Формирование грамматического строя речи (с. 17).

а) Знакомство с предлогами.

— Посмотрите на гномов. Они любят играть в прятки. Один прячется за забор, за дом, за дерево и... тихо стоит там. Как его зовут?

—Маленькое слово за — предлог. Его говорят тогда, ко­гда один предмет находится позади другого предмета.

—А другой гном любит прятаться и выглядывать из-за забора, из-за дома, из-за дерева .... Как его зовут?

—Слово из-за мы говорим, когда предмет движется с зад­ней стороны другого предмета.

Убирается язык пламени.

б) Составление предложения по схеме.

— Рассмотрите схему предложения. Сколько слов в предло­жении? Какой предлог в предложении? Рассмотрите картин­ки, составьте по ним предложение. Прочитайте его по схеме.

Логопед делает вывод: «За, из-за — предлоги, стоят отдельно от других слов». Убирается еще один язык пламени.

в) Закрепление предлогов за, из-за. «Недосказанный рассказ».

— Продолжите предложение с помощью картинок. Ис­пользуйте предлоги за, из-за.

Дети с Трезором пошли в лес (за чем?)... (за шишками). Было пасмурно. Иногда солнышко выглядывало (откуда?) ... (из-за облака). Вдруг зайчик выскочил (откуда?) ... (из-за сосны), испугался и спрятался (куда?)... (за куст).

Трезор погнался (за кем?) ... (за зайцем). Заяц выскочил (откуда?)... (из-за куста) и стрелой помчался в глубь леса.

Дети собрали шишки и вышли из леса на дорогу.

Тут машина выехала (откуда?) ... (из-за поворота). Де­ти сели вмашину и уехали домой.

Убирается шестой язык пламени.

Итог занятия.

— Затушили мы все языки пламени. Не будет больше Змей людей красть, деревни огнем палить, разбой чинить.

ЗАНЯТИЕ № 63

Тема: звуки [с], [сь] — [з], [зь]; буквы С — З.

Цель:учить дифференцировать звуки [с], [сь] — [з], [зь] по звонкости-глухости на слух, при чтении и на письме; познакомить с написанием парных согласных на конце слова; развивать слуховую память.

Оборудование:игральный кубик, записки с заданиями, ка­рандаши, сундучок с сюрпризом, альбом 2.

Ход занятия

Организационный момент.

Логопед задает вопросы по «Домикам букв».

— Назовите гласные буквы. Назовите те гласные, кото­рые стоят после твердых согласных. Какая гласная буква обозначает мягкость согласного звука?

— Назовите самые звучные согласные. Назовите осталь­ные звонкие согласные. Назовите парные глухие соглас­ные. Назовите непарную глухую согласную.

— Прочитайте согласные буквы твердо. Прочитайте сог­ласные буквы мягко.

Сообщение темы занятия (с. 18).

— Сегодня мы научимся различать звуки. Посмотрите в верхний уголок страницы. Как свистит насос? Расскажите о звуках [с], [сь]. А как звенит комар? Расскажите о звуках [з], [зь]. Какие звуки мы будем сегодня различать?

3. Сравнительная характеристика звуков [с], [сь] — [з], [зь].

— Юпик предлагает сравнить звуки [с], [сь] — [з], [зь]. Чем похожи звуки?

— Чем они отличаются?

4. Дифференциация звуков [с], [сь] — [з], [зь] по звон­кости-глухости.

— Юпик приготовил нам игру. Ее название он зашифро­вал. Говорит только, что последняя буква в слове-названии игры — буква И. Отгадаем его с помощью игрального кубика.

□ □ □ □ □ □ и (записки)

Дети бросают кубик и открывают букву, соответствующую количеству очков на кубике.

— Игра называется «Шесть записок». Первая записка у меня. На ней задание: «Составьте по картинкам цепочку слов так, чтобы последний звук слова являлся началом следующе­го слова». Эти картинки на странице книги. Найдите зебру. Назовите остальные картинки (носок, апельсин, коза). Пер­вое слово обозначено звездочкой. Составьте цепочку слов.

Дети проводят карандашом линию от картинки к картинке.

— Назовите слово со звуком с ([сь], [з], [зь]).

Логопед сообщает о местонахождении второй записки, напри­мер: «Вторая записка лежит под шкафом, который стоит справа от окна».

Задание на второй записке:

Перед вами два сундука.

Что лежит в них, узнать пора.

Дети называют предметы, в названиях которых есть звуки [с], [сь] — [з], [зь]. Логопед сообщает о местонахождении третьей записки.

Задание на третьей записке:

— Послушайте стихотворение. Назовите слова со звуком [с] ([з]). Повторите стихотворение, постарайтесь его запо­мнить.

Зайка, заинька косой,

Что ж ты бегаешь босой?

Подожди меня в лесу —

Я ботинки принесу.

5.Физминутка.

«Зайка» (см. конспект № 57).

Логопед сообщает о местонахождении четвертой записки,

6. Дифференциация [с] [сь] — [з] [зь] при чтении.

Задание на четвертой записке: «Прочитай, не ошибись».

При чтении слогов и слов используется прием «Эхо»: сначала чи­тает один ребенок, за ним повторно читают все дети хором. Лого­пед сообщает о местонахождении пятой записки.

Наши рекомендации