Укажите словосочетание, где выделенное слово является главным.

1) о завтрашних работах

2) опершись на локоть

3) окутанный тайной

4) тихо играя

4. Укажите словосочетание, где выделенное слово является главным.

1) отвечающийу доски

2) прибывшие сюда

3) отвечающиймальчик

4) отвечая чётко

Укажите словосочетание, где выделенное слово является главным.

1) думающийученик

2) распустившийся цветок

3) улыбающийсямальчик

4) изучая правила

Укажите словосочетание, где выделенное слово является главным.

1) вьющимися волосами

2) поблагодарив друга

3) колеблющиеся от ветра

4) изучая правила

Укажите словосочетание, где выделенное слово является главным.

1) сварить вкрутую

3) очень красивый

2) шапка набекрень

4) не видеть зверей

Укажите словосочетание, где выделенное слово является главным.

1) вьющимися растениями

2) поблагодарив соседа

3) колеблющиеся от ветра

4) изучая правила

Укажите словосочетание, где выделенное слово является главным.

1) захватив корабль

2) из светящихся окон

3) ищущим правду

4) рассказывая сказки

Укажите словосочетание, где выделенное слово является главным.

1) растущей луны

2) пишущего письмо

3) запрягающего сани

4) поздно спохватился

Укажите словосочетание, где выделенное слово является главным.

1) растущейлуны

2) распахнув шубу

3) запрягающего сани

4) поздноспохватился

Задание А 15

1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1.Когда ты ещё не умел ходить, мама носила тебя на руках.

2.Мама прочла первую книжку.

3.Мама учила тебя видеть и открывать мир.

4.Мама принесла домой сухую веточку и поставила её в воду.

2. Укажите предложение, в котором средством выразительности является метафора.

1.Иван Макарович отработал в котельной весь свой срок до минуты.

2.Он знает, что города удобнее, это факт.

3.Чтобы, значит, на субботу да на воскресенье могли люди приехать.

4.Но они же, эти города, по его мнению, убивают в человеке цельность.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности является эпитет.

1.В смазанности окружающего трудно ощутить и собственную индивидуальность.

2.Но эта святая правда, которую все знают умом, но далеко не все ощущают жаром и болью сердца.

3.Человеческая личность закладывается в детстве; от детских впечатлений, наблюдений, переживаний о многом зависит, каким станет человек.

4.Вот почему важно сохранять исторический образ города.

4. Укажите, какое средство выразительности используется в предложении «Если влюблённость во внешность может вспыхнуть после первого взгляда, то внутреннюю красоту так скоро не увидишь».

1.Гипербола

2.Эпифора

3.Метафора

4.Параллелизм

5. Укажите предложение, в котором средством выразительности является фразеологизм.

1.В новогоднюю ночь Волк особенно почувствовал своё одиночество.

2.У кого их много- перед теми все на задних лапах стоят, а у кого мало…

3.Бывает же на свете такое чудо!

4.Сколько ёлок видел он на своём веку, но такой ему видеть не приходилось.

6. Укажите, какое средство выразительности используется в предложении «И вдруг в чистой, как зеркало, воде он увидел своё отражение».

1.Метафора

2.Сравнение

3.Фразеологизм

4.Гипербола

7. Укажите, какое средство выразительности используется в предложении «Старший был храбрым воином и умело владел любым оружием».

1.Эпитет

2.Анафора

3.Литота

4.Звукопись

8. Укажите предложение, в котором средством выразительности является гипербола.

1.Но вот прошёл час, другой, третий.

2.И поэтому страшно обрадовались все, заметя появление Красоты.

3.Глядят ей, не отрываясь, в очи, глядят и поют…

4.В розовом чертоге живёт Красота, прекраснее роз, прекраснее заповедного чертога, прекраснее целого мира.

9. В каком варианте ответа средством выразительности речи является просторечная лексика?

1)–Ты бы, Лёня, рассказал чего-нибудь повеселей.

2) Встревает тут Федосья, баба из Пýстыни…

3) Эти доски и пригодятся.

4) Особенно портрет Пугачёва – глядеть долго нельзя: кажется, с ним самим разговариваешь.

10. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?

1) А Веня – это ещё хуже: Веня, племя, бремя, семя… Кошмар какой-то!

2) Одноклассники часто говорили ему обидные слова, но Венька в общем-то не обижался.

3) – Ну, дают! – разозлился Пашка. – Венька, скажи Антуану, что всё обойдётся: заберут они своё заявление как миленькие!

4) Винт здорово обрадовался Веньке и долго представлял его ребятам в палате…

11. В каком варианте ответа средством речевой выразительности является метафора?

1) Я стал придавать огромное значение внешности.

2) Все поблёкли, стушевались передо мною.

3) Это, мама, французский очень дорогой и вкусный сыр, разве ты не знаешь?

4) А на гимназическом балу она прошла мимо, не ответив на мой поклон.

12. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Ниже на две головы, а пошёл в наступление, решился!..»

1) просторечная лексика 2) эпитет 3) книжная лексика 4) сравнительный оборот

13. В каком варианте ответа средством выразительности речи являетсясравнение?

1) Цветы были такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день!

2) А на перемене, когда Витя как ни в чём не бывало подошёл к ребятам, хотя уже чувствовал недоброе, Валерка стал кривляться, глядя на него.

3) Здорово, юный жених!

4) Она несла их впереди себя, и ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие особенные...

14. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи являетсяметафора.

1) Решив немедленно идти спасать свою любимицу, Тёма на цыпочках подходит к стеклянной двери и тихо, чтобы не произвести шума, выходит на террасу.

2) Подбежав к отверстию колодца, он вполголоса зовёт:

– Жучка, Жучка!

3) Не теряя времени, Тёма обвязывает вожжами собаку, затем поспешно карабкается наверх.

4) Мальчик с ужасом вслушивается в слова няни, и мысли роем теснятся в его голове.

15. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи являетсяметафора.

1) Потом отправили по распределению в среднюю школу посёлка Калиново Вологодской области преподавать русский язык и литературу.

2) Какое это было счастье – полных три года он восстанавливал себя сам: чистил кровь Пушкиным, Толстым, Герценом...

3) Всё время мучительно думал: нужны ли все эти культурные ценности девочкам, укутанным в чинёные платки, успевшим до зари прибрать скотину и малых братьев-сестёр, и мальчикам, выполнявшим всю мужскую тяжёлую работу?

4) Обучить грамоте и поскорее отпустить домой – работать.

16. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи являетсяэпитет.

1) Я неплохо знал немецкий, домашних заданий никогда по этому предмету не готовил, но однажды настал и мой черёд, когда Елена Францевна ни с того ни с сего вызвала меня к доске, будто самого рядового ученика, и велела читать стихотворение.

2) У дворовых и у школьных ребят навсегда засело в памяти, что в нашей паре я был ведущим, а Павлик – ведомым.

3) Я оглянулся: он сидел через проход позади меня, и у него были холодные, пустые глаза.

4) Она стала листать классный журнал.

17. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи являетсяметафора.

1) Он уже думал о солдате как о своём отце, и в его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и нежности.

2) И действительно, солдат на экране был очень похож на отца на той старой военной фотографии, которая висела у них дома.

3) Это моего отца убили... – закричал Авалбёк, желая, чтобы люди гордились его отцом так же, как он.

4) Он был рад, что мать не видит его слёз.

18. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи являетсяфразеологизм.

1) Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.

2) Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки, пролистал страницы, и странная восторженная улыбка появилась на его лице.

3) А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.

4) И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.

19. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи являетсяметафора.

1) Он сидел всё в одном и том же месте, около ножки кровати, и, когда кто-нибудь наклонялся над ним, он с грозным бессилием выставлял вперёд зазубренную клешню.

2) На третий день около усов показалась пена, но, когда Зыбин к нему притронулся, краб пребольно, до крови, заклешнил ему палец.

3) Какая-то мелкая рыбёшка приплыла, сверкнула голубой искрой и сгорела в луче фонаря, исчезла.

4) Он пошёл неуклюже, кряжисто, как танк.

20. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи являетсяфразеологизм.

1) После уроков шестеро учеников, работы которых исчезли, переписали диктант.

2) Ему казалось, что любые удачи приходят к людям как бы за его счёт.

3) Я не верила, что диктанты вытащил он, но директор согласился с версией Вани.

4) Голубкин не простил благородства, как не прощал он грамотности тем, кто ему же помогал находить ошибки.

Задание А 16

Укажите ошибочное суждение:

1) В слове ОПАСНОЕ три слога.

2) В слове ПЛОЩАДКУ только согласный звук [ Щ’ ] является мягким.

3) В слове ЛЁГ происходит оглушение согласного.

4) В слове ОТЪЕЗД количество звуков и букв совпадает.

1) В слове ЗДРАВСТВУЙ согласный звук [ В ] не произносится.

2) В слове ТЫСЯЧ согласный звук [ Ч ’ ] является мягким.

3) В слове ЧТОБЫ первый согласный звук - [ Ш ].

4) В слове ПОЯВИЛСЯ количество звуков и букв совпадает.

1) В слове ВСКОРЕ все согласные звуки глухие.

2) В слове ШЕВЕЛЬНУЛА мягкость согласного [ Л’ ] на письме обозначается буквой Ь.

3) В конце слова ВЗГЛЯД происходит оглушение согласного.

4) В слове КАЁМКУ звуков больше, чем букв.

1) В слове ВИДЕЛИ все согласные звуки мягкие.

2) В слове БАГУЛЬНИК мягкость согласного [ Л’ ] на письме обозначается буквой Ь.

3) В слове ИСЧЕЗ все согласные звуки глухие.

4) В слове ПОДЪЕЗД букв больше, чем звуков.

1) В слове ПОВЕРХНОСТНЫХ согласный Т не произносится.

2) В слове ПЫТАЛСЯ все согласные звуки глухие.

3) В слове МАЛЬЧИКА мягкость согласного [ Л’ ] на письме обозначается буквой Ь.

4) В слове КАРЬЕРЕ количество букв и звуков совпадает.

1) В слове ИЗВЕСТНЫЙ согласный Т не произносится.

2) В слове ПОВТОРИЛ происходит оглушение согласного звука [ В ] перед глухим.

3) В слове УБЕДИТЕЛЬНО мягкость согласного [ Л ’ ] на письме обозначается буквой Ь.

4) В слове УПРАЖНЕНИЯМИ количество букв и звуков совпадает.

1) В слове ПОЗДНО звуков меньше, чем букв.

2) В конце слова СКЛАД происходит оглушение согласного.

3) В слове СЕРЕНЬКОЙ мягкость согласного [ Н ’ ] на письме обозначается буквой Ь.

4) В слове ОБЪЯСНИЛ все согласные звуки звонкие.

1) В слове СВОЁ буква Ё обозначает два звука.

2) В слове ПОЖИЛОЙ все согласные звуки твёрдые.

3) В слове НЕСКОЛЬКО мягкость согласного [ Л’ ] на письме обозначается буквой Ь.

4) В конце слова ГЛАЗ произносится звук [ С ].

1) В слове РАДОСТНО согласный Т не произносится.

2) В слове ВСКОЧИЛ первый звук [ Ф ].

3) В слове ПАЛЬЦЫ мягкость согласного [ Л’ ] на письме обозначается буквой Ь.

4) В слове ВЗЪЕРОШИЛ звуков больше, чем букв.

1) В слове ЗАМЕРЛИ все согласные звуки звонкие.

2) В слове ЯПОНСКОЙ количество букв и звуков совпадает.

3) В слове ВСЛУШИВАЛСЯ первый звук [ Ф ].

4) В слове ГОРЬКО мягкость согласного [ Р’ ] на письме обозначается буквой Ь.

1) В слове СЕРДЦА согласный Д не произносится.

2) В слове ВСПОМИНАЯ первый звук [ Ф ].

3) В слове СЧАСТЬЯ два слога.

4) В слове ВВЕЛА количество букв и звуков совпадает.

1) В слове ДОБЛЕСТНЫЙ согласный Т не произносится.

2) В конце слова ГЛАЗ происходит оглушение согласного звука [ З ].

3) В слове БУРЬЯНОМ 7 звуков.

4) В слове МЯЛО количество букв и звуков совпадает.

1) В слове НАРОДА все согласные звуки твёрдые.

2) В слове ДУМАЕМ букв больше, чем звуков.

3) В слове ОЩУЩЕНИЯ буква Я обозначает два звука.

4) В слове ЯЗЫК буква Я обозначает два звука.

1) В слове МОЖНО буква Ж - твёрдый согласный звук.

2) В слове КОНЕЧНО на месте сочетания ЧН произносится [ ШН ].

3) В слове ГРАНДИОЗНЫЙ букв больше, чем звуков.

4) В слове КУЛЬТУРЫ мягкость согласного [ Л’ ] на письме обозначается буквой Ь.

1) В слове ВЫЦВЕТШАЯ буква Я обозначает два звука.

2) В слове НЕУДАЧ буква [ Ч’ ] является мягким согласным звуком.

3) В слове КУРЛЫКАНЬЕМ звуков меньше, чем букв.

4) В слове СДЕЛАЛА первый звук - [ З’ ] .

1) В слове МАШИНА буква Ш - это твёрдый согласный звук.

2) В слове "ЖИГУЛЯХ" звуков меньше, чем букв.

3) В слове МУЖЧИНЫ сочетание букв ЖЧ произносится как звук [ Щ’ ].

4) В слове МОЩНЫЕ три звонких согласных звука.

1) В слове СПИДОМЕТР мягкость согласного [ М’ ] на письме обозначается буквой Е.

2) В слове ПРАЗДНИКАМ согласный звук [ Д ] является непроизносимым.

3) В слове ПСИХОТЕРАПИЯ звуков меньше, чем букв.

4) В слове ОЖИВШИЕ три твёрдых согласных звука.

1) В слове ЖУРАВЛИНЫХ все согласные звуки мягкие.

2) В слове ИЗВЕСТНЫМИ согласный звук [ Т ] является непроизносимым.

3) В слове ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ два глухих согласных звука.

4) В слове ВОЗДЕЙСТВИЯ звуков больше, чем букв.

1) В слове СЛЕДОВАТЕЛЬНО звуков меньше, чем букв.

2) В слове ВИРТУОЗНО имеется только один глухой согласный звук.

3) В слове БЕЗВРЕМЕНЬЕ все согласные звуки звонкие.

4) В слове ЗАКЛЮЧЕНИЕ количество букв и звуков совпадает.

1) В слове СЕРДЦЕМ согласный звук [ Д ] является непроизносимым.

2) В слове МОЩНАЯ два твёрдых согласных звука.

3) В слове СТРОИТЕЛЬСТВО звуков больше, чем букв.

4) В слове ВЫДВИГАТЬСЯ букв больше, чем звуков.

1 вариант

Часть А

А1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) более честный

2) обеим подругам

3) много претензий

4) двум третьих стакана

Наши рекомендации