Дисграфия, обусловленном нарушением языкового анализа и синтеза

В основе лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза. Поэтому основными задачами обучения являются:

1. Развитие фонематического анализа и синтеза;

2. Развитие слогового анализа и синтеза;

3. Развитие языкового анализа и синтеза.

Программа рассчитана на 85 часов. Работа начинается со звукобуквенного анализа, далее изучают гласные 1-го и 2-го ряда. Дети тренируются находить сильные и слабые позиции звуков, определяют положение определенного звука в начале, середине и в конце слова, в ряду сходных звуков. Подбирают слова с определенным звуком в различных позициях. При обучении применяется аналитико-синтетический метод.

Данный раздел программы рекомендован для работы с детьми с ОНР.

План работы, по преодолению дисграфии,

обусловленной нарушением языкового анализа

и синтеза

Тема занятия Содержание работы Часы
1. Звук
1. Звук. Гласные-согласные звуки Знакомство с речевыми звуками. Сравнение глас­ных и согласных. Образование гласных и соглас­ных звуков. Дифференциация гласных и соглас­ных звуков на всех этапах
2. Гласные I ряда Знакомство с гласными (ряда. Развитие фонема­тического восприятия и фонематического слуха. Образование гласных 1 ряда (характеристика всех звуков и их артикуляция). Соотнесение зву­ков с буквами. Знакомство со схемой. Выделение гласных звуков в слогах, словах, словосочета­ниях, предложениях, тексте. Определение места гласных 1 ряда во всех позициях в слове. Развитие звукового анализа и синтеза
3. Гласные II ряда Знакомство с гласными II ряда. Развитие фонема­тического восприятия, слуха. Соотношение со схемой и символом. Знакомство со звуковой схе­мой слова. Работа по звуковому анализу и син­тезу. Роль гласных II ряда при смягчении соглас­ных. Развитие неречевых процессов
4. Мягкий знак Роль мягкого знака. Знакомство с разделитель­ным мягким знаком. Закрепление знаний орфо­графии. Соотнесение слов со схемой. Развитие зрительного восприятия, внимания, логического
Тема занятия Содержание работы Часы
  мышления. Обогащение словаря. Работа по звукобуквенному анализу  
5. Согласные звуки Знакомство с согласными звуками. Развитие фо­нематического восприятия и слуха. Соотнесение звуков с буквами. Выделение согласных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Определение места изучаемых букв и зву­ков в слове. Тренировка в звуковом анализе и синтезе слогов и слов
II. Слог
6. Слог Знакомство со слогом. Понятия «открытый слог», «закрытый слог». Выделение определенного сло­га в ряду слов. Определение положения опреде­ленного слога. Знакомство с одно-, дву-, трех- и четырехсложными словами. Дифференциация слога и слова. Слоговой анализ и синтез слов. Слогораздел и перенос слов. Соотнесение со сло­говой схемой
7. Ударение. Ударная гласная Знакомство с ударением. Выделение ударной гласной, ударного слога в словах. Работа над ритмическим оформлением слова. .Соотношение слов со схемой. Подбор ритмических схем слова к словам
8. Ударные и безударные гласные (А—О, Е—И, И—Я) Знакомство с безударными гласными. Выделение безударных гласных в словах. Закрепление знаний орфографии. Подбор родственных слов. Обогащение словаря. Работа со схемами слов
III. Слово
9. Родственные слова. Корень слова Знакомство со строением слова. Знакомство с понятием «родственные слова». Подбор род­ственных слов. Выделение двух основных при­знаков родственных слов: единый корень,
             


Тема занятия Содержание работы Часы
  близость значения. Закрепление знаний о безу­дарных гласных. Обогащение словаря. Подгото­вительная работа по словообразованию. Выделе­ние корня в словах  
10. Образование слов при помощи суффиксов Знакомство с суффиксами. Закрепление знаний о правописании суффиксов. Выделение суффиксов в словах. Соотнесение со схемой. Работа на мор­фологическом уровне. Работа по развитию и обо­гащению словаря по темам «Профессии», «Детеныши» (с использованием суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением)
11. Словообразо­вание слов при помощи приставок Знакомство с приставками. Закрепление знаний об их значении и правописании (в — из, под — над, из — под, с — со, на — над ...). Развитие вре­менных и пространственных отношений. Разви­тие оптических представлений. Работа на морфо­логическом уровне. Работа с антонимами и сино­нимами. Работа с графическими схемами слов
12. Приставки и предлоги Закрепление знаний о приставках и предлогах. Дифференциация предлогов и приставок. Разви­тие временных и пространственных отношений. Развитие оптических представлений. Работа на морфологическом уровне. Работа с антонимами и синонимами. Работа с графическими схемами слов
13. Морфологичес­кий состав слова Закрепление знаний о морфологическом составе слова. Выделение корня, приставки, суффикса и окончания. Работа с графическими схемами слов. Развитие неречевых процессов
IV. Словосочетание и предложение
14. Состав предложения Выделение слов в составе предложения. Опреде­ление количества слов. Работа со схемами пред­ложения и словосочетания. Языковой анализ и синтез словосочетания и предложения. Работа
                     


Тема занятия Содержание работы Часы
  над деформированным предложением  
V. Связная речь
15. Последователь­ный рассказ Знакомство со структурой текста. Закрепление знаний о построении текста. Знакомство с дефор­мированным текстом. Восстановление рассказа по плану
16. Описательный рассказ Составление рассказа по плану. Восстановление рассказа. Составление описания по опорным словам. Работа над деформированным текстом
17. Составление связного рассказа по предметной, сюжет­ной картинам и серии картин Работа на уровне текста. Закрепление навыка использования в речи межфразовых связей. Сос­тавление рассказов по серии картин (состоящей из 2, 3 и 4 картинок)
             

К концу обучения дети должны знать:

— гласные и согласные звуки и буквы;

— определения понятий: звук, буква, слог, слово, словосочетание, предложение, текст, предлог, приставка, ударная гласная, ударный слог, безударная гласная, безударный слог;

— чем отличаются между собой: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения и текст;

— графическое обозначение слогов, звуков и слов, границ предложения, предлогов и приставок;

— правописание предлогов и приставок.

К концу обучения лети должны уметь:

— различать гласные и согласные звуки;

— различать звуки и буквы, слоги и слова, словосочетания и предложения, набор отдельных предложений и текст;

— определять ударные и безударные гласные, слоги;

— определять в словах место и последовательность заданного звука: гласных и согласных звуков;

— определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях, предложений в тексте;

— производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов, а также языковой анализ и синтез предложений;

— графически обозначать звуки, слоги и слова.

Аграмматическая дисграфия

Проявляется на уровне слова, словосочетания, предложения и текста. Является составной частью единого симптомокомплекса лексико-грамматического недоразвития. Чаще всего отмечается у детей с ОНР. Программа рассчитана на 80 часов и охватывает следующие уровни: слово, предложение, текст.

Задачи коррекционного обучения:

1. Установление логических и языковых связей между предложениями;

2. Уточнение морфологической структуры слова (приставка, суффикс, корень, окончание);

3. Развитие навыков словоизменения и словообразования (различные способы);

4. Развитие навыка правильного употребления предложно-падежных конструкций;

5. Развитие навыков использования в речи различных видов связи в словосочетаниях (управления и согласования);

6. Обучение синтаксически правильному оформлению предложения;

7. Обучение конструированию сложного предложения.

Данный раздел программы рекомендован для работы с детьми с ОНР.

План работы по преодолению

аграмматической биографии

Тема занятия Содержание работы Часы
1. Слово. Словосочетание. Предложение
А. Развитие навыков словообразования
1. Родственные слова Знакомство с понятием «родственное слово». Подбор родственных слов. Знакомство с одно­коренными словами. Дифференциация одноко­ренных и родственных слов. Пополнение слова­ря и развитие навыков словообразования
2. Корень слова Знакомство с понятием «корень». Дифференци­ация однокоренных и родственных слов. Соот­несение слов со схемой. Выделение единого корня и правописание родственных и одноко­ренных слов
3. Приставка Знакомство с приставками. Тренировка в нахож­дении приставки в словах. Графическое обозна­чение приставки. Правописание приставок. Раз­витие временных и пространственных представ­лений. Развитие зрительного и слухового внимания. Образование новых слов при помощи приставок. Работа с антонимами
4. Суффикс Знакомство с суффиксами. Объяснение значе­ний различных суффиксов. Обогащение словаря по теме «Профессии». Образование существи­тельных с уменьшительно-ласкательным значе­нием. Выбор суффикса
5. Морфологический состав слова Закрепление знаний о корне, приставке, суф­фиксе и окончании. Формирование навыка раз­бора слов по составу. Уточнение значений слов. Работа с антонимами, синонимами. Развитие неречевых процессов
6. Предлоги Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Развитие временно-пространственных представлений. Выбор того или иного предлога
Б. Развитие навыков словоизменения
7. Слова-предметы Знакомство со словами-предметами. Обозначе­ние изучаемых слов при помощи схемы.
             
Тема занятия Содержание работы Часы
  Обогащение номинативного словаря  
8. Практическое упот­ребление существи­тельных в форме единственного и мно­жественного числа Знакомство с понятием числа. Словоизменение. Устранение аграмматизма в устной речи. Фор­мирование навыка образования форм един­ственного и множественного числа имен сущес­твительных. Развитие восприятия (зрительного, слухового). Развитие внимания (слухового, зри­тельного)
9. Практическое употребление существительных разного рода Знакомство с понятием рода. Тренировка в по­становке вопроса к существительным различ­ного рода, в разборе слова по составу. Обога­щение словаря. Развитие Логического мышле­ния
10. Употребление существительных в косвенных падежах Знакомство с падежными формами имен сущес­твительных. Дифференциация именительного и винительного, родительного и винительного падежей. Формирование навыка словоизмене­ния. Преодоление аграмматизма в устной речи
В. Развитие навыков согласования слов
11. Слова-признаки Развитие словаря признаков. Подбор признаков к предмету. Работа по словоизменению и слово­образованию. Развитие навыка постановки воп­роса к словам-признакам. Соотнесение слов, обозначающих признаки предметов, со схемой
12. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе Развитие словаря признаков. Работа по слово­изменению и согласованию имен прилагатель­ных с именами существительными в роде и числе. Работа с антонимами, синонимами
13. Согласование прилагательных с существительными в падеже Согласование существительных с прилагатель­ным в роде. Согласование имен прилагательных с именами существительными в падеже. Прео­доление аграмматизма в устной речи
             
Тема занятия Содержание работы Часы
14. Слова-действия Знакомство с действиями предметов. Обогаще­ние глагольного словаря. Развитие навыков сло­воизменения. Подбор действия к предмету. Соотнесение слов, обозначающих действия предмета, с графической схемой
15. Согласование глагола с существи­тельным в числе Работа по словоизменению. Согласование имен существительных с глаголами в числе. Обога­щение словаря действий. Преодоление аграм­матизма в устной речи. Развитие внимания, мышления и восприятия
16. Согласование глагола с существи­тельным в роде Согласование глагола с существительным в роде. Работа по словоизменению. Соотнесение слов-действий с графической схемой. Работа с антонимами, синонимами
17. Согласование глагола с существи­тельным во времени Знакомство с категорией времени глагола. Раз­витие навыка постановки вопроса к глаголам. Изменение глагола по временам. Развитие пространственно-временных отношений
18. Имя числительное Знакомство с числительными. Согласование числительных с существительными в роде и падеже. Правописание числительных. Работа по словоизменению. Устранение аграмматизма в устной речи
II. Предложение
19. Предложение Соотнесение предложений с графическими схе­мами. Знакомство со словосочетанием и предло­жением. Виды связи в словосочетаниях и пред­ложениях. Построение сложных предложений различных типов. Установление в сложных предложениях причинно-следственных связей. Дифференциация понятий: предложение — сло­восочетание — текст
             
Тема занятия Содержание работы Часы
20. Состав предложения Виды связи слов в предложении. Постановка вопроса к отдельным словам в предложении. Наблюдение за изменением смысла предложе­ния в зависимости от перестановки слов, изме­нения количества слов. Преодоление устного аграмматизма. Работа с деформированными предложениями
III. Текст
21. Работа над текстом Установление смысловых связей между пред­ложениями в составе текста. Знакомство с поня­тием текст, его признаками: смысловой целост­ностью, законченностью. Выделение логико-смысловых частей текста
             

К концу обучения дети должны знать:

— признаки родственных слов (близость значения, наличие общей части — корня);

— состав слова: корень, суффикс, приставка, окончание, основа;

— правописание суффиксов и приставок;

— части речи;

— как согласуется существительное с прилагательным, глаголом и числительным;

— главные и второстепенные члены предложения;

— сложное предложение и его состав; виды связи в сложном предложении;

— виды связи в словосочетании (смысловые и логические).

К концу обучения дети должны уметь;

— распознавать части речи и их основные признаки;

— изменять слова по числам, родам и падежам;

— определять род, число и падеж существительных и прилагательных;

— производить разбор слова по составу;

— различать понятия словоизменение и словообразование;

— выделять из текста слова, словосочетания и предложения;

— устанавливать связи между словами в словосочетании, предложении и между предложениями в тексте;

— устанавливать связи между частями сложного предложения;

— составлять и анализировать сложное предложение.

Оптическая дисграфия

Эта форма дисграфии тесно связана с недоразвитием зрительного гнозиса и праксиса, пространственных и временных представлений.

Данная часть программы рассчитана на 80 часов, хотя количество может меняться в сторону увеличения, либо уменьшения (все зависит от количества смешиваемых букв). Все наиболее часто смешиваемые пары букв представлены в таблице.

Оптически сходные буквы Кинетически сходные буквы
рукописные печатные рукописные печатные
загл. строчн. загл. строчн. загл. строчн. загл. строчн.
î — à
è — ó
å — å Е — Е е — е
Ó —×
È — Ù è — ù И — Щ и — щ
È — Ö è — ö И — Ц и — ц
È — Ø è — ø И — Ш и — ш
Ë — ß ë — ÿ
Ë — À Л — А
à — ä
î — ä
Ñ — Ý ñ — ý С — Э с — э
Ñ — Å ñ — å с — е
Ç — Å
Оптически сходные буквы Кинетически сходные буквы
рукописные печатные рукописные печатные
загл. строчн. загл. строчн. загл. строчн. загл. строчн.
Ë — Í ë — í
Ø — Ù ø — ù Ш — Щ ш — щ
Ö — Ù ö — ù Ц — Щ ц — щ
á — ä
Ï — Í ï — í П — Н п — н
Ê — Í ê — í К — Н к—н
Ï — Ò ï — ò П — Т п — т
ü — ú ь — ъ
Ð — Ô ð — ô Р — Ф р — ф
В — Ф в — ф
ã — ð Ã — Ð Г — Р г — р
Г — В г — в
Р — В г — в
  Ë — Ì ë — ì Л — М л — м
â — ä
ã — ï Ã — Ï ã — ï Г — П г — п
ï — ð Ï — Ð П — Р п — р
ð — ü р — ь
ü — ÷
Б — В
Б — Г
Б — Р
Б — ь б — ь
Б — ъ б — ъ
                                                   

Работа начинается с развития неречевых процессов и включает в себя два направления (работа ведется в двух направлениях параллельно):

1. Развитие неречевых процессов;

2. Дифференциация сходных по начертанию букв.

Необходимо отметить, что работа по развитию неречевых процессов не ограничивается рамками первого этапа. Далее соответствующие мероприятия включаются в работу по дифференциации букв в виде отдельных заданий.

Всю коррекционно-логопедическую работу можно условно разделить на 3 уровня:

1. Конструирование, реконструирование букв.

2. Установление связей между графемой (буквой) и артикулемой (звуком).

3. Работа со словами-паронимами (ивазиомонимами).

План работы по преодолению

оптической биографии

Тема занятия Содержание работы Часы
1. Развитие неречевых процессов
1. Развитие зрительного восприятия, памяти, навыков звукового анализа Знакомство с основными и оттеночными цве­тами. Знакомство с геометрическими фигу­рами. Соотнесение предмета с цветом, вели­чиной и формой. Дифференциация предметов по цвету, величине и форме. Знакомство с понятием «величина». Сравнение предметов по величине, ширине, глубине и т.д.
2. Развитие пространственно-временных отношений Знакомство с такими понятиями как: год, месяц, день недели, сутки, вчера, сегодня, завтра. Формирование временных представ­лений по отношению к приему пищи. Развитие пространственных представлений: верх, низ, слева, справа, между, под, над... Расширение объема зрительной памяти
II. Дифференциация графически сходных букв
3. Дифференциация оптически и кинети­чески сходных гласных букв (рукописного и Дифференциация сходных по начертанию букв в слогах, словах, словосочетании, пред­ложении, тексте. Соотнесение буквы со зву­ком и символом. Конструирование и рекон-
печатного шрифта) струирование букв. Сравнение элементов букв. Развитие оптико-пространственных представлений. Развитие зрительно-моторных координации. Дифференциация букв à - î, ý - å, Ç - Ý, è - ó... Работа с квазиомонимами. Развитие образного мышления  
4. Дифференциация оптически и кинети­чески сходных гласных и согласных букв (руко­писного и печатного шрифта) Дифференциация букв È - Ê, ê - è, È - Í, è - í, ç - å, ó - ç, â - ó, ó - ä, à - ä, î - ä, è - ø, È - Ø, è - ø, È - Ø, Å - Ø, Ç - Å, Ñ - Ý, ñ - ý, Ñ - Ç, ñ - ý… во всех позициях. Сравнение элементов смешиваемых букв. Соотнесение буквы с символом и звуком. Развитие зрительно-моторных координации. Конструирование и реконструирование. Развитие кинетических представлений. Работа с квазиомонимами
5. Дифференциация оптически и кинети­чески сходных соглас­ных букв (рукописного и печатного шрифта) Дифференциация сходных по начертанию оптических букв Ð - Â, Ë - Ì, ë - ì, Ë - Ì, ë - ì, Ò - Ï, ï - ò, Ò - Ï, ï - î, Ò - Ã, Â - Ô, Ô - Ð, ô - ð, Ô - Ð, ô - ð, â - ä, á - ä, Ø - Ù , ø-ù, ø -ù, Ø - Ù, ö - ù, Ö - Ù, ö - ù, Ö - Ù, ð - ü во всех позициях. Развитие зрительно-моторных координации. Конструирование и реконструирование. Развитие оптических представлений и оптико-пространственных отношений. Установление связей между графемой и артикулемой. Работа с квазиомонимами
             

К концу обучение дети должны знать:

— основные цвета и оттенки;

— геометрические фигуры;

— схему собственного тела;

— направления;

— артикуляцию всех звуков;

— сходство и различие всех сходных по начертанию букв;

— элементы букв двух шрифтов;

— название букв родного алфавита.

К концу обучения дети должны уметь:

— различать основные и оттеночные цвета;

— различать геометрические фигуры;

— соотносить предмет и форму, предмет и цвет;

— ориентироваться в схеме собственного тела;

— ориентироваться во времени и в пространстве;

— сравнивать предметы по величине;.

— сравнивать элементы букв двух шрифтов;

— уметь конструировать и реконструировать буквы двух шрифтов;

— сравнивать сходные по начертанию буквы во всех позициях и на всех этапах;

— соотносить букву со звуком и наоборот.

[1] МОУ — муниципальное образовательное учреждение.

[2] Речевую школу, речевой центр и т.д.

[3] Аналогично остальные.

[4] Далее: начало года — Н, середина года — С, конец года — К.

[5] Сюжеты картинок: мальчик наливает воду в стакан (1), переливает из стакана в стакан (2), выливает воду из стакана в раковину (3); мальчик подошел к дому (4), вышел из дома (5).

[6] Речевой профиль группы выполняется аналогично.

[7] Учащиеся 2-4 классов выполняют данное задание самостоятельно (см. приложение к речевой карте, с. 105-107).

[8] Учащиеся 2-4 классов выполняют данное задание самостоятельно (см. приложение к речевой карте, с. 105-107).

[9] Ефименкова Л.Н., Мисаревко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте / Л.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко. — М.: Просвещение, 1991.

Наши рекомендации