Знакомство с буквами ш, ш (с. 34).
—Досмотрите на буквы в голубой рамочке. Они служат для обозначения звука [ш]. Прочитайте эти буквы.
—Похожи ли эти буквы? Сколько элементов у буквы ш? Посмотрите, как пальцы рук изобразили букву ш. Постройте ее и вы.
—Посмотрите на картинку в левом верхнем углу страницы. На что похожа буква Ш?
В шланг воду пустили.
Он воду набрал
И букву Ш нам показал.
На доске нарисована клумба. Логопед по ходу занятия украшает ее цветочками.
— Посмотрите на клумбу. На ней нет ни одного цветка. Нам надо украсить ее.
Мы цветы в саду сажаем
Их из шланга поливаем.
Астры, лилии, тюльпаны
Пусть растут для папы, мамы.
Звуко-буквенный анализ.
а) Определение места букв Ш, ш в кассе букв.
б) «Что висит в шкафу?»
Логопед демонстрирует аппликацию шкафа, на котором «рассыпаны» буквы: А, Б, Ш, У.
—На дверях шкафа «рассыпалось» слово. Расставьте буквы по порядку и узнаете, что висит в шкафу.
—Составьте слово шуба в кассе букв.
Логопед предлагает детям поставить цветок на клумбу.
в) «Превращение слов».
Со словом кошка пошалили
И кошку в мышку превратили.
Дети составляют в кассах слово кошка и выполняют следующие превращения: Кошка — мошка — мушка — пушка — пышка — мышка. Дети «сажают» цветок на клумбу.
Физминутка.
а) Пальчиковая гимнастика «Мышки — шалунишки».
В нашем маленьком домишке Завелись серые мышки. Так и шмыгают кругом, Все на кухне кувырком. То топочут за столом, Лакомятся молоком. На скамейку сесть хотят И пугают там ребят. То на шкаф залезут мышки, То на стуле шалунишки! Так и хочется поймать, А они — шмыг под кровать! | Дети пальчиками изображают дом, мышек, стол, скамейку, шкаф, стул и быстро прячут мышек. |
б) Выполнение движений с речевым сопровождением. «Черный кот».
Вот идет черный кот. | Ходьба на месте. |
Притаился, мышку ждет. | Присесть. |
Мышка норку обойдет И к коту не попадет. | На носочках сделать оборот вокруг себя. |
6. Чтение.
Дети «сажают» цветок на клумбу.
а) Чтение слогов.
Шланг цветы решил полить,
Букву Ш с гласными соединить.
Он полил цветочек с А,
Получилось у них ... (ша).
Шланг полил цветочек с О,
Прочитаем дети... (шо).
Шланг направил струю к У,
Скажем, дети, громко ... (шу).
Брызнул шланг водой на Э,
Прочитаем тихо... (шэ).
— Буква Ш — особенная буква. Она обозначает только твердый звук [ш] и всегда читается твердо, даже если стоит с гласной И.
Вот последний цветок с Я,
Прочитаем твердо... (ши).
Дети ставят цветок на клумбу.
б) Чтение пар слов. Составление предложения с прочитанной парой слов.
После прочтения каждого столбика слов дети «сажают» цветы.
в) Чтение слов II столбика.
—Чем похожи эти слова?
—Как читается слог ши?
г) Чтение слов, называющих действия.
— К слову-действию подберите слово, называющее предмет.
Заселение буквы ш в «Домик букв».
— В какой домик поселилась буква Ш? Почему?
Дети ставят на клумбу последний цветок.
Итог занятия.
— Посмотрите на нашу клумбу. Какая получилась клумба?
Дети упражняются вподборе прилагательных к слову клумба.
ЗАНЯТИЕ№79
Тема: буквы Ш,ш (закрепление).
Цель: закрепить звук [ш] и буквы Ш, ш; совершенствовать звуко-буквенный анализ; формировать навык письма букв Ш, ш, слогов и слов с ними; познакомить с правилом письма предложения; упражнять в передаче интонации перечисления; развивать зрительное восприятие.
Оборудование: тетради, ручки, скакалка, альбом 2.
Ход занятия
Организационный момент.
Игра «Да-нет» по «Домикам букв» (см. конспект 66).
Логопед задумывает букву [ш].
2. Повторение характеристики звука [ш].
— Расскажите о звуке [ш].
3. Отгадывание ребусов (с. 35).
— Жили-были девочки. Они были очень дружные. О них говорили: «Их водой не разлить». Когда так говорят? Даже имена у них были похожи. Посмотрите на них на странице книги. Отгадайте, как их зовут.
а) — Когда один слог расположен на другом слоге, то читать надо с помощью предлога на (Наташа).
б) «Маша».
— Чем похожи их имена?
Закрепление букв Ш, ш.
— Наташа и Маша тоже знали буквы и любили их писать. Они написали целый ряд букв.
У детей в тетрадях написан ряд букв.
— Подчеркните в ряду букв только букву Ш. Посчитайте, сколько букв Ш подчеркнули?
5. Письмо.
а) Письмо букв Ш, ш.
б) Решение кроссворда.
— В кроссворде Маша и Наташа зашифровали названия игрушек (Мишка, пушка, мышка, кошка.) Прочитайте слог, написанный в кроссворде.
— Какой слог нужно поставить перед слогом -ка, чтобы получить слово-название игрушки?
6. Знакомство с правилом письма предложения.
—В доме у Маши и Наташи жила кошка. Звали кошку Машка. Она была рыжая, пушистая, ласковая. Когда к девочкам приходили гости, они показывали свою кошку и говорили: «Это наша Машка». Это слово или предложение?
—Сколько слов в предложении? Назовите их по порядку.
—Как зовут кошку? Как пишутся имена людей и клички животных?
Логопед на доске пишет предложение, объясняя правило письма предложения:
а) большая буква в начале предложения;
б) раздельное написание слов;
в) точка в конце предложения..
Дети списывают предложение с доски (см. «Памятка списывания предложения». Приложение 2).
Физминутка.
а) Пальчиковая гимнастика «Лакомка». (См. конспект №50).
б) Выполнение движений с речевым сопровождением «Черный кот» (см. конспект № 78).
Чтение, текста.
— Кошка Машка — умная кошка. Она охотилась на мышей. Прочитаем об этом в рассказе. Будьте внимательны, чтобы потом суметь рассказать по картинке, как кошка ловила мышку.
Дети читают рассказ по предложению, объясняя смысл каждого предложения, упражняются в передаче интонации перечисления.
—Какую картинку вы нарисуете к этому рассказу?
—Что интересного вы можете рассказать о своей кошке?
Итог занятия.
—Вспомните, как звали девочек?
—Назовите еще имена, в которых пишется буква Ш.
ЗАНЯТИЕ № 80
Тема: звуки [с] — [ш], буквы С — Ш.
Цель: учить дифференцировать звуки [с] — [ш] в слогах, словах, предложениях и буквы С — Ш при чтении и письме; упражнять в согласовании числительного с существительным; отрабатывать дикцию; развивать зрительное восприятие.
Оборудование:карандаши, альбом 2.
Ход занятия
Организационный момент.
— Выделите слог со звуком [ш] и придумайте другое слово с этим слогом.
тишина лапша
Шуба хорошо
2. Сравнение звуков [с] и [ш] (с. 36).
—Как свистит насос? Расскажите о звуках [с], [сь].
—Как шар выпускает воздух? Расскажите о звуке [ш].
—Юпик предлагает сравнить эти звуки.
Дети сравнивают произношение звуков по схеме анализа артикуляции звуков
— Чем похожи эти звуки? Чем они отличаются?
3. Дифференциация звуков [с] — [ш] на слух и в произношении.
а) Дифференциация изолированных звуков [с]— [ш].
— Произнесите звуки по схеме, где стрелки указывают положение языка: ↑↓↓↑↑↓↑↓↓↑↓↑↑
б) Дифференциация изолированных звуков [с] — [ш] в слогах. Игра «Эхо».
са-ша-са ас-аш-ас шо-со-шо
ош-ос-ош су-су-шу ус-ус-уш
ши-ши-сы ыш-ыш-ыс
в) Дифференциация звуков [с] и [ш] в словах. Игра «Наоборот».
— Замени звук [с] на звук [ш].
сок — ... басня — ... миска — ... нас —...
сутки —... каска — ... усы — ... вас — ...
г) Выделение звуков [с] — [ш] из состава слова.
— В одном городе жила-была вредная, шустрая старушка. Забавлялась она тем, что проказничала. Звали ее Стеша. Старушка Стеша на протяжении всего занятия будет делать разные пакости, а мы постараемся их исправить. Рассмотрите картинку «Проказы Стеши». На полках стояли игрушки: на одной полке — игрушки со звуком [с] в названиях, на другой — со звуком [ш]. Старушка Стеша сбросила игрушки с полок. Надо поставить их обратно. Посмотрите на нижнюю полку. Какие игрушки надо поставить на эту полку? Как вы догада лись? Какие игрушки надо поставить на верхнюю полку?
д) Дифференциация звуков [с] — [ш] в предложении. Игра « Произнеси отчетливо ».
—Рассмотрите картинку, на которой Саша пытается достать шишку. Как он это делает? Старушка Стеша ему мешает.
—Произнесем отчетливо скороговорку, выделяя голосом звуки [с] и [ш]: «Саша шапкой шишку сшиб».
Физминутка.
а) Пальчиковая гимнастика: «Шарик».
Ладони сомкнуты, пальцы прижаты к друг другу. Произносится звук [с] и одновременно пальцы округляются, изображая шар. Затем произносится звук [ш] — пальцы принимают исходное положение.
б) «Будь внимательным».
— Если в слове слышишь звук [ш] — хлопаешь в ладошки. Если в слове слышишь звук [с] — встаешь на носочки.
Логопед произносит слова со звуками [с] и [ш].
5. Дифференциация звуков [с] — [ш] при чтении и на письме.
а) Чтение слов.
— Старушка Стеша усмехается: «Попробуй прочитать, обязательно ошибешься!» А мы прочитаем слова четко, выделяя голосом звуки [с] и [ш].
Дети читают слова, объясняя их значение.
б) «Буква потерялась» (с. 37).
— Добралась старушка Стеша до книги. Посмотрите, в словах пропали буквы. Она стерла их. Какую букву — С или Ш — стерла проказница Стеша: С или Ш? Поставьте их на место.
в) «Собери слова».
— Разошлась старушка, понравилось ей шалить. Решила она переставить буквы в словах. Так переставила, что слово не узнать. Поставьте буквы по размеру, начиная с самой большой, и прочитайте слово. (Сушка.) А в другом слове она все буквы рассыпала. Соберите «рассыпанное» слово.
г) Чтение текста.
— Старушка Стеша решила напакостить Саше и Маше. О том, что с ней произошло потом, вы узнаете из рассказа.
Дети читают рассказ, упражняются в согласовании числительного шесть с существительным шары.
—Что случилось с проказницей Стешей?
—Придумайте конец этой истории.
Итог занятия.
— Прислушайтесь, как звучит слово Стеша. Почему Стеша оказалась на страницах книги? Покажите, как вы научились произносить звуки [с] и [ш].
Дети произносят за логопедом слова: сынишка, пастушок, послушный, поспешишь, насмешишь, пушистый, смешить, босоножки, стеклышко, шалость, шелест, сушить.
ЗАНЯТИЕ№ 81
Тема: буквы Я, я в начале слога.
Цель: познакомить с буквами Я, я; обучать чтению слов с буквами Я, я в начале слога; совершенствовать звуко-буквенный анализ; формировать навык письма букв Я, я и слов с ними.
Оборудование: схемы, кассы букв, тетради, ручки, картинка: Баба-Яга.
Ход занятия
Организационный момент.
— Назовите первый слог в слове.
улица иголка озеро осень
окуни этажерка ирис уроки
этажи ананас утенок апельсин
Повторение.
— Назови звуки, которые образовали первый слог в каждом слове. Какие это звуки?
Знакомство с буквами Я, я.
а) Загадка о Бабе-Яге.
Кто там в темной ночной тишине?
Кто там в ступе летит в вышине?
Кто там воет, кто там стонет,
Кто метлою тучи гонит?
Птичек гоняет, деток пугает?
Логопед демонстрирует картинку с изображением Бабы-Яги.
б)— Разделите слово Яга на слоги. Назовите их. Обозначьте слоги:____ ____.
На доске составляется слоговая схема.
—С буквой первого слога мы еще не знакомы.
—Обозначьте буквами второй слог: ___ ___.
га
—Первый слог я обозначается буквой Я.
—Баба-Яга принесла букву Я в своей ступе.
Логопед достает букву Я из ступы. Демонстрирует ее и показывает, как читать. Обозначает буквой Я первый слог и прочитывает слово. Затем читают дети. Логопед обращает внимание на большую букву Я в написании имени Яга.
— Буква Я обозначает слог. Это гласная буква. В каком домике она будет жить?
в) Работа по пособию (с. 38).
Дети находят букву Я в «Домике букв».
— Прочитайте буквы в розовой рамочке. Чем похожи буквы? А чем они отличаются? Сколько элементов у буквы Я?
Какие это элементы? Как построить букву Я из пальцев рук? Посмотрите на образец в правом верхнем углу страницы. Постройте букву.
— Почему Баба-Яга сложила букву Я из яблок? Баба-Яга хочет проверить, как вы запомнили букву Я. Она метлой заметает буквы Я. Допишите их.
Задание можно вынести в тетрадь.
Работа с кассой букв.
а) Определение места буквам Я, я в кассе букв.
б) — Жил был мальчик Яша. Составим в кассе имя Яша. Разделите слово Яша на слоги. Назовите первый слог. Назовите второй слог.
Какой буквой обозначим первый слог? Составьте его. Прочитайте. Составьте второй слог. Прочитайте слово.
в) — У Яши была сестра Яна.
Дети анализируют и составляют в кассе слово Яна. Повторяют правило написания большой буквы в имени.
Письмо.
а) Письмо букв Я, я.
б) Письмо по памяти слов Яша, Яна.
Чтение слов с буквой Я.
а) — Однажды Баба-Яга унесла Яшу в свою избушку. Найдите их на картинке. Погоревала Яна, да делать нечего: «слезами горю не поможешь». Пошла Яна выручать брата. Найдите Яну на картинке.
Физминутка.
Дорога далекая, | Ходьба на месте; |
Яма глубокая, | руки соединены овалом вниз; |
Дерево высокое, | руки в стороны вверх; |
Река широкая, | руки в стороны; |
Маяк горит, | руки вытянуты вверх, ладони соединены над головой; |
Избушка стоит. | руки перед грудью, согнутые в локтях, кончики пальцев соединены. |
б) — Чтобы Яне спасти брата, надо прочитать слова, которые Баба-Яга расставила на дороге.
Дети читают слова, объясняют их значение.
в) «Рассыпанное» предложение.
У детей по одной букве для составления предложения Яна видит Яшу. Логопед произносит слово Яна. Дети с буквами этого слова выходят к доске и составляют слово. Аналогично составляют второе и третье слово. Читают составленное предложение и «выручают» Яшу.
Итог занятия.
— С какой буквой мы сегодня познакомились? Юпик тоже рад, что Яна выручила брата, и предлагает послушать стихотворение о Бабе-Яге.
Баба-Яга, костяная нога
Заунывно поет,
К себе в гости зовет.
Грустно старой, больной
Оставаться одной.
ЗАНЯТИЕ № 82
Тема: буквы Я, я в начале слога (закрепление).
Цель:закрепить знания о букве Я; совершенствовать навык чтения слов и предложений; упражнять в употреблении притяжательных прилагательных, в подборе родственных слов; познакомить с многозначностью слова язык; развивать мышление.
Оборудование:карандаши, «Чудо-яблоня»; «черный ящик», яблоко, буквы-половинки, картинка «Яки», альбом 2.
Ход занятия
Организационный момент.
— Узнайте букву по ее половинке.
На наборное полотно вставлены изученные буквы по количеству детей. Половина буквы закрыта, последняя из букв — Я Дети по цепочке называют буквы, логопед открывает их.
— В каком домике живет буква Я? Почему? Назовите слова с буквой Я.