Глава 2. соотношение методологического, теоретического и эмпирического уровней исследования
2.1 Понятие «методология образования»
Методология кактеоретический ориентирв науках об образовании
В первой главе рассматривались различия междупрактической и научной деятельностью в сфереобразования, а также различия между науками,изучающими человека и образование. Каждая из этих наук изучает практику образования, и в каждой выделяется раздел, посвященный обеспечению эффективности этих исследований — методология науки.
Важнейшей задачей методологии науки является помощь исследователю в организации научного поиска, формирование у него специальных умений в области исследовательской работы. В качестве другой важной задачи выступает помощь педагогу-практику в осмыслении его профессионально-личностной позиции.
Под методологией понимают учение о принципах построения, формах и способах познавательной деятельности.
В понимании методологии образования можно выделить два аспекта:
во-первых, методология образования понимается как системное изложение ведущих идей (философских, психологических, педагогических и др.), которые выступают как руководящие, ведущие принципы в научной и практической деятельности и в формировании содержания исследования. Именно такое понимание методологии образования имеется в виду, когда говорят о методологических основах отдельного исследования или о методологических основаниях профессиональной позиции педагога;
во-вторых, методология образования понимается как нормативное знание о способах организации научного исследован в образовании, его программе, логике, основных характеристиках, методах оценки качества исследовательской работы.
Методология образования — это учение о самом психолог педагогическом знании, закономерностях его развития, принципах подхода и способах его добывания, категориальном аппарате, основаниях и структуре психолого-педагогической теории.
Функции методологиив науке и практикеобразования
Под функцией понимается связь какого-либокомпонента с системой, его назначение, роль вэтой системе. Соответственно, значение методологии наиболее полно раскрывают ее функции в теории и практике образования, а также в профессиональной деятельности педагога.
Методология образования выполняет различные функции:
Познавательная функция состоит в получении системы новых знаний. В содержание этих знаний включаются знания о путях и способах повышения эффективности и качества психолого-педагогических исследований, о закономерностях и тенденциях развития психолого-педагогической науки в ее неразрывной связи с практикой образования, о методах оценки качества исследовательской работы, правилах осуществления научной деятельности, способах построения и обоснования теорий, и концепций образовательной деятельности.
Критическая функция позволяет педагогу осознать необходимость преобразования педагогической действительности. Выявленные знания о состоянии психолого-педагогической науки позволяют осознать необходимость ее совершенствования с целью преобразования практики, наглядно продемонстрировав разрыв между тем, что есть в данный момент, и тем, что необходимо для успешного развития системы образования. Выявив «белые пятна» в психолого- педагогической науке, методология образования предлагает и пути их устранения.
Реализуя рефлексивную функцию, методология образования как бы поднимается над психолого-педагогической наукой и смотрит на нее сверху; при этом наблюдается не образовательная практика, а то, как ученые исследуют действительность, — идет своеобразный процесс самопознания. Важнейшим методологическим умением педагога является умение осмысливать свою деятельность (рефлексировать по поводу своей деятельности) в терминах психолого-педагогической науки.
В качестве важнейшей закономерности методологии образования выступает внутренняя зависимость и взаимосвязь цели, содержания, философских и общенаучных установок, принципов и средств исследования.
Выделяют четыре уровня методологии образования: философский, общенаучный, конкретно научный и технологический.
Философский уровень методологии образования
На философском уровне методология представляет собой систему исходных философских идей, на основе которых развивается психолого-педагогическая наукар при этом методологические функции выполняет вся система философского знания. Философский уровень методологии образования определяет также общие принципы познания и категориальный строй психолого- педагогической науки.
Общие представления исследователя о природе, обществе, человеке, его месте в мире оказывают непосредственное влияние на построение психолого- педагогических концепций. Эти представления определяются, в свою очередь, тем, каких философских взглядов придерживается исследователь, какое направление в философии ему наиболее близко. „Среди философских направлений, которые наиболее часто берут за основу исследователи, наиболее «популярны» следующие.