Личность как субъект социального конфликта (марксизм).
Понимание личности в марксизме имеет для российского общества особенное значение, поскольку довольно значительный период российской истории связан с попыткой практического применения марксизма и целым рядом соответствующих социальных практик. Принципиальной теоретической характеристикой понимания личности в марксизме является детерминированность личности общественными и, в первую очередь, производственными отношениями. Личность в таком теоретическом контексте становится прежде всего носителем качеств, которые формирует в ней принадлежность к определенному классу – социальной общности, определяемой отношением к средствам производства.. Таким образом, можно говорить о личности крестьянина, феодала, капиталиста, пролетария. Поскольку в марксизме отношения между классами понимаются как социальный конфликт, личность как представитель класса является субъектом классовой борьбы.
Личность как субъект социального взаимодействия. (Символический интеракционизмДж.Г.Мид)
Если Веберовская понимающая социология рассматривает способ связи личности и общества как социальное действие, то теория символического интеракционизма продвигается вглубь действующего субъекта. В символическоминтеракционизме личность (самость) понимается как сложная структура, состоящая из двух взаимодействующих подсистем – внутренней психической сущности и интернализированных социальных норм. Первая подсистема обладает определенной устойчивостью, вторая способна меняться в зависимости от внешних воздействий. Таким образом, взаимодействие происходит на двух уровнях – внутреннем и внешнем. Для обозначения внешнего взаимодействия Дж. Г. Мид вводит понятие обобщенного другого – второй стороны взаимодействия, которая представлена системой транслируемых символов, через которые передаются нормы, и прежде всего определенным языком. Именно благодаря принятию индивидами установки или установок обобщенного другого становится возможным существование универсума дискурса как той системы общепринятых или социальных смыслов, которую в качестве своего контекста предполагает мышление. Присвоенную систему социальных символов можно назвать социальной идентичностью личности. Так, например, посредством взаимодействия с обобщенным другим как данным с рождения этносом, усвоением определенного языка с заложенными именно в нем смыслами, формируется этническая идентичность. Можно сказать, что индивид становится личностью по мере приобретения способности быть участником ряда окружающих его дискурсов – национального, политического, религиозного и т.д.
В символическом интеракционизме большое внимание уделяется формированию личности. Дж. Герберт Мид выделяет две основные ступени развития личности в процессе взаимодействия собобщенным другим – игру и соревнование. Если на стадии игры ребенок имеет дело с воплощенными отдельными символами – игрушками и усваивает отдельные нормы (например, кукла для девочки символизирует понимание красоты), то в стадии соревнования происходит организация отдельных норм в единую систему. Именно в соревновании индивид становится взаимодействующим субъектом, личностью, не просто усваивающей, но и собственным, уникальным способом реагирующей на другого.
Таким образом, символическийинтеракционизм придает значение не только внешним, но и внутренним процессам взаимодействия и предлагает зеркальную Я-концепцию. Ч. Кули выделяет три основных элемента Я-концепции: образ нашего облика в представлении другого человека, образ его суждения о нашем облике и какое-то самоощущение, например гордость или унижение.
Ролевая теория личности.
Важное место в социологическом объяснении личности занимает ролевая теория личности. Основные положения этой теории были сформулированы американскими социологами Дж. Мидом и Р. Минтоном, разрабатывались Р. Мертоном и Т. Парсонсом.
С точки зрения ролевой теории личности социальное поведение описывается следующими основными понятиями: «социальный статус»и«социальная роль».Социальный статус и социальная роль соотносятся как статическая и динамическая социальные характеристики личности. Статус – положение в социальной структуре, роль – поведение. Статус объективен по отношению к личности, роль имеет признаки субъективности, статус занимают, роль выполняют, играют. В норме статус и роль совпадают, так, например, женщина, родившая ребенка получает статус матери и выполняет роль матери. Девиантное поведение связано с расхождением статуса и роли – так, например, женщина может иметь статус матери, но не заботиться о своем ребенке, оставив попечение о нем бабушкам. Может быть и обратная ситуация, в данном примере связанная с положительным девиантным поведением – женщина, не имея статуса матери, например, вторая жена отца ребенка фактически выполняет роль матери. Таким образом, ролевое поведение оценивается именно как соответствующее или не соответствующее определенному социальному статусу. Социальную роль можно рассматривать в двух аспектах: ролевого ожидание (экспектация) и ролевое исполнение (игра).
Поскольку социальная роль имеет субъективную составляющую, постольку она более сложна по своей структуре и именно выполнением социальных ролей можно охарактеризовать личность с социологической точки зрения. Структура социальной роли предложена американским социологом Т. Парсонсом:
1) эмоциональность - одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие - раскованности;
2) способ получения - одни предписываются, другие достигаются;
3) масштаб - одни роли предполагают узкий спектр взаимодействия, другие – широкий;
4) мотивация – каждая роль предполагает определенное внешнее и внутреннее стимулирование, соответствующее потребностям, удовлетворяемям в процессе исполнения роли;
5) степень формализации – выполнение одних ролей нормативно прописано (например, должностными инструкциями), других – более свободно.
Российский социолог П.И.Смирнов выделяет в структуре социальной роли следующие компоненты: ценности, мастерство, полномочия. Ценности представляют собой наиболее значимый и устойчивый компонент социальной роли: роль существует пока существует ценность. Мастерство - самый неустойчивый и быстро изменяющийся компонент социальной роли.
Знания умения и навыки могут быть различны у исполнителей одной социальной роли и совпадать у исполнителей разных ролей. Полномочия представляют собой определенный набор прав и обязанностей, который связан с социальным контролем, с возможностью применения позитивных и негативных социальных санкций. Полномочия социальной роли свидетельствуют о возможности принимать решения. При недостатке какого-то из компонентов социальной роли возникают искажения в исполнении социальной роли. При неусвоении ценностей социальной роли проявляются типы: «делец», «наемник», «временщик», то есть типы в которых представлено только внешнее исполнение роли. При недостаточном овладении мастерством исполнители ролей превращаются в плагиаторов, эксплуататоров, шарлатанов. Если исполнитель социальной роли превышает свои полномочия, то он превращается в узурпатора, если недостаточно полномочий, то исполнение социальной роли трансформируется в человекоугодие, низкопоклонство.
Поскольку одна личность как носитель социальных набора ролей может сталкиваться с различными и, вероятно, противоположными ожиданиями относительно своего поведения, постольку может формироваться ролевой конфликт.Классическим примером ролевого конфликта является совмещение социальных ролей матери и профессионала. Роль матери очень масштабна и требует постоянного приоритетного внимания к ребенку, при этом роль профессионала может требовать обязательного присутствия на рабочем месте. Для помощи в таком типичном ролевом конфликте общество создает особые механизмы – различные права и льготы для работающих матерей.
С точки зрения ролевой теории личности всю деятельность в обществе, осуществление функций всех социальных институтов можно представить как результат исполнения всех социальных ролей всеми личностями данного общества.
Социализация личности
Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, в результате которого индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества. Иными словами именно процесс социализации как бабочку из куколки превращает индивида в личность. При этом процесс социализации включает в себя не только пассивное восприятие воздействия общества со стороны индивида, но и его активное участие в соответствии с природными задатками.
В процессе социализации можно выделить более узкую область, связанную с целенаправленным, планомерным воздействием на становление личности со стороны других людей. Такой процесс, своего рода сознательное ядро социализации называется воспитанием.
Таким образом, сущность социализации можно определить как двусторонний процесс, который, с одной стороны, включает в себя усвоение индивидом социального опыта посредством вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны - активное воспроизводство социальных связей. При такой интерпретации понятия социализации достигается понимание человека одновременно как объекта, так и субъекта общественных отношений.
Усвоение социальных норм в процессе социализации – не механический внешний процесс, социальные нормы внедряются в структуру личности, начинают восприниматься как собственные, их значение не отделяется от личностных смыслов. Такое вхождение социальных норм в структуру личности называется интернализацией. Интернализированные социальные нормы становятся основанием самоконтроля как главной составляющей социального контроля. Без самоконтроля, возникающего в результате успешной социализации социальное взаимодействие было бы связано с тотальным внешним контролем и, в конечном счете, просто невозможно. Именно самоконтроль лежит в основе ответственности за семью, работы на совесть, гражданской солидарности.
Содержание процесса социализации.
Выделяют три сферы, в которых происходит становление личности: деятельность, общение, самосознание. Общей характеристикой всех этих сфер является расширение, умножение социальных связей индивида с внешним миром.
Деятельность как специфически человеческая форма активности, обладающая целенаправленностью является основой социализации. Только в процессе деятельности индивид приобретает и опробирует навыки умения и знания, помогающие добиваться поставленных целей и удовлетворять свои потребности, в том числе потребности высшего порядка – социальные и духовные. В процессе социализации происходит включение индивида в различные виды деятельности, овладение адекватными средствами деятельности. Важнейшим видом деятельности, в результате овладения которым индивид становится самодостаточной личностью является труд как способность производить необходимые блага.
Общение рассматривается в контексте социализации также со стороны его расширения и углубления. Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже. Что же касается углубления общения, это прежде всего переход от монологического общения к диалогическому, умение воспринимать информацию, взаимодействовать и понимать другого. С точки зрения особенностей общения социализацию делят на первичную и вторичную.
При первичной общество предоставляет тому, кто должен пройти социализацию, определенную совокупность значимых других, которых он должен принять в качестве таковых, не имея возможности выбрать других. Первичная социализация проходит в первичной социальных группах, где люди связаны между собой эмоциональными отношениями, привязаны друг к другу. Ребенок интернализирует мир своих значимых других не как один из многих возможных миров, а как единственно существующий и единственно мыслимый. Именно поэтому мир, интернализируемый в процессе первичной социализации, гораздо прочнее укоренен в сознании, чем миры, интернализируемые в процессе вторичной социализации. Вторичная социализация представляет собой интернализацию институциональных или институционально обоснованных “подмиров”.
Вторичная социализация требует приобретения специфического ролевого словаря, освоение поведения не просто в межличностных отношениях, но в рамках социальных институтов.
Третья сфера социализации - развитие самосознания личности, становление Я-концепции. Образ Я не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. Самосознание личности включает три компонента:
познавательный (знание себя),
эмоциональный (оценка себя),
поведенческий (отношение к себе).
Развитие самосознания происходит в тесной связи с деятельностью и общением. Именно в процессе деятельности происходит коррекция Я-концепции и именно в процессе общения личность приобретает видение себя через отношение к себе других.
Таким образом процесс социализации может быть понят только как единство изменений всех трех сфер. Они, взятые в целом, создают для индивида «расширяющуюся действительность», в которой он действует, познает и общается, тем самым осваивая не только ближайшую микросреду, но и всю систему социальных отношений.