Формирование грамматического строя речи

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ

Задачи во второй младшей группе

♦Упражнять детей в употреблении существительных во множественном числе, в согласовании прилага­тельных с

существительными в роде и числе, употреблении существительных с предлогами (в, на, под) глагола в прошедшем и

будущем времени.

♦Учить грамматически правильно изменять названия знакомых предметов и игрушек, образовывая от­дельные трудные

формы слов (лошадок, ленточек, матрешек и т.д.).

♦Учить понимать и -соотносить с игрушками и картинками названия животных и их детенышей в единственном и множественном числе (утка — утки, утенок — утята).

Виды деятельности на неделю

День неде­ли Утро Прогулка 2-я половина дня
  Вторая младшая группа
  Дидактическая игра «Маша обеда­ет» Задача: учить детей образовывать глаголы, отталкиваясь от звукоподражательных слов. Народная игра «У дядюшки Яко­ва» Задачи: — учить детей соотносить производ­ный глагол с действием; Развивающая игра «Кто у кого?» Задачи: — упражнять в правильном употреб­лении названий детенышей животных во множественном числе;
  понедельник Выкладывание из мозаики «Гуси с гусятами». Чтение стихотворения Задачи: — продолжать знакомство с названиями детенышей домашних животных в единственном и множественном числе; — осуществлять выбор элементов трех заданных цветов из пяти предло- женных, чередовать объекты по цвету. Белые гуси на речку идут, Белые гуси гусяток ведут. Белые гуси вышли на луга, Крикнули гуси: «Га-га-га!» Пальчиковая игра «Гусь» Задачи: — учить соотносить слова текста с выполнением упражнения; — развивать мышцы пальцев, кисти. Ты не бойся — это гусь. • Я сама его боюсь — продолжать развивать основные движения (бег, прыжки, разные виды ходьбы); — поддерживать умение подражать мимике, действиям водящего; — развивать интерес к народному творчеству. У дядюшки Якова семеро детей. Семеро, семеро веселых сыновей. Они и пили, и ели, Друг на друга все смотрели, И все делали вот так, И вот этак, и вот так. Игра «Куда спрятался зайка?» Задачи: — развивать пространственные представления ребенка; — учить использовать предлоги на, в, над, под, около, у, из-под, за с существительными; — развивать культуру речи — развивать гибкость при имитации движений животных; — развивать наблюдательность при рассматривании картинок с изображением животных, память и внимание. Рысята в гостях у лисят. Лисята в гостях у рысят. Рысята играют в лисят. Лисята играют в рысят. Т. Павлова-Зеленская Сюжетно-ролевая игра «Врач лечит мишку» Задачи: — расширять представление о труде взрослых; — продолжать знакомство с профессиями; — учить грамматически правильно, изменять названия знакомых предметов и игрушек, образовывая отдельные трудные формы слов (осматривать, лечить)
  вторник Развивающая игра «Оркестр» Задачи: — учить детей образовывать глаголы от существительных, названий музы- кальных инструментов; — имитировать игру на музыкальном инструменте; — воспитывать чувство коллективизма. Зайку сделали из плюша, У него большие уши И особенный талант: Этот зайка не зазнайка, Этот зайка музыкант. Дидактическая игра «Кому что нуж- но?» Задачи: — закрепить названия животных, сформировать представления о внешнем виде, качествах овощей и фруктов; — продолжать воспитывать у детей умение сосредотачиваться при выпол- нении поручений, при наблюдении за действиями детей; — учить использовать в самостоя- тельной речи существительные да- тельного падежа Дидактическая игра «Наш огород» Задачи: — совершенствовать восприятие фор- мы предметов, учить узнавать, разли- чать и называть знакомые овощи в объемном и контурном изображении; — учить грамматически правильно изменять названия знакомых предметов (использовать в ответах существительные единственного и множественного числа). Подвижная игра «Огуречик» Задачи: — познакомить детей с правилами игры со словоизменением: огурец — огуречик; — учить соотносить движения с текстом. Огуречик, огуречик, Не ходи на тот конечик: Там мышка живет, Тебе хвостик отгрызет. Работа на грядке Задачи: — познакомить детей с видами труда по уходу за растениями (сбор сухих листьев); — продолжать наблюдать за трудом взрослых Инсценирование детьми старших групп сказки «Три медведя» Задачи: — учить детей согласовывать числи- тельные с существительными, ис- пользуя образец; — упражнять в отгадывании загадок; — закреплять текст литературных произведений; — принимать посильное участие в представлениях. Возле леса на опушке Трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки, Три кроватки, три подушки. Угадайте без подсказки, Кто герои этой сказки? Рассматривание картинок к народным сказкам Задача: развивать зрительную сосре- доточенность, внимание, речь. Лепка «Ягоды» Задачи: — развивать умения выполнять дей- ствия с материалом по образцу вос- питателя, предвидеть результат рабо- ты; — воспитывать усидчивость, стрем- ление доводить дело до конечной цели

  среда Рассматривание и сравнение домов Задачи: — расширять представления о разно- образии окружающей действительно- сти (дома бывают разные — одно- и м ногоэтажные); — упражнять детей в словообразова- нии (один этаж — одноэтажный дом, много этажей — многоэтажный дом). Рисование домика Задача: развивать способность пере- давать образ в рисунке, умение пра- вильно пользоваться карандашами (правильно держать, использовать разный нажим карандаша). Пальчиковая игра «Домик» Задачи: — учить детей в измененном виде узнавать определенный объект, разви- вать мышцы пальцев, кисти; — учить детей самостоятельно ис- пользовать в речи предложения из нескольких (3—4) слов. Дом стоит с трубой и крышей, На балкон гулять я вышел Наблюдение за трудом дворника, уборка участка Задачи: — расширять представление о труде взрослых (знакомство с трудом двор- ника); — учить грамматически правильно называть действия, выполняемые дворником (убирает, подметает, со- бирает); — обратить внимание на происхождение названий слов: метла — метет, мусор — мусорница, двор — дворник и др. Стоят в один ряд Острые пальчики — Цап-царапки: Подбирай охапки. Игра со строительным материалом «Стол и стул» Задачи: — учить сооружать постройки из кубиков, брусков; — развивать мышцы рук. Индивидуально-коррекционная работа Задачи: упражнять детей в словооб- разовании, словоизменении. Придумайте, дети, Такие машинки, Чтоб делать умели Живые смешинки. Чтоб эти смешинки Повсюду смешили, Чтоб самых угрюмых Они рассмешили. Словесная игра «Отгадай, кому что» Задачи: — учить детей использовать сущест- вительные в дательном падеже, гла- голы повелительного наклонения; — развивать интеллектуальные спо- собности детей; — поддерживать интерес к рассмат- риванию иллюстраций в книгах; — воспитывать бережное отношение к книге.




  Загадывание загадок Задача: учить понимать смысл зага­док, отгадывать их. Дом на ножках, Посреди окошко. Засветится окно — Появится кино. (Телевизор.) Л. Сандлер Ножек четыре, шляпка одна. Нужен, коль станет обедать семья. Есть спинка, а не лежит. Четыре ноги, а не ходит. Но всегда стоит И всем сидеть велит Сюжетно-ролевая игра «Няня уби­рает комнату» Задачи: — расширять представление о труде взрослых (повар готовит обед, няня убирает комнату); — воспитывать желание помогать взрослым (выполнять их поручения, соблюдать чистоту и порядок, не раз­брасывать и не ломать игрушки)
Четверг Чтение стихотворения «Ежик» Задачи: — закреплять умение использовать в самостоятельной речи существитель­ные с суффиксами -онк, -енк; — продолжать учить отгадывать за­гадки; — воспитывать чувство юмора. Словно елка, весь в иголках. Не портной, а всю жизнь С иголками ходит. Иголки лежали, лежали, Да под стол убежали. Ежик колкий, День загадок Задачи: — продолжать учить детей отгады­вать несложные загадки; — подражать действиям животных; — упражнять в использовании приста­вок на, вы (наедается, высыпается). Кто зимой холодной Ходит злой, голодный? Невелика, рыжевата, Хвост долгий и косматый, На дереве живет И орешки жует. День загадок Задача: учить отгадывать простые по тексту загадки. Аппликация «Полосатые коврики» Задача: учить детей практически применять знания, полученные ранее. Это что за простачок Лег у двери на бочок? На пороге, на дороге Останавливает ноги. А. Рождественская Игра «Куда что положить?» Задача: учить правильно использо­вать предлоги на, за, под, над.
Дай свои иголки, Надо бельчонку Сшить распашонку. — Отойдите и не ждите, не просите. Если дам иголки — Съедят меня волки. Развивающая игра «Кто ушел?» Задачи: — упражнять в использовании в ак­тивной речи глаголов прошедшего времени; — создать у детей спокойное настрое­ние на весь день, желание играть и заниматься; — учитывать настроение ребенка, желание играть Недотрога, весь в иголках. Я живу в норе под елкой. Летом наедается, Зимой высыпается. Словесная игра «Кто что делает?» Задачи: — учить соотносить существитель­ные с глаголами; — правильно подбирать слова, соот­ветствующие звукоподражанию (вор­чат, визжат), действиям (лежат, мол­чат). Волчата ворчат, Медвежата визжат, Ежата лежат, Бельчата молчат. Т. Павлова-Зеленская Игра со строительным материалом «Комната для кукол» Задачи: — упражнять в постройке предметов мебели по представлению; — учить использовать в работе взаи­мозаменяемость строительных дета­лей. Лежу я у вас под ногами, Топчите меня сапогами, А утром во двор унесите меня И бейте меня, колотите меня, Чтоб дети могли поваляться на мне, Барахтаться и кувыркаться на мне. А. Рождественская
Пятница Словесное упражнение «Как зовут маму?» Задача: учить понимать и соотносить с игрушками и картинками названия животных и их детенышей в единст­венном и множественном числе. У лисят ... лисята, У волчат ... волчата, У ежат ... ежата, У медвежат ... медвежата. Развивающая игра «Чей голос?» Задачи: — учить детей образовывать глаголы, отталкиваясь от звукоподражательных слов; — упражнять детей в словообразова- нии (медведь — медвежий, соловей — соловьиный, петух — петушиный, воробей — воробьиный, кот — коша- чий, собака — собачий). Чтение стихотворения Смотрит солнышко в окошко, Светит в нашу комнату. Мы захлопаем в ладошки, Очень рады солнышку. А. Барто Наблюдение за божьей коровкой Задачи: — развивать познавательную дея­тельность ребенка, формировать познавательный интерес к изучению языка и желания пользоваться им в процессе общения; — упражнять в использовании гла- голов повелительного наклонения (лети, сиди). Божья коровка, Маленький жучок, Пятнышки на спинке, Села на сучок. Божья коровка, Черная головка. Если дождь — то лети, Если солнце — то сиди. Подвижная игра «Солнышко и дождик» Задача: удовлетворить потребность детей в движении. Дождик, дождик, веселей, Капай, капли не жалей! Только нас не замочи, Зря в окошко не стучи! Индивидуально-коррекционная работа Задачи: — учить детей использовать в собст­венной речи правильные грамматиче­ские формы, опираясь на художест­венное слово как образец; — воспитывать чувство юмора. Лекарство Наша киска заболела, Ничего с утра не ела. Киса любит колбасу, Колбасы ей принесу. Докторская колбаса Совершает чудеса: Киса улыбается, Киса поправляется. Т. Павлова-Зеленская Сценический этюд-упражнение «Как котенок обжег себе лапку» Задачи: — учить детей соотносить свои чув- ственные переживания с мимикой; — управлять мимической мускулату- рой; — использовать в речи названия де- тенышей животных. Шерстка мягонькая, Да коготок остер.

Наши рекомендации