Направление инновационной деятельности в сфере образования | Разработка, апробация и внедрение новых механизмов саморегулирования деятельности объединений образовательных организаций и работников сферы образования, а также сетевого взаимодействия образовательных организаций. |
Наименование инновационного проекта (программы) | Отработка модели сетевого взаимодействия с целью передачи лучших образовательных практик для повышения эффективности деятельности образовательных организаций |
Основная идея (идеи) инновационного проекта (программы) | Повысить эффективность деятельности образовательных организаций можно за счет трансляции (переноса) хорошо зарекомендовавших себя образовательных практик в другие образовательные организации, ориентированные на повышение эффективности собственной деятельности. Создание сетевого взаимодействия позволяет привлечь дополнительные образовательные ресурсы и повысить доступность качественного образования для большего числа учащихся. |
Современное состояние исследований и разработок по данному инновационному проекту (программе) | Проблема школьной эффективности рассмотрена таких классических моделях, как R. Marzano, P Mortimore. , P. Sammons, D.Reynolds и др. Существенного повышения уровня учебных достижений школ и улучшения их общего состояния удалось добиться в таких сетевых и территориальных проектах, как Чикагский консорциум школ, Объединение школ высокой надежности, Манчестерский проект. Примером системной работы по распространению региональных практик являются проекты:Проект улучшения качества школьной системы в Уэльсе, Великобритания; реформа школьной системы штата Онтарио, Канада и др. В нашей стране понятие "образовательная сеть" достаточно давно вошло в педагогический лексикон. Под образовательной сетью рассматривают систему взаимодействия различных учреждений (образовательных, социальных, медицинских и др.), с целью достижения значимых социально-образовательных результатов. Значение сетевой формы образования как средства обеспечения доступности качественного образования прописано в Законе об образовании в РФ (Закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ" 2014, глава II, статья 15). Проект по оценке и распространению образовательных практик ведущих школ в школы с низкими образовательными результатами был запущен Московским городским психолого-педагогическим университетом, с участием Высшей школой экономики и поддержан Министерством образования и науки РТ в 2013 г. Настоящий проект является продолжением данной работы. |
Обоснование значимости реализации инновационного проекта (программы) для развития системы образования в Республике Татарстан | Современное образование ориентирована на обеспечение доступности высокого качества образования для всех граждан. Сетевое взаимодействие является одним из средств, способствующих расширению образовательных возможностей отдельных организаций за счет: - объединения ресурсов; - создания условий для вариативного образования, - пробуждения инициативны участников образовательного процесса; |
Цели и задачи инновационного проекта (программы) | Цели: 1. Отработать на практике модель сетевого взаимодействия образовательных организаций Республики Татарстан. 2. Повысить эффективность деятельности образовательных организаций. Задачи: - выявить и проанализировать эффективные образовательные практики; - отработать разные модели выстраивания сетевого взаимодействие между образовательными организациями Республики Татарстан; - провести анализ эффективных моделей передачи передового опыта и эффективных моделей сетевого взаимодействия; - разработать предложения по расширению форм сетевого взаимодействия среди школ Республики Татарстан. |
Сроки реализации инновационного проекта (программы) | 2015-2018 годы |
Объем и источники финансирования реализации инновационного проекта (программы) | 469000 рублей. Источники финансирования: · внебюджетные источники ФГБОУ ВПО "НИСПТР"; · организационные взносы участников площадки; · средства МОиН РТ; · средства грантовых фондов. |
Основные результаты реализации инновационного проекта (программы) | 1. Совершенствование деятельности образовательных организаций - участников проекта 1.1. Изменение в системе целей и задач образовательной организации (появление у образовательной организации новых целей, направлений работы, миссии; перестройка иерархии целей и др.) 1.2. Изменение процессуальных аспектов образовательной деятельности (реализация новых программ, внедрение новых форм работы, технологий, освоение новых практик). 1.3. Изменение в условиях, обеспечивающих образовательный процесс (создание материальной базы, совершенствование системы управления, совершенствование кадрового потенциала. 1.3.1. Повышение компетентности педагогов. Формирование у педагогов дополнительных компетенций, связанных с новыми направлениями работы или требованием достижения нового качественного уровня невозможно без работы по повышению квалификации учителей. 1.3.2. Расширение материальной базы, обогащение информационной среды. 1.3.3. Изменения в системе управления. 1.4. Получение нового вида и качества образовательных результатов в соответствии с осваиваемыми эффективными практиками (разработка собственных контрольно-измерительных инструментов, программ, методических разработок и др.) 2. Востребованность образовательными организациями - участниками проекта сетевой формы взаимодействия 2.1. Признание коллективом эффективности сетевого взаимодействия. 2.2. Создание механизмов, обеспечивающих институционализацию сетевой формы взаимодействия (появление в образовательной организации новых функциональных обязанностей, традиций, норм, правил). 2.3. Изменения во внешней среде организации (связанные с изменением положения организации в системе, появлением новых связей), расширение системы взаимодействия, поиск дополнительных партнеров. |
Предложения по распространению и внедрению результатов инновационного проекта (программы) | Семинары, конференция, публикации в сети и в СМИ |
Реквизиты документов, подтверждающих прохождение организацией предварительной экспертизы (при наличии) | |