Знакомство с буквами з, з (с. 16).
Звучит «Песня Звездочета» из к/ф «Красная шапочка». Демонстрируется фигурка Звездочета.
—Это Звездочет. Почему его так назвали?
—Однажды на синем небе он увидел среди звезд букву.
Ой, на небе — посмотри:
Буква З как цифра три.
—Из чего составлена буква З?
—На небе звезды выглядят маленькими мерцающими огоньками. В действительности каждая звезда — это огромный светящийся раскаленный шар, как Солнце, но очень, очень далекий от нас.
—Посмотрите на буквы в голубой рамочке. Они похожи? Сколько элементов у буквы З?
—Прочитайте буквы. Посмотрите, как изобразили букву с помощью пальцев рук. Постройте ее так же.
—Звездочет принес нам звезды. Ваше внимание, старание, хорошая работа будут награждаться звездой.
Будем звезды зажигать.
Будем букву составлять.
В ходе занятия логопед у каждого ребенка находит положительные стороны в работе и дает ему возможность «зажечь» звезду. На фланелеграфе из этих звезд составляется буква З.
Звуко-буквенный анализ.
— Составьте слог и, дополнив его до целого слова, узнаете созвездие, которое звездочет наблюдал на небосводе.
зо —... (зонт)
за —... (замок)
зво —... (звонок)
Логопед выдает ребенку звезду для составления буквы з на фланелеграфе.
5. Физминутка. «Большая желтая луна».
(Лопухина И.С. Логопедия — речь, ритм, движение.)
Логопед читает стихотворение и сопровождает его движениями. Дети имитируют движения.
Большая желтая луна
Восходит в небе звездном.
Свой яркий луч мне шлет она
И шепчет: «Очень поздно!»
Луна встает, а мне — в кровать!
И до утра придется спать!
... Большая желтая луна
Бледнеет и заходит.
Погасли звезды, и видна Заря.
И солнце всходит.
Я встану, а луне — в кровать!
До вечера ей надо спать!
Чтение.
а) Чтение слогов.
—Звезды есть и в море. Это животные, их тело по форме напоминает звезду. Они яркой окраски, имеют до пятидесяти лучей. Называют их морские звезды. Найдите морскую звезду на странице книги.
—Морская звезда с буквой З протянула свои лучи к гласным буквам. Прочитайте, какие слоги они образуют?
Дети устанавливают еще звезду на фланелеграф, составляя букву З.
б) Чтение слов.
Дети читают слова первого столбика и объясняют их значение.
— Какое слово «лишнее»?
Дети читают слова второго столбика и объясняют их значение.
— Почему слово Зина написано с большой буквы?
На фланелеграфе из звезд составляется буква З.
в) Чтение слогов со стечением согласных.
— Прочитайте гласные буквы. Прочитайте слоги, которые они образуют с рядом стоящей согласной буквой. Прочитайте слоги с буквой З. Дополните слоги до целого слова.
Дети продолжают строить букву З из звезд на фланелеграфе.
г) Чтение рассказа «Тузик».
Дети читают рассказ по предложению. Объясняют смысл прочитанного предложения. Вопросы после чтения: У кого была коза? Как звали козу? Как помогал Зое Тузик? Как Зоя заботилась о козе? Какая хозяйка Зоя? (Заботливая.)
Отгадывание ребусов «ваза», «зима».
На фланелеграф ставятся звезды для буквы З.
Заселение буквы З в «Домик букв».
— Буква З достроена. Теперь объясните, в какой домик поселилась буква З?
Итог занятия.
Логопед берет у Звездочета последнюю звезду, на обороте которой стихотворение.
В звезде найдешь ты букву З,
И в золоте, и в розе.
В земле, в алмазе, в бирюзе,
В заре, в зиме, в морозе.
— Еще в каких словах можно найти букву З?
ЗАНЯТИЕ № 62
Тема: буквы З, з (закрепление).
Цель: закрепить звуки [з], [зь]; буквы З з; формировать навык письма буквы З, з, слогов и слов с ней; уточнить употребление предлогов за, из-за; обучать составлению предложения по схеме, развивать мышление.
Оборудование:разрезные слоги, ручки, тетради, изображение Змея Горыныча, языков пламени, аудиозапись, альбом 2.
Ход занятия
Организационный момент.
— Прочитайте слоги друг за другом, по цепочке.
У детей слоги: за, зво, зву, зи, зы, зу, зо, зна, зва, зно, звы, зма. Дети читают слоги. Логопед дополняет их до целого слова.
2. Повторение характеристики звуков [з], [зь].
Включена аудиозапись. Слышится свист.
— Кто это? Какое сказочное чудовище имело несколько голов? (Змей Горыныч.)
Логопед демонстрирует картинку с изображением Змея Горыныча с шестью языками пламени во рту, которые убираются по мере выполнения задания.
— Залетел к нам грозный Змей Горыныч. Языки пламени из ноздрей пускает. Фыркает огнем. Запалить всех хочет. Надо, выполняя задания, затушить пламя, но не водой, а знаниями.
— Какой первый звук в слове Змей? Расскажите о звуке [з]. Расскажите о звуке [зь].
Убирается один язык пламени.
Письмо.
— Какая буква обозначает звуки [з], [зъ]?
а) Письмо букв З,з.
б) Письмо логопедом слова коза.
Логопед объясняет написание безударной гласной в слове. Дети списывают слово с доски в кроссворд и решают кроссворд дальше. (Ваза, поза.)
в) Письмо слов звон, звук с комментированием.
Убирается язык пламени.
Физминутка.
Чтение логопедом стихотворения. Дети сопровождают чтение движениями.
Змей над миром полетел,
Покружился
И на землю сел.
Головою повертел,
Вправо, влево посмотрел.
Засвистел (з___), затопал,
Крыльями захлопал.
Все огнем спалить хотел.
Передумал — улетел.
Убирается язык пламени.