Общие сведения о Свердловской области

АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ, СИЛ И СРЕДСТВ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПРИРОДНОГО ПОЖАРА В СЕЛЕ ФОМИНСКОЕ

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

Пояснительная записка

20.05.01 411 ПЗ

Руководитель, к.п.н. В.А. Шемятихин
Консультант, доц., к.с-х.н. А.Н. Грозин
Консультант, к.э.н. Л.В. Хачёва
Нормоконтролер Ю.А. Бабченко
Студент гр. ФО-510201 Р.С. Кузнецов

Екатеринбург 2016

РЕФЕРАТ

Пояснительная записка дипломного проекта содержит 109 листов, 2 графика, 5 таблиц, 4 схемы и 14 использованных источников.

Ключевые слова: ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, ПРИРОДНЫЙ ПОЖАР, МИНИСТЕРСТВА И ВЕДОМСТВА, СИЛЫ И СРЕДСТВА, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УБЫТКИ, ЛИКВИДАЦИЯ.

Целью работы является анализ пожара в селе Фоминское Алапаевского района Свердловской области при котором будут выявлен экономический ущерб данного пожара, и пути решения как в будущем можно будет избежать таких убытков.

В дипломном проекте представлен анализ пожара в селе Фоминское Свердловской области 2 мая 2015 года, на основе которого сделаны выводы, которые в будущем помогут избежать повторения такого природного пожара и исключить такие экономические убытки.

В пояснительной записке рассмотрены вопросы безопасности труда, а также приведены расчеты экономических потерь вследствие данного пожара.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 5

ГЛАВА 1. СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ, СИЛ И СРЕДСТВ В ПОЖАРООПАСНЫЙ ПЕРИОД НА ТЕРРИТОРИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2016 ГОДУ.. 8

1.1. Общие сведения о Свердловской области. 8

1.1.1 Физико-географическая оценка. 8

1.1.2 Гидрографическая сеть. 10

1.1.3 Административное деление, население и населенные пункты округа 11

1.1.4 Общая характеристика лесов на территории Свердловской области 12

1.2 Прогноз пожароопасной обстановки на текущий год. 15

1.3. Организация планирования и проведения мероприятий пожарной безопасности в пожароопасный период на территории Свердловской области. 19

1.4. Организация управления и взаимодействия в пожароопасный период на территории Свердловской области. 39

1.5 Взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления в условиях чрезвычайной ситуации в лесах, возникших вследствие лесных пожаров на территории Свердловской области. 63

1.6 Взаимодействие органов государственной власти в области лесных отношений соседних субъектов при организации охраны лесов от пожаров на приграничных территориях. 66

1.7 Состав группировки сил и средств на тушение природных пожаров на территории Свердловской области. 68

1.8 Организация оповещения и информирования граждан о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах. 78

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ, СИЛ И СРЕДСТВ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПРИРОДНОГО ПОЖАРА В СЕЛЕ ФОМИНСКОЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 2 МАЯ 2015 ГОДА.. 82

2.1. Аналитическая справка по пожару в селе Фоминское 2 мая 2015 года. 82

2.2 Силы и средства, задействованные при ликвидации пожара в с. Фоминское Свердловской области 2 мая 2015 года и их время прибытия. 89

2.3 Оперативная информация о пожаре Махневское МО, с. Фоминское, ул. Центральная. 90

2.4 Анализ взаимодействия министерств и ведомств, сил и средств при ликвидации природного пожара в селе Фоминское Свердловской области 2 мая 2015 года 92

ГЛАВА 3. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ТУШЕНИИ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ.. 95

3.1 Общие требования безопасности. 95

3.2. Требования безопасности перед началом работ. 96

3.3. Требования безопасности во время работы.. 98

3.4. Требования безопасности в аварийных ситуациях. 103

3.5. Требования безопасности по окончании работ. 105

ГЛАВА 4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УЩЕРБА ОТ ПРИРОДНОГО ПОЖАРА В СЕЛЕ ФОМИНСКОЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 2 МАЯ 2015 ГОДА.. 106

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 108

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 109

ВВЕДЕНИЕ

История развития земной цивилизации связана со стихийными бедствиями, авариями и катастрофами.

Чрезвычайные ситуации, в результате воздействия различных факторов и явлений на человека и окружающую среду, приводят к травмам и гибели людей, наносят огромный материальный и моральный ущерб.

Статистика людских и материальных потерь от стихийных бедствий, аварий и катастроф обнаруживает их быстрый рост по всему миру, и особенно во второй половине XX века.

Пожары — это неконтролируемый процесс горения, влекущий за собой гибель людей и уничтожение материальных ценностей.

Причинами возникновения пожаров чаще всего являются: неосторожное обращение с огнем, несоблюдение правил эксплуатации производственного оборудования и электрических устройств, самовозгорание веществ и материалов, разряды статического электричества, грозовые разряды, поджоги.

Пространство, охваченное пожарами, условно разделяют на 3 зоны — активного горения (очаг пожара), теплового воздействия и задымления. Внешними признаками зоны активного горения является наличие пламени, а также тлеющих или раскалённых материалов. Основной характеристикой разрушительного действия пожара является температура, развивающаяся при горении. Для жилых домов и общественных зданий температуры внутри помещения достигают 800—900°C. Как правило, наиболее высокие температуры возникают при наружных пожарах и в среднем составляют для горючих газов 1200—1350°C, для жидкостей 1100—1300°C, для твёрдых веществ 1000—1250°C. При горении термита, электрона, магния максимальная температура достигает 2000—3000°C.

Пространство вокруг зоны горения, в котором температура в результате теплообмена достигает значений, вызывающих разрушающее воздействие на окружающие предметы и опасных для человека, называют зоной теплового воздействия. Принято считать, что в зону теплового воздействия, окружающую зону горения, входит территория, на которой температура смеси воздуха и газообразных продуктов сгорания не меньше 60-80°C. Во время пожара происходят значительные перемещения воздуха и продуктов сгорания. Нагретые газообразные продукты сгорания устремляются вверх, вызывая приток более плотного холодного воздуха к зоне горения

В зависимости от места возникновения различают: пожары на транспортных средствах; степные и полевые пожары; подземные пожары в шахтах и рудниках; торфяные и лесные пожары; пожары в зданиях и сооружениях.

Природные пожары возникают главным образом в результате неосторожного обращения с огнем. Доля пожаров естественного происхождения в сравнении с пожарами, вызванными антропогенной деятельностью мала.

Имеющиеся статистические данные не позволяют проследить динамику лесных пожаров с годами, в связи, с чем прогнозирование количества лесных пожаров представляется возможным лишь опираясь на метеорологические условия местности.

Пожары проще предупредить, чем ликвидировать, однако в нашей стране недостаточно развита система наблюдения за лесом, что приводит к несвоевременному оповещению о возникновении пожара.

Актуальность темы обусловлена тем, что природные пожары наносят большой ущерб экосистеме страны, его последствия негативны для атмосферы, гидросферы, литосферы. А экономический ущерб от природного пожара исчисляется миллиардами рублей в год. Так же природные пожары могут привести и к гибели людей, особенно если огонь подходит к населенному пункту. Задымление от пожара негативно влияет и на здоровье людей.

Объектом исследования будет являться система взаимодействия министерств и ведомств, сил и средств при ликвидации природного пожара в селе Фоминское Алапаевского района Свердловской области, который произошел 2 мая 2015 года и его экономический ущерб.

Предметом исследования являться анализ конкретного природного пожара в селе Фоминское Алапаевского района Свердловской области и взаимодействие министерств и ведомств, сил и средств при его ликвидации.

Целью работы является анализ пожара в селе Фоминское при котором будут выявлен экономический ущерб данного пожара, и пути решения как в будущем можно будет избежать таких убытков.

Задачами работы являются:

· Анализ задействованных сил и средств и взаимодействие министерств и ведомств при ликвидации данного пожара

· Подсчет экономического ущерба данного пожара

· Предложение по улучшению взаимодействия министерств и ведомств для сокращения затрат и уменьшения экономического ущерба последствий природных пожаров в будущем

ГЛАВА 1. СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ, СИЛ И СРЕДСТВ В ПОЖАРООПАСНЫЙ ПЕРИОД НА ТЕРРИТОРИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2016 ГОДУ

Гидрографическая сеть

Свердловская область характеризуется обширной гидрографической сетью. Главными водными артериями области являются реки: Тавда, Тура, Сосьва, Исеть.

Наиболее крупными водохранилищами являются: Белоярское, Рефтинское, Верхнемакарьевское, Волчихинское.

Основными судоходными реками региона являются: Сосьва, Тавда.

Все реки и водохранилища зимой замерзают. Ледообразование происходит преимущественно в первой декаде ноября. Устойчивый ледостав наблюдается в середине декабря. Толщина льда достигает 50-60 см и более. Вскрытие рек начинается в первой половине апреля.

Основной источник питания рек – талые снеговые воды, поэтому весной в половодье их уровень резко повышается на 7-9 м на крупных реках и на 2-5 м на малых. Половодье длится около месяца. Ледоход начинается, как правило, во второй половине апреля. Летом, когда питание рек происходит за счет дождевых и грунтовых вод, а испарение велико, их уровень падает (межень – конец июня - начало июля). С конца сентября за счет осенних дождей уровень рек повышается до 2 м. Средняя скорость течения воды от 0,4 до 0,9 м/с, в период половодья – 2-2,5 м/с.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ, СИЛ И СРЕДСТВ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПРИРОДНОГО ПОЖАРА В СЕЛЕ ФОМИНСКОЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 2 МАЯ 2015 ГОДА

2.1. Аналитическая справка по пожару в селе Фоминское 2 мая 2015 года

В 13 часов 09 минут в домах №16, 18, 20, 22, 25, 27, 29, 31 и 33 по ул. Центральная с. Фоминского Махневского МО Алапаевского района произошел пожар.

Ход тушения пожара

В 13:09 03.05.2015г. на ПСЧ ОП 15/2 от гражданина Малыгина поступило сообщение о том, что горит сухая трава в поле в селе Фоминское, что является угрозой домам.

В 13.10 на место пожара в соответствие с расписанием выездов направлены 1АЦ ОП ПЧ 15/2 с. Санкино ОГКПТУ №15, 1АЦ ОП ПЧ 15/2 с. Муратково ОГКПТУ №15.

В 13.17 приступили к тушению сухой травы ДПД с. Фоминское 3 человека с подручными средствами.

В 13:20 по сообщению от местных жителей угроза жилым домам, на место пожара направлена 1АЦ ПЧ 15/2 пгт. Махнево ОГКПТУ №15.

В 13:40 В ЕДДС МО Махневское поступило сообщение о том, что горит 6 частных домов. В связи с этим ранг пожара был поднят до 1-БИС, по расписанию выездов направлена 1АЦ ПЧ 15/2 пгт. Махнево ОГКПТУ №15.

В 13.40 прибыли к месту вызова 1АЦ ОП ПЧ 15/2 с. Санкино ОГКПТУ №15, 1АЦ ОП ПЧ 15/2 с. Муратково ОГКПТУ №15.

На 13.40 горит 3 жилых дома и 6 не жилых дома. Общая площадь пожара составляет 950 м.кв.

В 13.40 объявлен сбор опорного пункта №5 г. Алапаевска для выезда на место пожара.

В 13.41 ранг пожара повышен до «Пожар №2».

В 13.41 произведена подача первого ствола. АЦ ОП ПЧ 15/2 с. Санкино ОГКПТУ №15, установлена на естественный водоем при въезде в село со стороны села Санкино. Руководителем тушения пожара назначен начальник ОП ПЧ 15/2 с. Санкино Лузин.

Направлены на место пожара 1АЦ ОП ПЧ 15/2 с. Мугай ОГКПТУ №15, 1АЦ ОП ПЧ 15/2 с. Измоденово ОГКПТУ №15, 1 АЦ ПЧ 15/1 пгт. В. Синячиха ОГКПТУ № 15.

В 13.45 Выехала оперативная группа 54 ОФПС по Свердловской области во главе с начальником 54 ОФПС МЧС по Свердловской области Петуховым И.В., а также начальником Алапаевского ГПО подполковником внутренней службы Гришиным В.А., НДС СПТ 54 ОФПС майором внутренней службы Берниковым А.В.

В 14.18 прибыла АЦ ПЧ 15/2 пгт. Махнево ОГКПТУ №15 проложена магистральная линия с естественного водоема. Руководителем тушения пожара №2 назначен начальник ПЧ 15/2 Буньков Ю.В.

В 14.30 произведена локализация пожара на площади 950 м.кв.

В 14.30 произведен вылет 2 вертолетов МЧС России и Министерства обороны РФ.

В 15:00 выехала специальная часть г. Екатеринбург (9 чел л/с; 2 ед. техники).

В 16.00 прибытие на место пожара вертолетов, произведено 9 сбросов воды.

В 16.00 на место пожара прибыла оперативная группа УРЦ МЧС России, руководителем тушения пожара становится полковник внутренней службы Устинов В.А.

В 17.10 произведена ликвидация открытого горения.

В 17.30 на место прибыла оперативная группа 54 ОФПС по Свердловской области.

В 17:34 (мест) По месту происшествия в с. Фоминском развертывается штаб в Фоминской сельской администрации.

В 18.05 на место пожара прибыл опорный пункт №5, поставлен в резерв.

В 20.40 ликвидация последствий пожара.

На момент прибытия первого подразделения горят дома по ул. Центральная, 22, 20, 18, 16, 25, 33, 31, 29, 27 угроза распространения пожара на другие дома.

Информации о наличии в доме людей не поступало, пострадавших нет.

В результате пожара сгорели 9 домов из них 3 жилых, 6 не жилых (размером по плану 5х8, 8х10, 7х8).

Итого в тушении пожара было задействовано 1АЦ ОП ПЧ 15/2 с. Санкино, (л/с 2 человека), 1АЦ ОП ПЧ 15/2 п. Муратково, (л/с 2 человека), 2АЦ ОП ПЧ 15/2 п. Махнево, (л/с 4 человека), 1АЦ ОП ПЧ 15/2 п. Мугай, (л/с 2 человека), 1АЦ ОП ПЧ 15/2 с. Измоденово (л/с 2 человека), 1АЦ ОП 15/2 ПЧ В.Синячиха (л/с 2 человека), 1 АЦ, 1 АР-2, ПНС-110 опорный пункт 76 ПЧ 54 ОФПС (л/с 12 человек), ДПД п. Махнево (л/с 2 человека), 2 вертолета МЧС России, Министерства обороны РФ произведено 9 сбросов воды, 5 стволов А, 6 стволов Б от АЦ с установкой на естественный водоем расстояние 200 м.

8. Выводы и предложения по пожару:

Наиболее вероятной причиной пожара является, неосторожное обращение с огнём неустановленных лиц, виновное лицо устанавливается.

Ошибок в действиях первого и последующих РТП нет.

Схема расстановки сил и средств на момент прибытия

Рисунок 2. Схема расстановки сил и средств на момент прибытия.

Схема расстановки сил и средств на момент локализации.

Рисунок 3. Схема расстановки сил и средств на момент локализации.

Требования безопасности перед началом работ

3.2.1. До отправки проверить комплектность, исправность и одеть спецодежду, спецобувь и предохранительные приспособления. Проверить исправность и опробовать работу ручного инструмента и лесопожарного оборудования.

3.2.2. До отправки на тушение пожара работники должны пройти инструктаж по охране труда—первичный на рабочем месте. Проводит инструктаж должностное лицо, ответственное за отправку (работник Гослесохраны).

3.2.3. Доставка лесопожарных групп (команд) на лесные пожары и их тушение производится только в светлое время суток.

3.2.4. Доставка работников к месту лесного пожара (пешим, автомобильным, водным, воздушным транспортом) должна быть организована в соответствии с общими требованиями безопасности. При этом работники должны соблюдать Правила поведения пассажиров при следовании на данном транспорте.

3.2.5. Проведение инструктажа по технике безопасности, правилам посадки (высадки) в воздушное судно и поведения в полете входит в обязанность работника авиалесохраны.

3.2.6. Не допускаются к перевозке работники, находящиеся в нетрезвом или болезненном состоянии, которое может создать опасность для самого работника или окружающих.

3.2.7. Посадка (высадка) работников в вертолет проводится после команды командира или другого члена экипажа обычно при выключенном двигателе и полной остановке вращения винтов.

3.2.8. Посадка (высадка) при работающих винтах должна осуществляться в направлении входной двери под углом 45 градусов к продольной оси вертолета со стороны носовой части фюзеляжа.

3.2.9. Если при следовании к пожару пешим ходом или наземным видом транспорта предстоит ночевка в пути, остановка для ночлега должна планироваться за час до наступления темноты.

3.2.10. При переходе рек вброд, топких участков болот необходимо проверять тропу (брод) шестом. Проверку осуществляют старший группы или по его указанию опытный работник.

3.2.11. При необходимости пересечения в пути участков каменных россыпей, захламленных участков, старых гарей с обилием валежа, бурелома, ветровала необходимо соблюдать особую осторожность, а при возможности обходить эти участки.

3.2.12. В случае потери ориентировки (при переходе и во время работ) и невозможности ее восстановления необходимо по возможности выйти на открытое место и развести дымокур (костер) для облегчения поиска с воздуха, подавать звуковые сигналы голосом, выстрелами и другим способом для облегчения поиска наземным путем. В крайнем случае попытаться выйти к жилью, дороге, следуя вниз по течению ручья и далее реки. На всех пунктах остановки оставлять информацию о маршруте следования.

Требования безопасности во время работы

3.3.1. Тушение пожара возглавляет руководитель работ из числа специально подготовленных работников лесной охраны или авиалесоохраны, хорошо знающих технику и тактику тушения различных видов лесных пожаров, имеющих опыт организации тушения, владеющих приемами борьбы с огнем, умеющих руководить людьми, хорошо знающих местность и ориентирующихся в лесу.

3.3.2. Перед началом работ по тушению пожара руководитель работ организует разведку пожара, определяет его границы, направление и скорость распространения огня, естественные преграды на пути распространения огня и методы тушения.

3.3.3. По данным разведки лесного пожара руководитель тушения вместе с руководителями лесопожарных групп проводит инструктаж работников, при этом:

- указывает безопасные места (укрытия) на полянах, в лиственном древостое, на берегах водоемов, у дорог, а также пути отхода к ним, назначает проводников на случай отвода работников к убежищам в незнакомой местности;

- указывает места отдыха и ночлега, информирует работников по карте (схеме) и на местности по ориентирам о расположении места лесного пожара, удалении его от ближайших населенных пунктов, путей транспорта;

- разъясняет характер работ, эффективные приемы их выполнения, продолжительность работы и схему подчиненности с указанием лиц, отдающих распоряжение;

- производит расстановку работников и в соответствии с особенностями пожара определяет способы и тактику его тушения;

- устанавливает порядок сменности, отдыха и питания;

- инструктирует работающих о их действиях при возникновении непредвиденных ситуаций.

3.3.4. Работы по тушению пожара должны производиться группами не менее чем из 2 чел., один из которых назначается руководителем (старшим).

3.3.5. В распоряжении старших лесопожарных групп должно быть такое число людей, работу которых они могут проконтролировать, но не более 10 человек.

3.3.6. При работе на кромке пожара необходимо:

- сохранять дистанцию между работниками в пределах видимости с учетом безопасной зоны между работниками не менее 5 м;

- не терять из вида работающих рядом, постоянно контролировать визуально их передвижение, а в случае их исчезновения сообщить старшему;

- в случае огибания работника действующей кромкой пожара отойти назад;

- немедленно сообщить руководителю работ, старшему лесопожарной группы о сложившейся опасной ситуации, предупредить об опасности работающих рядом работников.

3.3.7. Работающие на кромке пожара не имеют права самовольно оставлять место работы без разрешения руководителя работ (старшего группы), за исключением случаев получения травм, ожогов или отравлений угарным газом, а также в случае возникновения опасности для жизни работника, оповестив (при возможности) соседнего работника или руководителя (старшего).

3.3.8. При тушении пожаров необходимо следить за подгоревшим сухостоем, своевременно убирая его в сторону пожара во избежание внезапного падения.

3.3.9. Работники, занятые непосредственно тушением кромки пожара, кроме специальной одежды должны быть обеспечены защитными касками, респираторами, при необходимости индивидуальными санпостами, изолирующими противогазами.

3.3.10. Для поддержания работоспособности в условиях высоких температур и задымления работа по тушению организуется посменно, при этом в непосредственной близости от огня работники могут находиться не более 1-2 часов. Вновь к работе работники допускаются только после кратковременного отдыха вне зоны задымления и теплового воздействия пожара.

3.3.11. При тушении лесного пожара отжигом руководитель работ и старшие лесопожарных групп должны убедиться в отсутствии людей и техники между фронтом пожара и опорной полосой, только после этого давать сигнал о зажигании напочвенного покрова, а также обеспечить контроль и тушение возможных очагов горения за опорной полосой.

3.3.12. Опорная полоса должна прокладываться на безопасном расстоянии от кромки пожара с учетом скорости продвижения огня. При беглых верховых пожарах работники не должны находиться ближе чем за 250 м от фронта пожара (т.е. на расстоянии не менее двойной длины возможных скачков).

3.3.13. Отжиг для локализации беглых верховых пожаров в основном следует проводить в вечерние и утренние часы, когда снижается интенсивность и скорость распространения горения.

3.3.14. До начала тушения почвенного (почвенно-торфяного) пожара должна быть организована разведка для определения границ огня. Установленную границу огня следует отмечать на местности флажками или любыми подручными средствами. Работники, производящие разведку границ огня на почвенном (почвенно-торфяном) пожаре, снабжаются шестами.

3.3.15. Работники, выполняющие работы по тушению почвенного (почвенно-торфяного) пожара, должны постоянно следить за падающими деревьями, предупреждая соседей об опасности. Запрещается переходить через обозначенную границу.

3.3.16. При тушении пламени водой или химическими растворами необходимо, чтобы работник находился с наветренной стороны на кромке пожара, где продукты горения и тушения не могут попасть в органы дыхания.

3.3.17. При использовании на тушении пожара бульдозера работники не должны находиться спереди и сзади него в зоне, равной двойной высоте древостоя.

3.3.18. Работу бульдозериста должен координировать сигнальщик, который указывает направление движения, наблюдает за распространением пожара, перебросами огня через полосу и предупреждает об опасности.

3.3.19. При тушении пожара в горной местности запрещается:

находиться выше кромки пожара на крутом (круче 20 градусов) негоревшем склоне, если склон покрыт хвойным молодняком, кустарником и скоплениями других горючих материалов;

находиться перед фронтом пожара в узких лощинах, ложбинах, распадках;

сбрасывать с кромки пожара валежник, камни и т.д.

3.3.20. Места отдыха и ночлега следует располагать не ближе 100 м от границы локализованной фланговой части пожара и ограждать (окопать) минерализованными полосами шириной не менее 2 м. На случай прорыва огня следует предусмотреть возможность создания новых заградительных полос. В радиусе 50 м должны быть вырублены все сухостойные и опасные (наклонные, гнилые и др.) деревья. На период отдыха работников должны назначаться дежурные, а при тушении крупных или быстро развивающихся пожаров обеспечивается круглосуточное дежурство при лагере (таборе) и контроль за направлением и силой ветра. Запрещается ночлег работников в зоне действующей кромки лесного пожара и в хвойных молодняках.

3.3.21. Для устройства лагеря необходимо выбирать по возможности сухие места. Выбор места базирования лагеря осуществляется с учетом условий водоснабжения, возможностей обеспечения воздушным, автомобильным или водным транспортом.

3.3.22. Место устройство лагеря определяется руководителем тушения пожара.

3.3.23. Запрещается располагать лагерь:

- на вершине или гребне горы, у подножья крутых и обрывистых склонов;

- под и над навесными козырьками в местах, угрожающих камнепадом, оползнем, лавиной, селевым потоком;

- на высохшем русле реки, на дне ущелья, ложбины;

- вблизи линий электропередач и на трассах газопровода, нефтепродуктопровода;

- на затопляемых островах, косах, низких берегах;

- на морских побережьях, в проливно-отливной зоне и в непосредственной близости от нее.

3.3.24. При размещении лагеря вблизи реки должна учитываться величина возможного подъема воды. В районах, изобилующих гнусом (комарами, мошкой, москитами), для лагеря рекомендуется выбирать открытое место.

3.3.25. На тушение лесных пожаров в лесах, загрязненных радионуклидами, направляются лица, прошедшие медицинскую комиссию и целевой инструктаж на работы с повышенной опасностью с учетом требований радиационной обстановки.

3.3.26. Работники, направляемые на тушение лесных пожаров, обеспечиваются закрытой спецодеждой, спецобувью, респираторами и (или) изолирующими противогазами и индивидуальными дозиметрами.

В качестве спецодежды могут использоваться комбинезоны с пылезащитными манжетами, для защиты от биологических факторов—костюмы, головные уборы—береты, шапочки под каски, закрытая обувь—сапоги резиновые, кирзовые; рукавицы.

3.3.27. Для создания заградительных полос для остановки кромки пожара, а также при ее непосредственном тушении необходимо преимущественно использовать воду и водные огнетушащие составы при помощи ручных, механизированных и авиационных устройств.

3.3.28. В лесах с плотностью радиоактивного загрязнения почвы свыше 15 Ku/км2 тушение лесных пожаров производится преимущественно с помощью авиационных средств с воздуха.

3.3.29. В районах, загрязненных радионуклидами с плотностью более 15 Ku/км2, работники лесного хозяйства обеспечиваются 3 комплектами спецодежды. Обеспечение средствами индивидуальной защиты должно соответствовать нормам и требованиям, установленным для персонала при работах с открытыми источниками ионизирующих излучений.

3.3.30. Ежедневно после окончания работ по тушению лесных пожаров на территории, загрязненной радионуклидами, работники обязаны пройти душ (баню) и сменить спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты.

3.3.31. Ночной отдых в месте тушения в районах, загрязненных радионуклидами, запрещен.

3.3.32. При накоплении дозы дополнительного облучения свыше 0,5 бэр работник выводится из зоны радиоактивного загрязнения на один год.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

Чрезвычайные ситуации могут возникать:

- при переходе огня через заградительную (опорную) минполосу или образовании в тылу работающих новых мелких очагов горения и угрозе окружения огневым кольцом работающих;

- при отсутствии видимости фронтальной кромки пожара из-за задымления;

- при работе под пологом леса в насаждениях с наличием хвойного подроста или в хвойных молодняках, когда существует потенциальная возможность перехода низового пожара в верховой;

- при резком усилении или внезапном изменении направления ветра, особенно при работе по тушению в хвойных молодняках;

- при тушении на склонах гор, когда скатывающиеся горящие и тлеющие материалы создают очаги горения ниже линии тушения;

- при тушении кромки пожара в "карманах" между языками фронта пожара;

- при эрозии, сильном ветре;

- при наступлении усталости, притупляющей внимание в непосредственной близости от кромки пожара;

- в других не предвиденных заранее случаях.

4.4.2. Во время грозы все работы по тушению лесных пожаров следует прекратить, выключить радиостанции, отключить и заземлить антенны, расположиться в отдалении от металлических предметов, машин и механизмов.

4.4.3. Работники должны занять безопасное место на поляне, участке молодняка, в небольших складках местности, на склоне холма, между деревьями, растущими в 20-25 м друг от друга.

4.4.4. Запрещается укрываться от грозы под отдельно стоящими деревьями, триангуляционными и наблюдательными вышками, располагаться рядом и прикасаться к опорам высоковольтных линий, столбам и проводам линии связи, выводам антенны и противовеса. Люди (при возможности) должны располагаться в помещении, а механизмы—в удалении от людей не ближе 10 м.

4.4.5. Во всех случаях при возникновении угрожающих ситуаций руководитель тушением должен обеспечивать выход людей в безопасное место, при этом руководитель и все работники должны действовать быстро и решительно, сохраняя спокойствие и не поддаваясь панике.

4.4.6. При несчастном случае оказать пострадавшему доврачебную помощь, при необходимости принять меры к доставке его в медицинское учреждение, о происшествии сообщить руководителю работ, по возможности сохранить обстановку происшествия.

Требования безопасности по окончании работ

5.5.1. По окончании работы по тушению лесного пожара руководитель тушения обязан собрать всех работников, принимавших участие в тушении пожара, и пофамильно проверить их присутствие (наличие) по списку.

5.5.2. При отсутствии работника по неизвестным причинам немедленно организуется его поиск.

5.5.3. Запрещаются самовольные отлучки работников на рыбалку, купание или выход к путям транспорта, населенным пунктам.

5.5.4. Выезд, вывод работников, пожарной техники с пожара осуществляется организованным порядком под наблюдением руководителя тушением или старшего лесопожарной группы.

5.5.5. По прибытии в лесхоз работники должны очистить механизмы, оборудование, разместить их на хранение. Снять спецодежду, спецобувь и предохранительные приспособления, привести их в порядок и разместить на хранение. Выполнить гигиенические процедуры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании анализа пожара в с. Фоминское Свердловской области 2 мая 2015 года делаем вывод о необходимости повышения профилактики, разведки и увеличения сил и средств, для ликвидации природных пожаров на территории области. Актуальность темы подтверждается тем, что природные пожары наносят вред не только окружающей среде, но и являются причиной экономического ущерба, который исчисляется миллионами рублей только по итогу одного пожара. До сих пор некоторые районы области являются не прикрытыми пожарными частями или являются труднодоступными для оперативного реагирования сил и средств, для своевременной ликвидации. Так же остается открытым вопрос о недостаточной авиаразведке местности, что приводит не к своевременному извещению о начале пожара.

Данный анализ пожара предназначен для того, что бы показать на сколько хорошо работает взаимодействие министерств и ведомств, сил и средств при ликвидации природных пожаров, но не так эффективно, как это может быть, что приводит к убыткам и гибели людей оказавшихся в эпицентре или отрезанными полосой пожара.

В дипломном проекте разобраны основные этапы взаимодействия министерств и ведомств, сил и средств.

На примере данного пожара были сделаны выводы по своевременному предотвращению природных пожаров и профилактике.

Выполнено экономическое обоснование необходимости этих мер. На примере своевременного реагирования показано, что экономического ущерба несется в разы меньше, чем это происходит.

Предложены решения реализации данных проблем.

АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ, СИЛ И СРЕДСТВ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПРИРОДНОГО ПОЖАРА В СЕЛЕ ФОМИНСКОЕ

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

Пояснительная записка

20.05.01 411 ПЗ

Руководитель, к.п.н. В.А. Шемятихин
Консультант, доц., к.с-х.н. А.Н. Грозин
Консультант, к.э.н. Л.В. Хачёва
Нормоконтролер Ю.А. Бабченко
Студент гр. ФО-510201 Р.С. Кузнецов

Екатеринбург 2016

РЕФЕРАТ

Пояснительная записка дипломного проекта содержит 109 листов, 2 графика, 5 таблиц, 4 схемы и 14 использованных источников.

Ключевые слова: ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, ПРИРОДНЫЙ ПОЖАР, МИНИСТЕРСТВА И ВЕДОМСТВА, СИЛЫ И СРЕДСТВА, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УБЫТКИ, ЛИКВИДАЦИЯ.

Целью работы является анализ пожара в селе Фоминское Алапаевского района Свердловской области при котором будут выявлен экономический ущерб данного пожара, и пути решения как в будущем можно будет избежать таких убытков.

В дипломном проекте представлен анализ пожара в селе Фоминское Свердловской области 2 мая 2015 года, на основе которого сделаны выводы, которые в будущем помогут избежать повторения такого природного пожара и исключить такие экономические убытки.

В пояснительной записке рассмотрены вопросы безопасности труда, а также приведены расчеты экономических потерь вследствие данного пожара.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 5

ГЛАВА 1. СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ, СИЛ И СРЕДСТВ В ПОЖАРООПАСНЫЙ ПЕРИОД НА ТЕРРИТОРИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2016 ГОДУ.. 8

1.1. Общие сведения о Свердловской области. 8

1.1.1 Физико-географическая оценка. 8

1.1.2 Гидрографическая сеть. 10

1.1.3 Административное деление, население и населенные пункты округа 11

1.1.4 Общая характеристика лесов на территории Свердловской области 12

1.2 Прогноз пожароопасной обстановки на текущий год. 15

1.3. Организация планирования и проведения мероприятий пожарной безопасности в пожароопасный период на территории Свердловской области. 19

1.4. Организация управления и взаимодействия в пожароопасный период на территории Свердловской области. 39

1.5 Взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления в условиях чрезвычайной ситуации в лесах, возникших вследствие лесных пожаров на территории Свердловской области. 63

1.6 Взаимодействие органов государственной власти в области лесных отношений соседних субъектов при организации охраны лесов от пожаров на приграничных территориях. 66

1.7 Состав группировки сил и средств на тушение природных пожаров на территории Свердловской области. 68

1.8 Организация оповещения и информирования граждан о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах. 78

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ, СИЛ И СРЕДСТВ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПРИРОДНОГО ПОЖАРА В СЕЛЕ ФОМИНСКОЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 2 МАЯ 2015 ГОДА.. 82

2.1. Аналитическая справка по пожару в селе Фоминское 2 мая 2015 года. 82

2.2 Силы и средства, задействованные при ликвидации пожара в с. Фоминское Свердловской области 2 мая 2015 года и их время прибытия. 89

2.3 Оперативная информация о пожаре Махневское МО, с. Фоминское, ул. Центральная. 90

2.4 Анализ взаимодействия министерств и ведомств, сил и средств при ликвидации природного пожара в селе Фоминское Свердловской области 2 мая 2015 года 92

ГЛАВА 3. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ТУШЕНИИ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ.. 95

3.1 Общие требования безопасности. 95

3.2. Требования безопасности перед началом работ. 96

3.3. Требования безопасности во время работы.. 98

3.4. Требования безопасности в аварийных ситуациях. 103

3.5. Требования безопасности по окончании работ. 105

ГЛАВА 4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УЩЕРБА ОТ ПРИРОДНОГО ПОЖАРА В СЕЛЕ ФОМИНСКОЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 2 МАЯ 2015 ГОДА.. 106

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 108

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 109

ВВЕДЕНИЕ

История развития земной цивилизации связана со стихийными бедствиями, авариями и катастрофами.

Чрезвычайные ситуации, в результате воздействия различных факторов и явлений на человека и окружающую среду, приводят к травмам и гибели людей, наносят огромный материальный и моральный ущерб.

Статистика людских и материальных потерь от стихийных бедствий, аварий и катастроф обнаруживает их быстрый рост по всему миру, и особенно во второй поло

Наши рекомендации