Особенности языкового анализа, синтеза и представлений.

1)Анализ предложения на слова (определить количество, последовательность и место слов в предложении)

Стоят теплые деньки.

Осенью часто льют дожди.

Жёлтые листья падают на землю.

Из леса вышел старик с большой корзиной.

Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________

2) Слоговой анализ, синтез:

а) определить количество слогов в слове:

МЫТЬ ЛАСТОЧКА

КРОВАТЬ ВЕСЕЛЕЕ

ПОДНОС ТЕМПЕРАТУРА

Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________

б) отобрать картинки, в названии которых 2 (3) слога (картинки не называются):

Картинки: дом, собака, зонт, капуста, карандаш, муха, парта, стол, портфель, велосипед

Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________

в) назвать слово или предложение, произнесенное по словам:

СКО-ВО-РО-ДА, ЗА-МО-РО-ЖЕН-НЫЙ, КА-НА-ВА, ПО-ТО-ЛОК, ТЕ-ЛЕ-ФОН, ПО-ЛУ-ЧИ-ЛА

НА-СТУ-ПИ-ЛА ВЕС-НА. НА СТО-ЛЕ ЛЕ-ЖАТ КНИ-ГИ.

НА ДЕ-РЕ-ВЬЯХ РАС-ПУС-ТИ-ЛИСЬ ПО-ЧКИ.

О-СЕ-НЬЮ ЛАС-ТОЧ-КИ У-ЛЕ-ТА-ЮТ НА ЮГ.

Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________

Вывод:_____________________________________________________________________________________________________________________

3).Фонематический анализ

а) выделение звука на фоне слова ("Слышишь ли ты звук___ в слове?")

Вывод:___________________________________________________

б) выделение 1-го звука из слова ("Какой 1-ый звук ты слышишь в слове_____?")

Вывод:___________________________________________________

в) выделение начального гласного под ударением:

АНЯ УТРО

ОЛЯ АСТРА

ИННА УДОЧКА

Вывод:___________________________________________________

г) выделение последнего звука из слова ("Какой последний звук ты слышишь в слове_______?")

МАК ПАЛЕЦ

КАРАНДАШ КРОВАТЬ

ДОМ ТАНКИСТ

АИСТ МИЛИЦИОНЕР

Вывод:___________________________________________________

д) определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце):

(Где ты слышишь звук , в начале или в конце слова?

Где ты слышишь звук , в начале, в конце или в середине слова?)

Вывод:___________________________________________________

е) определение последовательности и количества звуков в слове (с 3, 4, 5 звуками)

(Какой первый звук ты слышишь в слове ?

Какой звук следующий в слове ?

Какой последний звук ты слышишь в слове ?

Сколько звуков с слове_______?)

ДЫМ СТЕНА

КАША КОФТА

ШАПКА ДИКТАНТ

Вывод:________________________________________________________

з) определение места звука по отношению к другим звукам:

Какой по счету звук "Л" в словах: ландыш( ), палка( ), потолок ( ), бал( ), журнал( ).

Назови соседей звука "к" в словах: кошка( ), облако( ), солнышко( ), акробат( ).

Вывод:____________________________________________________________________________________________________________

Вывод по состоянию фонем. анализа: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4) Фонематический синтез (способность соединять в слова звуки ненарушенной последовательности)

("Послушай звуки и составь из них слово")

ч а с а л ф а вь и т

п а р к вь и с н а

сь ть и х ф у т б о л

Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________

5) Фонематические представления

а) Придумай слово со звуком______; чтобы этот звук был

в начале слова_____________________________________________

в конце слова_____________________________________________ в середине слова__________________________________________

Вывод:___________________________________________________

б) Придумай слово, чтобы в нем было:

3 звука___________________________________________________

4 звука___________________________________________________

5 звуков___________________________________________________

6 звуков___________________________________________________

Вывод:___________________________________________________

в) Предлагается 10-12 предметных картинок ("Отложи в сторону картинки, в названии которых есть звук___ ")

Вывод:___________________________________________________

Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________

Общий вывод по языковому анализу:____________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

Состояние дыхательной функции:

тип дыхания (грудное, диафрагмальное, брюшное, смешанное)

объем и продолжительность выдоха___________________________

ритмичность___________________________________________________

характер вдоха при речи_________________________________________

синхронность речевого и неречевого выдоха________________________

Характеристика голоса:

сила: чрезмерно тихий, громкий, нормальный

высота:_______________________________________________________

тембр_________________________________________________________

наличие/отсутствие монотонности_________________________________

Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________

Особенности просодической стороны речи.

темп (нормальный, ускоренный, замедленный)

ритм (нормальный, аритмия)

употребление пауз в потоке речи_____________________________

употребление интонаций (повествовательная, побудительная,

вопросительная)

употребление ударений: словесных________________________________________________

логических________________________________________________

Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________

Симптоматика заикания

Проявление заикания в зазличных формах речи на материале беседы, чтения коротких стихов, воспроизведения небольших сказок

1. Шепотная речь

2. Сопряженная речь

3. Отраженная речь

4. Вопросно-ответная речь

5. Пересказ прослушанного текста с опорой на картинки

6. Рассказ по серии сюжетных картинок

7. Рассказ по картине

8. Самостоятельный рассказ

Для школьников:

9. Отражение заикания на письме - репродуктивное письмо (списывание)

10. Проявление заикания при чтении

Вывод:

1) Данные о сохранных речевых возможностях_________________

2) Частота проявления судорог______________________________

3) Проявление судорог в зависимости от речевого материала (фраза, слово)__________________________________________

слоговой структуры слова____________________________________

громкости_________________________________________________

Формы судорог:

клонические, тонические, клоно-тонические;

по локализации судорог:

дыхательные судороги: эксператорные, инсператорные

голосовые: смыкательные, размыкательные, вокальные

артикуляторные: губные, язычные, мягкого неба, смешанные

4) Наличие сопутствующих судорог мышц тела, лица, тремор, тики, синкинезии_____________________________________________

5) Сопутствующие телодвижения (произвольные, непроизвольные)________________________________________

6) Наличие лишних слов или звуков при речи (эмболофразии)_________________________________________

Другие особенности речевого поведения:

1. Степень фиксации на заикании_________________________________

2. Наличие страхов (фобий) при произнесении звуков, слов_______________________________________________________

3. Степень выраженности заикания_______________________________

4. Формы речи, при которых заикание наиболее заметно ___________________________________________________________

Вывод:________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

Наши рекомендации