Попечения родителей, школ-интернатов
Целью психологической службы организаций для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,школ-интернатов (далее по тексту - интернат) является создание условий, компенсирующих трудности развития и обеспечивающих личностное становление, сохранение здоровья и успешную социальную адаптацию всех обучающихся.
Задачи:
1. Развитие личностного и интеллектуального потенциала обучающихся на каждом возрастном этапе.
2. Обеспечение индивидуального сопровождения обучающихся в процессе обучения.
3. Психолого-педагогическое сопровождение обновления содержания основной образовательной программы, а также методик и технологий ее реализации (для образовательных школ-интернатов).
4. Мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья (для образовательных школ-интернатов).
5. Профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом развитии обучающихся.
6. Формирование комплекса поведенческих навыков, позволяющих ребенку продуктивно взаимодействовать с окружающими и успешно справляться с требованиями и изменениями повседневной жизни.
7. Подготовка к жизни в семье (для организаций для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
8. Содействие педагогическим работникам в формировании у обучающихся нравственных принципов, ответственности, уверенности в себе, активной жизненной позиции без ущемления прав и свобод другой личности.
9. Содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в интернате.
10. Формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родительской общественности.
К основным направлениям деятельности психологической службы интерната относятся: психологические диагностика; коррекция; профилактика; просвещение; экспертиза и консультативная деятельность.
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса осуществляется на нескольких уровнях: индивидуальном, групповом, уровнях класса, организации.
Педагог-психолог интерната в целях обеспечения условий реализации основной образовательной программы принимает участие в планировании и реализации ее составляющих:
- программы формирования и развития универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования (для образовательных школ-интернатов);
- программы отдельных учебных предметов (в части описания личностных и метапредметных результатов освоения конкретного учебного предмета) (для образовательных школ-интернатов);
- программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
- программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
- программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования;
- программы коррекционной работы.
Кроме того, педагог-психолог интерната принимает участие в оценке достижения результатов освоения общеобразовательной программы, прежде всего в части обеспечения комплексного подхода к оценке предметных, метапредметных и личностных результатов.
Начальная школа
· Диагностика уровня развития познавательной и эмоционально-волевой сфер ребенка и особенностей межличностных отношений при поступлении в интернат; выявление учащихся группы риска дезадаптации.
· Психологическая помощь учащимся с трудностями адаптации (индивидуальная и групповая формы).
· Психолого-педагогическое сопровождение обновления содержания основной образовательной программы начального общего образования, а также методик и технологий ее реализации (для образовательных школ-интернатов).
· Мониторинг возможностей и способностей обучающихся (для образовательных школ-интернатов).
· Определение готовности первоклассников к школьному обучению и прогноз возможных трудностей обучения (для образовательных школ-интернатов).
· Проведение углубленной психологической диагностики детей с трудностями в обучении.
· Подготовка психологического заключения для психолого-медико-педагогического консилиума.
· Участие в определении образовательного маршрута.
· Психологическое сопровождение инклюзивного образования.
· Коррекционно-развивающая работа с детьми, испытывающими трудности в обучении и развитии (совместно с воспитателем).
· Проведение повторной психологической диагностики учащихся: анализ динамики развития.
· Диагностика готовности к обучению в среднем звене школы. Прогноз вероятности дезадаптации.
· Реализация программ подготовки воспитанников к жизни в семейных условиях (для организаций для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
Средняя и старшая школа
· Индивидуальная психологическая поддержка подростков с осложненной адаптацией к условиям интерната, при переходе к средней ступени обучения.
· Выявление подростков с эмоционально-волевыми проблемами и трудностями взаимоотношений со сверстниками.
· Проведение групповых занятий по социально-компетентному поведению и развитию жизненных навыков для подростков.
· Психологическое консультирование подростков по личностным и коммуникативным проблемам.
· Психологическое консультирование педагогов и воспитателей по вопросам разрешения конфликтных ситуаций в подростковых группах.
· Проведение первичных групповых консультаций для подростков по профессиональному самоопределению (совместно с социальным педагогом, центром занятости)
· Формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни:
- проведение работы по профилактике злоупотребления ПАВ (табак, алкоголь, наркотики), заболеваний, передающихся половым путем;
- развитие навыков саморегуляции и управления стрессом;
- сопровождение подростков группы риска правонарушений;
- выявление и сопровождение подростков группы суицидального риска.
· Психолого-педагогическое сопровождение организации самостоятельной работы обучающихся (поддержка проектной деятельности, деятельности детских объединений, ученического самоуправления).
· Разработка и реализация совместно с воспитателями и социальными педагогами индивидуальных программ психологической и социально-педагогической поддержки одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья.