Серия 6. Исследование связной речи
Максимально — 100 баллов
Рассказ. Мах = 50 | Пересказ. Мах = 50 | ||||
Задание 1 | Задание 2 | ||||
Н | С | К | Н | С | К |
1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Снеговик и заяц» (4 картинки) или по другой серии из 3-4 картин. Максимально — 50 баллов
Инструкция: Посмотри на эти картинки, расставь их по порядку и составь рассказ.
Оценка проводится по трем критериям:
А. Критерий смысловой целостности:
20 баллов рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья.
15 баллов допускаются незначительные искажения ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих элементов.
5 баллов выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, либо рассказ не завершен.
0 баллов отсутствие описания ситуации.
Б. Критерий лексико-грамматического оформления высказывания:
20 баллов рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств.
15 балл рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления, единичность поиска слов, неточности словоупотребления.
5 баллов наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств.
0 баллов рассказ не оформлен.
В. Критерий самостоятельности выполнения задания:
10 баллов самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ.
5 баллов картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно.
2,5 балла раскладывание картинок с помощью логопеда и составление рассказа по наводящим вопросам.
0 баллов задание невозможно даже при наличии помощи.
2. Пересказ прослушанного рассказа.
Максимально — 50 баллов
Инструкция: Сейчас я прочитаю тебе небольшой рассказ. Послушай, запомни и перескажи его по памяти.
Горошины
по И.Н. Садовниковой
В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.
Оценка проводится по тем же трем критериям, что и для рассказа по серии картинок:
А. Критерий смысловой целостности:
20 баллов пересказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья.
15 баллов незначительные искажения ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих элементов.
5 баллов выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, рассказ не завершен, дополнен посторонней информацией.
0 баллов невыполнение.
Б. Критерий лексико-грамматического оформления высказывания:
20 баллов пересказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств.
15 баллов пересказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления, единичность поиска слов, неточности словоупотребления.
5 баллов наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств.
0 баллов пересказ не составлен.
В. Критерий самостоятельности выполнения задания:
10 баллов самостоятельный пересказ после первого предъявления.
5 баллов пересказ с минимальной помощью (1—2 вопроса) или после повторного прочтения.
2,5 балла пересказ по наводящим вопросам.
0 баллов задание не выполнено даже с помощью.
Баллы, начисленные по каждому критерию, суммируются, затем высчитывается количество баллов за всю серию.
Из показателей всех серий складывается индивидуальный речевой профиль ребенка с нарушением устной речи (с. 83-84). Он заполняется на каждого младшего школьника, зачисленного на логопункт и на всю группу с указанием среднего показателя по каждой серии.
Индивидуальный речевой профиль ребенка с ОНР[6]
Н — начало года С — середина года К — конец года
Н | С | К | Н | С | К | Н | С | К | Н | С | К | Н | С | К | Н | С | К | |
100% | ||||||||||||||||||
95% | ||||||||||||||||||
90% | ||||||||||||||||||
85% | ||||||||||||||||||
80% | ||||||||||||||||||
75% | ||||||||||||||||||
70% | ||||||||||||||||||
65% | ||||||||||||||||||
60% | ||||||||||||||||||
55% | ||||||||||||||||||
50% | ||||||||||||||||||
45% | ||||||||||||||||||
40% | ||||||||||||||||||
35% | ||||||||||||||||||
30% | ||||||||||||||||||
25% | ||||||||||||||||||
20% | ||||||||||||||||||
15% | ||||||||||||||||||
10% | ||||||||||||||||||
5% | ||||||||||||||||||
0% | ||||||||||||||||||
1 — звукопроизношение 4 — словарь
2 — фонематическое восприятие 5 — грамматический строй
3 — слоговая структура 6 — связная речь
Образец заполнения индивидуального
речевого профиля ребенка с ОНР
Н — начало года С — середина года К — конец года
1 — звукопроизношение 4 — словарь
2 — фонематическое восприятие 5 — грамматический строй
3 — слоговая структура 6 — связная речь
2. Экспресс-диагностика письменной речи
младших школьников
1. Слуховой и зрительный диктант.
10 баллов правильное и точное воспроизведение текста.
8 баллов наличие только орфографических ошибок.
6 баллов 1—2 дисграфические ошибки, орфографические ошибки.
4 балла 3—5 дисграфических ошибок, орфографические ошибки.
2 балла 6 и более дисграфических ошибок, орфографические ошибки.
0 баллов текст не воспроизведен.
2. Изложение.
Оценивается по двум критериям.
А. Смысловая целостность:
10 баллов рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности.
8 баллов смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями.
6 баллов неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев.
4 балла выпадение отдельных смысловых звеньев.
2 балла существенно искажен смысл или рассказ не завершен.
0 баллов текст не воспроизведен.
Б. Лексико-грамматическое оформление:
10 баллов правильное и точное воспроизведение текста без ошибок.
8 баллов наличие только орфографических ошибок.
6 баллов 1—2 дисграфические ошибки, орфографические ошибки.
4 балла 3—5 дисграфических ошибок, орфографические ошибки.
2 балла 6 и более дисграфических ошибок, орфографические ошибки.
0 баллов текст не воспроизведен.
По результатам мониторинга логопед заполняет протоколы отслеживания динамики состояния письма на каждого ребенка и на всю группу.
Протокол отслеживания динамики состояния письма
у младших школьников с дисграфией
Образец заполнения протокола отслеживания
динамики состояния письма у младших школьников
с дисграфией