Тесты промежуточной и итоговой аттестации воспитанников
Оценкауспехов воспитанников - основная составляющая образовательного процесса. Проверяя уровень теоретической подготовки воспитанников, очень важно продумать форму проведения аттестации. Педагоги дополнительного образования широко используют самые разнообразные формы, но наиболее оптимальной из них, на наш взгляд, является выявление уровня знаний, умений и навыков в ходе тестирования.
Тест – это набор стандартизированных вопросов и заданий, результат выполнения которых позволяет измерить психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого. В ходе педагогического тестирования получают количественные показатели, которые являются объективной мерой уровня освоения теоретической части образовательной программы. В этой связи качество теста зависит от того, насколько точно его задания выявляют знания, подлежащие измерению, и насколько точно тест отражает контролируемую область знаний.
Основными характеристиками теста являются:
Ø валидность,
Ø надежность.
Валидность теста– это комплексная характеристика, отражающая показатели соответствия диагноза и прогноза теста определенным внешним критериям, охвата заданиями теста той области знания, подготовленность в которой он оценивает.
Надежность теста – это показатель точности и устойчивости результатов измерения при многократном применении.
Тесты различают по длине, т.е. количеству тестовых заданий.
Любой тест прежде всего должен содержать инструкцию - словесные указания испытуемому, связанные с выполнением заданий (выбором правильного ответа из нескольких вариантов; решением какой-то задачи и т.п.). В инструкции указывается способ записи правильного ответа (что, каким образом и где надо отметить, вписать и т.д.).
Тестовые задания могут быть закрытого типа, когда содержание сопровождается несколькими номерованными вариантами ответа и испытуемому предлагается выбрать номер правильного, и открытого типа - без указания возможных вариантов ответа, когда испытуемому предлагается самостоятельно указать правильный ответ.
Один и тот же тест может иметь несколько вариантов, различающихся по трудности заданий, при этом каждый вариант может содержать, так называемые, узловые (общие) задания, которые используются для выравнивания результатов тестирования.
Тестовое задание не должно содержать ассоциации, т.е. словесные подсказки, позволяющие тестируемому угадать правильный ответ. Наличие ассоциаций свидетельствует о некорректности задания.
Для проведения тестирования могут применяться бланки определенного образца, которые и являются носителем содержания теста. Бланки теста обычно дополняются соответствующим бланков ответов (ключом), с помощью которого производят проверку.
Компьютерное тестирование предполагает наличие специальной программы, обеспечивающей нужную презентацию тестовых заданий и обработку результатов тестирования. При этом возможен вариант тестирования с мгновенной проверкой ответа на поставленный вопрос (в случае правильности выбранного ответа он принимает определенную окраску).
Условной единицей для оценки по определенной шкале результатов выполнения теста или его заданий служит балл – количественный показатель верно выполненных заданий.
В зависимости от вида аттестации (стартовая, промежуточная или итоговая) выделяют и несколько видов теста (вводные, тематические, промежуточные, итоговые), что дает педагогу возможность создать стабильную систему контроля.
Индивидуальный образовательный маршрут
Решением актуальной задачи дифференциации и индивидуализации образования при обеспечении конкретных образовательных стандартов является создание индивидуальных образовательных маршрутов.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что нет единого мнения о понятии «индивидуальный образовательный маршрут», некоторые авторы отождествляют его с понятием «индивидуальная образовательная траектория». В любом случае здесь понимается структурированная программа действий обучаемого на некотором фиксированном этапе обучения. В соответствии с этим можно выделить временную, содержательную и, обязательно, контролирующую структуры индивидуального образовательного маршрута.
Временная структура индивидуального образовательного маршрутаопределяетотрезок учебного времени, покрываемый индивидуальным обучением, и фиксирует общий срок выполнения (предполагает, например, ускоренный или замедленный темп развития ребенка, учитывает внешние обстоятельства его жизни и т.д.). На основании временной структуры составляется график выполнения учебных задач с указанием контрольных точек – сроков промежуточной и итоговой аттестации.
Содержательная структура индивидуального образовательного маршрутаоснована на выборе учебных модулей, включаемых в образовательный маршрут.
В контролирующую структуру индивидуального образовательного маршрута входят текущий контроль, отчет о выполнении учебных модулей и итоговая аттестация достижений.
Создать индивидуальный маршрут для ребенка можно только при условии ведения мониторинга, отслеживании результатов, выявлении специфики одаренности или причин неуспешности (в этом случае образовательный маршрут станет условием осуществления психолого-педагогической коррекции каких-то качеств, способностей и т.д.).
Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника (как документ) в детском объединении дополнительного образования может включать следующие составляющие:
•обобщенная характеристика воспитанника (результаты комплексной диагностики);
•перечень знаний и умений в рамках основной образовательной программы детского объединения;
•перечень знаний и умений для углубленного изучения в данной области;
•перечень творческих заданий по каждой учебной теме программы;
•перечень специальностей, которые существуют в данной области деятельности;
•перечень учреждений профессионального образования в конкретной сфере деятельности;
•результаты психолого-педагогического мониторинга;
•необходимые коррекционно-развивающие мероприятия.
Переход воспитанника на обучение по индивидуальному образовательному маршруту происходит по правилам, которые предусматривают:
· оценку педагогическим коллективом готовности ребенка к переходу и целесообразности такого перехода,
· желание самого ребенка перейти на индивидуальное обучение и осознание им ответственности принимаемого решения;
· согласие родителей.
Индивидуальная образовательная программа реализуется в ходе групповых и индивидуальных занятий, а так же в процессе самостоятельной работы в случае одаренности воспитанника.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1