Социометрия в психолого-педагогическом исследовании

Вопросы теоретической части

  1. Общая характеристика социометрического метода
  2. Методика составления социограмм и социоматриц
  3. Специфика использования метода для изучения межличностных отношений дошкольников

Основные понятия: социометрический метод, назначение, правила и формы проведения; социометрические процедуры: выбор, социометрический критерий, социометрический шифр, социометрическая карточка; критерий; виды социометрических критериев: коммуникативные, гностические, двойные, одинарные, параметрические, непараметрические; социограмма; социометрические индексы: социометрического статуса, эмоциональной экспансивности, взаимности выборов; процедура обработки данных, этапы: табличный (составление социоматрицы), графический (построение социограмм), индексологический (установление социометрических индексов); особенности применения социометрического метода в детской психологии и дошкольной педагогике.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Задание 1. Сформулировать цель, объект, предмет, гипотезу (описательную), задачи исследования к следующей теме.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Задание 2.Разграничить объект, предмет и тему исследования.

1). Психологического

А) Особенности поисковой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Б) Индивидуально-типические и индивидуальные особенности поисковой деятельности старших дошкольников в аспекте ее компонентов.

В) Поисковая деятельность детей дошкольного возраста.

· объект – это ответ …

· предмет – это ответ …

· тема – это ответ …

2). Педагогического

А) Система профессиональной подготовки будущих воспитателей в педагогическом вузе.

Б) Подготовка будущих воспитателей к организации поисковой деятельности детей.

В) Педагогические условия, обеспечивающие эффективную подготовку будущих воспитателей к организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста.

· объект – это ответ …

· предмет – это ответ …

· тема – это ответ …

Задание 3. Определить тип гипотезы.

Подготовка будущих воспитателей к организации поисковой деятельности дошкольников будет эффективна при реализации следующих условий:

1) введение в образовательный процесс спецкурса «Поисковая деятельность дошкольников: особенности и технологии развития»;

2) организация практической деятельности студентов по освоению методики доступных в дошкольном возрасте элементарных опытов;

3) подготовка студентов к организации предметной среды, способствующей развитию поисковой деятельности дошкольников.

Задание 4. Проранжировать структурные компоненты исследования (расположить в правильной последовательности, согласно логике исследования). Разместить структурные элементы исследования по этапам исследования (Приложение 2)

Структурные компоненты исследования:

1) внедрение результатов исследования в практику

2) определение практической значимости исследования

3) организация и проведение констатирующего этапа эксперимента

4) организация и проведение формирующего этапа эксперимента

5) выбор и модификация методов

6) количественный анализ данных

7) обобщение результатов

8) формулирование гипотезы

9) проведение поисковых экспериментов

10) формулирование задач исследования

11) качественный анализ результатов

12) определение теоретической значимости исследования

13) формулирование цели исследования

14) изучение истории вопроса

15) нахождение и организация базы исследования

16) выбор объекта исследования

17) проведение контрольного этапа эксперимента

18) подготовка инструментария для исследования

19) определение предмета исследования

20) определение структуры исследования

Рекомендации по оформлению задания.

Наши рекомендации