Система моделей в психолого- педагогическом исследовании
В исследовании объектов образования используются различные модели, которые можно классифицировать по разным основаниям. Если моделирование применяется для совершенствованияобразовательной практики, то целесообразно опираться на систему следующих трех моделей:
модель процесса становления исследуемого феномена (свойства, качества или деятельности) как целостной саморазвивающейся системы;
модель педагогических условий (или совокупности типов деятельности воспитанника) как педагогической среды становления этого свойства;
модель профессиональной деятельности педагога по организации деятельности воспитанника (или педагогических условий), предусмотренной предыдущей моделью.
Модель исследуемого Первой моделью для исследования объектов обменоменаразования является модель самого феномена. Дляпсихологического исследования построение такой модели может составлять исследовательскую цель. Для педагогического — оформление исходных представлений об объекте и предмете исследования.
Для понимания исследуемого объекта (свойства, качества, сферы, деятельности человека и т.д.) как целостности необходимо:
на основе теоретического анализа философской, социологической, психологической и педагогической литературы определить исследуемый объект как целостность, выделенную из более широкой системы личности, деятельности и т. д. Для этого нужно выявить типические черты выбранного феномена (критерии и параметры, проявления), позволяющие выделить его из других свойств, качеств или сфер человека, или типов деятельности;
выделить связи объекта с окружающей средой или более широкой системой, в которых проявляются его функции;
проанализировать внутреннее содержание исследуемого объекта (качества, свойства или сферы личности), выделить его компоненты, составляющие внутреннюю структуру, которая и обеспечивает выполнение выявленных функций.
Такая модель позволяет провести не только целостный, но и глубокий покомпонентный анализ, не разрушая при этом целостного представления об объекте.
Чтобы выявить динамику становления исследуемого объекта (раскрыть процессуальный аспект), следует:
выделить физиологические, психологические и социальные особенности конкретного возрастного периода ребенка, существенно влияющие на становление исследуемого феномена;
* разработать структуру описания феномена (систему критериев и показателей) применительно к особенностям возраста и описать стадии (уровни, этапы) его развития; возможно, первоначальная теоретическая модель затем будетскорректирована или конкретизирована на основании диагностических результатов;
описать количественные изменения, накопление которых приближает процесс к переходам, «скачкам» из одного состояния в другое, особенности кризисов этих переходов и возможности их смягчения (постепенности переходов);
определить источники (внутренние силы, факторы) саморазвития феномена, обеспечивающие самодвижение процесса, особенности функционирования этих источников в рассматриваемом возрастном периоде;
на основе выявления стадий и источников саморазвития разработать модель развития воспитательного феномена, которая служит основой для построения прогноза развития процесса и разработки целей педагогической деятельности.
Первая модель (модель исследуемого феномена) в сочетании ее структурного и динамического аспектов определяет гуманитарное содержание исследовательской деятельности, наполняет ее педагогическими смыслами. Иначе исследование превращается в самоцель, «выпадает» из образовательного процесса. Эта модель позволяет перейти от информации к пониманию педагогических явлений и закономерностей их изменения, чтобы отобрать целесообразные способы организации и управления педагогическими процессами.
При этом следует заметить, что управление совсем не обязательно означает подчинение, главенствование. Под управлением в современной науке понимается функция организованных систем, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ. В ответе на этот вопрос как раз и заключается различие между механистическими представлениями, присущими технократической стратегии образования, и гуманитарной стратегией.