Методы и средства воспитания.
1. Воспитание прежде всего есть воздействие на бытие человека. Есть много способов воздействия на личность. Самый часто используемый это внушение. Это вербальное или невербальное воздействие на человека с целью создание у него определенного состояния или побуждения к действию. Главное не что а как внушается. Неграмотный педагог применяет ворчание или пиление. Нужно давать время внушаемому. Не внушать нереальное, давать отдых от внушений, меньше командовать, нужно чтобы оно было дистанционированно, таинственность. Внушение не работает когда человек голодный. Нельзя внушать за полчаса до сна и через полчаса после сна.
Лекция 03.05.12
Методы и средства воспитания.
2. Другим важным методом воспитания является убеждение. Убеждение это воздействие на человека его сознание и интеллекта с целью сформировать желаемые качества поведения, действия и ориентации. Воздействует на триаду: сердце головку и ручку с ножками. Сердце символизирует чувства, головка – разум, ручки и ножки – физическое развитие. Для убеждения нужны соответствующие аргументы.
3. Пример. Это предлагаемый образец или модель действия. Важный метод. Нельзя требовать быть таким же. Нужно давать не только положительные но и отрицательные примеры. Самые фанатичные трезвенники это вышедшие из среды алкоголиков.
4. Упражнения.
5. Соревнования. Стремление людей быть лучше талантливей умнее &c.
Методы нельзя пускать на самотек. Необходимы контроль и оценка.
Функции образования:
1. Контролирующая
2. Обучающая
3. Воспитывающая.
Воспитательные средства:
1. Поощрение
2. Наказание.
Это действия с помощью которых осуществляется управление человеком и реализуется, регулируется его поведение и желания. Награда и наказания это действенные ранжирования поведению человека.
В педагогике важно их различать не смешивая с многообразными формами поведения людей.
1. Подвиги необязательны. Но они рекомендуемы и как правило награждаемы.
2. Преступления. Запрещенные акты поведения. Их совершение наказуемо.
3. Обязательное поведение. Или нормальное. Общество требует этого. Не полагается ни наград ни наказаний.
4. Морально-нейтральные акты поведения .например идет человек и свистит.
Наказание это вид нежелательного последствия который воздействует на поведение человека и делает его иным в сравнении с тем поведением которое могло бы быть или было бы если бы этого наказание не было бы.
Поощрение это последствие желательного поступка, должного и рекомендуемого. E. g. учитель дал задание решить 6 примеров а я решил 9, за это полагается награда.
Метафизика нравов, кант: «Наказание это причинение страданий, неудовольствия, а поощрение это наслаждение, радость польза, удовольствие счастье, выгода».
Бить детей нельзя. У Локка из надо применять когда ребенок упрямится и показывает волю. Но надо знать что упрямство может быть ситуативным. Возможно ребенок действительно не хочет спать. Может быть упрямство характерное, то есть упрямство по любому поводу. Характерное упрямство обычно имеет место в связи со становлением своего я. Оно происходит примерно когда человек начинает говорить в первом лице. Это примерно 1,5 – 2 года. 2 года – пик упрямства. Чаще упрямятся мальчики. После 3х, 4х лет эта фаза заканчивается.
Потом упрямство в основном ситуативно. Надо знать что у упрямства есть причина. Это какая-то печаль. Скорее всего это чувство несправедливости.
Нужно не придавать большого значения упрямству, не должно быть паники, но во время приступа упрямства нужно быть рядом с ребенком и дать понять что вы ему сопереживаете. Нужно его успокоить. Нужно его дернуть взять волевой тон. Но не идти у него на поводу.
Преодоление не битьем но уговорами отвлечением и ласками.
Применение наказаний
Постоянные одергивания и нотации. Это используют придирчивые люди. Внедряют чувство вины и лишают чувство неуверенности, делая человека некоммуникабельным. Это очень антипедагогично.
Применения розог приводит к неприятным ассоциациям.
Джон Локк. «Мысли о воспитании». Воспитывать надо привычку. Чтобы она появилась нужны поощрение и наказание. Телесные наказания уместны только в крайних случаях. Излишние поощрения подавляют разум и способствуют порокам. Нужно воздействовать на самолюбие через долго честь совесть. Высшая санкция нравственности – честное мнение. Нужно учить ребенка рассуждать и подчинять желания разуму.
Кант требует умеренного применения награды и наказания. К крайних случаях награждать и в крайних наказывать. Кант вообще запрещает насилие. Любое наказание делает рабы. Награда создает человека с продажным образом жизни. Главное наказание должно быть моральным и заключаться в подлости и презрении к ребенку.
Бихевиоризм. Теория подкрепления и затухания. Поведения можно регулировать с помощью подкрепляющих стимулов или подвергать погашению. Плач можно погасить если отказываться обращать на ребёнка внимание когда ребенок начинает так себя вести так как часто детям просто нужно внимание. Скинер против наказание из-за нежелательных побочных эффектов.
Наказание ведет к тому что поступок данный ассоциируется с неудовольствием и наоборот. Система естественных последствия поступка и считает что надо задействовать естественные реакции удовольствия и неудовольствия.