Психологическое сопровождение детей на приёме и адаптации
· создание системы психолого-педагогической поддержки всех обучающихся в период их школьной адаптации,
· выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи психолога,
· диагностика оценки состояния ребёнка и его адаптивных возможностей,
· определение причин и механизмов конкретного варианта отклоняющегося развития,
· разработка коррекционных мероприятий с целью обеспечения максимальной социально-психологической адаптации ребёнка в интернате, образовательной среде, коллективе сверстников,
· создание специальных педагогических и социально-психологических условий, позволяющих осуществить развивающую, коррекционно-развивающую работу с детьми, испытывающими различные адаптационные трудности.
· адаптация специальных педагогических и социально-психологических специальных образовательных условий с учетом особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Направления работы педагога-психолога в подготовительном классе
И начальной школе
· выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи психолога,
· выявление в процессе сопровождения ребёнка эмоционально-аффективных и личностных особенностей, препятствующих адекватной социально-психологической адаптации в образовательной среде, социуме,
· реализация психологической развивающе-коррекционной помощи детям, испытывающим трудности адаптации, поведения и др. (индивидуальная, подгрупповая и групповая формы),
· реализация специальных педагогических и социально-психологических специальных образовательных условий с учетом особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
· контроль динамики психического развития и эффективности специализированной коррекционной помощи, планирование работы дальнейшего сопровождения,
· проведение дифференциальной диагностики обучающихся с рекомендациями ПМПК о диагностическом обучении по программе образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по основной общеобразовательной программе, адаптированной для умственно отсталых детей,
· участие в ПМПк по сопровождению обучающихся с личностными и поведенческими проблемами,
· составление индивидуальных, подгрупповых и групповых коррекционных программ по выявленным проблемам у учащихся и запросу ПМПк,
· взаимодействие с учителями, воспитателями, логопедами, дефектологами, социальными педагогами по сопровождению обучающихся (консультации по запросам специалистов, консилиума, участие в МО, семинарах, педсоветах и др.)
· знакомство специалистов с индивидуальными психологическими особенностями развития ребёнка, его сильных сторон личности, с рекомендациями по наиболее эффективным методам и приёмам развития данного обучающегося,
· диагностика обучающихся по выявлению взаимоотношений в семье, особенностей восприятия обучающимися членов своей семьи и определении своего места в ней,
· работа с родителями, законными представителями по диагностике психологического климата в семье, взаимоотношению родителей с детьми, выявлению типа воспитания для прогноза влияния тех или иных моделей воспитания на психическое и личностное развитие детей,
· консультативная работа с родителями по их запросам;
· просветительская работа по вопросам психофизиологических особенностей детей с нарушением интеллекта; особенностей коррекционно-развивающей работы с ними; поиску рациональных путей социальной адаптации; участию семьи в реализации индивидуальной психолого-медико-педагогической программе сопровождения,
· диагностика готовности к обучению в среднем звене школы,
· прогноз социальной дезадаптации.
Психологическое сопровождение младших школьников в канун перехода в среднее звено
Задачи сопроводительной деятельности второй половины 4-го класса:
1. Выявление уровня психологической готовности четвероклассников к обучению в среднем звене школы.
2. Создание психологических условий для формирования социально-личностных предпосылок успешного обучения в среднем звене.