Компетенция, закрепляемая за различными органами мсу

Исключительная компетенция представительного органа:

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Компетенция главы муниципального образования:

1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;

2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;

3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;

4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования.

Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Вопрос 52.

Согласно ФЗ N 131-ФЗ вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом N 131-ФЗ осуществляется населением или органами местного самоуправления самостоятельно.

Согласно концепции, заложенной указанном Законе вопросы местного значения имеют следующие признаки:

1) их направленность на непосредственное жизнеобеспечение населения и их локальный характер.

a. Т.е. последствия решений этих вопросов должны в принципе ограничиваться территорией данных муниципальных образований.

2) их самостоятельное решение муниципалитетами.

a. Это предполагает их решение за счет местных бюджетов.

3) самостоятельное их решение гарантируется закреплением в Законе состава муниципального имущества применительно к этим вопросам (ст. 50)

4) Они относятся к компетенции муниципального образования как такового

a. Т.е. эти вопросы решаются либо населением непосредственно, либо органами местного самоуправления, создаваемыми прямо или опосредованно тем же населением

5) они определяются применительно к конкретным типам муниципальных образований. (подробнее смотри ниже)

a. Предыдущий закон устанавливал единый для муниципальных образований всех типов перечень вопросов местного значения.

Законодательные механизмы решения проблемы определения предметов ведения муниципальных образований.

Федеральный закон N 131-ФЗ определяет перечень вопросов местного значения как закрытый, гарантируя тем самым отграничение сферы муниципальной деятельности от сферы деятельности органов государственной власти.

Почему так?

1) Концепция закона в его первоначальной редакции заключалась в том, что все, что не отнесено Законом к вопросам местного значения, относится к сфере деятельности органов государственной власти и не может обеспечиваться средствами местного бюджета.

2) Так пытались пресечь практику «нефинансируемых мандатов» - т. е. возложение на органы МСУ обязанностей без всякого их подкрепления мат. и фин. ресурсами.

a. Любое дело, поручаемое органам местного самоуправления органами государственной власти, поскольку оно не входит в рамки вопросов местного значения, является государственным делом и должно обеспечиваться соответствующими субвенциями из регионального или федерального бюджета

3) Международное сообщество к нынешнему времени выработало общие принципы разграничения компетенции, с которыми должны считаться политики и законодатели. Важнейший из них - принцип субсидиарности, нашедший свое правовое закрепление, в частности, в Европейской хартии местного самоуправления, подписанной и Российской Федерацией.

a. В статье 4 Европейской хартии местного самоуправления говорится: "Осуществление публичных полномочий, как правило, должно преимущественно возлагаться на органы власти, наиболее близкие к гражданам. Передача какой-либо функции какому-либо другому органу власти должна производиться с учетом объема и характера конкретной задачи, а также требований эффективности и экономии".

Изъяны реализации этой концепции:

1) В Законе не удалось в полной мере разграничить вопросы местного значения, решаемые муниципалитетами разных уровней. (Напрмиер, «создание условий для обеспечения поселений (муниципальных районов) услугами по организации досуга и услугами организаций культуры; "организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью" (в поселении и в муниципальном районе);

2) Неоднозначность формул, определяющих вопросы местного значения, - "создание условий", "участие", "оказание содействия".

3) Вместо определения общего направления деятельности, функции, которая затем в других законах должна конкретизироваться в полномочиях, определяются сами эти конкретные полномочия, права и обязанности органов местного самоуправления, например "утверждение схем территориального планирования муниципального района", "присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в городском округе".

4) Произведено деление "вопросов" на две части, неравные по своему правовому значению. Одну из них - большую - муниципалитеты обязаны решать. Другую - меньшую по объему - вправе решать. Можно ли здесь видеть связь с делением вопросов местного значения на обязательные и факультативные? Скорее всего, так оно и есть.

a. Часть этих вопросов перенесена в разряд необязательных из разряда обязательных, где они были прежде. Таковы, например, вопросы, связанные с участием в опеке и попечительстве. Другая часть воспроизводит вопросы, отделяя их от других, уже фигурировавших в законодательстве в качестве прав, а не обязанностей. Это создание музеев, создание органами местного самоуправления муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования (это право установлено Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в ред. от 18 июля 2006 г.)).

b. Однако право осуществлять какое-то полномочие должно быть согласовано с тем органом, который его до сих пор выполнял в качестве обязательного. Но вот опека и попечительство, нотариат, действия в межнациональной сфере требуют ответственного перед гражданами поведения.

i. Поэтому законодатель должен установить процедуру, предполагающую порядок реализации предоставленных муниципалитетам прав. При этом важно более четко, чем сейчас, определить сами эти права.

5) Сейчас у органов местного самоуправления поселения всего 34 вопроса местного значения, у органов местного самоуправления муниципального района - 32, у органов местного самоуправления городского округа - 39.

a. Все ли эти вопросы связаны напрямую с услугами населению? Можно ли считать, что в соответствии с принципом субсидиарности они (главным образом включенные в перечень вопросов местного значения в последнее время) могут быть решены наиболее эффективным образом?

b. Как могут, скажем, органы местного самоуправления поселения или даже района заниматься профилактикой терроризма и экстремизма? У них и милиции-то своей до сих пор нет, а общественный порядок защищают государственные милицейские структуры. А гражданская оборона? Какое отношение к ней имеют услуги населению или "непосредственное жизнеобеспечение"?

Вопросы местного значения поселения, муниципального района, городского округа.

Федеральный закон N 131-ФЗ определяет перечень вопросов местного значения отдельно для муниципальных образований городских и сельских поселений, для муниципальных районов и для городских округов.

· Перечень вопросов местного значения для внутригородских муниципальных образований ГФЗ устанавливается законами ГФЗ.

Вопросы, не отнесенные к вопросам местного значения, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления.

Органы местного самоуправления поселения вправе решать вопросы:

1) если это участие предусмотрено федеральными законами,

2) а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и

3) не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации,

4) только за счет собственных доходов местных бюджетов (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации)

В Федеральном законе N 258-ФЗ содержится общая норма о том, что органы местного самоуправления вправе участвовать в осуществлении новых государственных полномочий, кроме названных, если это участие предусмотрено федеральными законами. Однако в нем не установлен порядок договоренности о таком участии, закрепленный в Федеральном законе N 199-ФЗ, - о согласовании условий участия и о том, что федеральные законы могут определять возможность и пределы правового регулирования органами государственной власти этого участия. Надо полагать, что в законодательстве эти моменты еще найдут свое отражение и определенное противоречие двух Законов будет устранено.

Вопросы 54-62….

Наши рекомендации