Социальный педагог — специалист по работе с молодежью
Молодежь составляет 30 % населения планеты, и именно она займет со временем ведущие позиции как в экономике и политике, так и в социальной, духовной сферах общества.
В социологии понятие «молодежь» в широком смысле слов определяется как совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними видов деятельности. В более узком значении молодежь — это социально демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, их специфических интересов и ценностей.
Современные ученые считают, что возрастные границы периода молодости условны, их можно определить интервалом от 13—14 до 29 — 30 лет. Однако молодость не столько этап жизненного цикла, сколько определенный социальный статус человека, связанный с основными видами деятельности учащихся, военнослужащих, работающих и т.д.
Науку интересуют психологические и педагогические аспекты развития молодежи, демографические изменения в этой социальной группе. К началу XXI в. в молодежной сфере произошли на столько заметные демографические изменения, что они, как ни какой другой показатель, четко характеризуют положение российской молодежи в обществе. Общая ее численность к настоящему времени составляет более 32 млн человек, или 22 % от всего населения страны. Изменение численности населения обусловлено, главным образом, постоянным снижением числа родившихся. Особую тревогу вызывает чрезмерно высокая смертность среди молодых людей. В первую очередь это относится к молодым мужчинам: к 30 годам смертность среди них более чем в 2 раза превосходит смертности среди женщин. В ряду причин на первое место выдвигаются такие как несчастный случай, гибель в результате транспортных происшествий и др.
Немало проблем связано со здоровьем молодых, резко снизилось его качество. Возросло число заболеваний, прежде несвойственных молодым людям; наблюдается рост венерических забо-|леваний и СПИДа.
Главной причиной ухудшения здоровья молодежи продолжа оставаться кризисное состояние общества и его последствия некачественное питание, сокращение числа оздоровительных учреждений и др. Возможно, ситуация изменится после реализации молодежных программ, принятых Правительством РФ.
В сфере образования молодежи состояние дел также неоднозначно. Бесспорным достижением является стремление молодежи к знаниям, учебе в вузах и техникумах. В то же время существует проблема трудоустройства выпускников, получивших профессиональное образование. В результате многие из них вынуждены работать не по специальности.
Среди официально зарегистрированных безработных доля молодежи на протяжении последних пяти лет составляет 30 % и выше.
Об остроте социального положения молодого поколения в российском обществе говорят и явления социальной патологии в молодежной среде.
Несмотря на принимаемые профилактические меры, продолжает расти преступность несовершеннолетних, наркомания, токсикомания, алкоголизм. Причины моральной деградации кроются как в социальном неблагополучии, так и в неумении организовать свой досуг, отсутствии возможности найти подходящую работу, в пьянстве, жестокости родителей, низких доходах, потере социальных и нравственных ориентиров и т.д.
Безусловно, молодежь как социальная группа имеет свои особенности. Зачастую они связаны с трудностями адаптации к современным социально-экономическим условиям: с профессиональным и социальным самоопределением, трудоустройством, жилищными проблемами и т.д. Невольно встает вопрос о системе социальной защиты, направленной на обеспечение правовых и экономических гарантий для каждого молодого человека. Необходима целевая помощь молодым людям, семьям, организациям и общественным институтам, работающим с молодежью, постоянная помощь тем, кто не в состоянии без нее обходиться, живет за чертой бедности.
Социальная работа с молодежью осуществляется в системе учреждений социального обслуживания. Она развивалась параллельно с формированием органов по делам молодежи, начиная с 1991 — 1992 гг., и действует строго на конкурсной основе. Эта работа опирается на соответствующее положение, утвержденное 23 октября 2002 г. Минобразования России.
Учреждения социального обслуживания молодежи разрабатывают и внедряют инновационные формы и направления работы, участвуют в подготовке и проведении семинаров и конференций на территории федерального округа, распространяют положительный опыт своей деятельности.
Положение определяет порядок проведения подобных смотров, критерии оценки конкурсных материалов, права и обязанности учреждений социального обслуживания со специальным статусом, порядок их финансирования.
Развитие системы социальных служб для молодежи признано приоритетным направлением государственной молодежной политики.
Инфраструктура социальных служб активизировалась после принятия Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (1995), в котором социальное обслуживание определяется как деятельность служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
К учреждениям социального обслуживания организаций по делам молодежи с полным основанием можно отнести комплексный центр социального обслуживания молодежи; социально-психологический центр по оказанию медико-психологической помощи молодежи, переживающие кризисные состояния и находящиеся в конфликтных ситуациях; центр профилактики и предупреждения девиантного и суицидального поведения у данной категории молодежи; социальную службу для молодежи; социальный цент молодежи; центр социальной поддержки молодежи; центр экстренной, анонимной, бесплатной психологической помощи молодежи по телефону; молодежный центр планирования семь центр правовой помощи молодежи; центр информации молодёжи, предназначенный для оказания информационных и методических услуг органам исполнительной власти по делам молодежи " организациям и учреждениям, работающим с молодежью, различным группам молодежи; подростково-молодежный клуб; комплекс социально-досуговых центров детей и молодежи; клуб для детей, подростков и молодежи; центр по работе с детьми, подростками и молодежью; молодежный центр; оздоровительно-образовательное учреждение; молодежную биржу труда; центр по профориентации и трудоустройству молодежи; молодежный бизнес инкубатор; центр молодежного предпринимательства; агентство сезонной занятости и информационного обеспечения молодежи, центр гражданского и патриотического воспитания молодежи, центр развития физической культуры детей и молодежи и многие другие учреждения, предоставляющие социальные услуги.
30 сентября 2002 г. Минобразования России направило руководителям комитетов по делам молодежи субъектов РФ инструктивное письмо «О создании (функционировании) учреждений социального обслуживания молодежи, органов по делам молодежи» и методические рекомендации, разработанные Департаментом па делам молодежи. В них обозначены основные направления деятельности учреждений социальной защиты, их цели, задачи и функции. В частности, главной обязанностью таких учреждение является участие в реализации мер, связанных с проведением государственной молодежной политики; обеспечение социального обслуживания молодежи, оказания социальных услуг молодым гражданам различных возрастных групп; развитие социальных служб для молодежи и др.
В соответствии с целями и задачами учреждений социального обслуживания молодежи основными направлениями их деятельности должна стать воспитательно-профилактическая, реабилитационная, оздоровительная и досуговая, информационно-консультативная работа, а также содействие занятости и социальная поддержка.
К основным видам деятельности учреждений социального обслуживания относят социально-профилактическую; социально реабилитационную; производственно-трудовую; социально-быто-вую; спортивно-бытовую; спортивно-оздоровительную; культурно-массовую; информационную, консультативную и иные виды деятельности.
Государственная молодежная политика России строится на основе крупных целевых программ. В конце 1994 г. была принята федеральная программа «Молодежь России», одобренная Прези дентом Российской Федерации и утвержденная постановлением Правительства РФ. С учетом важности этого направления социальной работы 15 мая 1996 г. программе «Молодежь России» был присвоен статус президентской. Она была рассчитана на 1994— 1997 гг. и ставила своей целью формирование правовых, экономических и организационных условий, и гарантий для становления личности молодого человека, развитие молодежных объединений, движений и инициатив.
Программа предполагала повышение эффективности социальной работы с молодежью путем решения ряда таких задач, как: обеспечение молодежи информацией о ее правах и возможностях в наиболее важных сферах жизнедеятельности; создание условий для самостоятельной эффективной деятельности молодежи в сфере образования, занятости и предпринимательства, международных обменов; содействие решению жилищной проблемы, поддержка молодой семьи и социально ущемленных категорий молодежи; внедрение постоянно действующей системы поддержки деятельности детских и молодежных организаций и их программ.
Программа «Молодежь России» была усовершенствована и продлена на новый срок. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1997 г. «О программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996 — 2000 годы» и в целях дальнейшего развития и реализации государственной молодежной политики была утверждена новая федеральная целевая программа «Молодежь России (1998 — 2000 годы)». Цель ее оставалась практически прежней, однако в содержание и формы ее реализации были внесены некоторые изменения. Основными задачами программы становились следующие: фор-мирование законодательно-нормативной базы и совершенствование системы финансирования поддержки молодежи в целях получения образования, поддержки деловой активности, строитель-ства жилья и обзаведения домашним хозяйством; формирование системы органов, занимающихся вопросами временной и вторичной занятости молодежи, дальнейшее развитие социальных служб и информационного обеспечения молодежи, основных форм организации досуга, отдыха, массовых видов спорта и туризма, в т числе и международного; их об единений; формирование условий для духовно-нравственного вос питания, гражданского и патриотического становления молодёжи, всестороннее развитие личности.
Кроме того, большое внимание в программе уделялось организации воспитательной работы с молодежью, гражданскому становлению и духовно-нравственному воспитанию юношества, созданию военно-патриотических молодежных и детских общественных объединений, клубов юных десантников, пограничников моряков, летчиков. Была создана система проведения фестивалей патриотической песни, организована деятельность поисковых отрядов и т.д.
Не менее важное место среди программных мероприятий занимают социально-экономические проблемы молодежи. Федеральная целевая программа «Молодежь России» способствует большой предметной координации деятельности ведомств по обеспечению занятости молодежи, поддержке молодежного предпринимательства, решению жилищной проблемы.
Государство направляет усилия на создание условий для реализации творческого потенциала талантливой молодежи. С этой целью создаются образовательные и исследовательские програм мы развития научно-технического творчества. Наибольшей популярностью и признанием пользуются программы «Юность. Наука Культура», «Уроки космоса», «Шаг в будущее». Успешно действу ют и отдельные программы, поддерживающиеся в форме президентских и правительственных стипендий для особо одарённых студентов, аспирантов, молодых ученых.
В последние годы заметно активизировались летние оздоровительные кампании. Медленно, но все же увеличивается число стационарных лагерей для детей и подростков. Реализация пед.про граммы «Развитие художественного творчества молодежи» помог да возродить одну из самых доступных и популярных форм дос. подростков и молодежи.
В области физической культуры и спорта приоритетным стали создание системы поддержки массового спорта и формирование здорового образа жизни юношей и девушек. Не осталось без внимания федеральной программы «Молодежь России» и информационное обеспечение. Созданы и функционируют информационные центры в большинстве регионов России, в печатных и электронных СМИ регулярно выпускают молодежные приложения, публикуются пресс-релизы, проводятся пресс конференции.
Совместно с Российской государственной юношеской библиотекой, а также с юношескими библиотеками в субъектах Российской Федерации создается единая Всероссийская информацион- но-справочная служба «Молодежь России». Изданы информационно-библиографические сборники «Средства массовой информации и молодежь», «Молодежь России в исследованиях ученых», «Экология и молодежь», «Проблемы молодежи, детей и семьи в диссертационных исследованиях (гуманитарно-социальный аспект)».
Несмотря на имеющиеся трудности в реализации федеральной целевой программы «Молодежь России», развитие программных методов работы в этом направлении оправдывает себя. Именно поэтому Правительство РФ 27 декабря 2000 г. утвердило новый этап программы, рассчитанный уже на 2001—2005гг. Как и в прежней программе, основной ее целью является создание и развитие правовых, социально-экономических и организационных условий для самореализации молодежи, ее духовно-нравственное воспитание. В результате осуществления молодежной программы предпо лагается снижение темпов неблагоприятной динамики развития демографической ситуации в стране. Вслед за этим предполагается повышение уровня гражданского и военно-патриотического воспитания молодежи; улучшение физического здоровья молодого поколения; повышение уровня доходов молодежи и молодых семей; улучшение социально-бытовых и жилищных условий; снижение уровня безработицы среди молодежи на основе повышения квалификации и формирования соответствующих требований рынка трудовых ресурсов; увеличение числа учрежде ний по работе с молодежью; повышение деловой и социальной активности молодежи. Значительная роль в реализации этих планов принадлежит социальному педагогу—специалисту по работе с молодежью.