Формирование грамматического строя речи (с. 17).
а) Знакомство с предлогами.
— Посмотрите на гномов. Они любят играть в прятки. Один прячется за забор, за дом, за дерево и... тихо стоит там. Как его зовут?
—Маленькое слово за — предлог. Его говорят тогда, когда один предмет находится позади другого предмета.
—А другой гном любит прятаться и выглядывать из-за забора, из-за дома, из-за дерева .... Как его зовут?
—Слово из-за мы говорим, когда предмет движется с задней стороны другого предмета.
Убирается язык пламени.
б) Составление предложения по схеме.
— Рассмотрите схему предложения. Сколько слов в предложении? Какой предлог в предложении? Рассмотрите картинки, составьте по ним предложение. Прочитайте его по схеме.
Логопед делает вывод: «За, из-за — предлоги, стоят отдельно от других слов». Убирается еще один язык пламени.
в) Закрепление предлогов за, из-за. «Недосказанный рассказ».
— Продолжите предложение с помощью картинок. Используйте предлоги за, из-за.
Дети с Трезором пошли в лес (за чем?)... (за шишками). Было пасмурно. Иногда солнышко выглядывало (откуда?) ... (из-за облака). Вдруг зайчик выскочил (откуда?) ... (из-за сосны), испугался и спрятался (куда?)... (за куст).
Трезор погнался (за кем?) ... (за зайцем). Заяц выскочил (откуда?)... (из-за куста) и стрелой помчался в глубь леса.
Дети собрали шишки и вышли из леса на дорогу.
Тут машина выехала (откуда?) ... (из-за поворота). Дети сели вмашину и уехали домой.
Убирается шестой язык пламени.
Итог занятия.
— Затушили мы все языки пламени. Не будет больше Змей людей красть, деревни огнем палить, разбой чинить.
ЗАНЯТИЕ № 63
Тема: звуки [с], [сь] — [з], [зь]; буквы С — З.
Цель:учить дифференцировать звуки [с], [сь] — [з], [зь] по звонкости-глухости на слух, при чтении и на письме; познакомить с написанием парных согласных на конце слова; развивать слуховую память.
Оборудование:игральный кубик, записки с заданиями, карандаши, сундучок с сюрпризом, альбом 2.
Ход занятия
Организационный момент.
Логопед задает вопросы по «Домикам букв».
— Назовите гласные буквы. Назовите те гласные, которые стоят после твердых согласных. Какая гласная буква обозначает мягкость согласного звука?
— Назовите самые звучные согласные. Назовите остальные звонкие согласные. Назовите парные глухие согласные. Назовите непарную глухую согласную.
— Прочитайте согласные буквы твердо. Прочитайте согласные буквы мягко.
Сообщение темы занятия (с. 18).
— Сегодня мы научимся различать звуки. Посмотрите в верхний уголок страницы. Как свистит насос? Расскажите о звуках [с], [сь]. А как звенит комар? Расскажите о звуках [з], [зь]. Какие звуки мы будем сегодня различать?
3. Сравнительная характеристика звуков [с], [сь] — [з], [зь].
— Юпик предлагает сравнить звуки [с], [сь] — [з], [зь]. Чем похожи звуки?
— Чем они отличаются?
4. Дифференциация звуков [с], [сь] — [з], [зь] по звонкости-глухости.
— Юпик приготовил нам игру. Ее название он зашифровал. Говорит только, что последняя буква в слове-названии игры — буква И. Отгадаем его с помощью игрального кубика.
□ □ □ □ □ □ и (записки)
Дети бросают кубик и открывают букву, соответствующую количеству очков на кубике.
— Игра называется «Шесть записок». Первая записка у меня. На ней задание: «Составьте по картинкам цепочку слов так, чтобы последний звук слова являлся началом следующего слова». Эти картинки на странице книги. Найдите зебру. Назовите остальные картинки (носок, апельсин, коза). Первое слово обозначено звездочкой. Составьте цепочку слов.
Дети проводят карандашом линию от картинки к картинке.
— Назовите слово со звуком с ([сь], [з], [зь]).
Логопед сообщает о местонахождении второй записки, например: «Вторая записка лежит под шкафом, который стоит справа от окна».
Задание на второй записке:
Перед вами два сундука.
Что лежит в них, узнать пора.
Дети называют предметы, в названиях которых есть звуки [с], [сь] — [з], [зь]. Логопед сообщает о местонахождении третьей записки.
Задание на третьей записке:
— Послушайте стихотворение. Назовите слова со звуком [с] ([з]). Повторите стихотворение, постарайтесь его запомнить.
Зайка, заинька косой,
Что ж ты бегаешь босой?
Подожди меня в лесу —
Я ботинки принесу.
5.Физминутка.
«Зайка» (см. конспект № 57).
Логопед сообщает о местонахождении четвертой записки,
6. Дифференциация [с] [сь] — [з] [зь] при чтении.
Задание на четвертой записке: «Прочитай, не ошибись».
При чтении слогов и слов используется прием «Эхо»: сначала читает один ребенок, за ним повторно читают все дети хором. Логопед сообщает о местонахождении пятой записки.