Личностный портрет ребенка дошкольного возраста

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по воспитательной работе______________С.И. Коптева

_________________________2015г.

Регистрационный № УД- _____/____

ПРОГРАММА

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Для специальности

1- 01 01 01 «Дошкольное образование»

2015г.

СОСТАВИТЕЛИ:

В.Н.Шебеко – доктор педагогических наук, доцент, доцент кафедры методик дошкольного образования учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»;

Е.А.Стреха– кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры методик дошкольного образования учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»;

Д.Н.Дубинина – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой методик дошкольного образования учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка».

РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой методик дошкольного образования

(протокол № 8 от 10 марта 2015 г.)

Заведующий кафедрой

_________Д.Н.Дубинина

ОДОБРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Советом факультета дошкольного образования БГПУ им. М. Танка

(протокол № 8 от 11 марта 2015 г.)

Председатель

Совета факультета

_________А.Н.Касперович

Оформление программы практики и сопровождающих ее материалов действующим требованиям Министерства образования Республики Беларусь соответствует. Руководитель практики

учебно-методического

управления БГПУ

_________Г.В.Савицкая

Ответственный за редакцию: Д.Н.Дубинина

Ответственный за выпуск: А.А.Орлицкая

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В профессиональной подготовке студентов по специальности «Дошкольное образование» значимое место занимает педагогическая практика в учреждении дошкольного образования.

Педагогическая практика (далее – практика) в учреждении дошкольного образования обеспечивает связь между теоретическим обучением студентов и их будущей самостоятельной профессиональной деятельностью.

Профессиональная подготовка студентов в учреждении высшего образования ориентирована на требования компетентностного подхода. Его реализация предполагает усиление проблемно-исследовательской, практико-ориентированной направленности профессиональной подготовки специалистов; активизацию самостоятельной работы студентов по разрешению ситуаций, имитирующих социальные и профессиональные проблемы.

Общие цели подготовки будущего специалиста включают – формирование и развитие социально-профессиональной компетентности, позволяющей сочетать академические компетенции(владеть и применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач; владеть системным и сравнительным анализом; исследовательскими навыками; уметь работать самостоятельно; быть способным порождать новые идеи), профессиональные компетенции(работать с психолого-педагогической литературой; составлять документацию; контролировать и поддерживать трудовую дисциплину; взаимодействовать со специалистами смежных профилей; разрабатывать, представлять и согласовывать представляемые материалы; готовить доклады, материалы к презентациям; пользоваться глобальными информационными ресурсами), социально-личностные компетенции (обладать качествами гражданственности;быть способным к социальному взаимодействию; обладать способностью к межличностным коммуникациям; владеть навыками здоровьесбережения; быть способным к критике и самокритике; уметь работать в команде) для решения задач в сфере профессиональной и социальной деятельности. Овладение данными компетенциями будет способствовать осознанному отношению студентов к будущей профессии; грамотной организации образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования,

Цель практики – становление профессиональной компетенции студентов в процессе решения профессионально-педагогических задач в условиях реального взаимодействия с детьми.

Задачи практики:

Подготовить студентов к целостному выполнению функций педагога учреждения дошкольного образования; формировать профессиональную позицию и позитивное отношение к профессии.

Актуализировать теоретические педагогические и психологические знания и эффективно строить на их основе коммуникативно-педагогическое взаимодействие с детьми, педагогами и родителями.

Формировать умение организовывать психологическое и педагогическое изучение личности и психики ребенка; способствовать овладению междисциплинарным подходом при решении возникающих психолого-педагогических проблем.

Обучать студентов планированию, моделированию и анализу педагогической деятельности (составление планов, графиков, схем, отчетной документации по установленным формам).

Совершенствовать навыки и умения диагностической, образовательной и коррекционной работы с детьми.

Способствовать овладению студентами способностью к межличностному взаимодействию.

В процессе практики студенты должны овладеть следующими профессиональными умениями:

планировать и моделировать образовательный процесс с детьми в учреждении дошкольного образования;

переосмысливать и применять в своей деятельности имеющийся научно-практический опыт педагогической работы с детьми;

определять и использовать условия, положительно влияющие на личностное развитие ребенка;

диагностировать и определять состояние развития детей по различным образовательным областям;

использовать в работе инновационные педагогические технологии;

организовывать коррекционную работу с детьми, имеющими особенности физического и психического развития;

регулировать психоэмоциональное состояние детей;

разрабатывать содержание и проводить индивидуальные консультации с родителями детей по проблемам образования и развития ребенка.

анализировать и давать самооценку проведенным мероприятиям.

Требования к содержанию и организации практики

Практика организуется на 3 курсе дневной формы получения образования (6 семестр) и длится 8 учебных недель; на 4 курсе (5 лет обучения) заочной формы получения образования (8 семестр – 8 учебных недель, на 3курсе (3,6 лет обучения) заочной формы получения образования (6 семестр) – 3 учебных недели.

1 этап практики (1 неделя).

Содержание практики обеспечивает связь между теоретическими знаниями студентов и практическими навыками и умениями в реализации задач воспитания и образования ребенка.

Студенты знакомятся с учреждением дошкольного образования – базой практики; деятельностью воспитателя (далее – непосредственного руководителя практики от организации) в учреждении дошкольного образования; изучают личностный портрет (эмоциональное благополучие) ребенка.

II этап практики (2-8 недели) Самостоятельная работа студентов в качестве педагога возрастной группы, выполнение всех обязанностей в течение рабочей смены: 1-4 неделя студенты работают по перспективно-тематическому плану воспитателя учреждения дошкольного образования; 5-8 неделя – студенты работают по перспективно-тематическому плану работы, составленному самостоятельно.

Студенты заочной формы получения образования(3.6 лет обучения) в течение 3 учебных недель работают по перспективно-тематическому плану, составленному самостоятельно.

Студенты-практиканты находятся в учреждении дошкольного образования в течение 6 часов в первую или вторую смены (в соответствии с графиком работы): 1 смена – 8.00 –14.00 ч.; 2 смена –13.00 –18.00 ч.

С 13.00 до 14.00 ч. – «встречные часы». Студенты-практиканты, работающие в одной группе, совместно планируют образовательную работу, обсуждают психолого-педагогические проблемы, изготавливают пособия, готовятся к проведению развлечений, оформляют документацию, получают консультации непосредственного руководителя практики от организации, психолога.

Дни, пропущенные студентом по уважительной причине, должны быть подтверждены документально и отработаны в другое время

Курсовые собрания по организационно-методическим вопросам до начала практики и при подведении итогов практики проводится на факультете дошкольного образования. Для курсового собрания по итогам практики студенты готовят мультимедиа-презентацию учреждения дошкольного образования – базы практики и кейс с материалами практико-ориентированных и исследовательских заданий.

Содержание практики

Учреждение дошкольного образования – база практики

Совещание с администрацией учреждения дошкольного образования. Посещение кабинета заведующего учреждением дошкольного образования, методического кабинета. Распределение студентов по группам. Первое знакомство с детьми.

Образовательная и физкультурно-оздоровительная среда учреждения дошкольного образования

Знакомство и анализ состояния образовательной и физкультурно-оздоровительной среды учреждения дошкольного образования.

Деятельность воспитателя в учреждении дошкольного образования

Изучение и анализ содержания профессиональной деятельности воспитателя в учреждении дошкольного образования (исследовательская деятельность; конструктивная деятельность; организаторская деятельность; коммуникативная деятельность).

Подготовка научно-методического отчета по итогам педагогической производственной практики

Дневник практики. Составление итогового отчета практики. Презентация одной из исследовательских тем. Лист самооценки педагогической деятельности практиканта.

Неделя

Задание 1. Знакомство с учреждением дошкольного образования – базой практики

Цель: формировать у студентов целостное представление об учреждении дошкольного образования.

Содержание.Знакомство с учреждением дошкольного образования (адрес, телефон, количество групп, режим работы д/у, Ф.И.О. заведующего, зам. заведующего, мед. сестры, музыкального руководителя, руководителя физического воспитания, психолога, логопеда, педагогов и др.).

Беседа с администрацией учреждения дошкольного образования о выполнении инструкции об охране жизни и здоровья детей, о соблюдении правил пожарной безопасности и т.д.

Посещение методического кабинета и беседа о содержании методических материалов, находящихся в кабинете: справочные и методические материалы по вопросам воспитания детей дошкольного возраста, дидактические пособия, игры, игрушки, ТСО.

Распределение студентов по группам, знакомство с воспитателями групп, помощником воспитателя, знакомство с документацией педагога группы, Первое знакомство с детьми (общение, игры).

Задание 2. Анализ образовательной и физкультурно-оздоровительной среды учреждения дошкольного образования

Цель: выявить условия, положительно влияющие на физическое и психическое развитие детей; сформировать у студентов умение их анализа с учетом гигиенических и педагогических требований.

Содержание. Характеристика состояния образовательной и физкультурно-оздоровительной среды учреждения дошкольного образования.

Образовательная среда – совокупность образовательного процесса, особенностей его организации и программно-методического, учебно-материального, материально-технического, психолого-педагогического, медико-социального обеспечения, медицинского сопровождения.

Составление карты-схемы образовательной и физкультурно-оздоровительной среды учреждения дошкольного образования.

Образовательная структура Гигиенические и педагогические требования Оздоровительная структура Гигиенические и педагогические требования
Групповое помещение   Медицинский кабинет  
Спортивный зал  
Музыкальный зал   Физкультурная площадка  
Игротека   Физкультурная зона в групповой комнате и на игровой площадке  
Участок учреждения дошкольного образования   Тренажерный комплекс  
Экологическая комната   Бассейн  
Мини-музей   Кабинет релаксации  
Общая столовая   Фитобар  
Методический кабинет детского сада   Сауна  
Кабинет заведующей детского сада   Ингаляторий  
Кабинет практического психолога   Массажный кабинет  
Кабинет логопеда   Кабинет физиотерапии  

Студенты знакомятся также с документацией медицинского кабинета детского сада, отражающей особенности состояния здоровья детей. Проводится анализ медицинских карт здоровья воспитанников, признаков (критериев) распределения детей по группам здоровья.

Комплексная оценка состояния здоровья достигается путем использования следующих показателей: уровень гармоничности физического развития; резервные возможности основных физиологических систем; наличие или отсутствие хронических заболеваний.

Данные анализа студенты представляют в аналитической справке, которая составляется в произвольной форме и отражается в дневнике практики.

Задание 3. Ознакомление с деятельностью воспитателя в учреждении дошкольного образования

Цель: расширить знания студентов о направлениях профессиональной деятельности воспитателя в учреждении дошкольного образования; способствовать внедрению в практику традиционных и инновационных методов образовательной работы.

Содержание.

Изучение и анализ содержания профессиональной деятельности воспитателя учреждения дошкольного образования (исследовательская деятельность; конструктивная деятельность; организаторская деятельность коммуникативная деятельность).

Анализируется: оснащение микро-кабинетов педагога в возрастной группе учреждения дошкольного образования (методическая документация: картотека игр, конспектов занятий, сценариев праздников и развлечений, материалов тематических консультаций для родителей, диагностических материалов, раскрывающих особенности развития детей и др.); использование методов научного исследования (педагогическое наблюдение, познавательные и творческие задания, образовательные и проблемные ситуации и др.) в практике работы с детьми; планирование совместной деятельности ребенка и взрослого в соответствии с требованиями Учебной программы дошкольного образования; создание комфортного психосоциального режима; практическая реализация проектов конструктивной деятельности; обобщение опыта работы.

Данные анализа студенты представляют в аналитической справке, которая составляется в произвольной форме и отражается в дневнике практики.

Задание 4. Изучение личностного портрета (эмоционального состояния) ребенка

Цель: дать студентам представлениео сложности и уникальности внутреннего мира ребенка, о его незащищенности, открытости и огромной зависимости от взрослых.

Содержание. Проведение диагностической методики «Цветопись».

Материал: дневник настроения, рабочая часть которого демонстрирует цветовой диапазон: семь полос красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового и черного цветов. Каждая полоса символизирует определенное настроение и сопровождается соответствующей словесной характеристикой .

Инструкция: «Отметь цветовую полоску, которая соответствует твоему настроению в этот день.

Цвет/ оценка в баллах

Красный (+3) восторженное

Оранжевый (+2) радостное

Зеленый (0) спокойное

Синий (-1) грустное

Фиолетовый (-2) тревожное

Черный (-3) крайне неудовлетворительное

Белый (0) трудно сказать.

В диагностике участвует 2 ребенка. Все индивидуальные данные,, полученные с помощью цветописи, переносятся в цветоматрицу с использованием в ее оформлении цвета «каждого дня» и его оценки.

Цветоматрица

№ п/п Число Имя понедельник вторник среда четверг пятница
Макс П. 0 +2
Юля М -3 +1

Выделяются общие цветовые синдромы, дающие картину настроения ребенка на протяжении недели. По своему содержанию синдромы могут оцениваться как позитивно-стимулирующие (представлены цвета верхней части спектра); умеренные , стабилизирующие (преобладают цвета средней части), негативные, астеничные (цвета нижней части спектра) , напряженные (представлены противоположные по значению цвета), «ковровые» (представлена пестрота цветов, означающая отсутствие единства в настроениях).

Отчетная документация за 1-ую неделю практики:

аналитическая справка о состоянии предметно-пространственной среды учреждения дошкольного образования (дневник практики);

текстовый анализ профессиональной деятельности воспитателя (дневник практики);

цветоматрица и описание эмоционального состояния детей (2 ребенка ) ( дневник практики).

Задания для самоанализа педагогической деятельности

1. Ответьте на вопросы: "Из каких компонентов складывается профессиональное мастерство педагога дошкольного образования? Из чего складывается педагогическая направленность личности? Какими знаниями и умениями должен обладать педагог дошкольного образования? Какими путями может педагог обеспечить понимание себя другими?".

2. Поставьте себе задачу: во время проведения развивающих мероприятий вступить в контакт с замкнутыми детьми. Оцените, насколько хорошо вам удалось это сделать.

Неделя

Работа студента-практиканта по перспективно-тематическому плану, составленному воспитателем учреждения дошкольного образования.

Задание 1-2. Изучение самостоятельностиребенка – интегрированного личностного качества, обеспечивающего успех в деятельности.

Цель: познакомить студентов с показателями уровня развития самостоятельности детей дошкольного возраста, о которой можно судить по степени их активности и инициативности.

Содержание. Выявление уровня развития самостоятельности детей дошкольного возраста с помощью метода наблюдения. Дети (2 ребенка) наблюдаются в процессе совместной деятельности ребенка и взрослого (непосредственно образовательная деятельность, образовательная деятельность, осуществляемая в режимные моменты).

Проявления активности ребенка изучается с помощью карты наблюдений.

Показателями активности ребенка выступают: активность вступления во взаимодействие со взрослыми; частое оказание помощи; включение во взаимодействие со сверстниками; активное участие в играх; проявление интереса ко всему новому; быстрое включение в деятельность (если она ему интересна); отсутствие уединения; легко заинтересовывается; не любит занимать второстепенные роли; экспрессивность; быстрая и громкая речь.

При заполнении карты наблюдений (дневник практики) производятся соответствующие записи с выставлением баллов: если ребенок указанную форму поведения не проявлял никогда, то он получает 0 баллов; редко - 1 балл; часто - 2 балла и всегда - 3 балла. Обработка и интерпретация данных происходит по подсчету количества набранных баллов, с определением уровня активности ребенка: 0-16 баллов – низкий ; 17-32 - средний; 35-48 - высокий.

Проявления инициативности также изучается с помощью карты наблюдений.

Показателями инициативности ребенка выступают: взятие на себя главной роли; выступление инициатором деятельности; перехватывание инициативы у сверстников; принятие участия в разных видах деятельности; высказывание своей точки зрения; стремление к лидерству, желание быть первым во всем; нахождение в центре внимания; испытание радости от внимания к нему со стороны взрослого и сверстников.

Если ребенок часто обнаруживает указанную форму поведения, то в соответствующую графу ставится 4 балла; иногда - 2 балла; никогда - 0 баллов. При обработке результатов учитывается сумма полученных ребенком баллов. Развитие у ребенка инициативности считается достаточно высоким, если получается в сумме от 23 до 44 баллов; средним - от 11 до 22 баллов; низким - от 0 до 10 баллов.

Показателями самостоятельности ребенка выступают высокие баллы активности и инициативности.

Изучение самостоятельностиребенка

Цель: выявление уровня развития самостоятельности детей дошкольного в соответствии с такими показателями как активность и инициативность.

Метод изучения: наблюдение

Содержание. Выявление уровня проявления активности у 2 детей группы:

наблюдение за детьми в процессе организованных педагогом учебных занятий, самостоятельной деятельности детей, а также во время прогулки;

заполнение таблицы на каждого ребенка.

Уровень проявления активности ________________(имя ребенка)

Показатели активности не проявляет никогда   редко часто всегда
0 баллов 1 балл 2 балла 3 балла
активность вступления во взаимодействие со взрослыми        
частое оказание помощи        
включение во взаимодействие со сверстниками        
активное участие в играх        
проявление интереса ко всему новому        
быстрое включение в деятельность (если она ему интересна)        
отсутствие уединения        
легко заинтересовывается        
не любит занимать второстепенные роли        
экспрессивность        
быстрая и громкая речь        

Обработка и интерпретация данных происходит по подсчету количества набранных баллов, с определением уровня активности ребенка: 0-16 баллов - низкий; 17-32 - средний; 35-48 - высокий.

Выявление уровня проявления инициативности у 2 детей группы:

наблюдение за детьми в процессе организованных педагогом учебных занятий, самостоятельной деятельности детей, а также во время прогулки;

заполнение таблицы на каждого ребенка.

Уровень проявления инициативности ________________(имя ребенка)

Показатели инициативности   никогда иногда часто
0 баллов 2 балла 4 балла
взятие на себя главной роли      
выступление инициатором деятельности      
перехватывание инициативы у сверстников      
принятие участия в разных видах деятельности      
высказывание своей точки зрения      
стремление к лидерству      
желание быть первым во всем      
нахождение в центре внимания      
испытание радости от внимания к нему со стороны взрослого и сверстников      

Обработка и интерпретация данных происходит по подсчету количества набранных баллов, с определением уровня развитие у ребенка инициативности: от 0 до 10 баллов – низкий уровень; от 11 до 22 баллов – средний уровень; от 23 до 44 баллов - достаточно высокий уровень.

Показателями самостоятельности ребенка выступают высокие баллы активности и инициативности.

Задание 3.

Задание 1-3. Диагностико-коррекционная работа с детьми по одной из образовательных областей Учебной программы дошкольного образования

Цель: закрепить знания студентов о методах изучения ребенка в рамках одной из образовательных областей, о содержании коррекционной работы, обусловленной данными, полученными в результате диагностики.

Содержание. Изучение протоколов обследования (по выбору), разработка и проведение совместной коррекционной деятельности ребенка и взрослого (непосредственная образовательная деятельность и образовательная деятельность, осуществляемая в режимные моменты).

Отчетная документация за 2-ую неделю практики:

карты наблюдений за проявлением активности и инициативности детей (дневник практики);

характеристика проявления самостоятельности ребенка (дневник практики);

протоколы обследования 2 детей по одной из образовательных областей (по выбору студентов), (дневник практики).

план коррекционной совместной деятельности ребенка и взрослого по одной из образовательных областей ( дневник практики).

Задания для самоанализа педагогической деятельности

1. Перечислите специфические особенности интересов детей дошкольного возраста. Объясните теоретическое положение: "Интересы детей порождаются самой деятельностью: возникают в процессе деятельности и угасают с ее прекращением".

2. Перечислите условия, стимулирующие собственную активность ребенка. Назовите возможные пути их усложнения.

3. Назовите задачи основной части коррекционного занятия в рамках непосредственной образовательной деятельности ребенка и взрослого.

Неделя

Задание 1-2 . Игровые технологии в дошкольном образовании

Цель: развитие у студентов исследовательских умений в области диагностирования и проектирования игровой деятельности детей дошкольного возраста; развитие способности личностно-ориентированного взаимодействия с детьми в разных видах игровой деятельности.

.Содержание: диагностирование развития творческой игровой деятельности детей; проектирование педагогических задач и методов организации взаимодействия с детьми в игровой деятельности; оценка результативности педагогического взаимодействия с детьми в творческих играх; реализация мини-проекта, направленного на приобщение детей дошкольного возраста к народной игровой культуре; реализация студентом самостоятельно разработанного проекта взаимодействия с детьми в игровой деятельности. Возможные направления для выбора темы проекта: организация коррекционных и развивающих игр с детьми дошкольного возраста; использование компьютерных игр в образовательном пространстве детского сада; организация театрализованных игр детей (тематика проектов может быть конкретизирована в соответствии с собственными интересами в области игровых технологий дошкольного образования).

Отчетная документация за 3-ую неделю практики:

Диагностика творческих игр детей возрастной группы, в которой будет осуществляться практика и педагогического процесса развития и использования игры (дневник практики).

Мини-проект приобщения ребёнка к элементам народной игровой культуры, включающий от 3 до 5 форм взаимодействия с ребёнком в течение двух недель (например, подготовка народного праздника с детьми группы) , (дневник практики).

Мини-проект педагогической деятельности по одной из тем в области игровых технологий дошкольного образования. (от 3 до 5 форм взаимодействия с ребёнком в течение двух недель (дневник практики).

Задания для самоанализа педагогической деятельности

Сделайте содержательный анализ и самоанализ педагогической деятельности, обеспечивающий освоение основных исследовательских и организационно-педагогических умений в области развития творческих игр детей, игрового обучения дошкольников, приобщения детей к народной игровой культуре;

Что дает педагогу проявление творческой инициативы в организации игровой деятельности.

Необходимо ли при использовании игровых технологий работы с детьми умение изучать ребёнка, корректировать свою деятельность в зависимости от его проявлений.

Неделя

Задание 1-4. Перспективно-тематическое планирование образовательной деятельности в учреждении дошкольного образования

Цель: научить студентов составлять перспективно-тематический план образовательной деятельности на каждый день недели.

Содержание. Составление перспективно-тематического плана работы на 5-8 неделю практики. Перспективно-тематический план работы воспитателя студенты составляют в определенной последовательности. Сначала разрабатывают темы занятий, а затем содержание совместной деятельности ребенка и взрослого (непосредственно образовательная деятельность и образовательная деятельность, осуществляемая в режимные моменты), самостоятельная детская деятельность, взаимодействие с семьёй.

Отчетная документация за 3-4 неделю (дневник практики):

Перспективно-тематический план образовательной деятельности на 4 недели (дневник практики).

Задания для самоанализа педагогической деятельности

1. Назовите основные принципы планирования образовательной деятельности в учреждении дошкольного образования.

2. Продолжите перечень задач «Современная учебная программа дошкольного образования строится по принципу личностно ориентированного взаимодействия ребенка и взрослого и нацелена на развитие любознательности как основы познавательной активности у ребенка; развитие способностей ребенка; формирование творческого воображения; развитие коммуникативности ребенка…».

3.Объясните фразу «Многие ученые считают, что требовать от детей результатов освоения программы неправомерно. Требования необходимо предъявлять к условиям реализации программы и ее структуре».

Неделя

Задание 1-4. Организация совместной деятельности ребенка взрослого в образовательном процессе учреждения дошкольного образования

Цель: учить студентов пользоваться партнерской формой организации образовательной деятельности – сотрудничества ребенка и взрослого (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности, сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой форм организации работы с воспитанниками).

Содержание. Самостоятельное составление конспектов непосредственной образовательной деятельности ребенка и взрослого по образовательным областям программы (при разработке конспекта необходимо придерживаться следующих положений: любовь к ребенку; принятие его как личности, умение сопереживать, терпимость и терпение; диалоговые формы общения с детьми; понимание интересов ребенка; признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право «хочу» и «не хочу»"); поощрение и одобрение самостоятельности, независимости ребенка).

Задание 5. Выполнение заданий по методике музыкального воспитания дошкольников.

Цель:помочь студентам овладеть методами и приемами работы с дошкольниками по музыкальному воспитанию.

Содержание работы:

Составьте и проведите с детьми Вашей группы (подгруппы) сюжетный игровой комплекс из трех музыкальных игр. При этом обратите внимание на: соответствие задач музыкальных игр возрасту детей; степень увлекательности выбранного сюжета игрового комплекса; разнообразие видов музыкальной деятельности в предлагаемых играх; степень художественности музыкального материала к играм. Оцените самостоятельную музыкальную деятельность детей: частота проявлений самостоятельной музыкальной деятельности и продолжительность занятий ею; количество детей, проявляющих интерес к ней; формы самостоятельной деятельности (индивидуальные упражнения; взаимообучение; использование музыкально-дидактических игр, пособий и других наглядных материалов; сюжетно-ролевые игры с музыкальным содержанием – “В концерт”, “В музыкальное занятие”, по образцу популярных телевизионных шоу и др.; пронаблюдайте, какие впечатления становятся основой для самостоятельной музыкальной деятельности детей. Как часто ее источником становятся музыкальные занятия в д/у?. Оцените влияние воспитателя на протекание этого вида деятельности: есть ли заитересованность воспитателя в осуществлении музыкального воспитания через организацию самостоятельной деятельности детей; используются ли приемы вовлечения детей в данный вид деятельности; руководит ли воспитатель этим видом деятельности, каким образом.

Отчетная документация за 5-ую неделю практики (дневник практики):

конспекты совместной деятельности детей и взрослого по образовательным областям «Учебной программы дошкольного образования» («Физическая культура», «Ребенок и общество», «Элементарные математические представления», «Ребенок и природа», «Развитие речи и культура речевого общения», «Обучение грамоте», «Искусство» ) ( дневник практики).

Конспект сюжетно-игрового комплекса из трёх музыкальных игр. (дневник практики).

Задания для самоанализа педагогической деятельности

1. Упражнение "Контраргументы": составьте список ваших слабых сторон в педагогической деятельности, и поместите его на левой половине листа. На правой стороне против каждого пункта укажите то положительное, что этому может противопоставить.

Неделя

Задание 1. Формирование первичных личностных представлений ребенка о себе, собственных особенностях, возможностях.

Цель: познакомить студентов с научно-методической литературой, отражающей проблему восприятия ребенком себя, своих собственных возможностей; учить разрабатывать содержание, способствующее формированию у ребенка представлений о себе.

Содержание. Разработка и проведение непосредственной образовательной деятельности по валеологии. Темы: «Какой Я, какие другие», «О мальчиках и девочках с головы до пят», «Что я знаю о себе» и др.

Перед проведением занятия детям предлагается игра «Это мое имя». Ребенок ищет в комнате предмет, которому он мог бы дать свое имя. После того как ребенок сделает выбор, ему предлагается описать этот предмет, отмечая все его положительные стороны и недостатки. Взрослый помогает ребенку в описании, а затем спрашивает, подходит ли это описание самому ребенку. Игра раскрывает сильные и слабые стороны воспитанников.

Задание 2. Использование в работе с детьми личностно ориентированных методов работы, признающих наличие у ребенка внутреннего потенциала саморазвития.

Цель: закрепить знания студентов о методах, развивающих субъектные свойства личности, способствующих актуализации внутренних потенций, – внутренней независимости, самостоятельности, са

Наши рекомендации