На передачу неисключительных прав

На выпускную квалификационную работу

«____»____________20____ г. № ____

г. Стерлитамак

Я, _____________________________________________________, ___________ года рождения,

(фамилия, имя, отчество (при наличии) полностью) (число, месяц и год цифрами)

паспорт гражданина РФ серия ______ № __________ выдан _________________________________

________________, дата выдачи____________; вид и реквизиты документа, удостоверяющего в РФ личность иностранного гражданина______________________________________________________,

автор выпускной квалификационной работы бакалавра (специалиста, магистра) (далее – ВКР) «_____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________»

(полное название темы)

именуемый(ая) в дальнейшем «Автор», даю свое согласие Башкирскому государственному университету, именуемому в дальнейшем «БашГУ», на нижеизложенное:

1. Автор предоставляет БашГУ простое (неисключительное) право использования произведения – ВКР на безвозмездной основе в течение всего срока действия исключительного права, принадлежащего Автору с момента подписания настоящего Согласия.

2. Автор предоставляет БашГУ согласие на размещение ВКР в электронной библиотечной системе БашГУ со следующими правами использования:

воспроизведение произведения – ВКР;

публичный показ произведения – ВКР

публичное исполнение произведения – ВКР

сообщение по кабелю произведения – ВКР

доведение до всеобщего сведения произведения – ВКР.

3. Использование БашГУ ВКР на всей территории всего мира без предоставления отчетов об использовании ВКР.

4. Автор сохраняет за собой право использовать самостоятельно или предоставлять третьим лицам права на использование ВКР, переданные БашГУ.

5. Автор гарантирует, что ВКР создано собственным творческим трудом, не нарушает авторских прав третьих лиц, и он является обладателем исключительных прав на ВКР.

6. Автор подтверждает, что ВКР выполнено в рамках освоения образовательной программы высшего образования – программы бакалавриата (программы специалитета, программы магистратуры) в БашГУ.

7. Автор подтверждает, что ВКР не содержит сведений, составляющих государственную тайну, а также производственных, технических, экономических, организационных и других сведений, в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам.

___________/_____________________________

(фамилия, имя, отчество (при наличии) полностью)

«___»____________20___г.

Методическая разработка урока истории для 6 класса по теме: «Великое княжество Литовское и Русское»

Предметные результаты: проследить исторические условия и процесс возвышения Великого княжества Литовского, выявит взаимосвязь между формированием государственности у литовцев и заимствованием традиций Древнерусского государства. Выделить причины разделения древнерусской народности на белорусов, украинцев, русских.

Метапредметные: способствовать развитию умения сравнивать, выделять главное, работать с историческими источниками, обобщать, выдвигать гипотезы.

Личностные результаты: способствовать воспитанию коммуникативной культуры, толерантного отношения к истории других государств, формированию гражданской позиции. Создать условия для осознания роли Великого княжества Литовского и Русского в судьбе наших предков.

Тип урока. Изучение нового материала.

Оборудование.Презентация. Компьютер. Проектор. Лента времени. Рабочие листы к уроку.

Ход урока.

I. Организационный блок.

II. Мотивационно-целевой блок: на экране одновременно появляется два высказывания (дети читают)

1) Литва в основе та же Русь (Адам Мицкевич)

2) Вся Русь должна принадлежать Литве (Князь Ольгерд)

Учитель: вы прослушали две цитаты. Определите, о каком государстве сегодня пойдёт речь. (ответ обучающихся: о Литве/ о Великом княжестве Литовском).

На экране карта «Великое княжество Литовское и Русское XIII-XV вв.»

Учитель: На западных границах Руси появляется новый, очень сильный сосед – Литовское княжество. Обратите внимание на ленту времени.

На какой период приходится возвышение Литвы.

В каком положении в этот период находилась Русь?

Учитель: обратимся к историческим источникам в учебнике на стр. 175. Что писали в то время о Литовском княжестве?

Что произошло с древнерусской народностью? Какие народы возникли на территории проживания древнерусской народности? (белорусы, украинцы, русские) Какая проблема возникает в связи с изучением документа?

Обучающиеся выводят проблему: Почему древнерусская народность распалась на три народа?

Учитель: почему на ваш взгляд это могло произойти? (обучающиеся предлагают свои гипотезы)

Какие народы оказались в составе Великого княжества Литовского? (ответ обучающихся: белорусы и украинцы)

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с Великим княжеством Литовским и Русским. Какие вопросы мы должны рассмотреть, чтобы познакомиться с новым государством?

(Формирование плана урока совместно с учениками) – ответы учеников

1. Образование государства у литовских племен.

2. Порядки в Литовском государстве.

3. Отношения с соседями.

Информационный блок

(Работа с анимированной презентация. Рассказ учителя. Заполнение рабочего листа № 1). В польских и литовских хрониках в 13 веке появились упоминания о литовских племенах – пруссах, литовцах, жмуди, ятвягах. Они занимали территорию к югу от Балтийского моря. Литовские племена жили общинами, занимались земледелием и скотоводством, охотились и ловили рыбу, на побережье Балтийского моря собирали янтарь.

Время от времени христианские миссионеры пытаются просветить диких язычников поклоняющихся множеству богов, в числе которых особо почитался громовержец Перун, перед идолами которого шли священные костры. В 13 в. Литовские племена пытались покорить немецкие рыцари Ливонского и Тевтонского Орденов. Брать дань с литовских племен хотели Польша, Швеция и Русские княжества. В борьбе с захватчиками литовские племена объединялись в союзы во главе с вождями. Из родовых общин выделялись слои воинов дружинников и разбогатевшей от военной добычи знати, Примерно в 1240 году один из литовских князей Миндовг уничтожил или изгнал всех племенных князей и объединил под своей властью литовские племена для борьбы с иноземными захватчиками. Так в начале 13 века образовалось Великое княжество Литовское. В то время вся Русь попала в зависимость от Золотой Орды. Каждый русский город платил тяжелую дань ордынскому хану.

Миндовг начал присоединять западно-русские земли – Полоцкую и Витебскую. Земли, покоренные литовцами, перестали платить дань в Орду. Возможно их тогда стали называть «Белая Русь», Русь, свободная от ордынской дани. В круг своих приближенных Миндовг включал как литовских родовых старейшин, так и русских бояр. При князе Гедимине, основателе династии Гедиминговичей, ВКЛ значительно укрепилось. Со времени правления Гедимина большая часть населения ВКЛ состояла из русских. Гедимин был женат на русской княжне, русичи составляли основу его армии. Русские князья играли большую роль в управлении государством. Гедимин построил город, ставший столицей Литовского княжества. Гедимин продолжил присоединение восточнославянских земель. К концу его правления 2/3ВКЛ составляли русские земли. Гедимин стал первым титуловать себя королем литовским и русским.

(Беседа по рабочему листу № 1) Как изменились отношения между русскими землями, вошедшими в состав Великого Княжества Литовского и Золотой Ордой? (Перестали платить дань Орде).

Какое положение в образовавшемся Литовском государстве заняли русские князья и бояре? (Были включены в круг приближенных князя)

Были ли русские земли заинтересованы во вхождении в Литовское государство. (Да. Литовских князей рассматривали как избавителей от Ордынского ига)

Что еще могло привлечь население русских земель в Литовском княжестве? (Порядки)

Вывод на слайде 7. Литовское государство складывалось при использовании традиций русских княжеств.

Вспомним порядки и традиции Древнерусского государства. (работа с анимированным слайдом № 8)

Кто стоял во главе государства? (Великий князь)

Какое положение при князе занимали бояре? (Советники князя)

Как назывались законы Древней Руси? (Русская Правда)

Какая религия была распространена на Руси? (Православие)

Что было привлекательным в таком управлении для русских земель? (Включение в состав этого государства воспринимались русскими людьми как возрождение Киевской Руси)

Обратимся к рабочему листу № 2 и выполним задание, прочитав п. 2 §16 с. 145-146, отметьте черты, характерные для Русско-Литовского государства при Гедимине. Совместный анализ задания

3. Отношения с соседями.

Как же складывались отношения с соседями?

Обратимся еще раз к карте.

Внимательно посмотрите и назовите соседей Великого княжества Литовского.

(Золотая Орда, Московская Русь, Польша)

Обратимся к документу на рабочем листе № 3 и выясним как складывались отношения с Московским княжеством.

Из московской летописи о походе великого князя Ольгерда в 1368 году.

«….князь Литовский Ольгерд Гедиминович, собрав множество воинов, выступил с большим войском и двинулся к Москве, на великого князя Дмитрия Ивановича. С Ольгердом в походе были его брат Кейстут и сын Кейстута Витовт, и сыновья Ольгерда, и все князья литовские, и Тверской князь Михаил, и смоленское войско…

…Когда же до великого князя (московского) дошли вести, что Ольгерд идет войной, он приказал без промедления рассылать грамоты по городам и начал собирать воинов со всего великого княжества, но было уже поздно, ни откуда из дальних мест военные отряды подойти не могли….

Ольгерд подошел к Москве и встал у крепостных стен…

Великий князь (московский) затворился в крепости с князьями, с боярами, со всем народом….

Вопрос к документу:

Чем летописец объясняет превосходство в силах литовского князя над силами московского князя?

(на стороне Ольгерда выступали не только литовские но и русские князья)

Что же касается Золотой Орды, то на последующих уроках мы будем говорить как литовский князь Ягайло решил выступить на стороне Мамая против Московского князя Дмитрия.

А с Польше был заключен союз о последствиях которого вы изучите дома по § 16. Дату заключения этого союза мы определим решив хронологическое уравнение.

Слайд. «Крещение Руси - призвание варягов +Ледовое побоище +17 = Х» (1385)

Итак, обратимся к нашей проблеме - почему древнерусская народность распалась на три народа?

Могло ли повлиять вхождение Русских земель на разделение древнерусского народа?

Что привело к распаду древнерусской народности на три народа – белорусский, украинский, и русский?

Что мы узнали сегодня на уроке? (У русских земель появился новый сосед ВКЛ)

Слайд. Рядом с русскими землями под их влиянием сложилось новое Литовское княжество.

Какие земли вошли в его состав?

Слайд.Великое княжество Литовское включило в себя западные и южные русские земли, освободив их от Ордынского ига.

Изменились ли условия развития русских земель в составе ВКЛ и Московской Руси?

Слайд. Литовская и Московская Русь стали развиваться в разных условиях – их жители стали образовывать разные, но родственные народы – белорусы, украинцы, русские.

Какой вывод мы можем сделать на основании установленных фактов?

Что стало причиной разделения древнерусского народа?

Слайд.Создание Великого княжества Литовского и Русского привело к разделению древнерусской народности на предков белорусов, украинцев, русских

Белой Русью называли земли, не платившие дань Орде, они вошли в состав Литвы первыми, Украина – потому что на окраине Литовской Руси.

На территории Московской Руси – сформировался русский народы.

Эти три родственных народа подобны трем сестрам, после замужества разошедшимся по разным семьям, но сохранившим свое родство.

Какие еще родственные народы вы знаете? Может быть в нашей республике проживают такие народы?

Оценочный блок. В течение урока учитель раздает рейтинговые карточки, которые можно обменять на оценку или сохранить до следующего урока и дополнить если оценка не устраивает.

Рефлексивный блок:составление синквейна

Домашнее задание. Ученики получают дифференцированное домашнее задание (прописать подробно):

1 уровень (высокий уровень сложности задания, требует использования дополнительных источников информации, в т.ч. Интернета, справочников и т.д.)

2 уровень: повышенный уровень сложности, проблемный вопрос

3 уровень: базовый (номер параграфа конкретного учебника, простой воспроизводящий вопрос или задание на составление хронологической таблицы и т.д.)

Наши рекомендации