Итог занятия. игра «словознайка».

Ира накрыла стол для гостей. Она поставила на стол уго­щения, в названии которых был звук [и]. Назовите их.

ЗАНЯТИЕ № 16

Тема: Звук [и] (закрепление).

Цель: закрепить звук [и]', учить выделять звук [и] из со­става слова; обучать звуковому анализу ряда гласных; упражнять в образовании формы притяжательных при­лагательных, дать понятие о многозначности слова.

Оборудование: «сюрпризная» конфета с предметами, инди­видуальные схемы, карандаши, контурные картинки, маленькие мячики, альбом 1.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Дети называют слова со звуком [и], выделяя его голосом.

2. Повторение характеристики звука [и].

3. Анализ и синтез звукового ряда гласных.

а) — Назовите все изученные гласные звуки.

Дети упражняются в произнесении ряда гласных по звуковой до­рожке:

Произносят звуки:

—протяжно;

—отрывисто;

—на трех уровнях громкости.

б) «Запомни, повтори, составь».

Логопед произносит ряд гласных звуков. Дети повторя­ют и изображают его символами:
а о у и и о у а у о и а

Выделение звука из состава слова.

а) — Юпик предлагает отгадать имя девочки: сколько звуков в слове? Назовите первый звук? Какой последний звук? Как зовут девочку?

б) — Ира посылает вам конфетку, но не простую, а с сюр­призом.

Логопед демонстрирует детям большую конфету, внутри кото­рой находятся предметы (индюк, лиса, крокодил, кит, тигр, нитки, индеец, носки, варежки). Дети достают предмет, называют его, выделяя голосом звук [и], обозначают место звука [и] на индиви­дуальных схемах).

Физминутка.

а) «Девочки и мальчики»

Девочки и мальчики Прыгают, как мячики. Ножками топают. Ручками хлопают. Головками кивают. Глазками моргают. Дети выполняют названные движения.  

б) Пальчиковая гимнастика с мячиками.

Эта ручка — правая, Эта ручка — левая. Дети показывают правую, затем левую ладонь. На ладонях мячики.
Я на мячик нажимаю, Я зарядку делаю. Попеременно сжимают и разжима­ют ладони.
Будет сильной правая, Будет сильной левая.  

6. Упражнение в образовании множественного числа притяжательных прилагательных.

— Ира очень любит рисовать. Она учится рисованию в школе искусств. Однажды Ира пригласила Юпика в школу искусств. Что он там увидел, мы узнаем из книги (с. 29).

Заглянул Юпик в класс. Там дети учились рисовать жи­вотных. Назовите этих животных. На рисунках детей Юпик увидел уши зверей. «Чьи это уши? — подумал Юпик. — Мо­жет, собачьи или кошачьи? » А вы как думаете?

Дети образуют притяжательные прилагательные. Логопед об­ращает внимание детей на звук [и] в конце слова.

— Юпик предлагает взять карандаши и провести «до­рожки» от рисунков ушей к животным.

7. Развитие ассоциативного мышления (с. 29).

— Заглянул Юпик в другой класс. Там дети уже нарисо­вали разные картинки. Учитель дал задание поставить кар­тинки парами, например: нитки — иголка. Как надо выпол­нить это задание?

Дети называют пары слов. Можно соединить пары картинок до­рожками.

— Назовите слова со звуком [и] в начале слова; в середи­не слова; в конце слова.

Наши рекомендации