Создание учения о ВНД. Рефлексы
Высшая нервная деятельность — еще одна, важнейшая, функция нервной системы. Основоположником учения о высшей нервной деятельности является И.М.Сеченов, в 1863 г вышла его книга "Рефлексы головного мозга". Иван Михайлович полагал, что вся психическая деятельность человека основана на рефлексах.
Высшая нервная деятельность — деятельность высших отделов центральной нервной системы, обеспечивающих приспособляемость животных и человека к условиям среды.
И.П.Павлов экспериментально подтвердил справедливость взглядов И.М.Сеченова и создал учение об условных и безусловных рефлексах.
Для первых характерно:
© это врожденные рефлексы, передаются по наследству (глотание, слюноотделение, дыхание);
© являются видовыми, характерными для всех особей данного вида;
© имеют постоянные рефлекторные дуги;
© относительно постоянны;
© осуществляются в ответ на определенное раздражение;
© рефлекторные дуги замыкаются в спинном мозге или подкорковых узлах головного мозга.
Примером безусловного рефлекса является слюноотделение у собаки с фистулой слюнной железы. При попадании пищи в ротовую полость, возбуждаются рецепторы языка, по отросткам чувствительных нейронов возбуждение передается в продолговатый мозг, где находится слюноотделительный центр, затем возбуждение по двигательным нейронам передается к слюнной железе и начинается слюноотделение.
|
К безусловным рефлексам относятся пищевые, дыхательные, оборонительные, половые, ориентировочные рефлексы.
Определенную последовательность безусловных рефлексов, определяющую некоторые формы поведения, называют инстинктом. Примером инстинктивной деятельности является построение ловчей сети пауком-крестовиком, плотины бобрами.
Для условных рефлексов характерно:
© приобретаются организмом в течение жизни;
© индивидуальные, формируются на основе личного жизненного опыта;
© не имеют готовых рефлекторных дуг, дуги формируются при определенных условиях;
© непостоянные, могут исчезать (тормозиться);
© формируются на основе врожденных рефлексов в ответ на любое раздражение;
© осуществляются за счет деятельности коры головного мозга.
Образование условного рефлекса происходит при сочетании по времени безразличного раздражителя с безусловным. Безразличный раздражитель должен предшествовать безусловному. Тогда он становится условным. Для образования прочной временной связи необходимо многократное подкрепление условного раздражителя безусловным.
Действие безразличного раздражителя приводит к появлению возбуждения в нервном центре коры, затем в другом нервном центре возникает возбуждение под действием безусловного раздражителя и между ними возникает временная связь. При повторных сочетаниях эта связь становится более прочной, вырабатывается условный рефлекс на данный раздражитель. Примером является выделение слюны в ответ на вид пищи, ее запах, на время кормления, на любой условный пищевой раздражитель.
|
В коре головного мозга, наряду с процессами возбуждения протекают и процессы торможения. Различают два вида торможения — внешнее и внутреннее.
© Внешнее торможение. Наступает в результате действия нового раздражителя. Новый очаг возбуждения тормозит существующий очаг. Характерно не только для коры, но и для низших отделов ЦНС, поэтому второе название — безусловное торможение. Например, посторонний шум тормозит у собаки слюноотделение.
© Внутреннее торможение развивается только в коре. Отсюда второе название — условное торможение. Непременное условие — неподкрепление условного раздражителя безусловным. Если выработанный у собаки рефлекс на свет не подкреплять пищей, то рефлекс ослабевает и исчезает.
В природе происходит торможение неподкрепляемых условных рефлексов и образование новых. Например, пересыхание водоема, из которого пили животные, приведет к тому, что они перестанут приходить к нему, найдут новый водоем. Произойдет торможение одних условных рефлексов и образование новых.
Другой вид внутреннего торможения — дифференцировка. Если один раздражитель подкреплять, а близкий ему не подкреплять, то условно-рефлекторная реакция возникнет только на подкрепляемый раздражитель. Например, по характеру условного стука в дверь можно определить, кто пришел — свои или чужие.
Высшая нервная деятельность присуща как человеку, так и животным. У животных высшая нервная деятельность зависит от сложности нервной системы, чем она сложнее, тем меньшую роль играют инстинкты, тем большую роль играет обучение. Например, потомство паука-крестовика появляется весной, когда родители уже умерли, но молодые паучки умеют строить ловчую сеть, их поведение достаточно жестко запрограммировано. А человеческие дети, воспитанные животными, никогда не станут полноценными людьми из-за отсутствия должного воспитания.
В отличие от животных, кора человека обладает большей способностью к восприятию закономерностей в окружающем мире. И главное отличие высшей нервной деятельности людей связано с наличием у них речи — второй сигнальной системы по И.П.Павлову. Первая сигнальная система поставляет информацию непосредственно через органы чувств, вторая сигнальная система связана с восприятием слышимых при произношении или видимых при чтении слов. С развитием второй сигнальной системы появилась возможность сохранять и передавать информацию следующим поколениям, появилась база для развития абстрактного мышления, сознания. « Слово, — писал И.П.Павлов, — сделало нас людьми».
Глава 34. Размножение и развитие
человека
Мужская половая система
Половое размножение у человека связано с образованием и слиянием половых клеток: женской яйцеклетки и мужской — сперматозоида. После слияния гаплоидных клеток образуется диплоидная зигота, из которой развивается новый организм. Половые клетки образуются в гонадах — половых железах. Половые железы у мужчин представлены парными семенниками (яичками) и придаточными железами — предстательной железой, семенными пузырьками, купферовой железой (рис. 249).
|
| |||
| |||
Длина сперматозоида около 60 мкм. Различают головку, в которой находится ядро и акросома, шейку, содержащую центриоли, промежуточный отдел с митохондриями, жгутик для передвижения (рис. 249). В акросоме содержатся ферменты, которые разрушают оболочки яйцеклетки. Для оплодотворения необходимо определенное количество сперматозоидов. Сперматозоиды по системе канальцев транспортируются в семявыносящий проток, где смешиваются с семенной жидкостью, вырабатываемой предстательной железой и семенными пузырьками.
Лейдиговы клетки вырабатывают гормоны, влияющие на развитие вторичных половых признаков, половое поведение.
Женская половая система
Женская половая система состоит из парных яичников, фаллопиевых труб, матки, влагалища и наружных половых органов (рис. 250). Яичники — парные образования 3,5х2 см, расположены в полости таза. Состоят из наружного коркового и внутреннего мозгового слоя. В них образуются яйцеклетки и гормоны.
|
| ||||
34.3. Менструальный цикл:
Под действием фолликулостимулирующего гормона аденогипофиза один из фолликулов начинает развиваться и выделять эстроген. Эстроген подавляет выделение ФСГ аденогипофизом. Зрелый фолликул, называемый граафовым пузырьком, достигает 1 см в диаметре, лопается и овоцит 2-го порядка попадает в фаллопиеву трубу (рис. 251).
|
Если оплодотворение произошло, то из зиготы развивается бластоциста, которая через восемь дней после овуляции погружается в слизистую матки и клетки трофобласта секретируют хорионический гонадотропин, который поддерживает и усиливает работу желтого тела. Клетки лопнувшего фолликула превращаются в желтое тело, которое вырабатывает прогестерон и немного эстрогена, которые подавляют синтез ФСГ и ЛГ аденогипофизом и поддерживают слизистую матки. Если оплодотворения не произошло, то через 14 дней желтое тело разрушается, вновь выделяются ФСГ и ЛГ и отторгается слизистая матки (рис. 252). Начинаются месячные, начинается новый 28-дневный цикл, состоящий из менструальной фазы (1-5 дни), пролиферативной фазы (6-14 дни), секреторной фазы, которая начинается после овуляции (15-28 дни).
|
Клетки трофобласта образуют наружную оболочку — хорион. В эмбриобласте появляются две полости — амнион и желточный мешок (рис. 253). Амнион (водная оболочка) окружает развивающийся зародыш, защищая его от механических повреждений. Желточный мешок не содержит питательных веществ, рудиментарный орган. Из задней кишки развивается аллантоис, он приходит в соприкосновение с хорионом, образуется хорио-аллантоис, из которого сформируется плацента.
Плаценту с зародышем связывает пуповина, в которой проходит одна пупочная вена, несущая артериальную кровь к эмбриону и две пупочных артерии, несущих венозную кровь к плаценте. Кровь матери и плода не смешивается. Через плацентарный барьер проходят многие вещества: вода, кислород, углекислый газ, глюкоза, аминокислоты, простые белки, витамины, гормоны, антитела, соли, липиды. Но проходят и вирусы, токсины, бактерии, лекарства.
|
Зародыш во время своего развития крайне чувствителен к лекарственным препаратам, алкоголю, никотину, инфекционным заболеваниям матери, избытку гормонов в организме матери. Все эти факторы могут привести к различным нарушениям в обмене веществ эмбриона, к различным уродствам и аномалиям.
К моменту рождения под действием окситоцина нейрогипофиза происходит сокращение матки, и ребенок по родовым путям выталкивается наружу. В это время происходит разрыв амниотического мешка, отходят околоплодные воды. Появляется самостоятельное дыхание, пуповина перевязывается и перерезается.
Основные вопросы для повторения