Знакомство с буквами ш, ш (с. 34).

—Досмотрите на буквы в голубой рамочке. Они служат для обозначения звука [ш]. Прочитайте эти буквы.

—Похожи ли эти буквы? Сколько элементов у буквы ш? Посмотрите, как пальцы рук изобразили букву ш. Построй­те ее и вы.

—Посмотрите на картинку в левом верхнем углу стра­ницы. На что похожа буква Ш?

В шланг воду пустили.

Он воду набрал

И букву Ш нам показал.

На доске нарисована клумба. Логопед по ходу занятия украшает ее цветочками.

— Посмотрите на клумбу. На ней нет ни одного цветка. Нам надо украсить ее.

Мы цветы в саду сажаем

Их из шланга поливаем.

Астры, лилии, тюльпаны

Пусть растут для папы, мамы.

Звуко-буквенный анализ.

а) Определение места букв Ш, ш в кассе букв.

б) «Что висит в шкафу?»

Логопед демонстрирует аппликацию шкафа, на котором «рас­сыпаны» буквы: А, Б, Ш, У.

—На дверях шкафа «рассыпалось» слово. Расставьте бу­квы по порядку и узнаете, что висит в шкафу.

—Составьте слово шуба в кассе букв.

Логопед предлагает детям поставить цветок на клумбу.

в) «Превращение слов».

Со словом кошка пошалили

И кошку в мышку превратили.

Дети составляют в кассах слово кошка и выполняют следующие превращения: Кошка — мошка — мушка — пушка — пышка — мыш­ка. Дети «сажают» цветок на клумбу.

Физминутка.

а) Пальчиковая гимнастика «Мышки — шалунишки».

В нашем маленьком домишке Завелись серые мышки. Так и шмыгают кругом, Все на кухне кувырком. То топочут за столом, Лакомятся молоком. На скамейку сесть хотят И пугают там ребят. То на шкаф залезут мышки, То на стуле шалунишки! Так и хочется поймать, А они — шмыг под кровать! Дети пальчиками изображают дом, мышек, стол, скамейку, шкаф, стул и быстро прячут мышек.

б) Выполнение движений с речевым сопровождением. «Чер­ный кот».

Вот идет черный кот. Ходьба на месте.
Притаился, мышку ждет. Присесть.
Мышка норку обойдет И к коту не попадет. На носочках сделать оборот во­круг себя.

6. Чтение.

Дети «сажают» цветок на клумбу.

а) Чтение слогов.

Шланг цветы решил полить,

Букву Ш с гласными соединить.

Он полил цветочек с А,

Получилось у них ... (ша).

Шланг полил цветочек с О,

Прочитаем дети... (шо).

Шланг направил струю к У,

Скажем, дети, громко ... (шу).

Брызнул шланг водой на Э,

Прочитаем тихо... (шэ).

— Буква Ш — особенная буква. Она обозначает только твердый звук [ш] и всегда читается твердо, даже если стоит с гласной И.

Вот последний цветок с Я,

Прочитаем твердо... (ши).

Дети ставят цветок на клумбу.

б) Чтение пар слов. Составление предложения с прочитан­ной парой слов.

После прочтения каждого столбика слов дети «сажают» цветы.

в) Чтение слов II столбика.

—Чем похожи эти слова?

—Как читается слог ши?

г) Чтение слов, называющих действия.

— К слову-действию подберите слово, называющее пред­мет.

Заселение буквы ш в «Домик букв».

— В какой домик поселилась буква Ш? Почему?

Дети ставят на клумбу последний цветок.

Итог занятия.

— Посмотрите на нашу клумбу. Какая получилась клумба?
Дети упражняются вподборе прилагательных к слову клумба.

ЗАНЯТИЕ№79

Тема: буквы Ш,ш (закрепление).

Цель: закрепить звук [ш] и буквы Ш, ш; совершенствовать звуко-буквенный анализ; формировать навык письма букв Ш, ш, слогов и слов с ними; познакомить с правилом письма предложения; упражнять в передаче интонации перечисления; развивать зрительное восприятие.

Оборудование: тетради, ручки, скакалка, альбом 2.

Ход занятия

Организационный момент.

Игра «Да-нет» по «Домикам букв» (см. конспект 66).

Логопед задумывает букву [ш].

2. Повторение характеристики звука [ш].

— Расскажите о звуке [ш].

3. Отгадывание ребусов (с. 35).

— Жили-были девочки. Они были очень дружные. О них говорили: «Их водой не разлить». Когда так говорят? Даже имена у них были похожи. Посмотрите на них на странице книги. Отгадайте, как их зовут.

а) — Когда один слог расположен на другом слоге, то читать надо с помощью предлога на (Наташа).

б) «Маша».

— Чем похожи их имена?

Закрепление букв Ш, ш.

— Наташа и Маша тоже знали буквы и любили их пи­сать. Они написали целый ряд букв.

У детей в тетрадях написан ряд букв.

— Подчеркните в ряду букв только букву Ш. Посчитай­те, сколько букв Ш подчеркнули?

5. Письмо.

а) Письмо букв Ш, ш.

б) Решение кроссворда.

— В кроссворде Маша и Наташа зашифровали названия игрушек (Мишка, пушка, мышка, кошка.) Прочитайте слог, написанный в кроссворде.

— Какой слог нужно поставить перед слогом -ка, чтобы получить слово-название игрушки?

6. Знакомство с правилом письма предложения.

—В доме у Маши и Наташи жила кошка. Звали кошку Машка. Она была рыжая, пушистая, ласковая. Когда к де­вочкам приходили гости, они показывали свою кошку и го­ворили: «Это наша Машка». Это слово или предложение?

—Сколько слов в предложении? Назовите их по порядку.

—Как зовут кошку? Как пишутся имена людей и клички животных?

Логопед на доске пишет предложение, объясняя правило письма предложения:

а) большая буква в начале предложения;

б) раздельное написание слов;

в) точка в конце предложения..

Дети списывают предложение с доски (см. «Памятка списыва­ния предложения». Приложение 2).

Физминутка.

а) Пальчиковая гимнастика «Лакомка». (См. конспект №50).

б) Выполнение движений с речевым сопровождением «Чер­ный кот» (см. конспект № 78).

Чтение, текста.

— Кошка Машка — умная кошка. Она охотилась на мы­шей. Прочитаем об этом в рассказе. Будьте внимательны, чтобы потом суметь рассказать по картинке, как кошка ловила мышку.

Дети читают рассказ по предложению, объясняя смысл каждого предложения, упражняются в передаче интонации перечисления.

—Какую картинку вы нарисуете к этому рассказу?

—Что интересного вы можете рассказать о своей кошке?

Итог занятия.

—Вспомните, как звали девочек?

—Назовите еще имена, в которых пишется буква Ш.

ЗАНЯТИЕ № 80

Тема: звуки [с] — [ш], буквы С — Ш.

Цель: учить дифференцировать звуки [с] — [ш] в слогах, словах, предложениях и буквы С — Ш при чтении и письме; упражнять в согласовании числительного с су­ществительным; отрабатывать дикцию; развивать зри­тельное восприятие.

Оборудование:карандаши, альбом 2.

Ход занятия

Организационный момент.

— Выделите слог со звуком [ш] и придумайте другое сло­во с этим слогом.

тишина лапша

Шуба хорошо

2. Сравнение звуков [с] и [ш] (с. 36).

—Как свистит насос? Расскажите о звуках [с], [сь].

—Как шар выпускает воздух? Расскажите о звуке [ш].

—Юпик предлагает сравнить эти звуки.

Дети сравнивают произношение звуков по схеме анализа арти­куляции звуков

— Чем похожи эти звуки? Чем они отличаются?

3. Дифференциация звуков [с] — [ш] на слух и в произ­ношении.

а) Дифференциация изолированных звуков [с]— [ш].

— Произнесите звуки по схеме, где стрелки указывают положение языка: ↑↓↓↑↑↓↑↓↓↑↓↑↑

б) Дифференциация изолированных звуков [с] — [ш] в слогах. Игра «Эхо».

са-ша-са ас-аш-ас шо-со-шо

ош-ос-ош су-су-шу ус-ус-уш

ши-ши-сы ыш-ыш-ыс

в) Дифференциация звуков [с] и [ш] в словах. Игра «На­оборот».

— Замени звук [с] на звук [ш].

сок — ... басня — ... миска — ... нас —...

сутки —... каска — ... усы — ... вас — ...

г) Выделение звуков [с] — [ш] из состава слова.

— В одном городе жила-была вредная, шустрая старушка. Забавлялась она тем, что проказничала. Звали ее Стеша. Ста­рушка Стеша на протяжении всего занятия будет делать раз­ные пакости, а мы постараемся их исправить. Рассмотрите картинку «Проказы Стеши». На полках стояли игрушки: на одной полке — игрушки со звуком [с] в названиях, на другой — со звуком [ш]. Старушка Стеша сбросила игрушки с полок. Надо поставить их обратно. Посмотрите на нижнюю полку. Какие игрушки надо поставить на эту полку? Как вы догада­ лись? Какие игрушки надо поставить на верхнюю полку?

д) Дифференциация звуков [с] — [ш] в предложении. Игра « Произнеси отчетливо ».

—Рассмотрите картинку, на которой Саша пытается дос­тать шишку. Как он это делает? Старушка Стеша ему мешает.

—Произнесем отчетливо скороговорку, выделяя голосом звуки [с] и [ш]: «Саша шапкой шишку сшиб».

Физминутка.

а) Пальчиковая гимнастика: «Шарик».

Ладони сомкнуты, пальцы прижаты к друг другу. Произ­носится звук [с] и одновременно пальцы округляются, изо­бражая шар. Затем произносится звук [ш] — пальцы при­нимают исходное положение.

б) «Будь внимательным».

— Если в слове слышишь звук [ш] — хлопаешь в ладош­ки. Если в слове слышишь звук [с] — встаешь на носочки.

Логопед произносит слова со звуками [с] и [ш].

5. Дифференциация звуков [с] — [ш] при чтении и на письме.

а) Чтение слов.

— Старушка Стеша усмехается: «Попробуй прочитать, обязательно ошибешься!» А мы прочитаем слова четко, вы­деляя голосом звуки [с] и [ш].

Дети читают слова, объясняя их значение.

б) «Буква потерялась» (с. 37).

— Добралась старушка Стеша до книги. Посмотрите, в сло­вах пропали буквы. Она стерла их. Какую букву — С или Ш — стерла проказница Стеша: С или Ш? Поставьте их на место.

в) «Собери слова».

— Разошлась старушка, понравилось ей шалить. Решила она переставить буквы в словах. Так переставила, что слово не узнать. Поставьте буквы по размеру, начиная с самой большой, и прочитайте слово. (Сушка.) А в другом слове она все буквы рассыпала. Соберите «рассыпанное» слово.

г) Чтение текста.

— Старушка Стеша решила напакостить Саше и Маше. О том, что с ней произошло потом, вы узнаете из рассказа.

Дети читают рассказ, упражняются в согласовании числитель­ного шесть с существительным шары.

—Что случилось с проказницей Стешей?

—Придумайте конец этой истории.

Итог занятия.

— Прислушайтесь, как звучит слово Стеша. Почему Стеша оказалась на страницах книги? Покажите, как вы научились произносить звуки [с] и [ш].

Дети произносят за логопедом слова: сынишка, пастушок, по­слушный, поспешишь, насмешишь, пушистый, смешить, босоножки, стеклышко, шалость, шелест, сушить.

ЗАНЯТИЕ№ 81

Тема: буквы Я, я в начале слога.

Цель: познакомить с буквами Я, я; обучать чтению слов с буквами Я, я в начале слога; совершенствовать звуко-буквенный анализ; формировать навык письма букв Я, я и слов с ними.

Оборудование: схемы, кассы букв, тетради, ручки, картин­ка: Баба-Яга.

Ход занятия

Организационный момент.

— Назовите первый слог в слове.

улица иголка озеро осень

окуни этажерка ирис уроки

этажи ананас утенок апельсин

Повторение.

— Назови звуки, которые образовали первый слог в каж­дом слове. Какие это звуки?

Знакомство с буквами Я, я.

а) Загадка о Бабе-Яге.

Кто там в темной ночной тишине?

Кто там в ступе летит в вышине?

Кто там воет, кто там стонет,

Кто метлою тучи гонит?

Птичек гоняет, деток пугает?

Логопед демонстрирует картинку с изображением Бабы-Яги.

б)— Разделите слово Яга на слоги. Назовите их. Обозначь­те слоги:____ ____.

На доске составляется слоговая схема.

—С буквой первого слога мы еще не знакомы.

—Обозначьте буквами второй слог: ___ ___.

га

—Первый слог я обозначается буквой Я.

—Баба-Яга принесла букву Я в своей ступе.

Логопед достает букву Я из ступы. Демонстрирует ее и показы­вает, как читать. Обозначает буквой Я первый слог и прочитыва­ет слово. Затем читают дети. Логопед обращает внимание на большую букву Я в написании имени Яга.

— Буква Я обозначает слог. Это гласная буква. В каком домике она будет жить?

в) Работа по пособию (с. 38).

Дети находят букву Я в «Домике букв».

— Прочитайте буквы в розовой рамочке. Чем похожи бу­квы? А чем они отличаются? Сколько элементов у буквы Я?

Какие это элементы? Как построить букву Я из пальцев рук? Посмотрите на образец в правом верхнем углу страни­цы. Постройте букву.

— Почему Баба-Яга сложила букву Я из яблок? Баба-Яга хочет проверить, как вы запомнили букву Я. Она метлой за­метает буквы Я. Допишите их.

Задание можно вынести в тетрадь.

Работа с кассой букв.

а) Определение места буквам Я, я в кассе букв.

б) — Жил был мальчик Яша. Составим в кассе имя Яша. Разделите слово Яша на слоги. Назовите первый слог. Назовите второй слог.

Какой буквой обозначим первый слог? Составьте его. Прочитайте. Составьте второй слог. Прочитайте слово.

в) — У Яши была сестра Яна.

Дети анализируют и составляют в кассе слово Яна. Повторяют правило написания большой буквы в имени.

Письмо.

а) Письмо букв Я, я.

б) Письмо по памяти слов Яша, Яна.

Чтение слов с буквой Я.

а) — Однажды Баба-Яга унесла Яшу в свою избушку. Най­дите их на картинке. Погоревала Яна, да делать нечего: «слезами горю не поможешь». Пошла Яна выручать бра­та. Найдите Яну на картинке.

Физминутка.

Дорога далекая, Ходьба на месте;
Яма глубокая, руки соединены овалом вниз;
Дерево высокое, руки в стороны вверх;
Река широкая, руки в стороны;
Маяк горит, руки вытянуты вверх, ладони соединены над головой;
Избушка стоит. руки перед грудью, согнутые в локтях, кон­чики пальцев соединены.

б) — Чтобы Яне спасти брата, надо прочитать слова, кото­рые Баба-Яга расставила на дороге.

Дети читают слова, объясняют их значение.

в) «Рассыпанное» предложение.

У детей по одной букве для составления предложения Яна видит Яшу. Логопед произносит слово Яна. Дети с бук­вами этого слова выходят к доске и составляют слово. Ана­логично составляют второе и третье слово. Читают состав­ленное предложение и «выручают» Яшу.

Итог занятия.

— С какой буквой мы сегодня познакомились? Юпик то­же рад, что Яна выручила брата, и предлагает послушать стихотворение о Бабе-Яге.

Баба-Яга, костяная нога

Заунывно поет,

К себе в гости зовет.

Грустно старой, больной

Оставаться одной.

ЗАНЯТИЕ № 82

Тема: буквы Я, я в начале слога (закрепление).

Цель:закрепить знания о букве Я; совершенствовать навык чтения слов и предложений; упражнять в употреблении притяжательных прилагательных, в подборе родствен­ных слов; познакомить с многозначностью слова язык; развивать мышление.

Оборудование:карандаши, «Чудо-яблоня»; «черный ящик», яблоко, буквы-половинки, картинка «Яки», альбом 2.

Ход занятия

Организационный момент.

— Узнайте букву по ее половинке.

На наборное полотно вставлены изученные буквы по количеству детей. Половина буквы закрыта, последняя из букв — Я Дети по це­почке называют буквы, логопед открывает их.

— В каком домике живет буква Я? Почему? Назовите слова с буквой Я.

Наши рекомендации