Логопед выделяет голосом предлог у.

— У гнома колпачок. У гнома корзинка. Маленькое слово у показывает, что предметы принадлежат гному. Посмотри те на схемы предложений. Прочитайте предложение по схе­ме, называя букву и картинки.

Логопед делает вывод: У — маленькое слово-предлог, стоит от­дельно от других слов.

Отгадывание ребусов.

— Юпик задумался, увидев зашифрованные слова. Что­бы расшифровать их, прочитайте букву и сразу назовите картинку. Получится слово... (Уточка, улица.)

Заселение» буквы У в домик.

— Как и люди, буквы у нас будут жить в домиках. По­смотрите на домики. Крыши у них разного цвета. В каком домике живет буква У? Почему?

Итог занятия.

— Машинист паровоза просит вас найти среди букв бук­ву У. Прочитайте их.

ЗАНЯТИЕ № 9

Тема: Звук [а].

Цель: уточнить артикуляцию звука [а]; учить детей четко интонировать звук [а] в слове, выделять его из ряда глас­ных звуков, слогов, из начала и конца слова в ударной позиции; развивать дыхание, голос, артикуляционную и мелкую моторику; упражнять в образовании формы ви­нительного падежа одушевленных существительных мужского рода единственного числа.

Оборудование: зеркала, звуковые сигнальные фонарики, схема для анализа артикуляции звука, индивидуальные схемы, альбом 1.

Ход занятия.

Организационный момент. «Запомни и повтори».

жук — сук — тук

сухо — ухо — муха

будь — дуть — путь

суп — дуб — зуб

пух — сух — дух

Артикуляционная гимнастика.

«Покусать верхнюю губу» «Покусать нижнюю губу» «Окошко» (рот) открыть — закрыть,

3. Знакомство со звуком [а] (с. 16).

а) Колыбельку мышь качала,
Мышка тихо напевала: А-а-а1
Мышка губы округляла,
Широко рот открывала: А-а-а!

— Покажите, как пела мышка.

Дети, наблюдая в зеркале за артикуляцией, хором и индивиду­ально произносят звук[а].

б) Работа над голосом и дыханием.

—Мышка очень старалась усыпить мышонка. Она спела ему длинную песенку: ааааааа. Спойте и вы так же.

—Короткую: а-а-а-а.

—Тихую.

—Громкую.

—С постепенным усилением голоса.

—С постепенным ослаблением голоса.

в) Анализ артикуляции звука [а].

Логопед, привлекая детей, анализирует артикуляцию звука [а] по схеме (с. 5 данного пособия) и делает вывод: Звук [а] — гласный.

— Какую фишку держит Юпик? Почему? Какой кружок нарисован на фишке? Почему? Еще раз посмотрите в пра­вый верхний угол страницы, на положение губ.

4. Упражнение в интонировании звука [а].

Долго пела мышка-мать,

Но сынок не хочет спать.

Прибегают к ней собака,

Гусь, лягушка помогать.

— Как собака лает? Как гусь гогочет? Как лягушка ква­кает?

Какой одинаковый звук слышится в их голосах?

Дети произносят звукоподражания, выделяя голосом звук [а].

Физминутка.

а) Пальчиковая гимнастика.

Построить из пальцев рук фигуры животных: мышки, собаки, гуся, лягушки.

б) «Кто как передвигается».
Имитация движений этих животных.

6. Развитие фонематического слуха. Игра «Зажги фона­рик».

а) выделение звука [а] из ряда гласных: а, у, о, а, и, а, э, ы, а;

б) выделение звука [а] из ряда слогов: ох, ам, ум, эк, па, вы, ти, ма.

Формирование фонематического восприятия.

Но мышонок спать не хочет —

Был мышонок болен очень.

Тут решила мышка-мать:

«Надо доктора позвать».

—Какого доктора позовет мышка?

—Рассмотрите картинку (с. 16). Чем занят Айболит?

—Назовите слова со звуком [а], «нажимая» на него го­лосом.

Слова: Айболит, автобус, аптечка, аист, антилопа, акула, азбу­ка, апельсин, антенна, астра.

— Где стоит звук [а] в этих словах? Покажите на схеме слова место звука [а].

8. Упражнять в образовании формы единственного числа винительного падежа одушевленных существительных (с. 17).

—К Айболиту приходили разные звери: морж, тигр, лев, жираф, слон, бобр... Посмотрите на картинки. Узнайте, ко­го из них лечил Айболит? (Моржа, льва, слона, бобра.)

—Где стоит звук [а] в этих словах?

—Обозначьте его на схеме слова.

9. Итог занятия.

—Помог Айболит и нашему мышонку.

А-а-а, — сказал мышонок громко,

Рот открыв свой широко.

Да у вас, дружок, ангина.

Нужно вылечить ее.

— Айболит вылечил мышонка, и мышонок уснул. Какой звук произнёс мышонок? Что узнали вы о звуке [а]?

ЗАНЯТИЕ №10

Тема: Звук [а] (закрепление).

Цель: закрепить артикуляцию звука [а]; учить детей выде­лять звук [а] из состава слова, упражнять в образовании формы множественного числа существительных с окон­чанием -а; воспитывать внимание к изменению грамма­тической формы глагола; уточнить и расширить словарь.

Оборудование: картинки с изображением арбуза, ананаса, айвы, абрикоса, апельсина в корзинке, индивидуальные схемы, апельсины, альбом 1.

Ход занятия.

Организационный момент.

Дети называют слова, начинающиеся со звука [а], и са­дятся.

Введение в тему.

— Название какого летнего месяца начинается со звука [а]? (Август.)

Собираем в августе

Урожай плодов.

Много людям радости

После всех трудов.

— Посмотрите, какой урожай везет автомашина (с. 18).

Логопед читает стихотворение:

Наши рекомендации