Взаимосвязь теоретического и эмпирического уровней научного познания.

Теоретические методы научного познания, несмотря на все существующие различия, тесно переплетаются с эмпирическими методами. Исследование эмпирического уровня выводит новейшие данные от проведенных наблюдений и поставленных экспериментов. Данный процесс активно стимулирует теоретическое познание, которое на своем уровне объясняет каждый факт и обобщает полученные данные. Таким образом получается, что теоретический уровень познания ставит перед эмпирическим более сложные новые задачи, открывая новые горизонты эмпирического познания и направляя на поиск более новых фактов. Этот процесс способствует постепенному совершенствованию новейших средств и методов познания. Получается, что теоретический уровень познания действительности стоит на более высокой ступени и направлен на теоретическое формирование законов, гипотез и утверждений, отвечающий всем требованиям. Методы теоретического познания не имеют средств практического и материального взаимодействия знаний и изучаемых объектов. Это является главным отличием методов теоретического познания от методов эмпирического уровня познания. В его основе выступают термины теоретических знаний, смыслом которых является создание идеальных объектов действительности, представляя собой особые абстракции. Методы теоретического уровня познания имеют один главный принцип, отличающий его от остальных – непротиворечивость.

Логические методы исследования (познания)

Логические методы используются во всех видах познания - обыденном, научном, философском и др. Каждый человек использует логику в своем мышлении как "органон", то есть как инструмент, средство при виконаннні разнообразных интеллектуальных действий. Именно в этом значении термин "органон" (инструмент, набор мыслительных операций, необходимых для проведения определенных исследований), "работает" в логических работах Аристотеля. Логические труды Аристотеля носят название "Аналитика" (термин "логика" был введен позже для обозначения всех арістотелівських трудов по логике). Аристотель рассматривал "Аналитику" (логику) как метод, с помощью которого можно сделать из некоторых предпосылок (предположений) вывод, а затем обосновать, верно ли сделан этот вывод, опираясь на законы логики.

Логические методы являются главными и необходимыми средствами познания, поэтому каждый человек должен хорошо овладеть этими методами и использовать их в своей умственной деятельности. В правовом мышлении юриста сознательное использование логических методов является необходимым условием для решения специфических теоретических и практических проблем в области права, для получения нового знания в процессе познавательной деятельности.

В логических методов познания (исследования) предметов, явлений, процессов объективного мира относятся: анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, обобщение, дедукция, индукция, аналогия, экстраполяция, моделирование, гипотеза.

Экстраполяция(лат. - префикс "над...", "сверх.", делать гладким, отделывать) является разновидностью индукции, аналогии и обобщения в их взаимосвязи и широко используется во всех науках. Сущность этого метода, по Д.П.Горським, заключается в распространении: а) качественных характеристик с одной предметной области на другую, с прошлого и настоящего на будущее; б) количественных характеристик одной области предметов на другую, одного агрегата на другой на основании специально разработанных для этой цели методов; в) некоторого уравнения на другие предметные области в пределах одной науки или на другие области знания, что связано с их определенной модификацией (метод математической индукции).1

Метод экстраполяции применяется в прогнозных целях, для обоснования распространения из одной отрасли в другие, при разработке управления экономическими процессами и др. Результатом применения метода экстраполяции является перенос знания в новые предметные области.

Метод экстраполяции в юридической теории и практике используется при переносе юридических законов, норм права в новые предметные области (аналогия закона, аналогия права); при использовании юридического знания, которое обобщено в отдельной отрасли права, в другие отрасли права.

Гипотеза. Термин "гипотеза" (предположение) употребляется в следующих значениях: а) как проблематичное знание (в широком смысле); б) предположение; в) как идея, позволяющая объединить некоторую совокупность знаний в систему знания (гипотеза в узком смысле). В правовой деятельности срок гипотеза используется во всех трех значениях. Гипотеза как метод исследования заключается в построении в предположение (вероятностного высказывания или совокупности высказываний) в отношении фактических данных о определенные явления, процессы, события, о причинах их возникновения и функционирования, а также при прогнозировании будущего.

На основании одних и тех же фактических данных может создаваться несколько гипотез, которые называются версиями. Условием разных предположений (версий) есть некая совокупность знаний об изучаемом предмете. В зависимости от той роли, которую играют гипотезы в процессе познания на пути нового знания, гипотезы подразделяют на вспомогательные (рабочие) и основные (определяющие).

Наши рекомендации