Логопед демонстрирует букву ъ и составляет на доске слово съел.
3. Закрепление буквы ъ (с. 29).
- Найдите букву в правом верхнем углу страницы. Как называется эта буква? Почему она так называется? Сколько элементов у буквы Ъ? Какие это элементы? Посмотрите, как построена буква Ъ из пальцев рук. Постройте ее так же.
- Прочитайте слова вверху страницы. Сравните слова. Как изменилось значение слова?
4. Чтение слогов.
- Однажды, гуляя по лесу, увидел Медведь измятую траву, сломанные ветки, разоренный муравейник. «Непорядок!» - подумал Медведь и решил:
Надо с этим нам кончать –
Лес от мусора спасать.
А чтобы никого не бояться,
Надо спортом заниматься.
- На поляну к зайцам приползла змея.
Опершись на длинный хвост,
Змея встала во весь рост.
«Не бойтесь, я не угрожаю,
А твердый знак изображаю.
Медведь мне дал задание
Подготовить вас к соревнованию».
- Собралась заячья команда на футбольном поле. Змея им говорит:
Мяч в ворота вы забьете,
Когда часть слова на нем прочтете.
Дети тренируются в раздельном чтении сочетаний букв с Ъ. Логопед дополняет их до целых слов:
съё (съёмка) зъе (взъерошенный)
бье (объедки) бъя (объявил)
въе (въехал) дъе (подъезд)
5. Физминутка.
Имитация движений с речевым сопровождением.
Заяц с лисой
Занимались борьбой.
Белки-малышки
В цель метали шишки
Барсуки и бобры
Бегали наперегонки.
Медведь всех удивлял:
Штангу поднимал.
6. Чтение слов (с. 30).
- Решил медведь устроить гонки. Повесил он на дереве яркое объявление. Прочитайте его:
7. Составление предложений по опорным словам и объединение их в рассказ.
- Вышли на старт заяц и волк. Прочитайте слова. С помощью этих слов расскажите, как проходили гонки волка и зайца.
8. Итогзанятия.
- Стали звери сильными и ловкими. Навели в лесу порядок, никто больше не смел нарушать его. В домиках букв тоже порядок. Все буквы заняли свои места. В каком домике поселилась буква разделительный твердый знак? Почему? Что показывает разделительный твердый знак?
ПРАЗДНИК «Прощай, моя первая книга!»
Оформление зала: зал украшен шарами. В левом углу у центральной стены макет раскрытой книги «Учим ребенка говорить и читать», обложка которой обращена к зрителям. На центральной стене зала макет солнца, макет дерева с яблоками, под деревом мягкие игрушки. В правом центральном углу на мольберте «Домики букв», стол с предметами посуды.
Роли: Юпика, Федоры, Феи, Капитана Врунгеля, Крошечки-Хаврошечки, Бабы Яги, Буратино исполняют педагоги.
Дети под музыку «Маленькая страна» (муз. И. Николаева) входят в зал и усаживаются у стены зала. У детей в руках буквы для составления слов «говорить», «читать».
Логопед: Дорогие дети! Сегодня мы собрались на праздник «Прощай, моя первая книга!» Чему вас научила эта книга?
Она для вас открыла тайны речи.
Учила вас красиво говорить,
И правильно читать.
И вас сегодня ждут опять
Герои этой книги,
С которыми вам было
Вместе весело шагать.
Логопед:Да, эта книга научила вас говорить и читать. Чтобы встретиться с героями книги, составьте из своих букв название слова говорить, читать.
Логопед показывает место расположения буквы Г. Остальные дети перестраиваются, составляя слова.
Логопед:Дорогие гости, прочитаем дружно составленные слова. Дети, скажем хором: «Раз, два, три, четыре, пять.
В нашу книгу заглянем опять».
Звучит космическая музыка. Из-за макета обложки книги появляется Юпик.
Юпик:Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? Кто я? Я прилетел с самой большой планеты. Как она называется? Побывал я в вашей книге и многому научился. Теперь я знаю все звуки и буквы. Знаю, в каких домиках они живут. Гласные «живут» в домиках с красной крышей. А вы, ребята, знаете, где какие буквы живут?
Подходит к «Домикам букв», указывает на группу домиков и спрашивает, какие звуки обозначают эти буквы. (Парные согласные звуки, самые звучные согласные, непарные согласные, буквы, которые не обозначают звуков и т.д.)
Логопед:Наши дети любят игру с буквами «Да - нет». Сейчас мы в нее поиграем. Юпик, задумай любую букву.
Дети закрывают глаза. Юпик показывает в «Домиках букв» задуманную букву (например, Г). Дети, чтобы отгадать эту букву, задают Юпику вопросы. Юпик отвечает словами «Да» или «Нет».
Дети:Эта буква обозначает гласный звук?
Юпик:Нет.
Дети:Она обозначает звонкий согласный звук?
Юпик:Да.
Дети:Парный?
Юпик:Да.
Дети:Эта буква есть в слове зубы?
Юпик:Нет.
Дети:Эта буква есть в слове гусь?
Юпик:Да!
Дети: Эта буква Г.
Юпик: Здорово! Молодцы! Отгадали букву.
Юпик садится с детьми. Звучит русская народная мелодия «Пойду ль, выйду ль я да...» Из-за макета книги выходит Федора, в руках держит корзинку.
Логопед:
- Мы видим из темного бора
Идет, ковыляет Федора.
Тихо, тихо Федора идет
И посуду свою зовет.
Федора:Тарелка'! Кружка! Кастрюля!
Логопед: Здравствуй, Федора! Что за беда у тебя приключилась?
Федора:
Сбежала от меня посуда.
А без нее мне ох как худо!
Может вы, ребята видели мою посуду?
Дети: Да! Видели! Вон она!
Дети указывают на стол с посудой. Федора подходит к столу.
Федора:Да. Это моя посуда. Да какая чистая! Тут и тарелка, и кружка, и кастрюля!
Логопед: Правильно ли Федора называет посуду? Почему? Покажите Федоре, как правильно назвать посуду, выделите ударный гласный звук.
Дети по одному подходят к столу, называют один из предметов посуды, выделяют ударный гласный звук и «возвращают» посуду Федоре.
Федора:Ой, спасибо, дети. Пойду я домой с посудою своею.
Звучит мелодия русской народной песни «Пойду ль, выйду ль я да...». Федора уходит.
Логопед: Вы хорошо научились выделять ударные гласные звуки. А хотите встретиться с Феей согласных звуков?
Под звуки сказочной волшебной музыки выходит Фея. На ней платье с рукавами зеленого и синего цвета.
Фея:Вот и встретились мы снова, мои маленькие друзья. Рада приветствовать вас я. Невелика моя страна, но в ней всегда царит порядок. Твердые и мягкие согласные никогда между собой не ссорятся. Они послали вам на память игрушки. Возьмите по игрушке.
Дети берут игрушки.
Фея:Взмахну я синим рукавом - пусть появятся игрушки, в названии которых все согласные звуки - твердые. Взмахну зеленым рукавом - пусть появятся игрушки хотя бы с одним мягким согласным в названии.
Фея стоит в центре зала. Дети с игрушками выстраиваются слева и справа от нее. Каждый ребенок объясняет выбор своего места.
Фея:Я очень счастлива. Вы научились хорошо слышать звуки!
Звуки в нашей речи дружат,
Человеку верно служат.
Об этом помните всегда.
До свидания, друзья.
Звучит музыка, Фея уходит.
Логопед:Кто-то еще к нам идет?
Звучит русская народная песня «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан...» Входит Крошечка-Хаврошечка.
Крошечка-Хаврошечка: Здравствуйте, ребята. Я Крошечка-Хаврошечка. Со злой мачехой живу, слова доброго от нее не слышу. Приказала мне она: «В сад ступай, спелых яблок насобирай ».
Крошечка-Хаврошечка пытается снять яблоки с дерева.
Логопед:Принялась Крошечка-Хаврошечка яблоки собирать, но ни одного не может с дерева снять. Крошечка-Хаврошечка, яблоки у нас не простые. На них картинки. Только тогда яблоко сорвешь, когда все звуки по порядку в слове назовешь.
Крошечка-Хаврошечка:
Ой, ребята, помогите.
Яблоки мне соберите.
Дети называют картинку, а затем — по порядку звуки этого слова и кладут яблоко в корзинку. Крошечка-Хаврошечка благодарит детей и уходит. Звучит аудиозапись «Где ты, белый пароход?» Вбегает Капитан Врунгель.
Капитан Врунгель:Полундра! На море шторм. Моя яхта «БЕДА» терпит кораблекрушение. Чтобы стих шторм иустановился штиль, нужен спасательный круг. У вас есть спасательный круг со словом штиль?
Логопед: Да, есть у нас два круга: один со словом шторм, а другой со словом штиль.
Логопед подает капитану два круга со схемами слов: штиль и шторм.
Капитан:А на котором из них слово штиль? Помогите мне разобраться, ребята.
Дети показывают капитану Врунгелю спасательный круг со словом штиль и называют звуки в схеме по порядку. Капитан «бросает в море» спасательный круг.
Капитан: Шторм утих. Моя яхта спасена. Спасибо, ребята.
Капитан пожимает детям руку и уходит. Звучит аудиозапись песни о Бабе Яге. Выбегает на метле Баба Яга.
Логопед: Здравствуй, бабушка! Откуда ты к нам явилась?
Баба-Яга: Неужто забыли? Из вашей книги. Вспомните, как помогали сестре братца Яшу выручать. Ишь, какие умные. Читать научились. Буквы все знаете. Придумали еще: согласные - гласные. Да что в них толку? Можно и без гласных обойтись.
Логопед: Ну, попробуй узнать без гласных, что лежит в ранце у ученика?
Логопед вынимает плакат.
Баба Яга:
Да ладно вам
Глумиться надо мной –
Старой и больной.
Ничаво не разберу.
Ну-ка, может вы, ребята, поймете, что тут написано?
Логопед:Ребята, какие гласные надо поставить? Какие слова получатся? Какие учебные принадлежности находятся в ранце у школьника? (Ручка, книга, пенал, тетрадь.)
Баба Яга:Убегаю, убегаю. Нечего мне тут неграмотной делать. Полечу обратно в книгу. Надо грамоте учиться.
Звучит аудиозапись песни из кинофильма «Приключения Буратино». Вбегает Буратино с папкой.
Логопед:Кто это?
Дети: Бу -ра - ти -но!
Буратино:Здравствуйте, ребята! Научила Мальвина меня читать. Стал я умненький, благоразумненький. Теперь я прочту все книги, какие есть на свете. А вы, ребята, научились читать?
Дети:Научились!
Буратино:Давайте прочитаем слова и составим из них пословицу.
Буратино достаёт из папки разноцветные карточки со словами (используется 6 цветов).
Буратино:У меня есть подсказка.
Достаёт карточку с цветовым рядом прямоугольников, в соответствии с которыми надо расположить слова. Буратино с детьми составляют из слов пословицу:
Логопед: Молодцы, ребята! Справились со всеми заданиями. Наша книга была нам хорошим помощником. Занимаясь по ней, вы научились красиво говорить и читать.
Звучит аудиозапись песни «Маленькая страна» (муз. И. Николаева). Выходят герои книги, берут детей за руки и встают полукругом. Дети друг за другом читают стихотворение, каждый по 2 строчки (с. 31).
1-й ребёнок:
Мы с Юпиком учились
Красиво говорить.
2-й ребёнок:
Место разным звукам
На схеме находить.
3-й ребёнок:
Узнали: в предложении
Слова должны дружить.
4-й ребёнок:
Ичто предлог со словом
Нельзя соединить.
5-й ребёнок:
Буквы изучая
Учились мы читать.
6-й ребёнок:
Учились по картинкам
Рассказы составлять.
7-й ребёнок:
Вот подрастем немного
И в школу мы пойдем.
8-й ребёнок:
Много интересного
В книгах мы прочтем.
9-й ребёнок:Сумеем мы кроссворды
10-й ребёнок:И ребус отгадать.
Логопед: А Юпик всем нам хочет
Юпик:Удачи пожелать!
Список использованной литературы
1. Бугрименко Е.А. Чтение без принуждения / Е.А. Бугрименко, Г.А. Цукерман. — М. : Знание, 1987.
2. Власова Т.М. Фонетическая ритмика / Т.М. Власова, А.Н. Пфафенродт. —М. : Учебная литература, 1997.
3. Волина В.В. Игры с буквами и словами на уроках и дома : ребусы от А до Я / В.В. Волина. — М. : АСТ-Пресс, 1996.
4. Волина В.В. Занимательное азбуковедение / В.В. Волина.
— М. : Просвещение, 1991.
5. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г.А. Каше. — М. : Просвещение, 1985.
6. Климанова Л.Ф. АБВГДейка / Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева. — М. : Просвещение, 1995.
7. Коноваленко В.В., Коноваленко СВ. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематичёским недоразвитием / В.В, Коноваленко, СВ. Коноваленко. — М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2004.
8. Речь. Речь. Речь / под ред. Т.А. Ладыженской. — М.: Педагогика, 1983.
9. Лопухина И.С. Логопедия — речь, ритм, движение / И.С. Лопухина. — СПб. : Кристалл, 1997,
10.Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика / Л.П. Савина. — М. : Родничок, 1999.
11.Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми / В.И. Селиверстов. — М. : Владос, 1994.
12.Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи / Т.А. Ткаченко. — СПб. : Детство-Пресс, 1999.
13. Филичева Т.Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. — М.: Гном-Пресс, 1999.
14.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М.Ф. Фомичева. — М.: Просвещение, 1989.
15.Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь / В.В. Цвынтарный. - СПб.: Лань, 1996.
16.Эльконин Д.Б. Букварь / Д.Б. Эльконин. — М.: Просвещение, 1995.
СОДЕРЖАНИЕ
Система коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нерезко выраженным общим недоразвитием речи ...-..• 3
Перспективное планирование содержания коррекционного обучения (I период)...5
Конспекты фронтальных логопедических занятий……………………………………11
ЗАНЯТИЕ № 103
Тема:звуки [ф], [фь] ................................... 11
ЗАНЯТИЕ № 104
Тема:буквы Ф,ф ........................................... 13
ЗАНЯТИЕ № 105
Тема:буквы Ф, ф(закрепление)................... 14
ЗАНЯТИЕ № 106
Тема: звуки [в], [вь]-[ф], [фь]; буквы В-Ф..... 16
ЗАНЯТИЕ № 107
Тема:буква Ю в начале слова...................... 19
ЗАНЯТИЕ №108
Тема: буква Ю после согласных.................... 20
ЗАНЯТИЕ № 109
Тема:звук [ц]................................................. 22
ЗАНЯТИЕ № 110
Тема:буквы Ц,ц............................................. 24
ЗАНЯТИЕ № 111
Тема: буквы Ц, ц (закрепление) ................... 26
ЗАНЯТИЕ № 112
Тема: звуки [с]-[ц]; буквы С-Ц....... •.......... 28
ЗАНЯТИЕ № 113
Тема: звук [й] ..... (............. .. ■................ 30
ЗАНЯТИЕ № 114
Тема: буквы Й,й ....................................... 32
ЗАНЯТИЕ № 115
Тема: звуки [ль]-[й].. ............................... 34
ЗАНЯТИЕ № 116
Тема: звук [ч] ........................................... 35
ЗАНЯТИЕ № 117
Тема: буквы Ч, ч ...................................... 37
ЗАНЯТИЕ №118
Тема: буквы Ч, ч (закрепление)......... 40
ЗАНЯТИЕ № 119
Тема: звуки [ч]-[ть] ................................. 41
ЗАНЯТИЕ № 120
Тема: звуки [ч]-[сь]; буквы Ч-С............... 44
ЗАНЯТИЕ № 121
Тема: звук [щ]........................................... 46
ЗАНЯТИЕ № 122
Тема: буквы Щ, щ..................................... 49
ЗАНЯТИЕ №123
Тема: буквы Щ, щ (закрепление).............. 52
ЗАНЯТИЕ №124
Тема: звуки [щ]-[ч]; буквы Щ-Ч.............. 53
ЗАДАНИЕ № 125
Тема: звуки [щ][сь]; буквы Щ-С............. 55
ЗАНЯТИЕ № 126
Тема: буква Ь на конце слова.................. 57
ЗАНЯТИЕ № 127
Тема: буква Ь в середине слова.................... 60
ЗАНЯТИЕ № 128
Тема: разделительный мягкий знак (Ь) ..... 62
ЗАНЯТИЕ № 129
Тема: разделительный твердый знак (Ъ).... 64
ПРАЗДНИК «Прощай, моя первая книга!» 66
Список использованной литературы.......... 70