Формирование грамматического строя речи (с. 43).
Жук-жучок, жук-жучок,
Отвечай-ка свой урок.
— Измени слова так, чтобы в них появился звук [ж]:
сапог — сапожок флаг — ...
пирог — ... утюг — ...
круг — ...
Итог занятия.
Как жуки, мы пожужжали. Что о звуке [ж] узнали?
ЗАНЯТИЕ № 85
Тема: буквы Ж, ж»
Цель: закрепить звук [ж]; познакомить с его графическим обозначением; упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык чтения; развивать зрительное восприятие.
Оборудование: листья деревьев, игрушки: жук, жаба; книжки-раскраски «Жуки»; кассы, мяч, альбом 2.
Ход занятия
1. Организационный момент. Игра «Ласка» (с мячом).
— Скажите слово ласково, чтобы в нем появился звук [ж]:
круг берег флаг друг
луг пирог утюг стог
творог сапог снег шаг
2. Повторение характеристики звука [ж].
— Что вы знаете о звуке [ж]?
Знакомство с буквами Ж, ж (с. 44).
У детей на столах по одному листочку. У логопеда игрушка — жук. По мере выполнения заданий жук «перелетает» с одного листа на другой, от одного ребенка к другому.
— На листочке я сижу
Буквой Жна вас гляжу.
— Посмотрите на буквы Ж, ж в голубой рамочке. Эти буквы похожи? Сколько элементов у буквы Ж? Какие это элементы? Чем буква Ж похожа на жука?
Эта буква широка
И похожа на жука.
Да при этом, точно жук,
Издает жужжащий звук: Ж.
— Прочитайте буквы в голубой рамочке.
Жук «садится» на листок.
— Посмотрите, как пальцами рук изобразили букву Ж. Постройте ее также.
Жук «перелетает » на другой листок.
— Покажите самую интересную букву Ж.
Жук «перелетает» на третий листок.
Звуко-буквенный анализ.
На листочке жук сидит,
В ваши кассы он глядит.
—Кто я? — спрашивает жук.
—Составьте в кассах слово жук.
Жук «садится» на четвертый листок.
—Что делаю я на листочке?
— Составьте в кассах слово сижу. «Превратите» слово сижу в слово вижу.
Жук «перелетает » на пятый листок. Ставится игрушка — жаба.
— Кого видит жук? (Жук видит жабу.) Составьте это предложение в кассе.
Жук «перелетает» на шестой листок.
Физминутка.
а) Выполнение движений по инструкции логопеда.
Встаньте прямо.
Потянитесь.
Пошагайте, наклонитесь.
Руки вправо. Руки влево.
Встаньте. Снова потянитесь
И друг другу улыбнитесь.
б) Пальчиковая гимнастика.
Жук летит, жук жужжит И усами шевелит. | Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны («усы»). Шевелить «усами». |
Чтение.
а) Чтение слогов.
Считает жук нам: раз-два-три!
Жар-птицу в книге ты найди.
Вот Жар-птица на странице
С буквой Ж на голове
И с гласными на хвосте.
Гласные огнем горят —
Подружиться с Ж хотят.
— Подружите букву Ж с гласными буквами. Помните, буква Ж, как и Ш, обозначает твердый согласный звук и всегда читается твердо, даже с гласной И.
Жук «перелетает» на седьмой листок.
б) Чтение слов.
Слушает жук внимательно,
Как вы слова читаете старательно.
— Прочитайте шепотом слова первого столбика. Найдите и прочитайте в первом столбике слова, отвечающие на вопрос: кто это? (что это?)
Жук «перелетает» на восьмой листок.
— Прочитайте слова второго столбика. Чем похожи эти слова? Что они называют?
Жук «перелетает» на девятый листок.
в) Чтение текста.
— А сейчас жук послушает рассказ о жуках.
Дети по предложению читают рассказ и объясняют смысл каждого предложения. После чтения отвечают на вопросы: Где жили жуки? Что они делали? Что увидела Жанна у жука?
Жук «перелетает» на десятый листок.
Отгадывание ребуса «лужа».
Ой, не может жук понять,
Как же слово отгадать.
Жук «перелетает» на одиннадцатый листок.
Заселение буквы Ж в «Домик букв».
Посмотрите, буква Ж .
Живет на верхнем этаже.
Объясните, почему?
Не понять это жуку.
Жук «перелетает» на двенадцатый листок.
Итог занятия.
Жук не зря у нас гостил,
Букву Ж он изучил.
И за знания в ответ
Нам оставил свой портрет.
Дети получают книжку-раскраску «Жуки».
ЗАНЯТИЕ №86
Тема: буквы Ж, ж (закрепление).
Цель:закрепить звук [ж] и буквы Ж, ж; совершенствовать звуко-буквенный анализ; формировать навык письма букв, слов и предложения с буквой Ж; закрепить написание парных звонких и глухих согласных на конце слова; упражнять в употреблении предлога между.
Оборудование:фланелеграф, картинки: жаба, жук, уж, жираф; гном, тетради, ручки, альбом 2.
Ход занятия
Организационный момент.
— Зачеркните буквы, обозначающие глухие согласные звуки:
С П Ж Т Х К А Х С Б К Ш П А Т Ш.
Дети подходят и зачеркивают по одной букве.
— Из оставшихся букв прочитайте слово. (Жаба.)
2. Повторение характеристики звука [ж].
— Какой первый звук в слове жаба? Расскажите о нем.
Письмо.
— Под кучей желтых листьев на влажной земле лежит прожорливая жаба. Вдруг слышит — жук жужжит: «Жаба! Хватит лежать. Побежали в лесную школу, там сегодня учат букву Ж». Прибежали они в школу, видят, как ужи выводят букву Ж.
На фланелеграфе выставляются картинки: жаба, жук и уж.
а) Письмо букв Ж,
б) Решение кроссворда (с. 44).
— Важный жираф пытается решить кроссворд «Ж». Ответил на вопрос: «Чем режут?» и отгадал первое слово. Какое слово он отгадал? Напишите и вы слово нож. Почему на конце слова стоит буква Ж, а не Ш?
— Остальные слова помогли ему отгадать уж, жаба и жук. Они узнали свои слова в кроссворде.
—Отгадайте, где какое слово живет? Напишите эти слова.
—Почему в слове уж пишется буква Ж?
в) — Решив кроссворд, жираф сказал: «Вот жук, жаба и уж». Сколько слов в этом предложении? Назовите слова по порядку. Напишем это предложение в тетради.
Логопед пишет по одному слову предложения на доске. Дети записывают его по памяти в тетради. Прочитывают написанное предложение.
Физминутка.
Звучит легкая музыка. Дети имитируют движения жука, жабы и жирафа.
5. Формирование грамматического строя речи (с. 43).
а) Знакомство с предлогом между.
— Посмотрите на гнома. Этот гном никогда не стоит с краю, а любит стоять между деревьями, между домами, между друзьями. Как его зовут?
— Слово между — предлог. Его говорят тогда, когда предмет находится среди других предметов.
б) Уточнение пространственного расположения предметов.
— Зашел гном в лесную школу. Увидел жука, жабу, ужа и жирафа. Познакомился с ними и предложил свою игру «Встань между ...». Давайте покажем, как они играли.
— Поставьте гнома между жабой и жуком. Где стоит гном? Поставьте гнома между жуком и жирафом. Где стоит гном? И т.д.
в) Составление предложения по схеме.
— Рассмотрите схему предложения на странице книги. Сколько слов в предложении? Треугольником обозначен предлог между.
— Рассмотрите картинки. Назовите предметы одним словом (инструменты, продукты питания, ягоды, детеныши животных). Составьте по картинкам предложение о том, что где находится, используя предлог между.
— Прочитайте предложение по схеме.
Логопед делает вывод: «Между — предлог, стоит отдельно от других слов».