Вопрос 58. Полномочия ОМСУ в области градостроительной деятельности.

ФЗ 2003 г. «О МСУ» относит к вопросам местного значения для поселений относит:

· утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории,

· выдачу разрешений на строительство, на ввод объектов в эксплуатацию при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения;

· утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений;

· резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд;

· осуществление земельного контроля за использованием земель поселения;

· организацию благоустройства и озеленения территории поселения;

· использование, охрану, защиту, воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения;

· организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

· организацию освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов.

Сходные вопросы отнесены к ведению муниципальных районов и городских округов - естественно, с учетом их специфики.

Пример: у районов нет права на утверждение правил землепользования и застройки территории, характерного для поселений,

зато у районов естьболее масштабная задача - организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Освещением улиц занимаются поселения, а не районы.

Немного об отдельных направлениях деятельности ОМСУ в данной сфере.

Утверждение генеральных планов поселений (городских округов) Градостроительным кодексом РФ возложено на представительные органы поселения (городского округа).

Подготовка генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов осуществляется применительно ко всей территории поселений, городских округов, а также применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в их состав.

Генеральные планы включают в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения.

Положения о территориальном планировании, содержащиеся в генеральных планах, включают в себя: цели и задачи территориального планирования; перечень мероприятий по территориальному планированию и указание на последовательность их выполнения.

Территориальное зонирование играет важную роль при предоставлении земельных участков (ст. 34 Земельного кодекса РФ).

Вся территория поселения подлежит разделению на территориальные зоны. Результаты разделения отражаются органами местного самоуправления в документах зонирования, которые составляют часть правил землепользования и застройки.

Земельный кодекс РФ возлагает на ОМСУ муниципальный земельный контроль (ст. 72). Он может быть сопряжен с их действиями по контролю за градостроительной деятельностью на территории муниципального образования.

Организация работ по благоустройству и озеленению территорий муниципальных образований также должна вестись в рамках реализации утвержденной на территории поселения градостроительной документации и правил землепользования и застройки.

Благоустройство территории способствует повышению эффективности ее использования, улучшению внешнего вида и экологического состояния, охраны окружающей среды, функционального обеспечения социальных условий ее эксплуатации.

Озеленение территории поселения является составной частью его благоустройства.

Зеленый фонд включает в себя озелененные и лесные территории всех категорий и видов, образующие систему городского озеленения в пределах городской черты, а также озелененные территории, лесные территории за пределами городской черты.

Выделяют три основные категории озелененных территорий, каждая из которых имеет свои особенности по отношению к гражданскому обороту (отношения к собственности, продажа, аренда), режимам пользования и способам хозяйствования.

Это озелененные территории:

· общего пользования, используемые для рекреации всего населения города à имеют самостоятельное финансирование и входят в титульный список проектирования и строительства как самостоятельные объекты и финансируются из средств местных бюджетов,

· ограниченного пользования à финансируются за счет того объекта, при котором они создаются,

· специального назначения à могут иметь адресное финансирование или финансироваться как объекты озеленения ограниченного пользования.

Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора ОМСУ очень актуальна.

Законодательство (ФЗ 1998 г. "Об отходах производства и потребления", Земельного кодекса РФ, ФЗ 2002 г. "Об охране окружающей среды", ФЗ 1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения") часто не соблюдается – и отходы производства и потребления складируют и захоранивают в несанкционированных местах.

При проектировании, строительстве, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, обязательно нужно соблюдать экологические, санитарные и иные требования + иметь техническую и технологическую документацию об использовании, обезвреживании образующихся отходов.

Строительство, реконструкция, консервация и ликвидация предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, эксплуатация которых связана с обращением с отходами, допускаются при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

ОМСУ при проектировании жилых зданий, а также предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, должны предусматривать места (площадки) для сбора таких отходов.

Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.

Порядок сбора отходов на территориях городских и других поселений, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы и др.), определяется ОМСУ и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Установка указателей с названиями улиц и номерами домов органами местного самоуправления должна осуществляться с учетом требований Постановления Госстроя России 27 сентября 2003 г. N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда".

Наши рекомендации