мусор, который остается от завтрака и не имеет природного происхождения, дети должны сложить и забрать с собой домой. В вагончике находится туалет и места для детей, если дождь будет таким сильным, что они не смогут выйти наружу. Для этих случаев у воспитателей в запасе коллективные игры и книги. Книгу можно почитать и на улице. Иногда дети используют и лесную беседку, а также место для гриля. В вагончике лежат лопаты, грабли, молотки, пилы, ка­наты и веревки, которые можно использовать в играх, не нарушая равновесия в природе. Туда же сносят бесценные находки, из ко­торых потом составляются коллекции: найденные на земле пустые птичьи гнезда, перышки, причудливые коряги, куски коры, дре­весные грибы и наросты. Из них потом тоже можно что-нибудь смастерить, а на ветках дерева устроить музей находок. Дети мимо­ходом, не напрягаясь, узнают огромное количество названий рас­тений и животных. Воспитатели должны быть подготовлены к тому, чтобы ответить на возникающие вопросы, разучить к случаю пе­сенку о скворце или о фиалке. Они могут показать, как смастерить из веток вертушку, как построить плотину, но еще лучше, если они подведут детей к догадке о том, как это сделать. Дети постоян­но экспериментируют с природными материалами, учатся удер­живать равновесие тела, балансировать на стволе дерева, пони­мать жизнь природы, устраивают ролевые игры. При обследовани­ях они показывают высокие результаты, свидетельствующие о том, что они ни в чем не уступают детям, проходившим подготовку к школе только по книгам.

Экология повседневной жизни. Экологическое воспитание в про-мышленно развитых и густонаселенных странах (например, в Гер­мании, в США, в Великобритании, в Японии, в Южной Корее) направлено не только на формирование чувства любви к природе. Это прежде всего правильное поведение в повседневной жизни -правильное с точки зрения сбережения естественных ресурсов: воды, воздуха, земли, энергии, растений и животных. На первый взгляд научиться этому ничего не стоит. На самом же деле нужно знать очень много практических вещей, чтобы вести себя грамотно с экологической точки зрения. Новые подходы к экологическому воспитанию в детском саду, школе и в обществе в целом включа­ют в себя несколько основных моментов:

- регулярный сбор и сортировка отходов, создание особых ящиков, бочек, контейнеров для разных типов отходов в тех мес-

тах, где они возникают, и их транспортировка к местам перера­ботки;

- сознательное желание избегать образования отходов, сокра­
щать количество производимого мусора, что влияет на поведение
человека как покупателя и потребителя;

- поощрение вторичной переработки, утилизации отходов,
которое регулируется налоговой системой;

- поощрение производства продуктов, способных быть вто­
рично переработанными, что сказывается на снижении цены эко­
логически качественных продуктов;

- уничтожение отходов, не поддающихся вторичной перера­
ботке, либо их хранение связано с вопросами получения энергии
и восстановления экологического баланса в природе;

- уменьшение количества упаковочных материалов (главной
составляющей мусора) путем ее реального сокращения (меньшая
по объему, более легкая, более продуманная, способная вторично
употребляться);

- обязанность производителей упаковки, транспортировщиков
и продавцов товаров в упаковке принимать ее обратно и участво­
вать в ее вторичной переработке.

В домашнем мусоре около 33% приходится на биологические остатки, по 16 — на макулатуру и мусор среднего размера, 10 -мелкий мусор, 9 — стекло, по 5% — искусственные материалы и смешанные материалы, остальное — металлы, текстиль, однора­зовые подгузники, проблемный мусор (остатки краски, лака, гра­дусники, батарейки, аккумуляторы и другие потенциально ядови­тые вещества). Если мусор сортировать в домашних условиях, что­бы биологические остатки отправлялись в компост, упаковка ис­пользовалась вторично, а стекло, искусственные материалы и ме­талл утилизировались, то общее количество мусора удается сокра­тить на 50%. Биологические остатки собирают сначала дома, по­том во дворе в так называемую «биологическую бочку», а затем компостируют в особых местах. В компост идут мелко порубленные ветки, листва, увядшие букеты, упаковка от яиц и фруктов, газет­ная бумага в небольшом количестве, но в основном — остатки пищи, отходы от приготовления пищи. В компост добавляют бак­терии и дождевых червей.

Специальные контейнеры, установленные на улицах, собира­ют макулатуру, бесцветное, зеленое и коричневое стекло. Населе­нию раздают мешки со специальной маркировкой, в которые со­бирают пакеты из-под молока и сока, алюминиевую фольгу, пе­нопласт, пластик, полиэтилен. В определенные дни наполненные мешки с ценными искусственными и смешанными материалами, которые можно утилизировать, выставляют на улицу, откуда их забирает мусорная машина. Предусмотрены особые мешки для металлолома, но собирают их сравнительно редко. Несколько раз в





год организуются акции по сбору мусора большого размера. От­дельно вывозят холодильники, в которых есть вредные вещества, а также батарейки от домашней техники: они очень опасны для окружающей среды. Есть специальные формы сбора проблемного мусора. Все прочие домашние отходы собираются в обычные пла­стиковые мешки, завязываются и выбрасываются во дворах в му­сорные контейнеры.

Специалисты по охране окружающей среды советуют покупать продукты, расфасованные в больших количествах, потому что в целом для них требуется меньше упаковки. Продукты лучше зак­рывать не полиэтиленовыми крышками и фольгой, а бумагой или тканью. Скатерти и салфетки из материи экологичнее соответству­ющих одноразовых изделий. Не следует покупать продукты в упа­ковке, большинство продуктов не испортится и без нее; упаковку лучше использовать многократно. Необходимо избавляться от лиш­них вещей, не создавать чрезмерных запасов, особенно если про­дукты могут испортиться. После еды предлагается убирать продук­ты в холодильник, хранить их в пластмассовой или стеклянной посуде с плотно закрывающимися крышками, мыть овощи снача­ла в непроточной, а затем в проточной воде, после мытья овощей или посуды мыть раковину. Нужно завести разные разделочные доски для разных видов продуктов; чаще стирать кухонные поло­тенца и фартуки, пользоваться по возможности бумажными поло­тенцами, которые после употребления отправляются в компост; периодически дезинфицировать кухонные принадлежности.

Правильное отношение к мусору формируется с раннего дет­ства. Так же, как и знание о необходимости чистить зубы, важно и знание о том, что прежде чем выбросить в общий мусор жеватель­ную резинку, ее нужно завернуть в бумагу. Таким же естествен­ным, как потребность быть аккуратно одетым, должно быть пред­ставление о разных видах мусора и необходимости его сортировать. Ребенок должен знать, что нельзя каждый раз в магазине покупать полиэтиленовую или пластиковую сумку, что туда нужно ходить с корзиной или холщовым мешочком.

Экологические программы для детских садов. Детей в детском саду учат, что покупать нужно качественные вещи, которые мож­но полноценно, многократно и долго использовать, можно чи­нить, после которых не остается много мусора. Детей учат не брать того, что им не нужно, не выбрасывать то, чем еще можно пользо­ваться, выбирать натуральные материалы для работы, предпочи­тать полезные продукты вредным.

В своей повседневной работе в детском саду воспитатели пода­ют детям пример экологически правильного поведения. Они поку­пают бумагу, в том числе и для детского творчества, переработан­ную из макулатуры (на такую бумагу нанесена специальная мар­кировка). Учат детей рисовать на обеих сторонах листа, полностью

его используя. Изрисованную бумагу используют для поделок. Вы­резая детали, учат детей начинать с края, а не с середины. При приобретении восковых карандашей смотрят, чтобы они были за­вернуты в бумагу, а не в пластик. Стараются поощрять детей рисо­вать карандашами, а не фломастерами, потому что от использова-ных фломастеров остаются пластмассовые футляры. Пишут ручка­ми со сменным стержнем, постепенно возвращаются к черниль­ным ручкам и металлическим цанговым карандашам. Отбирают для детей прочные деревянные игрушки и другие предметы из стойких природных материалов, которые легко чинятся. Рекомендуется от­казаться от одноразовой бумажной и пластиковой посуды, поку­пать напитки в стеклянных бутылках и банках, которые можно сдавать.

Чтобы дети с раннего детства научились сортировать мусор, в детских садах в каждой группе ставят разноцветные ведра, ящики или контейнеры для мусора. Дети могут собирать отдельно алюми­ний, бумагу и картон, стекло, металлы, синтетические материа­лы, биологический мусор, проблемный мусор, электрические ба­тарейки.

Обобщая содержание программ по экологии для дошкольных учреждений, можно выделить следующие разделы.

Мусор, где и когда он возникает. Дети должны знать о том, какой мусор им в жизни встречается, что они выбрасывают и почему. Детей просят вспомнить, куда девается мусор после того, как его выбросили.

Детей знакомят с переработкой мусора (сжигание отходов с це­лью получения энергии, создание бумажных изделий из макулату­ры, переработка металлолома, использование образующихся при сжигании шлаков для строительства дорог).

Детям рассказывают о том, что случается с людьми, которые копят мусор (сказочные, фантастические истории).

Дети разыгрывают сцены, связанные со сбором, отвозом и перера­боткой мусора.

Дети приносят из дома мусор, складывают все вместе в большой бак, а потом его сортируют.

Детей учат понимать вопросы и отвечать на них:.

- Весь ли мусор одинаковый? Чем отличаются друг от друга
выброшенные вещи? На какие группы можно разделить мусор?

- Проверьте, может быть, среди мусора оказалось что-то, что
можно использовать еще раз? Как?

— Как дома выбрасывают мусор? Какие мусорные ведра, кор­зины, ящики стоят в вашей квартире? Одинаковый ли мусор в них выбрасывают? Делаете ли вы это вместе с родителями?

Детям рассказывают о том, как можно уменьшить количество мусора; как сэкономить природное сырье; как сократить расход элект­роэнергии.





Детей знакомят с изготовлением бумаги из дерева и из макулату­ры, стекла из песка и из битого стекла.

Детям объясняют, что повторное употребление одной и той же стеклянной бутылки экономит изготовление 60 жестяных банок для такого же количества напитка, а также приводят другие приме­ры экономии в домашнем хозяйстве.

Детям объясняют, как и сколько выбирать и покупать продуктов в магазине, обращая внимание на их качество, свежесть, стоимость, удобства расфасовки и приготовления, а также с позиции эконо­мии естественных ресурсов. Кроме того, они получают сведения о том, как нести, хранить и обрабатывать продукты.

Детей знакомят с опасными (для здоровья или окружающей сре­ды) вещами и продуктами, учат осторожно с ними обращаться. К ним можно отнести: старые лекарства, батарейки, остатки лаков, кра­сок, растворителей и других химикалий, жидкости для проявки пленки (из фиксатива можно получить обратно серебро, его нельзя смешивать с другими веществами и выливать), вещества для про­питки древесины, холодильники, неоновые трубки, средства для защиты растений, ртутные термометры, бытовая химия (средства для фиксирования волос, полировки мебели, чистки плит, дезин­фицирующие препараты), кислоты, баллончики «спрей» с остат­ками содержимого. Детей учат быть внимательными к окружаю­щим их предметам, не пользоваться странными или опасными предметами.

Детям рассказывают, что представляет собой компост, как на­учиться создавать компост в деревне или на даче и в городе, под­черкивают важность компостирования по возможности всех био­логических отходов. Детям предлагается выбрать, какие отходы и мусор можно компостировать. Проводится экскурсия к компост­ному ящику и рассказывается, что в компост можно класть: вет­ки, стебли, листья, кору деревьев, кустарников и цветов; пище­вые остатки; отходы от приготовления овощей, яичную скорлупу, фильтры с кофейной гущей, мешочки с чайной заваркой. Реко­мендуется создавать в каждом детском саду компостер, в наполне­нии которого участвуют сами дети. Они могут потом наблюдать за тем, как из биологических остатков образуется компост: как по­вышается температура в ящике, как остатки перегнивают, как внизу образуется готовый перегной. Образованию перегноя способству­ют бактерии, грибки, дождевые черви. Он быстрее образуется при доступе воды и воздуха. Перегной представляет собой прекрасный заменитель торфа, он неоценим в сельском хозяйстве, в том числе и на приусадебном участке. Это естественное удобрение, не имею­щее себе равных. У него приятный запах, он рыхлый.

Детям читают книги о мусоре, рассказывают о жизни микроор­ганизмов под землей, о ходе естественной, природной переработки органических остатков.

Устраивается праздник отходов (мусора), подготовка к которо­му занимает две недели. В ходе подготовки дети конструируют, стро­ят, создают маски, костюмы, поделки и объекты из бросовых и подручных материалов. На праздник приглашаются родители.

В какой-нибудь выходной или в вечернее время в детском саду проводится «блошиныйрынок»: дети приносят игрушки, книжки, вещи, которыми они больше не пользуются (обязательно после консульта­ции с родителями). Этими вещами дети могут обменяться друг с дру­гом. Если в мероприятии участвуют родители, то вещи могут быть проданы за небольшую цену в пользу детского сада (на вырученные деньги можно купить что-нибудь нужное детям, например новые краски или конструкторы). Детям объясняют, что «блошиные рын­ки» препятствуют образованию и накоплению лишних вещей, избав­ляют нас от мусора. При этом важно проследить, чтобы от самого «блошиного рынка» осталось как можно меньше мусора.

С детьми проводятся экскурсии на помойки и свалки, чтобы они научились понимать важность переработки мусора и утилизации вторсырья. Большой интерес вызывает также посещение бывших свалок, ставших в результате специально предпринятых мер при­родными заповедниками.

Воспитатели вместе с детьми знакомятся с календарным пла­ном вывоза отходов и мусора на свалку. Детей учат разумному пове­дению в отношении выбрасывания (сдачи) мусора.

Чтобы все эти мероприятия были эффективными, нужно прежде всего добиться от всех взрослых, разделяющих ответственность за воспитание подрастающего поколения, единодушия в отношении экологического воспитания. Взрослые должны подавать образец поведения по отношению к мусору. Очень часто экологически гра­мотное поведение согласуется с принципами экономии, рацио­нальности, бережливости, эстетизма, продуманного отношения к покупкам, к своему времени, к организации окружающей среды. Все это не может не отразиться на качестве отношения детей к окружающему миру. Дети учатся предвидеть положительные и от­рицательные последствия принимаемых решений, действовать, принимая в расчет экологические последствия своих поступков. Такое экологическое воспитание направлено на каждого отдельного гражданина и на общество в целом.

Экологические программы для школ. Школам предложено вос­питывать у детей правильную экологическую позицию. Для этого можно проводить особые дни, недели, месячники по охране окру­жающей среды, в ходе которых учащихся знакомят с системой сбора и переработки мусора. Проводятся экскурсии на фабрики по сжиганию мусора, на компостные поля, на металлургические за­воды, где перерабатывается металлолом. Проводятся соревнования между классами школы: в каком из них образуется меньше всего мусора. Множество вопросов, связанных с переработкой мусора,





может быть включено в экологическую викторину. Рекомендуется устраивать выставки по охране окружающей среды и утилизации отходов. Школьная газета в каждом своем выпуске так или иначе должна затрагивать природоохранную тему. Нарушения порядка выбрасывания мусора' регистрируются, сообщения о них вывеши­ваются на черной доске.

По теме «Образование отходов и мусора» предлагается прово­дить следующие мероприятия.

- Сбор отходов, образовавшихся в школе за неделю. Демонстра­
ция этой горы мусора всем ученикам школы. Взвешивание мусора.

- Анализ мусора в классе и дома.

- Посещение всех помещений школьного здания и экскурсия
по городу, в ходе которых ученики отмечают все места, где обра­
зовалась грязь, скопился мусор, все, что запачкано, изрисовано,
сломано, все, что невозможно использовать. Обсуждают, почему
это произошло, можно ли что-нибудь сделать, чтобы исправить
положение, кто может это сделать.

- Субботники по сбору мусора. Выбирается участок (либо при­
легающий к школе, либо в лесу, либо на берегу реки), на котором
собирают мусор. Его сортируют и взвешивают. Мусор собирают
только в защитных перчатках.

- Ученики (все вместе или каждый по отдельности) создают
коллажи или инсталляции (скомпонованные по замыслу автора
объемные предметы) «Мусорная гора», «Мусорный ландшафт»,
«Памятник мусору», «Мусорное чудовище».

- На вечере, посвященном этой теме, школьники читают рас­
сказы и стихи, сочиненные ими, устраивают выставку фотогра­
фий, исполняют песни, разыгрывают сценки.

- В ролевых играх дети, получив определенную роль, показы­
вают, что думают и как ведут себя персонажи, доставшиеся им.

По теме «Покупай как можно меньше мусора» рекомендуется проводить следующие мероприятия.

- Посещение магазина, в ходе которого школьники учатся
внимательно читать этикетки на продуктах (что какой срок хране­
ния имеет, из чего изготовлено, какие вещества добавлены, какая
страна является производителем товара), сравнивать расфасовку,
упаковку, цену одного и того же продукта и др. Детей учат выби­
рать покупки так, чтобы не было много упаковки, чтобы продук­
ты были дешевыми, чтобы они были из натурального сырья с
наименьшим количеством добавок, чтобы было куплено ровно то
количество, которое необходимо для потребления. (Некоторые
наиболее качественные и экологически чистые продукты помече­
ны в Европейском Союзе знаком «голубой ангел».)

- Анализ упаковки с точки зрения того, является ли она необ­ходимой и достаточной либо же чрезмерна; предложения по отка­зу от лишней упаковки.

— Беседа на тему «Мода и мусор».

- Анализ рекламы товаров: действительно ли рекламируются
стоящие вещи, предложения по сокращению рекламы; антирек­
лама.

- Сравнение срока службы одноразовой и многоразовой упа­
ковки.

- Разработка свода правил для покупателя.

- Создание и оформление плакатов, листовок, информацион­
ных листков, которые препятствуют возникновению мусора, при­
зывают к экологически грамотному поведению.

- Проведение «блошиных рынков», акций по обмену предме­
тами в школе.

- Агитация за использование в обучении только экологически
оправданных предметов (карандашей, а не фломастеров, бумаги,
изготовленной из макулатуры, матерчатых сумок, а не полиэтиле­
новых пакетов и т. д.).

По теме «Убирай за собой мусор» предлагается провести следую­щие мероприятия.

- Рассказать, на основании публикаций, появляющихся в прес­
се, о проблемах, возникающих в связи с сортировкой и перера­
боткой мусора.

- Информировать при помощи схем и графиков о ходе перера­
ботки различных видов мусора.

— Обсуждать статьи на экологические темы в классе.

— Добиваться правильного поведения учеников дома в связи со
сбором и выбрасыванием мусора.

- Посещать места переработки мусора, сооружения из отхо­
дов.

По теме «Вторичная переработка и утилизация» рекомендуется проводить следующие мероприятия.

- Посещать центры, куда люди свозят ненужные им вещи (ме­
бель, одежду, обувь, предметы домашнего обихода, книги, ста­
рые автомобильные покрышки).

- Проверять, знают ли дети, какие отходы можно и нужно
компостировать, что относится к биологическому мусору (пище­
вые остатки, сорняки, листва, ветки, отходы растительного и
животного происхождения, мокрая газетная бумага, мелко поре­
занная упаковка от яиц и ей подобные материалы, кофейная и
чайная заварка и фильтровальная бумага, разрезанная на куски
мешковина), а что нельзя в него класть (стекло, керамику, кар­
тон, минеральные и синтетические материалы, табак и окурки).

- Демонстрировать, что идет в так называемый «желтый ме­
шок», т. е. поддается вторичной переработке благодаря новейшим
способам сортировки (например, из мусора выделяют металлы,
причем алюминий отдельно, и различные виды пластмассы); это
комбинированные материалы типа пакетов от молока и сока, фоль-





га, пластик и пластмасса, пенопласт, полиэтилен, металлические изделия, крышки, вакуумные упаковки (они должны сдаваться в чистом виде).

- Пояснять, что следует собирать отдельно картон; бумагу; стек­
ло трех видов, текстиль.

- Показывать, какой мусор нельзя использовать вторично и
поэтому следует складывать в общие баки для мусора: вату, дет­
ские подгузники, бумажные носовые платки, чулочные изделия
из синтетики, битую посуду не из стекла, электрические лампоч­
ки (кроме неоновых), мешки с мусором из пылесоса, сор, а также
все грязное.

- Объяснять, что различные виды покрытий для пола, ковры,
разрезанные на куски небольшого размера, обои, велосипедные
камеры, а также мусор большого размера нужно разделять на сго­
раемый и несгораемый; его складывают в специальные мешки и
собирают дважды в год.

- Учить пользоваться календарями для сбора мусора, которые
раздают по всем семьям.

- Предупреждать, что краски, лаки, электрические батарей­
ки, старые лекарства, ртутные градусники и другие ядовитые и
опасные вещества нельзя выбрасывать вместе с другим мусором;
это так называемый «проблемный мусор», который должен попа­
дать на специально отведенные для него пункты сбора.

- Устраивать экскурсии на фабрики по производству бумаги,
стекла, изделий из алюминия.

- Учить изготавливать поделки из мусора.

- Учить самим делать компостные ящики и кучи.

Чтобы довести до детей основной смысл экологического пове­дения, в начальной школе на него отводится несколько учебных часов. Однако всем учителям рекомендуется как можно чаще и по своему усмотрению включать соответствующие учебные темы в свои занятия, связывая их с другим актуальным предметным содержа­нием. Кроме того, на уроках по таким предметам, как биология, география, химия, физика, спорт, обществоведение, родной язык, этика, религиозное воспитание, на экологические темы отводятся специальные учебные часы. Проводятся экскурсии в лесничества и заказники. Предполагается, что учителям удастся донести до детей понимание взаимосвязи между экологией и экономикой.

Одних теоретических знаний по охране окружающей среды недо­статочно. Дети участвуют в замерах чистоты воды, уровня шума, сажают деревья, разбивают клумбы, сады и парки, берут под по­стоянное наблюдение и охрану ручьи, рощи, следя за порядком в природе. Организуются одно- и многодневные детские лагеря, где в естественных условиях школьникам объясняют, как зависит жи­вотный мир от хозяйственной и природоохранной деятельности человека. Учителя на практике подают детям пример разумного

отношения к окружающей среде, к ресурсам Земли и к своему собственному здоровью и благополучию. Так удается еще с детства заложить в сознание детей понимание того, как должен вести себя в современном мире человек.

Глобальная экология в мировом масштабе. Детей приучают к тому, что только кропотливая, мелочная, локальная забота об окружаю­щем может принести пользу всей планете. Им очень много расска­зывают (в итоге каждый знает и часто говорит об этом) об уничто­жении тропических лесов, об увеличении озоновой дыры, об опас­ности ездить на машине, которая отравляет атмосферу выхлопны­ми газами, и находиться долго на солнце, что чревато раком кожи. Чернобыльская катастрофа — символ и реальность нависшей над Землей угрозы. Формирование чувства страха перед возможной глобальной катастрофой сопровождается воспитанием внимания к окружающей природе и деятельной наблюдательности. Это озна­чает, что в ходе занятий детей ориентируют на экологическое мышление, постоянно выясняют ход их мыслей и дают материал для дальнейших размышлений, демонстрируют конструктивную готовность сотрудничать и не оставляют детские потребности без внимания. Природа приходит в город, а детей выводят ближе к природе: учат вести наблюдение при помощи лупы (простой, а также встроенной в крышку стаканчика для исследования проб воды или в крышку коробочки для исследования насекомых -наблюдение ведется за живыми существами), бинокля, блокнота, карандаша, свистков для подражания голосам птиц, мешочка для сбора интересных находок, перочинного ножика и определителей животных и растений. Большое значение придается одежде: не слиш­ком толстой и не слишком тонкой, не новой и не модной, защи­щающей от дождя.

Деревья — живые свидетели истории — стали привлекать в пос­леднее время повышенное внимание. Иногда старое дерево, нахо­дящееся под охраной, ломается от сильного ветра, но его не уби­рают и не выкорчевывают, а долго наблюдают за тем, что проис­ходит, как ветки отмирают или начинают врастать в землю, чтобы понимать, что происходит в природе на самом деле, когда чело­век не вмешивается в естественный ход вещей. Игры и рассказы вокруг старых деревьев, пней и поваленных стволов, пикник на бревне и простукивание дерева считаются полезными занятиями. Прямо в лесу составляют композиции из природных материалов, рисуют на отвалившейся коре деревьев, играют в «нить Ариадны» (ищут друг друга, в том числе и с завязанными глазами).

Параллельно детям рассказывают о необходимых мерах предос­торожности (например, нельзя есть немытыми даже лесные яго­ды, так как на них могут быть личинки глистов). По виду растений учат узнавать о характере почвы и о том, какие животные могут обитать в этой местности. Детям интересно сплести сеть или паути-





ну, посчитать, сколько каких насекомых в ней окажется. Важно, чтобы прогулки в природе проходили в разное время года по од­ному и тому же маршруту и по разным маршрутам в одно и то же время года. Летом интересно смотреть, как ночные бабочки слета­ются на освещенный белый экран. Огромное впечатление произ­водит ночная прогулка с фонариком (можно делать случайные от­крытия, обрисовывать лучом контуры предметов, искать спрятан­ные предметы, прислушиваться — откуда шум — и находить его источник светом). Если позволяют обстоятельства, можно разжечь в специально отведенном месте костер, поиграть с тенями, испечь картошку, хлеб, яблоки. Игры, предлагаемые детям, связаны с природной тематикой: про белок, ежей, лис, даже про снежного человека (если дело происходит зимой). Детей учат ориентироваться в лесу, читать следы, искать приметы. Так природа становится зна­комой незнакомкой, о которой что-то знаешь, хочешь узнать больше и помочь ее сберечь.

Вопросы для повторения

1. В чем суть экологического воспитания? Какие из этих проблем наи­
более актуальны для России?

2. Какой круг вопросов затрагивается в экологическом воспитании?
Что это может дать для воспитания личности?

Наши рекомендации