Изучая растения средней полосы
1) у меня появился интерес к этой проблеме.
2) некоторые из них используются для озеленения участков.
3) они были собраны в гербарий.
4) обратите внимание на их отличия от растений других зон.
Прочитайте текст и выполните задания A12 – A15; B1 – В5; С1-С2.
(1)Матери Таньчора предлагала: «Давай, мама, сюда свою голову», зная, что мать любит, когда перебирают волосы на голове. (2)Она водила по волосам и приговаривала: «Ты у нас, мама, молодец» .
(3) – Это ещё пошто? – удивлялась мать.
(4) – Потому что ты меня родила, и я теперь живу, а без тебя никто бы меня не родил, так бы я и не увидала белый свет!
(5)Таньчора смеялась и гладила старухины волосы.
(6) – Ну тебя! – притворно сердилась старуха. – (7)Мелешь чё-то, мелишь, а чё к чему и сама не помнишь.
(8) – Нет, помню. (9)Ты у нас, правда, молодец, ты и не знаешь, какая ты молодец, ты лучше всех. (10)Скажи, мы у тебя хорошие или нет?
(11) – Я не говорю, что плохие.
(12) – Значит, хорошие. (13)И это всё ты, никто больше не смог бы родить и вырастить таких хороших людей, никто – так и знай. (14)Нам с тобою сильно повезло. (15)У кого есть ещё такая мать, как у нас?
(16)Старуха замирала и терялась от этих слов, она не знала, что их можно говорить вслух, - едва ли в деревне, где не привыкли к нежностям, кто-нибудь произносил их ещё. (17)И так понятно, что никто, кроме неё, не смог бы родить её ребят, но разве об этом говорят? (18)Зачем?
(19) – Ты у нас будешь жить долго-долго, больше всех, потому что ты лучше всех, и мы тебя никому не отдадим, никакой старости.
(20)Старухины глаза застилали слёзы от этих слов, и она торопливо поднималась: «Хватит на сегодня. (21)Дорвались, а дела стоит».
(22)Её пугали такие разговоры. (23)Мать потом долго испытывала их про себя, словно ненароком припоминая выпавшие слова, на самом деле старательно собранные в памяти, чтобы погреть, когда захочется, душу. (24)И правда – какая мать останется при этом бессердечной?! (25)Могла ли она не верить Таньчоре, если та всегда обходилась с ней ласково и тепло, делясь, как с подружкой, тем, что доверят не каждой матери.
С1 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл последней фразы текста: «Мать потом долго испытывала их про себя, словно ненароком припоминая выпавшие слова, на самом деле старательно собранные в памяти, чтобы погреть, когда захочется, душу».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных вам предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
А12 На какой вопрос в тексте нетответа?
1) Почему мама, по мнению Таньчоры, будет жить дольше всех?
2) Чем хороши были дети?
3) Как реагировала старуха-мать на ласковые слова дочери?
4) Почему мама замирала и терялась от ласковых слов Таньчоры?
А13 Какой тип речи представлен в предложениях 5 – 12?
1) описание 2) рассуждение | 3) повествование 4) описание и повествование |
А14 Укажите правильную морфологическую характеристику слова ВЫПАВШИЕ из 23 предложения текста.
1) наречие 2) краткое причастие | 3) полное причастие 4) полное прилагательное |
А15В каком значении употреблено слово сильнов предложении 14?
1) изо всех сил 2) очень 3) остро 4) вовсю
Часть 2
При выполнении заданий этой части (В1 – В4) запишите ваш ответ сразу после каждого задания. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми.
Ответы к заданиям B1 – B3 запишите словами. |
В1 Укажите способ образования слова ВЫПАВШИЕ (предложение 23)
Ответ: _________________________________________________________________
В2 Из предложения 23 выпишите все местоимения.
Ответ: _________________________________________________________________
В3 В предложениях 20-25 найдите слово, в котором правописание ННопределяется правилом: «В суффиксах полных страдательных причастий и отглагольных прилагательных с приставкой, кроме НЕ-, пишется НН». Выпишите найденное слово.
Ответ: _________________________________________________________________
Ответы к заданию B4 запишите цифрами.
В4 Среди предложений 20-25 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер это предложения.
Часть 3
Используя прочитанный текст, выполните задание С1. Запишите ваш развёрнутый ответ (сочинение-рассуждение) на отдельном бланке (листке).
С1 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл последней фразы текста: «Мать потом долго испытывала их про себя, словно ненароком припоминая выпавшие слова, на самом деле старательно собранные в памяти, чтобы погреть, когда захочется, душу».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных вам предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Вариант 12
Часть 1
При выполнении заданий этой части (А1-А16) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.
А1 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) несколько ожерелий 2) более умный
2) билеты без местов 4) с тремястами книгами