Интерактивная игра «Поле чудес»
Цель расширение кругозора о различных профессиях.
Возрастная аудитория: 8-12, 13-15, 16-18 лет (для каждого возраста сложность игры, стимульного материала должна варьироваться).
Время и материалы: 20-40 минут, доска или флипчарт, по возможности – юла со стрелкой имитирующая игровой барабан, стимульный материал.
Структура (процедура и этапы проведения):
Суть игры заключается в угадывании по буквам или «сложных» по названию, или неизвестных, или новых (современных) профессий.
Ведущий (им может быть вожатый или учащийся) игры дает краткую информацию о профессии до и во время «угадывания». Игроки по очереди, отрывают по одной букве, если игрок назвал букву которая есть в слове он продолжает дальше. Можно угадывать либо по одной букве, а если обучающийся «догадался» какая профессия зашифрована, то может назвать всё слово. При ошибочном назывании буквы или слова, ход переходит к следующему игроку. При угадывании всего слова, можно предложить игроку самому рассказать о «скрытой» профессии или ведущий дает более развернутую информацию о данной профессии.
Данную интерактивную игру старшеклассники могут подготовить и провести для учащихся младших классов.
Пример названия некоторых профессий, которые можно предложить для игры[9]: биофармаколог, агрокибернетик, энергоаудитор, электрозаправщик, космогеолог, супервайзер, рециклинг-технолог, глазир, игромастер, киберследователь и др.
Образовательное мероприятие «Мой значимый взрослый (мама, папа, дедушка, бабушка или кто-то другой) по профессии…» 8-12 лет
Цель: презентация профессии. Общение со специалистом – профессионалом.
Возрастная аудитория: 8-12 лет.
Время и материалы: до 10-15 минут на одно выступление - презентацию, мультимедийное оборудование или канцелярский принадлежности.
Структура (процедура и этапы проведения):
Обучающимся младшего возраста дается задание совместно со значимым взрослым подготовить презентации о его профессии (при отсутствии технического оборудования можно предложить сделать стендовый доклад). Доклад-презентация должен включать информацию о названии профессии, месте работе, особенностях, выполняемых действиях и т.п.
На проведение данного мероприятия приглашается родитель (или другой значимый взрослый о профессии которого делается доклад), сама презентация готовиться не более чем на 7-8 минут, после презентации остается время на «живое» общение.
Желательно в одно мероприятие – встречу проводить 2 – 3 презентации профессии. По окончании презентаций обсудить с обучающимися полученную информацию, заполнить анкеты «обратной связи».
Сочинения на тему «Моя будущая профессия – это…..» (образ, качества, профессиональный портрет)
Цель сочинения: рефлексия, размышления о своем профессиональном будущем; это возможность как реально представить себя уже профессионалом в интересующем направлении, так и пофантазировать на эту тему.
Возрастная аудитория: обучающиеся любой возрастной категории 8-11, 12-15, 16-18 лет.
Время и материалы: 20 минут, канцелярские принадлежности.
Структура (процедура и этапы проведения):
В вводном слове к написанию сочинения вожатый должен мотивировать обучающихся к свободным размышлениям о своём предполагаемом профессиональном будущем. Можно представить и описать свой рабочий день или неделю, своё рабочее место, какими качествами и навыками надо обладать, чтобы быть эффективным специалистом, представить себя внешне (если это профессия, требующая ношения формы и с определенной символикой) и т.п.
Обсуждение: основная суть — это «примеривание» на себя профессионального образа соотношение со своими желаниями, особенностями. В группах разных возрастных категорий обучающихся нужно делать немного разные акценты в обсуждении:
- с обучающимися младшего возраста можно поговорить о том, почему эту профессию они выбрали, может кто-то из знакомых работает по данной профессии, видели ли они данную профессиональную деятельность;
- в средней школе можно обсудить какие профессии привлекают мальчиков, а какие девочек, какие профессии они ещё бы могли разделить – на мужские и женские. Почему обучающихся привлекают эти профессии;
- в старшей школе, когда профессиональный выбор уже состоялся или является очень актуальным можно поговорить о необходимых качествах, способностях, компетенциях той или иной профессии, рефлексировать на тему развития этих свойств у обучающихся, дальнейшего профессионально обучения и представлениях о карьерном росте и др.
Это сочинение можно давать обучающимся на разных этапах развития, если есть возможность, отследить динамику их профессиональных «фантазий», профессиональных представлений. Обсудить происходящие изменения.