Создавая экологический прогноз

1)учитывается состояние окружающей среды.

2)оформляйте его в виде карты со специальными обозначениями.

3)требуются специальные знания.

4)учёными обработан большой статистический материал.

Прочитайте текст и выполните задания A12 – A15; B1 – В5; С1-С2.

(1)Ребёнок родился слепым. (2)Кто виноват в его несчастии? (3)Никто! (4)Тут не только не было и тени чьей-либо «злой води», но даже самая причина несчастия скрыта где-то в глубине таинственных и сложных процессов жизни. (5)А между тем при всяком взгляде на слепого мальчика влюбленное сердце матери сжималось от острой боли. (6)Конечно, она страдала в этом случае, как мать, отражением сыновнего недуга и мрачным предчувствием тяжёлого будущего, которое ожидало её ребёнка. (7)Этого было достаточно, чтобы маленькое существо с прекрасными, но незрячими глазами стало центром семьи, бессознательным деспотом, с малейшей прихотью которого сообразовывалось всё в доме.

(8)Неизвестно, что вышло бы со временем из мальчика, в котором всё окружающее стремилось развить эгоизм, если бы странная судьба не заставила дядю Максима поселиться в деревне, в семье сестры.

(9) – Этот малый, - сказал дядя Максим, - будет ещё гораздо несчастнее меня. (10)Лучше бы ему не родиться.

(11)Молодая женщина низко опустило голову, и слеза упала на её работу.

(12) – Жестоко мне напоминать об этом, Макс, - сказала она тихо, - напоминать без цели…

(13) – Я говорю только правду, - ответил Максим. – (14)У меня нет ноги и руки, но есть глаза. (15)У малого нет глаз, со временем не будет ни рук, ни ног, ни воли.

(16) – Отчего же?

(17) – Пойми меня, Анна, - сказал Максим мягче. – (18)Я не стал бы напрасно говорить тебе жестокие вещи. (19)У мальчика тонкая нервная организация. (20)У него пока есть все шансы развить остальные свои способности до такой степени, чтобы хотя отчасти вознаградить его за слепоту. (21)Но для этого нужно упражнение, а упражнение вызывается только необходимостью. (22)Глупая заботливость, устраняющая от него необходимость усилий, убивает в нём шансы на более полную жизнь.

(23)Мать была умна и потому сумела победить в себе непосредственное побуждение, заставлявшее её кидаться сломя голову при каждом жалобном крике ребёнка, и спустя несколько месяцев после этого разговора мальчик свободно и быстро ползал по комнатам, настораживая слух навстречу всякому звуку.

А12 На какой вопрос в тексте нетответа?

1) Кто виноват в слепоте мальчика?

2) Что необходимо для развития способностей слепого мальчика?

3) В чём состояло несчастье дяди Максима?

4) На какие жертвы пошла мать ради своего слепого ребёнка?

А13 Какой тип речи представлен в предложениях 9-15?

1) описание 2) рассуждение 3) повествование 4) описание и повествование

А14 Укажите правильную морфологическую характеристику слова УСТРАНЯЮЩУЮ из 22 предложения текста.

1) наречие 2) краткое причастие 3) полное причастие 4) полное прилагательное

А15В каком значении употреблено слово прихотьв предложении 7?

1) малейшее желание 2)необычный поступок

3 ) ценный подарок 4 )привязанность

Часть 2

При выполнении заданий этой части (В1 – В4) запишите ваш ответ сразу после каждого задания. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми.

Ответы к заданиям B1 – B3 запишите словами.

В1 Укажите способ образования слова ЗАБОТЛИВОСТЬ (предложение 22)

Ответ: _________________________________________________________________

В2 Из предложения 5 выпишите все местоимения.

Ответ: _________________________________________________________________

В3 В предложении 1-6 найдите слово, в котором правописание ННопределяется правилом: «В суффиксах полных страдательных причастий и отглагольных прилагательных с приставкой, кроме НЕ-, пишется НН». Выпишите найденное слово.

Ответ: ________________________________________________________________

Ответы к заданию B4 запишите цифрами.

В4 Среди предложений 17-22 найдите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номер это предложения.

Ответ: _________________________________________________________________

Часть 3

Используя прочитанный текст, выполните задание С1. Запишите ваш развёрнутый ответ (сочинение-рассуждение) на отдельном бланке (листке).

С1 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл последней фразы текста: «Глупая заботливость, устраняющая от него необходимость усилий, убивает в нём все шансы на более полную жизнь».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных вам предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант 11

Часть 1

При выполнении заданий этой части (А1 – А15) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.

Наши рекомендации