ОТЧЕТ по научно-исследовательской практике
ОТЧЕТ по научно-исследовательской практике
Выполнила:
магистрант 1-го года обучения
факультета МИФиТ
Платонова Ирина Иннокентьевна
Согласовано:научный руководитель
к.п.н., доцент кафедры информатики и методики обучения информатике Федорова Галина Аркадьевна
Омск – 2013
Содержание
1. План научно-исследовательской деятельности | |
2. Актуальность исследования | |
3. Материалы для констатирующего этапа эксперимента |
I.
ПЛАН
научно-исследовательской практики магистранта
Платоновой Ирины Иннокентьевны
на период с 7.01.2013 по 19.01.2013
(магистерская программа «ИТ в образовании», 1-й год обучения)
Тема диссертации: Профессиональное развитие школьных библиотекарей в условиях виртуального методического сообщества
№№ п/п | Исследовательские задачи (в соответствии с тематикой магистерской диссертации) | Даты и сроки | Планируемые результаты | Заключение о выполнении (визируется научным руководителем по окончании практики) |
Провести теоретическое обоснование направления магистерского исследования. Сформулировать противоречие, выявить научную проблему, сформулировать цель, гипотезу и задачи исследования. | 7.01–12.01 | Рукопись 8-10 стр. | ||
Сформулировать цель и задачи констатирующего этапа педагогического эксперимента. Определить методы исследования. Выбрать опытно-экспериментальную базу исследования. | 13.01–19.01 | Рукопись 3–5 стр. |
Руководитель магистерской программы____________________ М.П. Лапчик
Руководитель практики _______________________ М.И. Рагулина
Научный руководитель _______________________ Г.А. Федорова
II. Актуальность исследования
Современное образование предъявляет новые требования ко всем участникам образовательного процесса.
В Федеральной программе развития образования, новых ФГОС отражается явный социальный заказ на воспитание и формирование успешно-активных, компьютерно-грамотных и информационно-культурных в целом участников информационного общества.
Особенностью стандартов нового поколения, как известно, помимо определения единых требований к структуре и результатам освоения основных образовательных программ, является установление требований к условиям реализации, в том числе кадровым, финансовым, материально–техническим. Эти нормы закреплены статьей 11 Закона Российской Федерации «Об образовании» и действуют с 2013 года.
С внедрением информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) процесс образования осуществляется принципиально в другой среде. Это означает, что современные средства обучения (компьютеры, мультимедийные обучающие программы, интернет-ресурсы) не просто дополняют, они преобразуют образование в соответствии с потребностями информационного общества. ИКТ позволяют школьным библиотекарям совершенствовать методы и организационные формы работы библиотечных процессов в соответствии с основными требованиями современной системы образования.
Интернет предлагает школьным библиотекарям различные дистанционные курсы, виртуальные конференции, сетевые сообщества с возможностью профессионального общения, обмена опытом и др. Но не многие библиотекари знают, где и как найти нужную информацию в сети, как использовать ресурсы интернета в профессиональной деятельности. Проводимые в сети мероприятия носят, зачастую, разрозненный, бессистемный характер. В целом, деятельность школьных библиотекарей в сети ещё не достаточно организована, отсутствует научно-методическое обоснование сетевого взаимодействия библиотекарей, направленного на совершенствование профессионального развития. В этой связи представляется оптимальным разработать модель профессионального виртуального методического сообщества школьных библиотекарей и разрешить существующее противоречие между обусловленной развитием информационного общества необходимостью профессионального развития школьных библиотекарей в условиях виртуального методического сообщества и отсутствием виртуальной площадки для осуществления методической поддержки в рамках профессионального сообщества, между осознанием необходимости подготовки библиотекарей к работе в рамках виртуального методического сообщества и неразработанностью содержательной и процессуальной основой данного вида деятельности.
Данные противоречия определили проблему диссертационного исследования.
Проблемой исследованияявляется снятие противоречия
· между обусловленной развитием информационного общества необходимостью профессионального развития школьных библиотекарей в условиях виртуального методического сообщества и отсутствием виртуальной площадки для осуществления методической поддержки в рамках профессионального сообщества,
· между осознанием необходимости подготовки библиотекарей к работе в рамках виртуального методического сообщества и неразработанностью содержательной и процессуальной основой данного вида деятельности.
Объектом исследования являетсяпрофессиональная деятельность школьных библиотекарей
Предметом исследования является виртуальное методическое сообщество школьных библиотекарей.
Цель исследования
Профессиональное развитие школьных библиотекарей в условиях виртуального методического сообщества.
Гипотеза исследования
Профессиональное развитие школьных библиотекарей происходит эффективно, если:
1. будет разработана и научно обоснованна модель виртуального методического сообщества школьных библиотекарей, её структура, отражающая основные виды деятельности участников сообщества;
2. будет разработана методика организации взаимодействия школьных библиотекарей в виртуальном методическом сообществе, на основе личностно-ориентированных технологий;
3. разработанная модель будет способствовать формированию устойчивой мотивации профессионального сетевого взаимодействия библиотекарей с целью совершенствования их профессионального развития.
Задачи исследования
Для достижения поставленной цели и подтверждения сформулированной гипотезы необходимо решение следующих задач:
1. Изучить современные требования к уровню профессионального развития школьных библиотекарей в условиях информатизации образования
2. Изучить основные направления деятельности виртуального сообщества школьных библиотекарей и обобщить положительный опыт их сетевого взаимодействия.
3. Теоретически обосновать и разработатьмодель виртуального методического сообщества школьных библиотекарей.
4. Разработать методику организации взаимодействия школьных библиотекарей в виртуальном методическом сообществе, определить виды деятельности школьных библиотекарей, способствующие их профессиональному развитию.
5. Организовать экспериментальную деятельность школьных библиотекарей в условиях информационной среды с целью профессионального развития.
Методы исследования
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования:
– теоретический анализ научной, методической, педагогической литературы по проблеме исследования;
– анализ стратегических и нормативно-правовых документов, регулирующих процессы модернизации (информатизации) образования на федеральном и региональном уровнях;
– изучение и анализ научных знаний по теории информации, информационных систем, библиотековедению;
– изучение и обобщение передового опыта по созданию виртуальных методических сообществ;
– методы письменного опроса (анкетирование);
– контент-анализ технической и педагогической документации,
– математическо-статистические методы обработки данных.
Научна новизна
• определяется тем, что в ходе исследования построена модель виртуального методического сообщества школьных библиотекарей,
• определены условия успешного функционирования виртуального методического сообщества
• проведена конкретизация представлений о специфике и социальной значимости деятельности школьных библиотекарей в условиях виртуального методического сообщества.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что
· дано теоретическое обоснование целесообразности организации взаимодействия школьных библиотекарей в виртуальном методическом сообществе как одного из способов совершенствования их профессионального развития;
· разработаны рекомендации по созданию модели виртуального методического сообщества;
· определены виды деятельности школьных библиотекарей в виртуальном сообществе;
Практическая значимостьпроведённого исследования определяется тем, что
· разработан информационный ресурс на базе которого организовано профессиональное взаимодействие школьных библиотекарей;
· виртуальное методическое сообщество позволит обобщить и систематизировать профессиональный опыт в библиотечном сообществе.
· подготовлены методические рекомендации по организации взаимодействия школьных библиотекарей в виртуальном методическом сообществе.
Положения, выносимые на защиту:
1.Впервые доказана целесообразность разработки модели виртуального методического сообщества с учетом современных требований, предъявляемых к школьным библиотекарям, для организации взаимодействия их в сети как одного из способов совершенствования их профессионального развития. Модель виртуального методического сообщества - это выделенное нами виртуальное пространство, содержащее информационно-тематические ресурсы профессиональной направленности с возможностью свободного доступа к ним, а также интерактивные средства для осуществления профессионального взаимодействия и общения участников сообщества.
2.Методика взаимодействия школьных библиотекарей в виртуальном методическом сообществе основана на комплексном использовании интерактивных ресурсов и возможностей интернета: виртуальных библиотек, телеконференций, чатов, блогов, форумов, и др., а так же современных педагогических технологий, отражающих основные принципы гуманистической педагогики, личностно-ориентированного подхода (дискуссии, деловые игры, обучение в сотрудничестве и др.).
3.Разработанная в процессе исследования модель виртуального методического сообщества способствует формированию устойчивой мотивации школьных библиотекарей к сетевому взаимодействию с целью профессионального развития, самообразования, самореализации.
Структура диссертации
Введение (5-6 стр.)
Глава 1. Теоретические основы профессионального развития школьных библиотекарей в условиях виртуального методического сообщества (15-20 стр.)
1.1.Психолого-педагогические основы профессионального развития школьных библиотекарей.
1.2 Основные направления деятельности виртуального методического сообщества школьных библиотекарей
1.3 Структура информационной образовательной среды виртуального методического сообщества школьных библиотекарей
Выводы по первой главе
Глава 2. Методика профессионального развития школьных библиотекарей в условиях виртуального методического сообщества (20-30 стр.)
2.1 Структура контента образовательной среды виртуального методического сообщества школьных библиотекарей.
2.2 Формы и методы взаимодействия школьных библиотекарей в условиях виртуального методического сообщества.
2.2 Результаты экспериментальной деятельности.
Выводы по второй главе
Заключение (3-4 стр.)
Библиографический список
Приложение
III. Материалы для констатирующего этапа эксперимента
В ходе научного исследования были определены цели и задачи методов констатирующего этапа.
Задачи и методы
№п/п | Задача | Метод | Результат |
Изучение и анализ нормативно- правовых документов, регулирующих процессы модернизации школьной библиотеки для выявления новых требований к профессиональным качествам библиотекарей | Изучение нормативно-правовой документации +Анкетирование | Приложение №1. Анализ нормативно- правовых документов Анкета «Информационные потребности школьного библиотекаря» | |
Изучение и анализ передового опыта по созданию виртуального методического сообщества школьных библиотекарей | Изучение и анализ интернет ресурсов. | Приложение №2 Таблица «Профессиональные сообщества в сети ИНТЕРНЕТ» | |
Изучение регионального опыта организации методической поддержки профессиональной деятельности школьных библиотекарей | Интервьюирование. Здесь определяющим является взаимодействие интервьюера и опрашиваемого. Успех во многом зависит от того, удается ли интервьюеру создать дружескую атмосферу. В библиотечных исследованиях различают 3 вида интервью: стандартизированное, не стандартизированное или полу стандартизированное (или «фокусированное»). В стандартизированном интервьюировании формулировки вопросов, план, порядок беседы заранее определены, подведены под определенный стандарт, интервьюер не вправе менять их. Варианты заранее намеченных возможных ответов предполагаются на выбор опрашиваемому, его ответы не должны выходить за рамки предположенных вариантов. В нестандартизированном интервью интервьюер, имея лишь общую тему, сам формулирует и намечает примерный порядок опроса. Здесь от интервьюера требуется: большие знания, высокий уровень культуры, творческий подход, даже искусство. При полустандартизированном (или «фокусированном») интервью интервьюер всю беседу сосредотачивает, «фокусирует» вокруг какого-либо определенного вопроса. Составляется примерный план необходимых и возможных вопросов. Эта разновидность нестандартизированного интервью, при котором порядок и формулировки вопросов могут изменяться. | Приложение №3 Вопросы интервью ( в разработке) | |
Исследование уровня ИКТ-компетентности школьных библиотекарей | Анкетирование Это наиболее распространенный метод сбораинформации, который позволяет в короткие сроки регистрировать и факты поведения людей и мнения различных представителей возрастных, профессиональных, социальных групп и сведения о процессе и результатах их деятельности и любое другое. | Приложение №4 Анкета по ИКТ ( в разработке) Профессиональные компетентности специалиста школьной библиотеки ( таблица для корректировки анкеты по ИКТ) | |
Исследование творческого потенциала и готовности школьных библиотекарей к решению профессиональных задач | Опрос Это метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном или опосредованном взаимодействии исследователя с опрашиваемыми (респондентами). При непосредственном взаимодействии опрос выступает как беседа или интервью, а при опосредственном – анкетирование. Источником информации при этом является словесное или письменное суждение респондента | Приложение №5 Входная диагностика «Каков твой творческий потенциал» Промежуточная диагностика. «Шкала гибкости поведения», «Шкала контактности», «Шкала креативности», |
Приложения
Приложение №1.
Приложение №2
Приложение №3
Вопросы интервью( в разработке)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Приложение №4
Анкета по ИКТ( в разработке)
Да | Нет | |
1. Имеете ли Вы дома компьютер? | ||
2. Есть ли у Вас выход в Интернет? | ||
3. Используете ли вы ИКТ при планировании вашей работы? | ||
4. Проводите ли Вы библиотечные уроки и другие мероприятия с применением ИКТ? | ||
5. Умеете ли Вы подобрать программное обеспечение для профессиональных целей? | ||
6. Найти необходимые материалы в Интернет | ||
7. Использовать ИКТ для мониторинга читательской активности учащихся | ||
8. Эффективно использовать ИКТ для объяснений на библиотечном уроке | ||
9. Использовать ИКТ для взаимодействия с коллегами или родителями | ||
10. Владеете ли приемами ввода- вывода информации, включая печать документов и запись информации на флеш, диск, дискету | ||
11. Владеете ли Вы приемами и методами подготовки дидактических материалов в Microsoft Word: · Ввод текста с клавиатуры и приемы его форматирования · Вставка и форматирование таблиц · Подготовка простых текстовых документов, содержащих графические элементы · Приемы работы со стилями текста, надстрочными и подстрочными символами | ||
12. Владеете ли Вы приемами и методами подготовки учебно-методических материалов в Microsoft Power Point. · Приёмы сканирования · Приёмы построения графиков и диаграмм · Простейшие приемы использования audio-video форматов в презентациях · Приемы использования гиперссылок | ||
13. Владение приемами и методами подготовки учебно-методических материалов в Microsoft Excel. · Простые расчеты · Построение графиков, диаграмм |
Школьной библиотеки
( таблица для корректировки анкеты по ИКТ)
Традиционная деятельность | Обновлённая деятельность | Компетентности и умения библиотекаря | Компетентности и умения читателя |
Формирование фонда на бумажных носителях и работа с ним | Формирование медиафонда и интернет-ресурсов, работа с ними | Информационно–коммуникационные | Информационно- коммуникационные |
Формирование карточного каталога | Формирование электронного каталога | ||
Организация традиционного рабочего места | Организация АРМ (автоматизированного рабочего места) | ||
Формирование бумажного заказа и инвентаризация УМК | Формирование электронного заказа и инвентаризация УМК | ||
Создание бумажных путеводителей по библиотеке | Создание сайтов или веб-страниц школьных библиотек | ||
Нет | Предоставление новых библиотечных услуг с использованием ИКТ: – интернет-услуги; – тиражирование материалов на электронные носители пользователей; – копирование материалов; – предоставление АРМ пользователям; – консультации по использованию ПК | ||
Составление библиотечных планов | Составление библиотечных проектов, программ, заявок на гранты | Программно- проектировочные | Программно- проектировочные |
Массовые формы работы: – литературные вечера; – литературно-музыкальные композиции | Массовые формы работы: – активные, дискуссионные; – новые формы с использованием ИКТ | Коммуникативные; организаторские; читательские; информационно- коммуникационные | Коммуникативные; читательские; информационно- коммуникационные |
Составление библиотечных отчётов | Составление или проведение: – библиотечных презентаций; – SWOT-анализа; – аналитических справок; – мониторинговых карт; – исследовательских форм | Аналитические; исследовательские |
Приложение №5
Входная диагностика
«Каков твой творческий потенциал»
1.Считаете ли вы, что современная система обучения и воспитания в гимназии может быть улучшена?
а) да;
б) нет, она и так достаточно хороша;
в) да, но в некоторых случаях (например).
2. Думаете ли вы, что сами можете участвовать в изменении системы обучения и воспитания в гимназии?
а) да;
б) нет;
в) в некоторых случаях.
3. Считаете ли вы, что некоторых из ваших идей способствовали бы значительному прогрессу в изменении системы обучения и воспитания в гимназии?
а) да;
б) при благоприятных обстоятельствах;
в) иногда.
4. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что это способствует улучшению твоего сегодняшнего положения в коллективе сверстников?
а) да;
б) нет;
в) иногда.
5. Испытывается ли вы желание заняться изучением чего-то нового и необычного для себя?
а) да;
б) нет;
в) всё зависит от целей изучения.
9. Сразу после беседы сможете ли вы вспомнить всё, что говорили?
а) да, без труда;
б) запоминаю только то, что меня интересует; в) всего вспомнить не могу.
10. В свободное время вы предпочитаете:
а) поразмыслить наедине;
б) находиться в компании;
в) вам безразлично.
11. Когда вы одни, то:
а) почитать любимую книгу;
б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;
в) пытаюсь решить всё-таки возникшую проблему.
12. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы думаете о ней:
а) независимо от того, где и с кем вы находитесь;
б) только в одиночестве;
в) только там, где не слишком шумно
13. Когда отстаиваете какую-то идею, то:
а) можете отказаться от неё, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов;
б) останетесь при своём мнении, какие бы аргументы ни выдвигали;
в) измените своё мнение, если давление будет сильным.
КЛЮЧ:
за ответ «а» - 3 балла;
за ответ «б» - 1 балл;
за ответ «в» - 2 балла.
Определяют вопросы:
1, 5, 6 – границу вашей любознательности;
2, 3, 4 – веру в себя;
7 – постоянство; 8 – зрительную память;
9 – слуховую память;
10 – ваше стремление быть независимым;
11, 12 – способность абстрагироваться;
13 - степень сосредоточенности
№ п/п | ||||||||||||||
а | в | б | б | а | в | в | а | б | б | а | б | а | ||
а | в | б | а | в | в | а | в | а | б | в | а | а | ||
в | в | б | а | а | а | а | в | а | а | б | а | а | ||
б | в | б | в | а | в | в | а | а | а | в | а | б | ||
а | а | б | а | а | а | в | а | в | г | а | а | а | ||
а | а | в | а | а | в | в | а | в | в | в | а | а | ||
в | в | б | в | а | б | в | в | а | в | б | а | а | ||
а | в | в | б | а | в | в | в | б | а | а | а | а | ||
а | в | б | в | а | в | в | а | б | а | б | а | а | ||
а | а | а | а | а | в | в | в | а | а | а | а | а | ||
а | в | б | б | а | в | в | в | б | а | а | а | а | ||
в | в | в | а | а | б | в | а | б | а | б | а | а | ||
а | в | в | в | а | в | а | в | б | а | а | а | а | ||
а | в | б | в | а | в | а | в | б | а | б | а | а | ||
а | в | б | а | а | в | в | в | б | б | а | в | а | ||
б | а | в | а | в | в | в | б | в | а | а | а | б | ||
а | а | в | а | а | в | в | в | б | а | в | а | а | ||
А3 | ||||||||||||||
Б1 | - | - | - | |||||||||||
В2 | - | |||||||||||||
А3 | ||||||||||||||
Б1 | - | - | - | |||||||||||
В2 | - | |||||||||||||
31б. |
В группе наблюдается нормальный творческий потенциал. Группа обладает теми качествами, которые позволяют ей творить, но есть и проблемы, которые могут тормозить процесс творчества. Во всяком случае, потенциал данной группы позволит творчески проявить себя, если члены данной группы пожелают и будет создана ситуация для данной деятельности.
Промежуточная.
Шкала гибкости поведения
1.Я думаю, что человек может прожить жизнь так, как ему хочется (да, нет)
2.Я могу безо всяких угрызений совести отложить до завтра то, что я должен сделать сегодня (да, нет)
3.Бывают ситуации, когда, когда человек имеет право быть нечестным (да, нет)
4.Если незнакомый человек окажет мне услугу, то я не чувствую себя обязанным ему (да, нет)
5.Я не чувствую себя обязанным делать всё от меня зависящее, чтобы у тех, с кем я общаюсь, было хорошее настроение(да, нет)
6.Я не считаю необходимым следовать правилу «не тратить времени даром» (да, нет)
7.Я редко переживаю из-за того, что в настоящий момент не делаю ничего значительного (да, нет)
8.Мне кажется, что я не могу судить о том, как должны вести себя другие люди (да, нет)
9.Меня мало волнует проблема самоусовершенствования (да, нет)
10.Я не чувствую себя обязанным всегда говорить правду (да, нет)
Шкала контактности
1.Я не чувствую угрызений совести, когда сержусь на тех, кого люблю (да, нет)
2.Для меня не слишком важно, чтобы другие разделяли мою точку зрения (да, нет)
3.Я не хотел бы отступать от своих принципов даже ради того, чтобы совершить нечто, за что люди были бы мне благодарны (да, нет)
4.Я не думаю, что любой человек по природе своей способен преодолевать те трудности, которые ставит перед ним жизнь(да, нет)
5.Два человека лучше всего ладят между собой, если каждый из них старается, прежде всего, выразить свои чувства в противовес стремлению доставить удовольствие другому(да, нет)
6.Я не чувствую себя обязанным делать всё от меня зависящее, чтобы у тех, с кем я общаюсь, было хорошее настроение(да, нет)
7.Мне кажется, что люди должны открыто проявлять в общении с другими своё недовольство ими (да, нет)
8.Я не чувствую себя обязанным поступать так, как от меня ожидают окружающие (да, нет)
9.В большинстве ситуаций я прежде всего хочу понять, чего хочу я сам, а не окружающие (да, нет)
10.Иногда я не против того, чтобы мной командовали (да, нет)
Шкала креативности
1.В сложных ситуациях надо всегда искать принципиально новые решения (да, нет)
2.Главное в нашей жизни – приносить людям пользу (да, нет)
3.Мне кажется, что наиболее ценным для человека является любимая работа (да, нет)
4.Я часто принимаю спонтанные решения (да, нет)
5.При необходимости человек может достаточно легко избавиться от своих привычек (да, нет)
6.Я часто перечитываю понравившиеся мне книги по несколько раз (да, нет)
7.Я очень увлечён своей работой (да, нет)
8.Большая часть того, что мне приходится делать, доставляет мне удовольствие (да, нет)
9.Я легко принимаю рискованные решения (да, нет)
10.Наибольшее удовлетворение человек получает в самом процессе работы (да, нет).
Ключ: Все «правильные» ответы – «да» - 1 балл (мах-10баллов),
уровень выраженности (гибкости поведения, контактности, креативности)
9,10 б – в.ср. 7,8б – ср. 1-6б – низ.
ОТЧЕТ по научно-исследовательской практике
Выполнила:
магистрант 1-го года обучения
факультета МИФиТ
Платонова Ирина Иннокентьевна
Согласовано:научный руководитель
к.п.н., доцент кафедры информатики и методики обучения информатике Федорова Галина Аркадьевна
Омск – 2013
Содержание
1. План научно-исследовательской деятельности | |
2. Актуальность исследования | |
3. Материалы для констатирующего этапа эксперимента |
I.
ПЛАН
научно-исследовательской практики магистранта
Платоновой Ирины Иннокентьевны
на период с 7.01.2013 по 19.01.2013
(магистерская программа «ИТ в образовании», 1-й год обучения)
Тема диссертации: Профессиональное развитие школьных библиотекарей в условиях виртуального методического сообщества
№№ п/п | Исследовательские задачи (в соответствии с тематикой магистерской диссертации) | Даты и сроки | Планируемые результаты | Заключение о выполнении (визируется научным руководителем по окончании практики) |
Провести теоретическое обоснование направления магистерского исследования. Сформулировать противоречие, выявить научную проблему, сформулировать цель, гипотезу и задачи исследования. | 7.01–12.01 | Рукопись 8-10 стр. | ||
Сформулировать цель и задачи констатирующего этапа педагогического эксперимента. Определить методы исследования. Выбрать опытно-экспериментальную базу исследования. | 13.01–19.01 | Рукопись 3–5 стр. |
Руководитель магистерской программы____________________ М.П. Лапчик
Руководитель практики _______________________ М.И. Рагулина
Научный руководитель _______________________ Г.А. Федорова
II. Актуальность исследования
Современное образование предъявляет новые требования ко всем участникам образовательного процесса.
В Федеральной программе развития образования, новых ФГОС отражается явный социальный заказ на воспитание и формирование успешно-активных, компьютерно-грамотных и информационно-культурных в целом участников информационного общества.
Особенностью стандартов нового поколения, как известно, помимо определения единых требований к структуре и результатам освоения основных образовательных программ, является установление требований к условиям реализации, в том числе кадровым, финансовым, материально–техническим. Эти нормы закреплены статьей 11 Закона Российской Федерации «Об образовании» и действуют с 2013 года.
С внедрением информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) процесс образования осуществляется принципиально в другой среде. Это означает, что современные средства обучения (компьютеры, мультимедийные обучающие программы, интернет-ресурсы) не просто дополняют, они преобразуют образование в соответствии с потребностями информационного общества. ИКТ позволяют школьным библиотекарям совершенствовать методы и организационные формы работы библиотечных процессов в соответствии с основными требованиями современной системы образования.
Интернет предлагает школьным библиотекарям различные дистанционные курсы, виртуальные конференции, сетевые сообщества с возможностью профессионального общения, обмена опытом и др. Но не многие библиотекари знают, где и как найти нужную информацию в сети, как использовать ресурсы интернета в профессиональной деятельности. Проводимые в сети мероприятия носят, зачастую, разрозненный, бессистемный характер. В целом, деятельность школьных библиотекарей в сети ещё не достаточно организована, отсутствует научно-методическое обоснование сетевого взаимодействия библиотекарей, направленного на совершенствование профессионального развития. В этой связи представляется оптимальным разработать модель профессионального виртуального методического сообщества школьных библиотекарей и разрешить существующее противоречие между обусловленной развитием информационного общества необходимостью профессионального развития школьных библиотекарей в условиях виртуального методического сообщества и отсутствием виртуальной площадки для осуществления методической поддержки в рамках профессионального сообщества, между осознанием необходимости подготовки библиотекарей к работе в рамках виртуального методического сообщества и неразработанностью содержательной и процессуальной основой данного вида деятельности.
Данные противоречия определили проблему диссертационного исследования.
Проблемой исследованияявляется снятие противоречия
· между обусловленной развитием информационного общества необходимостью профессионального развития школьных библиотекарей в условиях виртуального методического сообщества и отсутствием виртуальной площадки для осуществления методической поддержки в рамках профессионального сообщества,
· между осознанием необходимости подготовки библиотекарей к работе в рамках виртуального методического сообщества и неразработанностью содержательной и процессуальной основой данного вида деятельности.
Объектом исследования являетсяпрофессиональная деятельность школьных библиотекарей
Предметом исследования является виртуальное методическое сообщество школьных библиотекарей.
Цель исследования
Профессиональное развитие школьных библиотекарей в условиях виртуального методического сообщества.
Гипотеза исследования
Профессиональное развитие школьных библиотекарей происходит эффективно, если:
1. будет разработана и научно обоснованна модель <