Итог занятия. игра «словознайка».
Ира накрыла стол для гостей. Она поставила на стол угощения, в названии которых был звук [и]. Назовите их.
ЗАНЯТИЕ № 16
Тема: Звук [и] (закрепление).
Цель: закрепить звук [и]', учить выделять звук [и] из состава слова; обучать звуковому анализу ряда гласных; упражнять в образовании формы притяжательных прилагательных, дать понятие о многозначности слова.
Оборудование: «сюрпризная» конфета с предметами, индивидуальные схемы, карандаши, контурные картинки, маленькие мячики, альбом 1.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Дети называют слова со звуком [и], выделяя его голосом.
2. Повторение характеристики звука [и].
3. Анализ и синтез звукового ряда гласных.
а) — Назовите все изученные гласные звуки.
Дети упражняются в произнесении ряда гласных по звуковой дорожке:
Произносят звуки:
—протяжно;
—отрывисто;
—на трех уровнях громкости.
б) «Запомни, повтори, составь».
Логопед произносит ряд гласных звуков. Дети повторяют и изображают его символами:
а о у и и о у а у о и а
Выделение звука из состава слова.
а) — Юпик предлагает отгадать имя девочки: сколько звуков в слове? Назовите первый звук? Какой последний звук? Как зовут девочку?
б) — Ира посылает вам конфетку, но не простую, а с сюрпризом.
Логопед демонстрирует детям большую конфету, внутри которой находятся предметы (индюк, лиса, крокодил, кит, тигр, нитки, индеец, носки, варежки). Дети достают предмет, называют его, выделяя голосом звук [и], обозначают место звука [и] на индивидуальных схемах).
Физминутка.
а) «Девочки и мальчики»
Девочки и мальчики Прыгают, как мячики. Ножками топают. Ручками хлопают. Головками кивают. Глазками моргают. | Дети выполняют названные движения. |
б) Пальчиковая гимнастика с мячиками.
Эта ручка — правая, Эта ручка — левая. | Дети показывают правую, затем левую ладонь. На ладонях мячики. |
Я на мячик нажимаю, Я зарядку делаю. | Попеременно сжимают и разжимают ладони. |
Будет сильной правая, Будет сильной левая. |
6. Упражнение в образовании множественного числа притяжательных прилагательных.
— Ира очень любит рисовать. Она учится рисованию в школе искусств. Однажды Ира пригласила Юпика в школу искусств. Что он там увидел, мы узнаем из книги (с. 29).
Заглянул Юпик в класс. Там дети учились рисовать животных. Назовите этих животных. На рисунках детей Юпик увидел уши зверей. «Чьи это уши? — подумал Юпик. — Может, собачьи или кошачьи? » А вы как думаете?
Дети образуют притяжательные прилагательные. Логопед обращает внимание детей на звук [и] в конце слова.
— Юпик предлагает взять карандаши и провести «дорожки» от рисунков ушей к животным.
7. Развитие ассоциативного мышления (с. 29).
— Заглянул Юпик в другой класс. Там дети уже нарисовали разные картинки. Учитель дал задание поставить картинки парами, например: нитки — иголка. Как надо выполнить это задание?
Дети называют пары слов. Можно соединить пары картинок дорожками.
— Назовите слова со звуком [и] в начале слова; в середине слова; в конце слова.