Комбинаторные изменения звуков

Практические задания

1.Охарактеризуйте ассимиляцию в следующих словах, указав: а) контактная или дистактная, б) прогрессивная или регрессивная, в) полная или частичная, г) по какому звуковому признаку произошло уподобление.

Сбить, подход, весть, езжу, отдать, сшить, летчик, сжечь, косьба, отбить, рассыпать, находка, иссохший, отчалить, песня, подножка, подпись.

2.Какие фонетические процессы вызвали расхождение звуков и букв в следующих словах?

Разгадчик, советчик, передатчик, препятствие, конечно, нарочно, что, лёгкий, сжалиться, разжать, лестница, честный.

3.Чем объясняется просторечное произношение следующих слов?

а) Хто, продухты, дохтор, ланпа, транвай, конпот, колидор, пролубь, секлетарь, лаболатория, асвальт.

б) Омман вместо обман, онна вместо одна, посленний вместо последний, шашнадцать вместо шестнадцать, Валькя вместо Валька, скамейкя вместо скамейка, булочкю вместо булочку, свиння вместо свинья, суддя вместо судья.

Перемешать примеры!!!

4.Ниже приводятся примеры фонетического искажения слов, встречающиеся в русском просторечии. Определите в каждом случае характер фонетического изменения.

Битон вместо бидон, какаво вместо какао, коклета вместо котлета, карахтер вместо характер, тубаретка вместо табуретка, юрунда вместо ерунда, кохта вместо кофта, нивалид вместо инвалид, вобше вместо вообще, кардон вместо картон, суприз вместо сюрприз, скорпиён вместо скорпион, фиялка вместо фиалка.

5.Благодаря каким фонетическим процессам видоизменились следующие слова?

Верблюд < вельблюд, ладонь < долонь, лакать < алкать, ватрушка < творушка, трезвый < тверезый, перепел < пелепел, февраль < феврарь, восемь < осьмь, тарелка < Teller (нем.), футляр < Futteral (нем.), мольберт < Malbrett (нем.), мрамор < marmaros (греч.), пономарь < парамонарь (гр. para monarius – “церковный сторож”), конституция < constitutio (лат.), Индия < India.

6.В результате какого фонетического явления изменились следующие слова?

Знаменоносец > знаменосец, близозоркий > близорукий, трагикокомедия > трагикомедия, дикообраз > дикобраз, минералология > минералогия, корненосый > курносый.

7.Распределите следующие слова по группам в зависимости от происшедших в них звуковых изменений.

Небезызвестный, ватрушка, месть, гусеница, разведка, Италия, солнце, сбор, жизнь, чувство, февраль, молотьба, праздник, знаменосец, встреча, минералогия, отбой, ножик, гусеница, просьба, вестник, пончик, сыграть, властный, вензель, Персия.

8.Сделайте вывод об особенности ассимиляции согласного приставки начальному согласному корня в русском и белорусском языках.

Сломать – зламаць, сдать – здаць, свить – звiць, срубить – зрубiць, сговориться – згаварыцца, сбить – збiць, списать – спiсаць, снять – зняць, сколоть – скалоць, смолоть – змалоць, сшить – сшыць.

9.Объясните фонетическое явление в следующих польских словах.

Kwadrat “квадрат”, czwarty “четвертый”, swoj “свой” (кфадрат, чфарты, сфуй).

10.В данных фразах отметьте все случаи изменения согласных и объясните их.

На вкус и цвет товарища нет. В поле съезжаются, родом не считаются. Лучше поздно, чем никогда. За что того любить, кто хочет сгубить? Для доброго гостя и хозяин поживится. Не было бы счастья, да несчастье помогло. Для милого дружка и сережка из ушка. Всего дороже честь сытая да изба крытая. С глаз долой – из сердца вон.

11.Замена каких звуков произошла при заимствовании следующих слов?

Из англ.:снайпер < sniper, телетайп < teletype, комбайн < combine, айсберг < iceberg, крекинг < cracking, блюминг < blooming; из нем.:гантели < Hantel, гауптвахта < Hauptwache, герольд < Herold, герцог < Herzog, гильза < Hilse;

из франц.:десант < descente, ансамбль < ensemble, манто < manteau, монтаж < montage, монтер < monteur.

Вопросы по теме «Фонетические процессы»

1. Что такое живые фонетические процессы?

2. На чем основаны комбинаторные изменения звуков? Какие существуют виды комбинаторных изменений?

3. Что лежит в основе ассимиляции? Какие виды ассимиляции вам известны?

4. Чем отличается ассимиляция в русском, английском, немецком и французском языках?

5. Всегда ли ассимиляция отражается на письме? Приведите примеры.

6. Что такое диссимиляция? Какие виды диссимиляции вам известны?

7. Может ли диссимиляция стать фактом литературного языка?

8. Что такое аккомодация? Чем она отличается от ассимиляции?

9. Что такое метатеза и благодаря чему она возникает?

10.Какие еще фонетические изменения могут происходить со звуками?

11.Что такое субституция? Приведите примеры.

Практические задания

1.Определите, какие фонетические и какие исторические чередования звуков представлены в следующих примерах.

Вырастить – выращивать, дом – дома – домовитый, смутить – смущать, грозить – угрожать, водный – водичка – водянистый, пять – пятак – пятачок, лес – лесок, верх – вершина – верховой, свет – светлеть – засветло, грубый – груб, ножи – нож, бечева – бечёвка, лодочка – лодка, сказочный – сказка, женить – женитьба, игра – сыграть, сон – сна, свет – свечу – освещение, водить – вожу – вождение, резать – нарезка – режу – резчик, область – областной, сердце – сердечко.

2.Какие фонетические чередования представлены в корнях слов?

Возить, ловить, снег, груз, косить, след, рог, лодка, водить.

3.Какие исторические чередования фонем представлены в корнях слов?

Груз, враг, ложь, молоко, возить, водить, рог, простить, снег, косить, друг.

4.Какие фонетические чередования представлены в префиксах следующих слов?

Бесшабашный, поднести, возмутиться, спустить, разбудить, вход, извлечь, низвергать.

5.Какие исторические чередования фонем представлены в префиксах следующих слов?

Подставка, внести, разлюбить, отпустить, обскакать, срезать.

6.Какие фонетические и исторические чередования представлены в суффиксах следующих слов?

Ножка, крючок, смешон, лисий, простак, купец.

7.В чем заключается морфонологический характер следующих чередований?

<к>//<ч>: бак – бачок, внук – внучка, звук – звучать, историк – историчка, крик – кричать, рука – ручка, садовник – садовничать, скука – скучать, цветок – цветочек, испеку – испечешь, кликать – кличу, стукать - стучать;

<т'>//<ч>: катить – качу, крутить – кручу, молотить - обмолачивать, платить – плачу, студент – студенческий, хотеть – хочу – хочешь;

<т'>//<щ>: возвратить – возвращать, заместить – замещать, обратить – обращать, сократить – сокращать; <з'>//<ж>: возить – вожу, грузить – гружу, изобразить – изображать, нагрузить – нагружать, скользить – скользишь, унизить – унижать.

Вопросы по теме «Чередование звуков»

1. Что такое чередование звуков?

2. Чем объясняется появление чередующихся звуков?

3. Какое чередование называется фонетическим? Приведите примеры.

4. Какое чередование называется историческим? Приведите примеры.

5. Как связаны чередования с действующими в языке звуковыми законами?

6. Что является основанием для выделения морфонологии?

7. Что такое морфонологические, или грамматические, чередования?

Наши рекомендации