Классификация видов мышления
I. По степени новизны и оригинальности.
1. Репродуктивное мышление. Направлено на воспроизведение типичных, заранее усвоенных способов выхода из проблемной ситуации.
2. Творческое (созидательное)мышление. Порождение новых идей, поиск оригинального решения.
II. По характеру протекания познавательных процессов.
1. Интуитивное мышление. Свернуто во времени, минимально осознанно, не имеет четко выраженных этапов. Результат представлен как готовое знание. Человек часто не может дать объяснения, почему он пришел к данному выводу, но точно знает, что вывод верен.
2. Аналитическое мышление. Протекает осознанно, этапы решения проблемной ситуации последовательно развернуты во времени. Человек может точно дать отчет, каким образом и почему сделаны такие выводы.
III. По уровню развития (генетическая классификация)
1. Наглядно-действенное мышление. В конкретной наглядно данной ситуации проблема решается путем практического действия (манипулирования) с предметом. Наглядно-действенное мышление преобладает у детей в возрасте до 3 лет. У взрослых проявляется в ситуации неопределенности при взаимодействии с предметами.
Тогда путем подбора правильных действий с предметом решаются конструктивные задачи.
2. Наглядно-образное мышление. В своем сознании человек оперирует представлениями об объектах в виде образов, схем, мысленных моделей и т.д. Наглядно-образное мышление преобладает у детей от 3 до 10 - 13 лет. Остается ведущим у основной массы женщин и у лиц, занимающимися различными видами искусства.
3. Абстрактно-логическое мышление. Опирается на систему знаков, символов, отвлеченных понятий. Развивается после 10 - 13 лет, типично для лиц мужского пола, но не чуждо и женщинам.
Интеллект человека
В современной психологии понятие интеллекта рассматривается с разных позиций. Для исследователя развития интеллекта в детском возрасте Жана Пиаже[1] интеллект – это общий регулятор поведения человека, его способности адаптироваться к наличным обстоятельствам жизни. Для Л. Векслера – показатель обучаемости человека всему новому. Б.Г. Ананьев[2] писал об интеллекте как о многоуровневой организации познавательных сил, охватывающей процессы, состояния и свойства личности.
Все эти подходы позволяют говорить об интеллекте не просто как о сумме знаний, но о способности познавать мир и реализовывать познание адекватно сложившейся ситуации.
Интеллект – это совокупность познавательных способностей человека, используемых на практике и приводящих к адаптивному поведению в проблемных ситуациях.
Интеллект имеет определенные уровни, которые позволяют решать определенные проблемные задачи.
Практический – помогает решать повседневные задачи с высокой степенью адаптации к конкретным условиям.
Теоретический – позволяет оперировать словами и понятиями, усваивать большой объем сложной информации и реализовывать его в своей деятельности, описывая в теории наиболее общие закономерности развития и функционирования явлений реальной действительности.
Несмотря на кажущуюся сложность теоретических знаний, невозможно сказать, что теоретический интеллект выше практического. Часто придумать какую-либо теоретическую схему (даже очень сложную) бывает проще, чем добиться эффективной работы изобретенного аппарата. Такой же эффект наблюдается и в управленческой деятельности при работе с людьми. Умение на практике применять теоретические знания имеет большое значение в развитии как теоретического, так и практического интеллекта.
В структуре интеллекта различают вербальный и невербальный интеллект. Вербальный интеллект основан на знаниях, закрепленных в словесной форме. В тестах на исследование интеллекта вербальный интеллект определяется по способности обобщать информацию, строить умозаключения, по самостоятельности и зрелости мышления.
Невербальный интеллект проявляется не столько в знаниях, сколько в умениях. В заданиях на определение невербального интеллекта оценивается развитие внимания, восприятия, зрительно-моторной координации, пространственного мышления, скорости формирования навыков и др.