Организация работы по формированию элементарных математических представленийдетей дошкольного возраста в ДОО.

Согласно ФГОС, познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, количестве, числе, части и целом, пространстве во времени, движении в покое, причинах и следствиях и др.). Большой вклад в развитие методики ФЭМП внесли Фребель, Монтессори, Шлегер (особенности работы с детьми 7-ками), Тихеева (Наш дидактический материал, Счет в жизни детей, разработала 60 игр (лото, парные картинки), Морозова, Блехер (Программа математика в д/с и нулевой группе), Пикулевская (Счет в д/с), Березина, Белоус (проблемы обучения детей измерению формированию представлений о величине, пронстранстве), Соловьева (концепция гуманизации матем. образования). Предметов исследования ФЭМП – изучение закономерностей математического развития. Математическое развитие – это сдвиги и изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования математических представлений. ФЭМП предполагает: развитие представлений о множестве, числе и счете, формирования количественных представлений, обучение решению арифметических задач, формирование у детей представлений о величине предметов и измерении величин, формирование у детей геометрических представлений, особенности пространственных представлений у детей и методика их формирования, развитие представлений о времени.

Основные понятия: Множество – это совокупность предметов, объектов, явлений, объединенных общими характерными для всех свойствами. Виды множеств; конкретные, абстрактные; конечные, бесконечные; прерывные, непрерывные; однородные, разнородные. Счетная деятельность – это деятельность с конкретными элементами множества, при которой устанавливаются взаимно-однозначные соответствия между числами натурального ряда и элементами конкретного множества (по типу 1 к 1)Счет: порядковый, количественный. Величина – это качество предмета, с помощью которого мы сравниваем предметы друг с другом и устанавливаем качественную характеристику сравниваемых предметов. Величина: длина, широта, высота, объем, вес. Сравниваем с помощью наложения и приложения. Измерение – деление, дробленного целого на части с целью нахождения количества. Характеристики измеряемых объектов:геометрическая фигура – наличие точек и линий на плоскости, ограниченное пространство. Ориентировка во времени. Время – это смена событий и явлений и длительность их бытия. Свойства времени: необратимость, текучесть, длительность. Ориентировка в пространстве. Пространство – это все что нас окружает, наличие объектов, предметов на плоскости между которыми устанавливаются отношения по типу окрестности и расстояния. Ориентировка на себя, от себя, от др. объектов.

Создание условий для ФЭМП в разновозрастных группах. Успешное обучение детей в начальной школе зависит от уровня развития мышления ребенка, умения обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы. Развитое математическое мышление не только помогает ребенку ориентироваться и уверенно себя чувствовать в окр.мире, но и способствует его общему умственному развитию. Работу по развитию у детей ЭМП воспитатель организует на занятиях и вне занятий 2-3 раза в неделю в разных видах деятельности: игра, труд, конструктивная, продуктивная, познавательно-исследовательская. Формы организации детей: групповая, подгрупповая, индивидуальная. Процесс ФЭМП осуществляется в НОД, режим.моментах и сам.деятельности. Принципы: научности, вариативности, индивидуальности, интеграции. Формы работы с детьми: наблюдение, экспериментирование, проблемная ситуация, коллекционирование, опыты. На занятиях по математике воспитатели используют методы (словесный, наглядный, игровой, практический) и приемы (рассказ, беседа, описание, указание и объяснение, вопросы детям образец, действия с числовыми карточками, цифрами, дид.игры и упражнения и др.)Комплексное использование всех методов и приемов, форм обучения поможет решить одну из главных задач – осуществить математическую подготовку дошкольников и вывести развитие их мышления на уровень, достаточный для успешного усвоения математики в школе.

Наши рекомендации