Дисграфия, обусловленном нарушением языкового анализа и синтеза
В основе лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза. Поэтому основными задачами обучения являются:
1. Развитие фонематического анализа и синтеза;
2. Развитие слогового анализа и синтеза;
3. Развитие языкового анализа и синтеза.
Программа рассчитана на 85 часов. Работа начинается со звукобуквенного анализа, далее изучают гласные 1-го и 2-го ряда. Дети тренируются находить сильные и слабые позиции звуков, определяют положение определенного звука в начале, середине и в конце слова, в ряду сходных звуков. Подбирают слова с определенным звуком в различных позициях. При обучении применяется аналитико-синтетический метод.
Данный раздел программы рекомендован для работы с детьми с ОНР.
План работы, по преодолению дисграфии,
обусловленной нарушением языкового анализа
и синтеза
Тема занятия | Содержание работы | Часы | ||||
1. Звук | ||||||
1. Звук. Гласные-согласные звуки | Знакомство с речевыми звуками. Сравнение гласных и согласных. Образование гласных и согласных звуков. Дифференциация гласных и согласных звуков на всех этапах | |||||
2. Гласные I ряда | Знакомство с гласными (ряда. Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха. Образование гласных 1 ряда (характеристика всех звуков и их артикуляция). Соотнесение звуков с буквами. Знакомство со схемой. Выделение гласных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Определение места гласных 1 ряда во всех позициях в слове. Развитие звукового анализа и синтеза | |||||
3. Гласные II ряда | Знакомство с гласными II ряда. Развитие фонематического восприятия, слуха. Соотношение со схемой и символом. Знакомство со звуковой схемой слова. Работа по звуковому анализу и синтезу. Роль гласных II ряда при смягчении согласных. Развитие неречевых процессов | |||||
4. Мягкий знак | Роль мягкого знака. Знакомство с разделительным мягким знаком. Закрепление знаний орфографии. Соотнесение слов со схемой. Развитие зрительного восприятия, внимания, логического | |||||
Тема занятия | Содержание работы | Часы | ||||
мышления. Обогащение словаря. Работа по звукобуквенному анализу | ||||||
5. Согласные звуки | Знакомство с согласными звуками. Развитие фонематического восприятия и слуха. Соотнесение звуков с буквами. Выделение согласных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Определение места изучаемых букв и звуков в слове. Тренировка в звуковом анализе и синтезе слогов и слов | |||||
II. Слог | ||||||
6. Слог | Знакомство со слогом. Понятия «открытый слог», «закрытый слог». Выделение определенного слога в ряду слов. Определение положения определенного слога. Знакомство с одно-, дву-, трех- и четырехсложными словами. Дифференциация слога и слова. Слоговой анализ и синтез слов. Слогораздел и перенос слов. Соотнесение со слоговой схемой | |||||
7. Ударение. Ударная гласная | Знакомство с ударением. Выделение ударной гласной, ударного слога в словах. Работа над ритмическим оформлением слова. .Соотношение слов со схемой. Подбор ритмических схем слова к словам | |||||
8. Ударные и безударные гласные (А—О, Е—И, И—Я) | Знакомство с безударными гласными. Выделение безударных гласных в словах. Закрепление знаний орфографии. Подбор родственных слов. Обогащение словаря. Работа со схемами слов | |||||
III. Слово | ||||||
9. Родственные слова. Корень слова | Знакомство со строением слова. Знакомство с понятием «родственные слова». Подбор родственных слов. Выделение двух основных признаков родственных слов: единый корень, | |||||
Тема занятия | Содержание работы | Часы | ||||||||
близость значения. Закрепление знаний о безударных гласных. Обогащение словаря. Подготовительная работа по словообразованию. Выделение корня в словах | ||||||||||
10. Образование слов при помощи суффиксов | Знакомство с суффиксами. Закрепление знаний о правописании суффиксов. Выделение суффиксов в словах. Соотнесение со схемой. Работа на морфологическом уровне. Работа по развитию и обогащению словаря по темам «Профессии», «Детеныши» (с использованием суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением) | |||||||||
11. Словообразование слов при помощи приставок | Знакомство с приставками. Закрепление знаний об их значении и правописании (в — из, под — над, из — под, с — со, на — над ...). Развитие временных и пространственных отношений. Развитие оптических представлений. Работа на морфологическом уровне. Работа с антонимами и синонимами. Работа с графическими схемами слов | |||||||||
12. Приставки и предлоги | Закрепление знаний о приставках и предлогах. Дифференциация предлогов и приставок. Развитие временных и пространственных отношений. Развитие оптических представлений. Работа на морфологическом уровне. Работа с антонимами и синонимами. Работа с графическими схемами слов | |||||||||
13. Морфологический состав слова | Закрепление знаний о морфологическом составе слова. Выделение корня, приставки, суффикса и окончания. Работа с графическими схемами слов. Развитие неречевых процессов | |||||||||
IV. Словосочетание и предложение | ||||||||||
14. Состав предложения | Выделение слов в составе предложения. Определение количества слов. Работа со схемами предложения и словосочетания. Языковой анализ и синтез словосочетания и предложения. Работа | |||||||||
Тема занятия | Содержание работы | Часы | ||||
над деформированным предложением | ||||||
V. Связная речь | ||||||
15. Последовательный рассказ | Знакомство со структурой текста. Закрепление знаний о построении текста. Знакомство с деформированным текстом. Восстановление рассказа по плану | |||||
16. Описательный рассказ | Составление рассказа по плану. Восстановление рассказа. Составление описания по опорным словам. Работа над деформированным текстом | |||||
17. Составление связного рассказа по предметной, сюжетной картинам и серии картин | Работа на уровне текста. Закрепление навыка использования в речи межфразовых связей. Составление рассказов по серии картин (состоящей из 2, 3 и 4 картинок) | |||||
К концу обучения дети должны знать:
— гласные и согласные звуки и буквы;
— определения понятий: звук, буква, слог, слово, словосочетание, предложение, текст, предлог, приставка, ударная гласная, ударный слог, безударная гласная, безударный слог;
— чем отличаются между собой: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения и текст;
— графическое обозначение слогов, звуков и слов, границ предложения, предлогов и приставок;
— правописание предлогов и приставок.
К концу обучения лети должны уметь:
— различать гласные и согласные звуки;
— различать звуки и буквы, слоги и слова, словосочетания и предложения, набор отдельных предложений и текст;
— определять ударные и безударные гласные, слоги;
— определять в словах место и последовательность заданного звука: гласных и согласных звуков;
— определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях, предложений в тексте;
— производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов, а также языковой анализ и синтез предложений;
— графически обозначать звуки, слоги и слова.
Аграмматическая дисграфия
Проявляется на уровне слова, словосочетания, предложения и текста. Является составной частью единого симптомокомплекса лексико-грамматического недоразвития. Чаще всего отмечается у детей с ОНР. Программа рассчитана на 80 часов и охватывает следующие уровни: слово, предложение, текст.
Задачи коррекционного обучения:
1. Установление логических и языковых связей между предложениями;
2. Уточнение морфологической структуры слова (приставка, суффикс, корень, окончание);
3. Развитие навыков словоизменения и словообразования (различные способы);
4. Развитие навыка правильного употребления предложно-падежных конструкций;
5. Развитие навыков использования в речи различных видов связи в словосочетаниях (управления и согласования);
6. Обучение синтаксически правильному оформлению предложения;
7. Обучение конструированию сложного предложения.
Данный раздел программы рекомендован для работы с детьми с ОНР.
План работы по преодолению
аграмматической биографии
Тема занятия | Содержание работы | Часы | ||||
1. Слово. Словосочетание. Предложение | ||||||
А. Развитие навыков словообразования | ||||||
1. Родственные слова | Знакомство с понятием «родственное слово». Подбор родственных слов. Знакомство с однокоренными словами. Дифференциация однокоренных и родственных слов. Пополнение словаря и развитие навыков словообразования | |||||
2. Корень слова | Знакомство с понятием «корень». Дифференциация однокоренных и родственных слов. Соотнесение слов со схемой. Выделение единого корня и правописание родственных и однокоренных слов | |||||
3. Приставка | Знакомство с приставками. Тренировка в нахождении приставки в словах. Графическое обозначение приставки. Правописание приставок. Развитие временных и пространственных представлений. Развитие зрительного и слухового внимания. Образование новых слов при помощи приставок. Работа с антонимами | |||||
4. Суффикс | Знакомство с суффиксами. Объяснение значений различных суффиксов. Обогащение словаря по теме «Профессии». Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Выбор суффикса | |||||
5. Морфологический состав слова | Закрепление знаний о корне, приставке, суффиксе и окончании. Формирование навыка разбора слов по составу. Уточнение значений слов. Работа с антонимами, синонимами. Развитие неречевых процессов | |||||
6. Предлоги | Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Развитие временно-пространственных представлений. Выбор того или иного предлога | |||||
Б. Развитие навыков словоизменения | ||||||
7. Слова-предметы | Знакомство со словами-предметами. Обозначение изучаемых слов при помощи схемы. | |||||
Тема занятия | Содержание работы | Часы | ||||
Обогащение номинативного словаря | ||||||
8. Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа | Знакомство с понятием числа. Словоизменение. Устранение аграмматизма в устной речи. Формирование навыка образования форм единственного и множественного числа имен существительных. Развитие восприятия (зрительного, слухового). Развитие внимания (слухового, зрительного) | |||||
9. Практическое употребление существительных разного рода | Знакомство с понятием рода. Тренировка в постановке вопроса к существительным различного рода, в разборе слова по составу. Обогащение словаря. Развитие Логического мышления | |||||
10. Употребление существительных в косвенных падежах | Знакомство с падежными формами имен существительных. Дифференциация именительного и винительного, родительного и винительного падежей. Формирование навыка словоизменения. Преодоление аграмматизма в устной речи | |||||
В. Развитие навыков согласования слов | ||||||
11. Слова-признаки | Развитие словаря признаков. Подбор признаков к предмету. Работа по словоизменению и словообразованию. Развитие навыка постановки вопроса к словам-признакам. Соотнесение слов, обозначающих признаки предметов, со схемой | |||||
12. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе | Развитие словаря признаков. Работа по словоизменению и согласованию имен прилагательных с именами существительными в роде и числе. Работа с антонимами, синонимами | |||||
13. Согласование прилагательных с существительными в падеже | Согласование существительных с прилагательным в роде. Согласование имен прилагательных с именами существительными в падеже. Преодоление аграмматизма в устной речи | |||||
Тема занятия | Содержание работы | Часы | ||||
14. Слова-действия | Знакомство с действиями предметов. Обогащение глагольного словаря. Развитие навыков словоизменения. Подбор действия к предмету. Соотнесение слов, обозначающих действия предмета, с графической схемой | |||||
15. Согласование глагола с существительным в числе | Работа по словоизменению. Согласование имен существительных с глаголами в числе. Обогащение словаря действий. Преодоление аграмматизма в устной речи. Развитие внимания, мышления и восприятия | |||||
16. Согласование глагола с существительным в роде | Согласование глагола с существительным в роде. Работа по словоизменению. Соотнесение слов-действий с графической схемой. Работа с антонимами, синонимами | |||||
17. Согласование глагола с существительным во времени | Знакомство с категорией времени глагола. Развитие навыка постановки вопроса к глаголам. Изменение глагола по временам. Развитие пространственно-временных отношений | |||||
18. Имя числительное | Знакомство с числительными. Согласование числительных с существительными в роде и падеже. Правописание числительных. Работа по словоизменению. Устранение аграмматизма в устной речи | |||||
II. Предложение | ||||||
19. Предложение | Соотнесение предложений с графическими схемами. Знакомство со словосочетанием и предложением. Виды связи в словосочетаниях и предложениях. Построение сложных предложений различных типов. Установление в сложных предложениях причинно-следственных связей. Дифференциация понятий: предложение — словосочетание — текст | |||||
Тема занятия | Содержание работы | Часы | ||||
20. Состав предложения | Виды связи слов в предложении. Постановка вопроса к отдельным словам в предложении. Наблюдение за изменением смысла предложения в зависимости от перестановки слов, изменения количества слов. Преодоление устного аграмматизма. Работа с деформированными предложениями | |||||
III. Текст | ||||||
21. Работа над текстом | Установление смысловых связей между предложениями в составе текста. Знакомство с понятием текст, его признаками: смысловой целостностью, законченностью. Выделение логико-смысловых частей текста | |||||
К концу обучения дети должны знать:
— признаки родственных слов (близость значения, наличие общей части — корня);
— состав слова: корень, суффикс, приставка, окончание, основа;
— правописание суффиксов и приставок;
— части речи;
— как согласуется существительное с прилагательным, глаголом и числительным;
— главные и второстепенные члены предложения;
— сложное предложение и его состав; виды связи в сложном предложении;
— виды связи в словосочетании (смысловые и логические).
К концу обучения дети должны уметь;
— распознавать части речи и их основные признаки;
— изменять слова по числам, родам и падежам;
— определять род, число и падеж существительных и прилагательных;
— производить разбор слова по составу;
— различать понятия словоизменение и словообразование;
— выделять из текста слова, словосочетания и предложения;
— устанавливать связи между словами в словосочетании, предложении и между предложениями в тексте;
— устанавливать связи между частями сложного предложения;
— составлять и анализировать сложное предложение.
Оптическая дисграфия
Эта форма дисграфии тесно связана с недоразвитием зрительного гнозиса и праксиса, пространственных и временных представлений.
Данная часть программы рассчитана на 80 часов, хотя количество может меняться в сторону увеличения, либо уменьшения (все зависит от количества смешиваемых букв). Все наиболее часто смешиваемые пары букв представлены в таблице.
Оптически сходные буквы | Кинетически сходные буквы | ||||||
рукописные | печатные | рукописные | печатные | ||||
загл. | строчн. | загл. | строчн. | загл. | строчн. | загл. | строчн. |
— | — | — | — | — | î — à | — | — |
— | — | — | — | — | è — ó | — | — |
— | — | — | — | — | å — å | Е — Е | е — е |
— | — | — | — | Ó —× | — | — | — |
— | — | — | — | È — Ù | è — ù | И — Щ | и — щ |
— | — | — | — | È — Ö | è — ö | И — Ц | и — ц |
— | — | — | — | È — Ø | è — ø | И — Ш | и — ш |
— | — | — | — | Ë — ß | ë — ÿ | — | — |
— | — | — | — | Ë — À | — | Л — А | — |
— | — | — | — | — | à — ä | — | — |
— | — | — | — | — | î — ä | — | — |
Ñ — Ý | ñ — ý | С — Э | с — э | — | — | — | — |
Ñ — Å | ñ — å | — | с — е | — | — | — | — |
Ç — Å | — | — | — | — | — | — | — |
Оптически сходные буквы | Кинетически сходные буквы | ||||||||||||||||||||||||
рукописные | печатные | рукописные | печатные | ||||||||||||||||||||||
загл. | строчн. | загл. | строчн. | загл. | строчн. | загл. | строчн. | ||||||||||||||||||
Ë — Í | ë — í | — | — | — | — | — | — | ||||||||||||||||||
— | — | — | — | Ø — Ù | ø — ù | Ш — Щ | ш — щ | ||||||||||||||||||
— | — | — | — | Ö — Ù | ö — ù | Ц — Щ | ц — щ | ||||||||||||||||||
— | — | — | — | — | á — ä | — | — | ||||||||||||||||||
— | — | — | — | Ï — Í | ï — í | П — Н | п — н | ||||||||||||||||||
— | — | — | — | Ê — Í | ê — í | К — Н | к—н | ||||||||||||||||||
— | — | — | — | Ï — Ò | ï — ò | П — Т | п — т | ||||||||||||||||||
— | — | — | — | — | ü — ú | — | ь — ъ | ||||||||||||||||||
— | — | — | — | Ð — Ô | ð — ô | Р — Ф | р — ф | ||||||||||||||||||
— | — | — | — | — | — | В — Ф | в — ф | ||||||||||||||||||
— | ã — ð | — | — | Ã — Ð | — | Г — Р | г — р | ||||||||||||||||||
— | — | — | — | — | — | Г — В | г — в | ||||||||||||||||||
— | — | — | — | — | — | Р — В | г — в | ||||||||||||||||||
— | — | — | Ë — Ì | ë — ì | Л — М | л — м | |||||||||||||||||||
— | â — ä | — | — | — | — | — | — | ||||||||||||||||||
— | ã — ï | — | — | Ã — Ï | ã — ï | Г — П | г — п | ||||||||||||||||||
— | ï — ð | — | — | Ï — Ð | — | П — Р | п — р | ||||||||||||||||||
— | ð — ü | — | р — ь | — | — | — | — | ||||||||||||||||||
— | — | — | — | — | ü — ÷ | — | — | ||||||||||||||||||
— | — | — | — | — | — | Б — В | — | ||||||||||||||||||
— | — | — | — | — | — | Б — Г | — | ||||||||||||||||||
— | — | — | — | — | — | Б — Р | — | ||||||||||||||||||
— | — | Б — ь | б — ь | — | — | — | — | ||||||||||||||||||
— | — | Б — ъ | б — ъ | — | — | — | — | ||||||||||||||||||
Работа начинается с развития неречевых процессов и включает в себя два направления (работа ведется в двух направлениях параллельно):
1. Развитие неречевых процессов;
2. Дифференциация сходных по начертанию букв.
Необходимо отметить, что работа по развитию неречевых процессов не ограничивается рамками первого этапа. Далее соответствующие мероприятия включаются в работу по дифференциации букв в виде отдельных заданий.
Всю коррекционно-логопедическую работу можно условно разделить на 3 уровня:
1. Конструирование, реконструирование букв.
2. Установление связей между графемой (буквой) и артикулемой (звуком).
3. Работа со словами-паронимами (ивазиомонимами).
План работы по преодолению
оптической биографии
Тема занятия | Содержание работы | Часы | ||||
1. Развитие неречевых процессов | ||||||
1. Развитие зрительного восприятия, памяти, навыков звукового анализа | Знакомство с основными и оттеночными цветами. Знакомство с геометрическими фигурами. Соотнесение предмета с цветом, величиной и формой. Дифференциация предметов по цвету, величине и форме. Знакомство с понятием «величина». Сравнение предметов по величине, ширине, глубине и т.д. | |||||
2. Развитие пространственно-временных отношений | Знакомство с такими понятиями как: год, месяц, день недели, сутки, вчера, сегодня, завтра. Формирование временных представлений по отношению к приему пищи. Развитие пространственных представлений: верх, низ, слева, справа, между, под, над... Расширение объема зрительной памяти | |||||
II. Дифференциация графически сходных букв | ||||||
3. Дифференциация оптически и кинетически сходных гласных букв (рукописного и | Дифференциация сходных по начертанию букв в слогах, словах, словосочетании, предложении, тексте. Соотнесение буквы со звуком и символом. Конструирование и рекон- | |||||
печатного шрифта) | струирование букв. Сравнение элементов букв. Развитие оптико-пространственных представлений. Развитие зрительно-моторных координации. Дифференциация букв à - î, ý - å, Ç - Ý, è - ó... Работа с квазиомонимами. Развитие образного мышления | |||||
4. Дифференциация оптически и кинетически сходных гласных и согласных букв (рукописного и печатного шрифта) | Дифференциация букв È - Ê, ê - è, È - Í, è - í, ç - å, ó - ç, â - ó, ó - ä, à - ä, î - ä, è - ø, È - Ø, è - ø, È - Ø, Å - Ø, Ç - Å, Ñ - Ý, ñ - ý, Ñ - Ç, ñ - ý… во всех позициях. Сравнение элементов смешиваемых букв. Соотнесение буквы с символом и звуком. Развитие зрительно-моторных координации. Конструирование и реконструирование. Развитие кинетических представлений. Работа с квазиомонимами | |||||
5. Дифференциация оптически и кинетически сходных согласных букв (рукописного и печатного шрифта) | Дифференциация сходных по начертанию оптических букв Ð - Â, Ë - Ì, ë - ì, Ë - Ì, ë - ì, Ò - Ï, ï - ò, Ò - Ï, ï - î, Ò - Ã, Â - Ô, Ô - Ð, ô - ð, Ô - Ð, ô - ð, â - ä, á - ä, Ø - Ù , ø-ù, ø -ù, Ø - Ù, ö - ù, Ö - Ù, ö - ù, Ö - Ù, ð - ü во всех позициях. Развитие зрительно-моторных координации. Конструирование и реконструирование. Развитие оптических представлений и оптико-пространственных отношений. Установление связей между графемой и артикулемой. Работа с квазиомонимами | |||||
К концу обучение дети должны знать:
— основные цвета и оттенки;
— геометрические фигуры;
— схему собственного тела;
— направления;
— артикуляцию всех звуков;
— сходство и различие всех сходных по начертанию букв;
— элементы букв двух шрифтов;
— название букв родного алфавита.
К концу обучения дети должны уметь:
— различать основные и оттеночные цвета;
— различать геометрические фигуры;
— соотносить предмет и форму, предмет и цвет;
— ориентироваться в схеме собственного тела;
— ориентироваться во времени и в пространстве;
— сравнивать предметы по величине;.
— сравнивать элементы букв двух шрифтов;
— уметь конструировать и реконструировать буквы двух шрифтов;
— сравнивать сходные по начертанию буквы во всех позициях и на всех этапах;
— соотносить букву со звуком и наоборот.
[1] МОУ — муниципальное образовательное учреждение.
[2] Речевую школу, речевой центр и т.д.
[3] Аналогично остальные.
[4] Далее: начало года — Н, середина года — С, конец года — К.
[5] Сюжеты картинок: мальчик наливает воду в стакан (1), переливает из стакана в стакан (2), выливает воду из стакана в раковину (3); мальчик подошел к дому (4), вышел из дома (5).
[6] Речевой профиль группы выполняется аналогично.
[7] Учащиеся 2-4 классов выполняют данное задание самостоятельно (см. приложение к речевой карте, с. 105-107).
[8] Учащиеся 2-4 классов выполняют данное задание самостоятельно (см. приложение к речевой карте, с. 105-107).
[9] Ефименкова Л.Н., Мисаревко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте / Л.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко. — М.: Просвещение, 1991.