Комбинаторные изменения звуков
Ассимиляция - это уподобление одного звука другому в потоке речи. Ассимиляция характеризуется по следующим признакам:
1. По направлению: а) прогрессивная, если предшествующий звук влияет на последующий; б) регрессивная, если последующий влияет на предшествующий.
2. По результату: а) полная, если звуки становятся одинаковыми; б) частичная, если звуки становятся одинаковыми лишь в одном отношении.
3. По расположению звуков: а) контактная, если взаимодействуют соседние звуки; б) дистактная, если взаимодействующие звуки разделены другими звуками.
Ассимиляция может происходить по разным признакам: у согласных - по звонкости и глухости, твердости и мягкости, месту и способу образования; у гласных - по ряду, подъему, лабиализации.
Диссимиляция - это расподобление звуков по какому-либо признаку. Диссимиляция свойственна обычно живой разговорной речи.
Диссимиляция характеризуется:
1. По направлению: а) прогрессивная, б) регрессивная.
2. По расположению звуков: а) контактная, б) дистактная. Диссимиляция, как и ассимиляция, может происходить по разным признакам: по звонкости - глухости, твердости - мягкости, по месту и способу образования и т.д.
Аккомодация - это уподобление соседних разнородных звуков (гласных и согласных). При аккомодации происходит лишь частичное приспособление звуков, так как гласные и согласные относятся к звукам разного типа.
Другие фонетические изменения:
Диереза (или выкидка) - выпадение звука в сложном сочетании звуков (например, солнце, честный и др.).
Эпентеза (или вставка) - появление в слове дополнительного звука (простор, радиво).
Протеза (или надставка) - появление в начале слова дополнительного звука (например, восемь из др.р. осъмъ).
Метатеза (перестановка) - взаимное перемещение звуков или слогов в слове.
Гаплология (слоговое наложение) - выпадение одного из двух одинаковых или близких по звучанию слогов в слове (знаменосец из знаменоносец).
Субституция - это замена при заимствовании чужого звука звуком родного языка, близким по артикуляции (например, горн из нем. Horn, митинг[нг] из англ, meeting [п]).
Практические задания
26. Охарактеризуйте ассимиляцию в следующих словах, указав: а) контактная или дистактная, б) прогрессивная или регрессивная, в) полная или частичная, г) по какому звуковому признаку произошло уподобление.
Сбить, подход, весть, езжу, отдать, сшить, летчик, сжечь, косьба, отбить, рассыпать, находка, иссохший, отчалить, песня, подножка, подпись.
27. Какие фонетические процессы вызвали расхождение звуков и букв в следующих словах?
Разгадчик, советчик, передатчик, препятствие, конечно, нарочно, что, лёгкий, сжалиться, разжать, лестница, честный.
28. Чем объясняется просторечное произношение следующих слов?
а) Хто, продухты, дохтор, ланпа, трамвай, конпот, колидор, пролубъ, секретарь, лаболатория, асвалът.
б) Омман вместо обман, онна вместо одна, посленний вместо последний, шашнадцатъ вместо шестнадцать, Валъкя вместо Валька, скамейкя вместо скамейка, булочкю вместо булочку, свиння вместо свинья, суддя вместо судья.
29. Ниже приводятся примеры фонетического искажения слов, встречающиеся в русском просторечии. Определите в каждом случае характер фонетического изменения.
Битон вместо бидон, какаво вместо какао, коклета вместо котлета, карахтер вместо характер, тубаретка вместо табуретка, юрунда вместо ерунда, кохта вместо кофта, нивалид вместо инвалид, вобше вместо вообще, кардан вместо картон, суприз вместо сюрприз, скорпиён вместо скорпион, фиялка вместо фиалка.
30. Благодаря каким фонетическим процессам видоизменились следующие слова?
Верблюд < вельблюд, ладонь < долонь, лакать < алкать, ватрушка < творушка, трезвый < тверезый, перепел < пелепел, февраль < феврарь, восемь < осьмь, тарелка < Teller (нем.), футляр < Futteral (нем.), мольберт < Malbrett (нем.), мрамор < marmaros (греч.), пономарь < парамонарь (гр. para monarius - "церковный сторож"), конституция < constitutio (лат.), Индия < India.
31. В результате какого фонетического явления изменились следующие слова?
Знаменоносец > знаменосец, близозоркий > близорукий, трагикокомедия > трагикомедия, дикообраз > дикобраз, минералология > минералогия, корненосый > курносый.
32. Распределите следующие слова по группам в зависимости от происшедших в них звуковых изменений.
Небезызвестный, ватрушка, месть, гусеница, разведка, Италия, солнце, сбор, жизнь, чувство, февраль, молотьба, праздник, знаменосец, встреча, минералогия, отбой, ножик, гусеница, просьба, вестник, пончик, сыграть, властный, вензель, Персия.
33. Сделайте вывод об особенности ассимиляции согласного приставки начальному согласному корня в русском и белорусском языках.
Сломать - зламаць, сдать - здаць, свить - звщь, срубить - зрубщь, сговориться - згаварыцца, сбить - збщь, списать - стсаць, снять - зняць, сколоть - скалоць, смолоть - змалоць, сшить - сшыць.
34. В данных фразах отметьте все случаи изменения согласных и объясните их.
На вкус и цвет товарища нет. В поле съезжаются, родом не считаются. Лучше поздно, чем никогда. За что того любить, кто хочет сгубить? Для доброго гостя и хозяин поживится. Не было бы счастья, да несчастье помогло. Для милого дружка и сережка из ушка. Всего дороже честь сытая да изба крытая. С глаз долой - из сердца вон.
Вопросы по теме «Фонетические процессы»
1. Что такое живые фонетические процессы?
2. На чем основаны комбинаторные изменения звуков? Какие существуют виды комбинаторных изменений?
3. Что лежит в основе ассимиляции? Какие виды ассимиляции вам известны?
4. Чем отличается ассимиляция в русском, английском, немецком и французском языках?
5. Всегда ли ассимиляция отражается на письме? Приведите примеры.
6. Что такое диссимиляция? Какие виды диссимиляции вам известны?
7. Может ли диссимиляция стать фактом литературного языка?
8. Что такое аккомодация? Чем она отличается от ассимиляции?
9. Что такое метатеза и благодаря чему она возникает?
10.Какие еще фонетические изменения могут происходить со звуками?
11 .Что такое субституция? Приведите примеры.
Чередование звуков
Чередование - это взаимозамена звуков, занимающих одно и то же место в морфеме. Чередования бывают:
1. Фонетические (или живые) - это чередования, обусловленные действующими в языке фонетическими закономерностями.
Воды - вода – водовоз; друг - друга (к //г).
2. Исторические (или традиционные) - это чередования, не обусловленные современными фонетическими процессами, являющиеся наследием ранее действовавших фонетических законов.
Друга - друзей - дружеский (г //з //ж); сон - сна (о // 0).
Как живые, так и исторические чередования играют существенную роль в строе языка. Это обстоятельство служит основанием для выделения особой лингвистической дисциплины - морфонологии, которая является промежуточной между фонетикой и морфологией. Морфонология изучает такие чередования фонем (морфонологические, или грамматические), которые не обусловлены фонетической позицией и служат для выражения различного рода грамматических значений (например, водить - вожу <д'>//<ж>).
Практические задания
35. Определите, какие фонетические и какие исторические чередования звуков представлены в следующих примерах.
Вырастить - выращивать, дом - дома - домовитый, смутить - смущать, грозить - угрожать, водный - водичка - водянистый, пять -пятак - пятачок, лес - лесок, верх - вершина - верховой, свет – светлеть - засветло, грубый - груб, ножи - нож, бечева - бечёвка, лодочка-лодка, сказочный - сказка, женить - женитьба, игра - сыграть, сон - сна, свет - свечу - освещение, водить - вожу - вождение, резать - нарезка -режу - резчик, область - областной, сердце - сердечко.
36. Какие фонетические чередования представлены в корнях слов?
Возить, ловить, снег, груз, косить, след, рог, лодка, водить.
37. Какие исторические чередования фонем представлены в корнях слов?
Груз, враг, ложь, молоко, возить, водить, рог, простить, снег, косить, друг.
38. Какие фонетические чередования представлены в префиксах следующих слов?
Бесшабашный, поднести, возмутиться, спустить, разбудить, вход, извлечь, низвергать.
39. Какие исторические чередования фонем представлены в префиксах следующих слов?
Подставка, внести, разлюбить, отпустить, обскакать, срезать.
40. Какие фонетические и исторические чередования представлены в суффиксах следующих слов?
Ножка, крючок, смешон, лисий, простак, купец.
41. В чем заключается морфонологический характер следующих чередований?
<к>//<ч>: бак - бачок, внук - внучка, звук - звучать, историк - историчка, крик - кричать, рука - ручка, садовник - садовничать, скука -скучать, цветок - цветочек, испеку - испечешь, кликать - кличу, стукать - стучать; <т'>//<ч>: катить - качу, крутить - кручу, молотить -обмолачивать, платить - плачу, студент - студенческий, хотеть - хочу -хочешь;
<т'>//<щ>: возвратить - возвращать, заместить - замещать, обратить - обращать, сократить - сокращать; <з'>//<ж>: возить - вожу, грузить - гружу, изобразить -изображать, нагрузить - нагружать, скользить - скользишь, унизить -унижать.
Вопросы по теме «Чередование звуков»
1. Что такое чередование звуков?
2. Чем объясняется появление чередующихся звуков?
3. Какое чередование называется фонетическим? Приведите примеры.
4. Какое чередование называется историческим? Приведите примеры.
5. Как связаны чередования с действующими в языке звуковыми законами?
6. Что является основанием для выделения морфонологии?
7. Что такое морфонологические, или грамматические, чередования?
Фонология. Понятие фонемы
Фонема - единица звукового строя языка, служащая для опознавания и различения значимых единиц - морфем, в состав которых она входит, а через них - и для опознавания и различения слов.
Фонема - основная незначимая единица языка, связанная со смыслоразличением лишь косвенно. Фонемы в системе языка находятся в отношениях оппозиции (противопоставления) друг с другом. Основанием оппозиции служат различительные признаки (РП), представляющие собой обобщение артикуляционных и/или акустических свойств звуков, так что фонема может представляться как пучок РП - дифференциальных, формирующих оппозиции, в которые вступает данная фонема, и интегральных, не образующих оппозиций данной фонемы с другими.
Фонема как абстрактная единица противополагается звуку как конкретной единице, в которой фонема материально реализуется в речи. Одной фонеме могут соответствовать несколько различных реализаций, называемых аллофонами, каждый из которых соотносится с определенной позицией.
Аллофоны одной фонемы образуют область ее реализаций, которая может быть упорядочена в виде ряда позиционно чередующихся звуков.
Любой язык имеет свой особый фонемный состав, в то время как большинство звуков речи равно используется разными языками. Различие в артикуляции звуков носителями разных языков может быть обусловлено различием фонемного состава этих языков.
Использование в речи того или иного звукового варианта фонемы обусловлено ее позицией. Позиции принято делить на сильные и слабые (например, для гласной фонемы сильная позиция в русском языке - под ударением, для согласной - перед гласным звуком). В слабых позициях варианты разных фонем могут совпадать.
Частотность употребления тех или иных фонем, соотношение различных и имеющих совпадающие варианты фонем в тексте может служить дополнительной характеристикой как текста, так и говорящего. Анализ звучащей речи с позиций науки о фонеме (фонологии) называется фонематическим анализом.
Практические задания
42. Укажите, сколько различных звуков (аллофонов) и сколько фонем содержат приведенные ниже формы.
Берег, голосовой, мыши, силос, мамин, удод, револьвер, переправить, старожил.
43. Укажите, какими фонемами различаются следующие пары слов, распределите пары по группам: различающиеся одной фонемой, двумя фонемами, более чем двумя фонемами.
Там - дам, ряд - рот, род - рот, пирог - порог, морозит - моросит, кон - гон, прожевать - проживать, дров - дроф (от "дрофа"), частота - чистота, зал - жал, рок - бок, ус - ас, род - рад, шелк - толк.
Выделите в этом списке пары форм, противопоставленные одним, двумя и более чем двумя звуками. Почему группы пар, противопоставленных фонемами и звуками, не совпадают?
Фонетическое членение речи
Слог - это наименьшая произносительная единица речевого потока. Чаще всего вершину слога образует гласный звук, который является слогообразующим. В некоторых языках в качестве слогообразующих могут выступать и сонорные согласные, например в чешском: prst "палец", vlk "волк" и др. Различают разные типы слогов:
1. Открытый слог - слог, который заканчивается слогообразующим (гласным) элементом: ра-ма, чешек, vr-ba.
2. Закрытый слог - слог, который заканчивается неслогообразующим (согласным) звуком: сон, взять.
3. Прикрытый слог - слог, который начинается с согласного звука: кры-ша.
4. Неприкрытый слог - слог, который начинается с гласного звука: и, ум.
Группа слогов, объединенных одним ударением и отделенных от другой группы паузой, называется речевым тактом. В большинстве языков знаменательные слова образуют особый такт, так как имеют собственное ударение, служебные слова чаще безударны и примыкают к знаменательным словам, образуя с ними один такт. Если безударное слово примыкает к ударному спереди, то оно называется проклитика (на дому, без места), после ударного - энклитика (ходил ли, смотрел бы). Иногда энклитиками могут становиться имена существительные, например, на год, под руку и др. Проклитики и энклитики, примыкая к слову, образуют единство, которое называется фонетическим словом.
Важным элементом речевого потока, объединяющим группу слов в один такт, является ударение. Ударение - это выделение в слове какого-либо слога. Ударение бывает связанным (или одноместным), если оно падает на один и тот же слог в любых словах (например, во французском - на последний слог, в польском - на предпоследний и т.д.), и свободным (или разноместным), если оно возможно на любом слоге в слове, как, например, в русском языке.
Свободное ударение может быть подвижным, то есть меняющим место при изменении форм слова (гора - горы, хожу - ходишь), и постоянным (неподвижным), не переходящим с одного слога на другой при изменении грамматических форм слова (ноша - ноши - ношам, золотой - золотого - золотому и др.).
Следующей фонетической единицей в потоке речи является синтагма. Синтагма - интонационно оформленный, смысловой отрезок речевого потока, сотоящий из одного и более речевых тактов.
И, наконец, фраза - самая крупная фонетическая единица речевого потока, имеющая смысловую законченность. Фраза состоит из одной или нескольких синтагм.
Практические задания
44. Разделите слова на слоги. Дайте полную характеристику выделенным слогам.
Яблоко, молодой, объявление, женщина, отпуск, наездница.
45. Укажите слогообразующие звуки в словах сербского и чешского языков.
Сербск.: црна (черная), врховни (верховный), срдце (сердце), смрт (смерть), грло (горло), крст (крест).
Чешек.: vlna (волна), vlk (волк), krk (шея), vrch (верх), slza (слеза).
46. В следующем тексте разделите слова на слоги, определите открытые и закрытые, прикрытые и неприкрытые слоги.
Расстояние, отделяющее литературу от других искусств, было короче в древнеславянских культурах, чем в новое время. Вместе с тем и границы между отдельными искусствами не были так четко определены, как они определяются в более поздние эпохи. (Лих.)
47. Выделите в следующих примерах проклитики и энклитики.
Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе ничего сказать не можешь? Если хочешь быть счастливым, будь им. Не будь цветов, все ходили бы в одноцветных одеяниях! Есть ли на свете человек, который мог бы обнять необъятное? (К.Пр.)
48. Выделите такты в следующем стихотворении. Найдите в тексте проклитики и энклитики.
Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.
Я говорю: промчатся годы,
И сколько здесь не видно нас,
Мы все сойдем под вечны своды
И чей-нибудь уж близок час.
Гляжу ль на дуб уединенный,
Я мыслю: патриарх лесов
Переживет мой век забвенный,
Как пережил он век отцов. (П.)
49. Разделите данные предложения на синтагмы. Как изменяется смысл высказывания при разном членении речевого потока?
Как испугали ее слова брата.
Он развлекал его стихами своего друга.
Казнить нельзя помиловать.
Надо учиться работать и отдыхать.
Мой товарищ встречал брата с сестрой.
50. Определите, подвижное или неподвижное ударение в следующих словах. Какая морфема является ударной в словах с неподвижным ударением?
Гора, звонить, бык, бок, сосна, вода, земля, крыша, книга, делать, вымыть, статья, молодой, красный, карта, стол, город.
51. Определите, какое значение имеют следующие слова при наличии ударения на разных слогах. В каких примерах ударение служит средством разграничения слов, а в каких - форм слов?
Замок, пища, ноги, парить, мука, белка, крою, ходите, ношу, волос, леса, пропасть, мою.
Вопросы по теме «Фонетическое членение речи»
1. На какие фонетические единицы распадается поток речи?
2. Что является минимальной единицей фонетического членения речи?
3. Что такое слог? Чем определяется количество слогов в слове?
4. Какие вам известны теории слогоделения?
5. Какие существуют типы слогов?
6. Что такое речевой такт? Совпадают ли границы такта с границами слова?
7. Что такое проклитика и энклитика?
8. Что такое словесное ударение? Какими способами может осуществляться словесное ударение?
9. Какие виды словесного ударения вы знаете? Охарактеризуйте словесное ударение в русском и изучаемом языках.
10.Что такое синтагма? Что объединяет группу тактов в одну
синтагму?
11.Что такое фонетическая фраза? Что определяет ее границы?
12.Что такое фразовое ударение?
13.Какую роль играет интонация в речи? Перечислите элементы, составляющие интонацию.