Психолого-педагогическая помощь семье

В современной социокультурной ситуации возрастает роль и ответственность семьи (родителей и лиц их заменяющих) за воспитание детей. В связи с этим возрастает актуальность работы педагога-психолога ОО с семьей в едином воспитательном пространстве школы.

Структура деятельности:

- психологическая поддержка опекунских (принимающих) семей;

- психологическое консультирование родителей из кровных семей группы риска социального сиротства детей (семей, не занимающихся воспитанием детей; родителей и замещающих родителей обучающихся, воспитывающихся родственниками при живых родителях);

- участие в работе конфликтной (административной) комиссии школы по предупреждению и разрешению конфликта между семьей и школой по вопросам воспитания и обучения ребенка, защите прав ребенка;

- сбор информации, анализ и оформление психологических данных (характеристики) на каждого опекаемого обучающегося из школьного списка для консультирования администрации ОО, для предоставления в различные организации при запросе.

Цели:

1. Психолого-педагогическое сопровождение социальной адаптации и профилактика конфликтного поведения обучающихся, находящихся под опекой; обучающихся из семей группы риска социального сиротства.

2. Психолого-педагогическая поддержка опекунских семей.

Задачи:

1. Ознакомление со списком обучающихся ОО, находящимися под опекой, проживающих отдельно от родителей (неофициально проживающих в принимающих семьях – с родственниками или третьими лицами), в неблагополучных семьях, получение кратких сведений об обучающихся и семье от классного руководителя, внештатного инспектора по охране прав детей и зам. директора по воспитательной работе.

Анализ особенностей обучающегося из неблагополучной семьи на этапе младшей школы (карта для младшего школьника).

2. Диагностика особенностей взаимоотношения обучающегося с членами семьи (любой категории).

3. Выявление проблемных обучающихся младшей школы (по поведению и обучению), включение обучающихся из неблагополучных семей в психолого-педагогическое сопровождения по соответствующему разделу обязательного компонента.

4. Консультирование внештатного инспектора по охране прав детей, классного руководителя, опекуна (родителя) по проблемам воспитания и обучения; всех проблемных и опекунских семей (родителей) - по создании условий для реализации потребностей детей.

5. Осуществление диспетчерской функции с целью оказания специализированной психологической помощи и социальной помощи в районе и городе (районное звено психологической службы обязано подготовить материал вместе с районным инспектором по охране прав детства).

6. Консультирование администрации ОО по вопросам семейной ситуации в опекунских семьях, обучающихся из неблагополучных семей.

7. Оформление данных и психологической характеристики на каждого обучающегося из первичных списков, ведение индивидуальных карт на них.

Приложение № 3 к приказу минобразования Ростовской области

от___________________ №_________

Базовый компонент деятельности педагога-психолога дошкольной образовательной организации

Особенности деятельности педагога-психолога дошкольной образовательной организации (далее - ДОО) определяются не только нормативными документами, регламентирующими деятельность психологической службы образования, но и нормативными документами, регламентирующими деятельность системы дошкольного образования, в первую очередь, Федеральным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»).

Приоритетными задачами при реализации базового компонента педагога-психолога ДОО выступают:

- содействие формированию личности ребенка;

- определение причин нарушения личностного и познавательного развития ребенка;

- преодоление нарушений в развитии ребенка;

- создание психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования.

Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста и специфику ДОО, содержание базового компонента деятельности педагога-психолога конкретизируется в виде психологического сопровождения адаптации воспитанников к условиям ДОО, создания психологических условий для оптимизации педагогического общения, выявления и преодоления нарушений личностного и познавательного развития детей, что обеспечивается проведением диагностической, консультативной, просветительской, профилактической, развивающей и коррекционной работы.

Важной задачей в работе всех сотрудников, в том числе педагога-психолога, является профилактика дезадаптации детей, поступающих в ДОО. Для этого проводят комплексную работу, частью которой выступает психологическое сопровождение адаптационного процесса (Приложение 1). Содержание психологического сопровождения определяют, исходя из возраста и индивидуальных особенностей ребенка. Однако можно выделить инвариантную его часть:

- консультирование администрации, педагогов и родителей по общим закономерностям процесса адаптации детей к условиям ДОО;

- анкетирование родителей и диагностика детей (дошкольного возраста), поступающих в ДОО, с целью определения факторов риска для прогноза тяжести протекания процесса адаптации и разработки рекомендаций по оптимизации психолого-медико-педагогического сопровождения адаптационного периода.

В случае выявления факторов риска по результатам диагностики проводят консультативную работу с родителями и педагогами и углубленную диагностическую, а при необходимости – индивидуальную коррекционную работу с ребенком.

С целью профилактики появления дезадаптации у детей, уже посещающих ДОО, и с целью содействия формированию личности ребенка педагог-психолог проводит и работу с воспитателями, включающую изучение особенностей педагогического общения как важного фактора развития детей и обучающие семинары-практикумы психологической проблематики (Приложение 2).

Одной из важных составляющих базового компонента деятельности педагога-психолога ДОО является проведение скрининговой диагностики, которая позволяет отслеживать динамику развития детей и своевременно выявлять негативные тенденции (Приложение 3). Необходимость проведения данного вида диагностической работы обусловлена, в том числе, приказом Минздрава РФ от 03.07.2000 N 241 «Об утверждении «медицинской карты ребенка для образовательных учреждений», в соответствии с которым в ДОО реализуется базовая скрининговая программа, включающая оценку психического развития воспитанников в четыре, пять, шесть и семь лет по следующим параметрам: мышление и речь; внимание и память; моторное развитие; социальные контакты. Кроме того, за год до поступления в школу (6 лет) и перед поступлением в школу (7 лет) в карту должны быть вписаны результаты методики Керна-Йерасека (количество баллов по трём невербальным субтестам). Данная методика является единственной – обязательной для педагога-психолога ДОО, все остальные методы диагностики определяются, исходя из необходимости и возможности их применения в конкретной ситуации.

С вновь поступающими детьми раннего возраста скрининговую диагностику проводят после завершения процесса адаптации, а с детьми дошкольного возраста до вхождения ребенка в группу.

В случае выявления психологических трудностей в развитии ребенка по результатам скрининговой диагностики педагог-психолог проводит индивидуальную углубленную диагностику для определения причин нарушения личностного и познавательного развития (Приложение 4). По результатам углубленной диагностики обязательно проведение консультирования родителей и педагогов с целью согласования взаимодействия в коррекционном процессе. При необходимости педагог-психолог в работе с родителями может выполнять социально-диспетчерскую функцию (помогать родителям в установлении связей с социумом для решения проблем в развитии ребенка). Педагог-психолог по результатам углубленной диагностики и в соответствии с решением ПМПк ДОО проводит коррекционную работу в индивидуальной и групповой формах. Консультирование родителей и педагогов проводят по ходу и результатам коррекционной работы с детьми.

Одним из важных направлений в деятельности педагога-психолога является участие в работе ПМПк ДОО, что предполагает проведение диагностической работы при подготовке к ПМПк и участие в заседаниях ПМПк.

Участие педагога-психолога в создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования требует от педагога-психолога:

- консультирования родителей по вопросам дальнейшего обучения детей;

- участия в оформлении документации, передаваемой в другое образовательное учреждение (психологический блок медицинской карты ребенка).

Обязательным условием успешности психологической работы является информирование администрации ДОО о результатах всех видов психологической деятельности (в виде аналитических отчетов) и консультирование по организационным вопросам психологического сопровождения развития детей в ДОО.

Данное содержание является базовым и, как было отмечено выше, дополняется в зависимости от объема ставки педагога-психолога, возможностей и потребностей ДОО.

Приложение 1

Наши рекомендации