Классификация звуков русского языка
ТФПСР
Классификация звуков русского языка
В русском языке различают 42 звука речи, или, пользуясь другим термином, 42 фонемы (от греч. слова phonema, что означает «звук речи»).
По механизму образования фонемы делятся прежде всего на гласные и согласные (6 гласных и 36 согласных).
Для всех гласных характерны фонация (голосообразование), обусловленная вибрацией голосовых связок, и свободный проход выдыхаемого воздуха через ротовую полость.
Для согласных характерно образование в ротовой полости преград на пути выдыхаемого воздуха либо в виде смычки тех или иных речевых органов, либо в виде образованных ими более или менее узких щелей и проходов, либо, наконец, в виде последовательного соединения смычки го щелью. При образовании одних согласных фонем указанные преграды сочетаются с фонацией, при образовании других фонация отсутствует.
Артикуляционная классификация гласных строится с учетом:
1) участия или неучастия губ. В артикуляции гласных о и у, кроме языка, активное участие принимают губы, которые при произнесении этих фонем выдвигаются вперед и округляются. Поэтому гласные о, у называют лабиализованными (от лат. labia — губы), а все остальные гласные — нелабиализованными;
2) степени подъема языка к нёбу (верхний, средний и нижний подъем);
3) места подъема языка (передний, средний и задний ряд). Описанная выше классификация гласных фонем представлена в таблице 1.
Таблица I Классификация гласных
Место и степень подъема языка | Ряд | ||
передний | средний | задний | |
Подъем: верхний | И | Ы | У |
средний | Э | О | |
нижний | А | ||
Лабиализация | Нелабиализованные | Лабиализованные |
Артикуляционная классификация согласных строится с учетом пяти основных признаков:
1) наличие или отсутствие вибрации голосовых складок;
2) способ артикуляции;
3) место артикуляции;
4) наличие или отсутствие дополнительного подъема спинки языка к твердому нёбу;
5) место резонирования.
По первому признаку (по наличию или отсутствию вибрации голосовых складок) согласные делятся на:
1) звонкие, при образовании которых тон голоса сочетается с резко выраженным шумом: б,б', д,д', г,г', в,в', з,з', ж,ж';
2) сонорные (от лат. sono — звучу), при образовании которых шум почти не присутствует и преобладает тон голоса: л,л', р,р', м,м', н,н', и (j),
3) глухие, в образовании которых участвует только шум: п,п', т,т', к.к', ф,ф', с,с', х, ц, ч', ш, щ.
По второму признаку (по способу артикуляции) согласные делятся на:
1) смычные — смычно-взрывные: б,б', п,п', д,д', т,т', г,г', к,к' и смычно-проходные: м,м', н,н', л,л';
2) щелевые (фрикативные): в,в', ф,ф', з,з', с,с', ш, ж, щ, х,х', и (j),
3) аффрикаты: ц, ч';
4) дрожащие: р,р'.
По третьему признаку (по месту артикуляции) согласные делятся на:
1) губные — губно-губные: м,м', п,п', б,б' и губно-зубные: ф,ф', в,в'.
2) язычные — язычно-зубные: т,т', д,д", н,н', с,с', з,з', ц; язычно-альвеолярные: л,л', р,р'; язычно-передненёбные: ш, ж, ч, щ; язычно-средненёбные: к', г', х','й (j); заднеязычные (задненёбные): г, к, х.
По четвертому признаку (по наличию или отсутствию подъема спинки языка) согласные делятся на:
1) твердые: твердые пары всех согласных, кроме ч, щ;
2) мягкие: мягкие пары всех согласных, кроме ш, ж, ц.
По пятому признаку (по месту резонирования) согласные делятся на:
1) носовые: м,м', н,н';
2) ротовые: все остальные согласные.
Таким образом, каждый согласный звук (фонема) имеет целый ряд артикуляционных особенностей и в зависимости от этого может быть отнесен одновременно к нескольким группам.
Наглядное представление о распределении согласных по пяти произносительным признакам можно составить по таблице 2.
Таблица 2 Классификация согласных
Сигматизм и его исправление
Звуки с-с', з-з'
Звуки с-с' и з-з' (свистящие) относятся к группе зубных звуков.
Исправление недостатков произношения этих звуков, как отмечалось выше, начинается с развития у ребенка умения различать их на слух. Далее проводится артикуляционная гимнастика. Затем отрабатывается правильная артикуляция.
При произнесении звука с части артикуляционного аппарата располагаются следующим образом:
— губы принимают положение следующего гласного;
— зубы сближены на расстояние около 1 мм;
— кончик языка упирается в нижние резцы;
— спинка языка выгнута, и по середине ее образуется желобок, по которому выдыхаемая струя воздуха направляется к резцам;
— боковые края языка прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов;
— нёбная занавеска поднята и прижата к задней стенке глотки, так что образует препятствие для выхода воздуха через нос;
— голосовые связки разомкнуты.
При произнесении мягкого с спинка языка более выгнута по направлению к твердому нёбу и весь язык напряжен; кончик языка сильнее упирается в резцы.
При произнесении звуков з и з' артикуляционный уклад тот же, что и при произнесении с и с', только спинка языка поднята несколько выше, голосовые связки сомкнуты и вибрируют; выдох менее напряжен, чем при звуке с.
Звук ц
Звук ц относится к группе аффрикат (смычно-щелевых) и образуется в "результате быстрого слияния звуков тис (тс). При его произнесении в первый момент кончик языка упирается в нижние резцы, как при звуке с; спинка языка круто вогнута и передней своей частью образует смычку у шеек верхних резцов; во второй момент кончик языка остается в том же положении, а передняя часть спинки после разрыва смычки отскакивает в положение с и в середине ее образуется узкий канал для прохода воздуха. Мягкое нёбо поднято, связки разомкнуты, выдох умеренный.
Звуки ш и ж
Звуки ш и ж (шипящие) относятся к группе средненёбных. При произношении звука ш части артикуляционного аппарата занимают следующее положение:
— губы несколько выдвинуты вперед;
— кончик языка поднят к нёбу (за альвеолы), но не касается его, образуя щель;
— боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха;
— нёбная занавеска поднята;
— голосовые связки разомкнуты.
При произнесении звука ж положение частей артикуляционного аппарата то же, что при ш, только голосовые связки сомкнуты и вибрируют; язык более высоко поднят по направлению к твердому нёбу; выдыхаемая струя воздуха слабее.
Вибрацию голосовых связок ребенок может ощутить, приложив руку к гортани логопеда, а затем к своей собственной. Сначала логопед должен сам произносить поочередно звуки ш-ж, держа при этом руку ребенка на своей гортани.
Звук ч
Звук ч относится к группе аффрикат (смычно-щелевых). Этот звук возникает в результате быстрого соединения смычного звука т' с последующим щелевым ш'.
При произнесении звука ч, так же как при произнесении звука ц, наблюдаются два момента: в первый момент кончик языка производит смычку с корнями верхних резцов, во второй — кончик языка после взрыва отходит назад к альвеолам, образуя здесь сужение; весь язык напряжен, приближен к нёбу; губы слегка выдвинуты вперед; нёбная занавеска поднята; голосовые связки разомкнуты (рис.24).
Звук щ
Звук щ звучит как длительный звук [ш').
При его произнесении части артикуляционного аппарата занимают следующее положение:
— губы выдвинуты вперед;
— кончик языка поднят, как при ш, но не к передней части твердого нёба, а к альвеолам, образуя в этом месте щель;
— боковые края языка примыкают к внутренней стороне коренных зубов, образуя посередине языка продольный канал, по которому проходит струя выдыхаемого воздуха; вся масса языка напряжена, корневая часть приподнята;
— нёбная занавеска поднята.
Виды сигматизма
Недостатки произношения свистящих и шипящих звуков называются сигматизмом, замена свистящих звуков шипящими или другими звуками русского языка называется парасигматизмом.
Сигматизм бывает следующих видов:
1. Межзубный сигматизм.
Этот недостаток выражается в том, что при произнесении свистящих или шипящих звуков (а иногда и тех и других) кончик языка просовывается между нижними и верхними резцами, отчего получается шепелявый звук.
2. Губно-зубной сигматизм.
При этом недостатке произношения свистящие или шипящие звуки (а иногда и те и другие) произносятся подобно звукам ф и в, т. е. при таком положении частей артикуляционного аппарата, когда нижняя губа поднята к верхним резцам, образуя сужение, через которое проходит выдыхаемая струя воздуха, а язык находится в положении звука с. При такой комбинированной артикуляции образуется звук, который содержит элементы звуков ф и с (в и з), вследствие чего произношение становится нечетким, непонятным и неприятным на слух.
3. Призубный сигматизм.
Этот недостаток произношения отличается тем, что при произнесении свистящих звуков кончик языка упирается в края верхних и нижних резцов, образуя затвор и мешая проходу воздуха через зубную щель, вследствие чего отсутствует характерный для этих звуков свист и вместо звуков с, з слышатся звуки т и д, например: суп — «туп», самолёт — «тамолёт», зима — «дима», зонтик — «донтик», цапля — «тапля». Этот недостаток можно назвать и парасигматизмом, так как в данном случае один согласный звук заменяется другим.
4. Шипящий сигматизм.
При этом виде сигматизма звуки произносятся при следующем положении языка: кончик его оттянут от нижних резцов в глубь ротовой полости, спинка резко выгнута по направлению к твердому нёбу, вследствие чего вместо свиста слышится смягченное ш или ж (собака — «шябака», замок — «жямок»).
5. Боковой сигматизм.
При этом недостатке свистящие или шипящие звуки (иногда и те и другие) могут произноситься двумя способами:
а) кончик языка упирается в альвеолы, а весь язык ложится ребром; один из его краев поднимается к внутренней стороне коренных зубов, пропуская выдыхаемый воздух по боковым краям языка, вследствие чего образуется «хлюпающий» звук;
б) кончик языка упирается в верхние альвеолы, пропуская воздух по бокам, как при звуке л. Боковой сигматизм может быть односторонним и двусторонним.
6. Носовой сигматизм.
При этом недостатке свистящие или шипящие звуки (иногда и те и другие) произносятся при следующем положении языка: корень его поднимается и примыкает к мягкому нёбу, которое опускается и образует проход для выдыхаемого воздуха через нос, отчего слышится звук, похожий на х, но с гнусавым оттенком.
Постановка шипящих звуков
Перечисленные виды сигматизма, кроме шипящего (межзубный, губно-зубный, призубный, боковой и носовой), могут встречаться и в группе шипящих звуков (ш, ж, ч, щ).
Кроме того, часто шипящие звуки заменяются свистящими, например звук ш — звуком с, звук ж — звуком з, звук ч — звуком ц, звук щ — звуком с'. Такая замена называется свистящим сигматизмом.
Недостатки произнесения шипящих звуков ш и ж можно устранять следующим образом. Логопед предлагает логопату произносить звук сив это время, подводя шпатель или зонд под кончик языка, поднимает его за верхние альвеолы; при таком положении вместо с слышится звук ш, вместо з — ж. Логопед постепенно приучает логопата удерживать язык в таком положении. При этом, чтобы обеспечить необходимое выдвижение губ, логопед слегка нажимает на углы его рта (рис. 25). В дальнейшем логопат закрепляет правильное произношение звуков ш и ж в слогах, словах и фразах, контролируя при помощи зеркала положение своих губ и языка. Кроме того, он выполняет устные и письменные упражнения на дифференциацию этих звуков и свистящих с и з.
При постановке аффрикаты ч логопед предлагает логопату произносить слог ать и в это время, подложив шпатель или зонд под передний край языка, поднимает его к альвеолам верхних резцов. Одновременно логопед слегка нажимает пальцами на углы рта, выдвигая губы вперед. При таком положении языка и губ вместо слога ать слышится ач, вместо оть — оч, вместо уть — уч и т.д. По мере того как логопат закрепляет этот звук в своем кинестетическом и слуховом представлении, он начинает произносить его самостоятельно (без механической помощи) в обратных и прямых слогах, а затем в словах и фразах. Кроме того, необходимы устные и письменные упражнения на дифференциацию этого звука и звуков с и ц.
При постановке звука ш логопед предлагает логопату произносить длительно смягченный ш (шьшь) или слог ась и в это время, так же как при постановке звука ч, поднимает шпателем или зондом кончик его языка к верхним альвеолам, отчего получается шьшь или звук ш. Вначале этот звук закрепляют в прямых, слогах, затем в обратных, далее в словах и фразах. Кроме того, проводятся устные и письменные упражнения на дифференциацию звуков щ, с и ш.
Как уже было сказано ранее, при исправлении различных видов сигматизма особое внимание необходимо уделять дифференциации свистящих и шипящих звуков.
Дифференциацию свистящих и шипящих звуков рекомендуется проводить примерно в такой последовательности: с-з, с-ц, с-з-ц, ш-ж, с-ш, з-ж, с-ч, ц-ч, с-щ.
Ротацизм и его исправление
Разнообразные недостатки произношения фонем р и р' носят название ротацизма, который может выражаться в искажении этих фонем или в замене их другими звуками. Второй вид дефекта называется параротацизмом.
Артикуляция звука р состоит в следующем. Положение губ зависит от смежных фонем. Между верхними и нижними резцами сохраняется некоторое расстояние. Язык принимает форму ложечки. Его боковые края прилегают к верхним коренным зубам, а передний край (кончик языка) поднят к альвеолам, соприкасается с ними и вибрирует под напором выдыхаемого воздуха. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
Мягкий звук р (р') отличается по артикуляции от твердого дополнительным подъемом спинки языка к нёбу и некоторым его перемещением вперед.
Рассмотрим разновидности ротацизма и параротацизма.
Часто звук р выступает в виде горлового дрожащего звука.
Первый тип подобной артикуляции — это велярное/? (от греч. velum — мягкое нёбо), при котором корневая часть языка сближается с нижним краем мягкого нёба и образует с ним щель. Проходя через эту щель, выдыхаемый воздух вызывает мелкую, беспорядочную вибрацию мягкого нёба, в результате чего возникает шум, который, примешиваясь к тону голоса, сообщает ему специфическое дефектное звучание.
Второй тип — увулярное р (от греч. uvula — язычок), при котором вибрирует только язычок. При этом слышится отчетливый рокот.
Встречается и так называемое одноударное р, при котором передний край языка лишь один раз прикасается к альвеолам, вибрация отсутствует. Попытки произнести длительный рокочущий звук не удаются.
Нередко встречается боковое р, при котором вместо вибрации переднего края языка взрывается смычка между его боковым краем и коренными зубами.
Наконец, следует упомянуть о редком виде ротацизма, при котором резкое искажение звука обусловлено тем, что струя выдыхаемого воздуха проходит через щель, образуемую между боковым краем языка и верхними коренными зубами, приводя в колебание щеку. Это так называемое щечное р.
Кроме того, имеется несколько видов параротацизма (замена р звуками р', л, л', и (j), г, д).
В большинстве случаев тот или иной вид ротацизма охватывает как твердый р, так и мягкий р'. Нередко однако при дефектном р отмечается нормальный р'. Иногда бывает и обратное явление.
Предрасполагающими к ротацизму анатомическими аномалиями могут служить короткая подъязычная связка, узкое и высокое нёбо, чрезмерно узкий, или массивный, или недостаточно пластичный язык.
Исправление ротацизма. В большинстве случаев для получения правильной артикуляции звука р необходимы подготовительные упражнения, которые условно можно распределить на два вида. Один вид упражнений направлен на то, чтобы, добившись правильного положения языка, получить так называемый фрикативный р, артикулируемый при том же положении языка, что и нормальный, но пока без вибрации.
Другой вид упражнений направлен на выработку вибрации языка. Если ребенок правильно произносит верхние ш и ж, получить фрикативный р нетрудно. Достаточно предложить ему произнести протяжно фонему ж при несколько открытом рте без округления губ и переместить передний край языка немного вперед, к деснам верхних резцов. Добившись цели, следует закреплять фрикативный р на материале слогов, слов, а затем и фраз, не дожидаясь усвоения вибрации. Важно при этом, чтобы полученный звук произносился с достаточным напором выдыхаемого воздуха, при минимальной щели между передним краем языка и деснами. Должен быть ясно слышен не только голос, но и шум воздуха, проходящего через щель.
Для выработки вибрации следует исходить из быстрого повторения на одном выдохе звука д, артикулируемого особым образом — при несколько открытом рте и при смыкании переднего края языка не с резцами, а' несколько глубже — с деснами верхних резцов или даже с альвеолами.
Упражнение может состоять вначале из двухи трехкратного равномерного повторения звука д (дд, дд, дд... ддд, ддд, ддд...), затем из тех же повторений, но с усилением последнего звука (дД, дД, дД, ддД, ддД, ддД...) и далее из многократного повторения звука д как равномерного (ддддддд...), так и с ритмическим выделением, допустим, каждого третьего звука серии (ддД, ддД, ддД, ддД). Работать должен только язык при неподвижном положении нижней челюсти.
В дальнейшем двух-, трехкратное повторение звука д завершается произношением гласного а или ы (дда, дда, дда... дды, дды, дды... ддда, ддда, ддды... ддды...).
Другой прием выработки вибрации состоит в том, что во время длительного произнесения фрикативного р под язык подкладывают зонд с шариком на конце. Шарик приводят в соприкосновение с нижней поверхностью языка, после чего быстрыми движениями зонда вправо и влево вызывается механическое колебание языка, попеременное смыкание и размыкание его переднего края с альвеолами (рис. 29). Вместо зонда может быть с успехом использован палец самого ребенка, предварительно чисто вымытый или обтертый ваткой, смоченной в спирте. Вначале движение пальца осуществляется пассивно, с помощью логопеда, который держит кисть ребенка. В дальнейшем ребенок действует самостоятельно.
После того как будет достигнута вибрация, необходимо путем разнообразных упражнений на материале слогов, слов и фраз, произносимых в постепенно убыстряющемся темпе, добиться автоматизации усвоенной артикуляции и избавиться от излишне раскатистого произношения р, неизбежного на ранних этапах работы. Если вначале получится только твердый р, то одновременно с его закреплением необходимо начать работу над мягким р'. Если же вначале получится мягкий р', то параллельно с его закреплением следует начать работу над твердым р.
ТФПСР
Классификация звуков русского языка
В русском языке различают 42 звука речи, или, пользуясь другим термином, 42 фонемы (от греч. слова phonema, что означает «звук речи»).
По механизму образования фонемы делятся прежде всего на гласные и согласные (6 гласных и 36 согласных).
Для всех гласных характерны фонация (голосообразование), обусловленная вибрацией голосовых связок, и свободный проход выдыхаемого воздуха через ротовую полость.
Для согласных характерно образование в ротовой полости преград на пути выдыхаемого воздуха либо в виде смычки тех или иных речевых органов, либо в виде образованных ими более или менее узких щелей и проходов, либо, наконец, в виде последовательного соединения смычки го щелью. При образовании одних согласных фонем указанные преграды сочетаются с фонацией, при образовании других фонация отсутствует.
Артикуляционная классификация гласных строится с учетом:
1) участия или неучастия губ. В артикуляции гласных о и у, кроме языка, активное участие принимают губы, которые при произнесении этих фонем выдвигаются вперед и округляются. Поэтому гласные о, у называют лабиализованными (от лат. labia — губы), а все остальные гласные — нелабиализованными;
2) степени подъема языка к нёбу (верхний, средний и нижний подъем);
3) места подъема языка (передний, средний и задний ряд). Описанная выше классификация гласных фонем представлена в таблице 1.
Таблица I Классификация гласных
Место и степень подъема языка | Ряд | ||
передний | средний | задний | |
Подъем: верхний | И | Ы | У |
средний | Э | О | |
нижний | А | ||
Лабиализация | Нелабиализованные | Лабиализованные |
Артикуляционная классификация согласных строится с учетом пяти основных признаков:
1) наличие или отсутствие вибрации голосовых складок;
2) способ артикуляции;
3) место артикуляции;
4) наличие или отсутствие дополнительного подъема спинки языка к твердому нёбу;
5) место резонирования.
По первому признаку (по наличию или отсутствию вибрации голосовых складок) согласные делятся на:
1) звонкие, при образовании которых тон голоса сочетается с резко выраженным шумом: б,б', д,д', г,г', в,в', з,з', ж,ж';
2) сонорные (от лат. sono — звучу), при образовании которых шум почти не присутствует и преобладает тон голоса: л,л', р,р', м,м', н,н', и (j),
3) глухие, в образовании которых участвует только шум: п,п', т,т', к.к', ф,ф', с,с', х, ц, ч', ш, щ.
По второму признаку (по способу артикуляции) согласные делятся на:
1) смычные — смычно-взрывные: б,б', п,п', д,д', т,т', г,г', к,к' и смычно-проходные: м,м', н,н', л,л';
2) щелевые (фрикативные): в,в', ф,ф', з,з', с,с', ш, ж, щ, х,х', и (j),
3) аффрикаты: ц, ч';
4) дрожащие: р,р'.
По третьему признаку (по месту артикуляции) согласные делятся на:
1) губные — губно-губные: м,м', п,п', б,б' и губно-зубные: ф,ф', в,в'.
2) язычные — язычно-зубные: т,т', д,д", н,н', с,с', з,з', ц; язычно-альвеолярные: л,л', р,р'; язычно-передненёбные: ш, ж, ч, щ; язычно-средненёбные: к', г', х','й (j); заднеязычные (задненёбные): г, к, х.
По четвертому признаку (по наличию или отсутствию подъема спинки языка) согласные делятся на:
1) твердые: твердые пары всех согласных, кроме ч, щ;
2) мягкие: мягкие пары всех согласных, кроме ш, ж, ц.
По пятому признаку (по месту резонирования) согласные делятся на:
1) носовые: м,м', н,н';
2) ротовые: все остальные согласные.
Таким образом, каждый согласный звук (фонема) имеет целый ряд артикуляционных особенностей и в зависимости от этого может быть отнесен одновременно к нескольким группам.
Наглядное представление о распределении согласных по пяти произносительным признакам можно составить по таблице 2.
Таблица 2 Классификация согласных